-
-
-
-
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - алгоритм «Комплект для внедрения Пушкинской карты»!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - алгоритм «Внедрение Пушкинской карты»!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Сайт для работников культуры!


Сultmanager.ru - профессиональный сайт, статьи здесь закрыты. Для работника культуры регистрация займет 1 минуту.

В подарок - «Комплект для внедрения Пушкинской карты»!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
×
Сайт для работников культуры!

Сultmanager.ru - профессиональный сайт, статьи здесь закрыты. Для работника культуры регистрация займет 1 минуту.

В подарок - «Комплект для внедрения Пушкинской карты»!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
-

Проект «Стихотерапия»

1 марта 2017
480
Средний балл: 0 из 5

Проект как способ возрождения традиции читать вслух. Воспитание книгой. Создание «домашней» модели чтения....

И.А. Мусихина,

библиотекарь КГОАУ СПО «Владивостокское художественное училище»

Проект-победитель «Грустит село по городу, а город по селу»

Проект «Стихотерапия»

WWW+

Проект как способ возрождения традиции читать вслух. Воспитание книгой. Создание «домашней» модели чтения. 

Традиция чтений органично вписалась в деятельность библиотеки Владивостокского художественного училища. Способствовали этому и некоторые специфические особенности, присущие учебному процессу образовательных заведений творческого профиля. По расписанию, занятия завершаются в 15-16 часов. Однако многие студенты остаются в своих учебных мастерских для дополнительной работы над темой композиции (это основная специальная дисциплина). Другие, пока позволяет светлое время дня, спешат на улицу – делать пленэрные зарисовки. Те, кто идет домой или в общежитие, знают – их ждут неоконченные этюды, или очень трудоемкие дизайнерские макеты, необходимые для предъявления на экзамене – просмотре. Да и домашние задания по общеобразовательным предметам никто не отменял. А в последние годы заявили о себе новые реалии – многие студенты работают. И не только в традиционных для использования студенческого труда предприятиях быстрого питания, автомойках, почтовых отделениях и т. п., но и вполне по специальности – рекламных и дизайнерских агентствах или в системе дополнительного образования. В таких условиях библиотекарь рискует пребывать в задумчивом одиночестве в тишине читального зала, сетуя на времена и нравы.

Библиотека Владивостокского художественного училища (далее – ВХУ) (штат – один человек) не захотела «плыть по течению» и решила перейти на «полевую» форму работы.

Не один раз гостем библиотеки ВХУ и ее читателей была поэт Раиса Мороз. Всегда прошу читать стихотворение, основанное на ее личном наблюдении:

«Жаркий прозрачный воздух клубится,

 Жницы будто с картины старинной.

 В белом платочке, в платье из ситца

библиотекарша Екатерина

ходит за ними. Громко читает

бабам рассказы из “Темных аллей”…».

Я всегда мысленно передаю привет «библиотекарше Екатерине» от «библиотекарши Ирины»...

В нашем случае выход «в поле» ̶ это выход библиотекаря с книгой в руках в учебную мастерскую, в которой студенты выполняют самостоятельную работу за мольбертами.

В октябре 1990 г. я начала деятельность по приобщению студентов к чтению. В учебном заведении обучается 180 студентов дневной формы обучения, это 15 групп по 10-12 человек. Именно в середине девяностых годов в учебное заведение стали приходить «случайные» молодые люди, порой не имевшие за плечами опыта художественной школы или студии, не только малочитающие, но и заявлявшие: «Не читал, не читаю, и читать не собираюсь, мне бы диплом дизайнера и – до свидания»: их привлекала возможность получения бесплатного образования. По договоренности с преподавателями специальных дисциплин (рисунок, живопись, композиция, черчение и перспектива), общеобразовательных (литература, история, история искусства) стала еженедельно приходить с книгой в руках в студенческие группы. Для чтения выделялось 10-15 минут урока. Это было необходимо для того, чтобы читатель привык к библиотекарю, чтобы у него сформировалось понимание того, что участие библиотеки и книги в жизни и учебе молодого человека – это норма (как правило, приходит такое понимание к концу первого семестра первого курса). Постепенно студенты не только узнают, но и ждут библиотекаря с книгой в руках на переменах и перерывах. Такие чтения стали традиционными. Они развивали творческие способности молодых людей. Юные стихотворцы стали доверять библиотекарю свои «пробы пера». Стало понятно, что особое внимание на чтениях надо уделять лучшим образцам поэзии.

 2006 г. ̶ студенты заметили успокаивающий, дающий позитивный и вдохновляющий настрой, эффект чтений, и предложили название для наших встреч – «Стихотерапия».

2007-2013 гг. ̶ успешные выступления участников чтений на литературных конкурсах и фестивалях. За это время мною подготовлено пять дипломантов, три лауреата Первой премии, лауреат Третьей премии, лауреат Премии президента (2011 г.) Конкурса молодых литераторов «Гул океанского прибоя» (в рамках национального проекта «Образование»).

2010-2011 гг. ̶ работа по подготовке к изданию сборника поэзии и прозы молодых авторов «Есть такое явление…».

2012 г. ̶ разработка концепции идеи «Традиция читать книги» («Негромкие чтения» и "Стихотерапия").

2012-2014 гг. ̶ чтения продолжаются. Наш «полевой сезон» затянулся, но именно такая форма взаимоотношений библиотеки и читателя оказалась самой удобной и стала наиболее востребованной.

Традиция читать книги («Негромкие чтения» и «Стихотерапия»)

Цели и задачи проекта

Приобщение подростков и молодых людей к чтению. Воспитание книгой. Создание «домашней» модели чтения – чтения вслух. Воспитание осознания того, что библиотека – это место, где тепло, а библиотекарь учебного заведения – человек, который находится на одной волне со своими читателями.

Причина значимости проекта

Сейчас много и тревожно говорят о том, что интерес к чтению снизился до критической отметки. На мой взгляд, ни нравоучениями, ни назиданием ситуацию не исправишь. Необходимы верная интонация, искренний порыв и действие. В нашем случае это возможность прийти в студенческую группу на первый курс и с максимальной искренностью сказать: «Ребята, вам повезло! В нашем учебном заведении есть замечательная традиция. Традиция читать книги. К вам приходит библиотекарь и читает вслух. Как дома. Уверяю вас, вы услышите строки, которые изменят вашу жизнь…». 

И они верят! И надеются. И ждут продолжения чтения. Приходят в библиотеку поделиться своими открытиями и потрясениями. И, главное – формируют традицию читать книги. Впоследствии, на втором, третьем и четвертом курсах они уже знают, что у нас в училище так принято. А пятикурсники могут и поссориться с первым курсом: «Будем у нас читать, мы старший курс, в этом году выпускаемся, а вам еще учиться и учиться, успеете…». Не буду скрывать, подобные ссоры греют мое сердце.

Проект реализуется в аудиториях, учебных мастерских, в библиотеке ВХУ.

В первом семестре 2013-2014 учебного года (86 рабочих дней) я вышла в студенческие группы с книгой в руках 102 раза.

Когда и чьими силами проект был реализован

Традиция читать книги вслух во Владивостокском художественном училище существует более двадцати лет, с 1990 г. Меня всегда интересовали вопросы семейного чтения, чтения вслух, библиотечная педагогика и воспитание книгой. Чтение вслух – это одно из семейных увлечений моей семьи (в 2008 г. семья Мусихиных стала победителем в одной из номинаций Всероссийского конкурса «Моя семейная библиотека» в рамках 21-й Московской международной книжкой выставке-ярмарке). Я приняла решение сделать попытку перенести любимую и успешную традицию домашних чтений в студенческую среду своего учебного заведения.

Ресурсы, использованные для реализации проекта

Материальные ресурсы – произведения классической и современной прозы и поэзии (русской и зарубежной), представленные в книжном фонде библиотеки.

Финансовые ресурсы:

1) 1990-2007 гг. – вложения денежных средств не требовалось;

2) 2007-2013г.г. – 6000 р.: поздравления участников конкурсов, цветы для гостей чтений, из них 3000 руб. до 2011г. и 3000 руб. с 2011 г. (личные средства библиотекаря);

3) 2010 г. – 20 000 руб.: издание сборника "Есть такое явление…" на личные средства офицера ВМФ, ныне пенсионера Министерства обороны, мецената В.Н. Лободы.

Кадровые ресурсы:

На старте: И.А. Мусихина, библиотекарь ВХУ, педагоги, предоставляющие время урока для чтений, классные руководители (15-20 человек);

В процессе работы:

■ Т.А. Балабко, руководитель секции классных руководителей ПЦК (предметно-цикловой комиссии) информировала коллег о благотворном влиянии чтений и «Стихотерапии» на студентов;

■ И.А. Мусихина работала с юными авторами и с редколлегией будущего сборника. Редколлегия: И.А. Мусихина и студенты Юлия Алексеенкова, Ольга Дроздова, Александра Коссова, Даниил Обманец, Алексей Панфилов, Кристина Стишковская, Александра Щеголева;

■ Б.В. Лапузин, член Союза писателей России, почетный житель г. Владивостока, Е.А. Муковозова, Е.Н. Обоймина, Р.Н. Мороз, члены Союза писателей России, И.И. Шепета, член писательского клуба, А.М. Лобычев, литературный критик проводили консультации для юных авторов;

■ преподаватель дизайнерской композиции А.Ф. Лиценбергер работал с участниками чтений по вопросам оформления сборника «Есть такое явление…»;

■ Н.Н. Бриз, редактор издательства «Водолей». После обращения к ней библиотекаря ВХУ, сказала, что поддержит молодежный проект и посоветовала обратиться в Думу города Владивостока;

■ Г.П. Турмов, профессор, почетный житель г. Владивостока. Ознакомился с фотоальбомами, посвященными чтениям, и рекомендовал коммерческие структуры и меценатов, к которым библиотека могла бы обратиться за поддержкой;

■ В.Н. Лобода, офицер ВМФ, морской летчик, ныне пенсионер Министерства обороны, меценат;

■ А.Г. Третьякова, главный библиотекарь научной библиотеки Дальневосточного федерального университета, составитель и редактор альманаха «Власть книги» заслуженный работник культуры РФ, приняла к публикации статью библиотекаря ВХУ «Первая книга» и рекомендовала автору предложить материал общероссийскому профессиональному журналу «Библиотека».

 Информационные ресурсы:

 2008 г. – стремясь заинтересовать коллег идеей чтения вслух, автор предложила материал «Наши почти домашние чтения» изданию «Вестник среднего профессионального образования».

 2009 г. – главный редактор литературно-художественного альманаха «Литературный Владивосток» поэт Борис Лапузин обратился к библиотекарю ВХУ с просьбой рассказать о «Стихотерапии», участники которой успешно выступили на литературном конкурсе, на страницах альманаха.

 2011 г. – редактор издательства «Водолей» Н.Н. Бриз сообщила библиотекарю ВХУ, что готовит статью о наших чтениях и сборнике для федеральной газеты «Арсеньевские вести».

Публикации о традиции, участниках чтений и литературных конкурсов – студентах ВХУ, сборнике «Есть такое явление…».

В библиотеке ВХУ работает один человек. Для успешной реализации проекта требуется постоянная учеба и знакомство с творческим опытом коллег (с помощью подписки на профессиональные издания).

Принцип привлечения партнеров

1. Поиск единомышленников

Как автор проекта, я посещаю мероприятия, посвященные вопросам молодежного чтения, круглые столы. Внимательно читаю профессиональные издания. Веду рабочую переписку по теме.

2. Взаимодействие со СМИ и издательствами

И.А. Мусихина – автор следующих публикаций:

■ Наши почти домашние чтения // Вестник среднего профессионального образования. – 2008. - №9. – С.3.

 ■ Стихотерапия – это здорово! // Литературный Владивосток: альманах приморского отделения СП России. – 2009. – С. 200-222.

■ Интуитивная режиссура чтений ( о традиции читать вслух, стихотерапии и теплой атмосфере) // Библиотечное дело. – 2011. -№12. – С.26-28. – фото.

■ Предисловие к сборнику прозы и поэзии молодых авторов // Есть такое явление… - Владивосток.: Водолей. – 2011.- С.4-8.

 ■ Первая книга // Власть книги: Библиотека. Издательство. Вуз.: научно-информационный альманах. – 2012.- №12. – С.17-19. – фото.

■ Мы заявили миру о себе // Библиотека. – 2012. - №11. – С.2.

■ Традиция читать книги // Студенчество. Диалоги о воспитании. – 2013. – №4. – С.20.

■ Выставка "Это мы!" // Ваша библиотека. 2013. – №9-10. – С.48-49.

■ О традиции читать книги // Вестник среднего профессионального образования. – 2013. - №8. - С.3. – фото.

■ Дебют // Художественная школа. – 2013. - №3. – С.35-37. – фото.

■ На волне памяти: серия очерков, с продолжением // Библиотека. – 2013. №10. – С.76-78.

Эти публикации, по мнению автора, призваны были обратить внимание коллег к ее скромному опыту. Решила рассказать о традиции чтений после многолетней реализации проекта, когда стало понятно, что:

 ■ чтение вслух – это живая работа, способная направить внимание подростка и молодого человека к книге, заинтересовать его;

■ механизм реализации этой идеи очень прост: с книгой в руках выйти в молодежную, не всегда поначалу приветливую – будем смотреть правде в глаза - аудиторию. Потребуются деликатность, дружелюбие, открытость (не дай нам Бог назидательных и менторских интонаций: с недоумением отвернутся);

■ чтение вслух создает неповторимую, доверительную, почти домашнюю атмосферу.

После публикации в журнале «Библиотечное дело» статьи «Интуитивная режиссура чтения (о традиции читать вслух, стихотерапии и теплой атмосфере)» я получила предложение от методиста научной библиотеки Павлодарского педагогического института (Казахстан) Н. Колодиной принять участие в международной конференции «Книга. Время. Общество», посвященной проблемам чтения молодежи, которая состоялась 15 октября 2011 г.

Выпускник ВХУ Дмитрий Проскуряков, ставший студентом Санкт-Петербургского педагогического университета им. Герцена, узнав о публикации, пришел в редакцию журнала, рассказав о библиотеке родного училища. Этот молодой человек был из числа тех, кто на первом курсе уверял, что проживет и без книг.

 Рассказать о реализации одного из направлений проекта «Традиция читать книги» ̶ «Стихотерапии» и о подготовке и создании содружеством библиотеки и ее читателей сборника «Есть такое явление…» нас пригласило Общественное телевидение Владивостока на прямой эфир в программу «Новый день» (20 декабря 2010 г.).

3. Сотрудничество с профессиональными литераторами

 Обращаюсь за поддержкой в вопросах консультирования юных авторов – участников чтений – к членам Приморской организации Союза писателей России и членам писательского клуба. Рекомендую юных авторов для участия в творческих семинарах, организуемых по линии СП. По итогам городского семинара писательская организация в декабре 2012 г. выпустила сборник «Ступени». Среди его участников четыре студента ВХУ: Юлия Алексеенкова, Анастасия Соболева, Кристина Стишковская, Денис Штаев. Также альманахи «Литературное Приморье» (2013 г.) и «Литературный Владивосток» (2011 г.) отметили участников чтений Кристину Стишковскую (лауреат Премии президента) и Дениса Штаева, поощрив молодых авторов публикациями на своих страницах.

4. Поиск спонсоров и government relations

Как автор проекта, я, записываясь на прием к депутатам Думы Владивостока, знакомлю их с проектом, фотоальбомами по теме и обращаюсь с просьбой содействовать в установлении контактов с представителями бизнеса и коммерческих структур. Заинтересованность и участие проявили депутат Г.П. Турмов, член профессорского клуба ЮНЕСКО, почетный житель г. Владивостока, и его помощник Г.И. Кравченко. Они высказали пожелание – в случае успешного издания книги часть тиража передать библиотекам города, края и учебных заведений, и рекомендовали В.Н. Лободу, офицера ВМФ, мецената.

В.Н. Лобода уже поддерживал интересные творческие проекты – издание сборника произведений сельского литературного объединения «Живое облако» и книги о Герое Советского Союза М. Цукановой, подготовленной учащимися одной из школ. Он отнесся к нашему проекту с вниманием и неподдельным интересом: читал рукопись, дважды встречался с молодыми людьми в библиотеке училища, делился своим мнением об их первом творческом опыте, особо отметил некоторых авторов. В это же время ребята очень успешно выступили на литературном конкурсе «Гул океанского прибоя» в рамках национального проекта «Образование» ̶ стали дипломантом, лауреатом Третьей премии и лауреатом Премии президента. В.Н. Лобода, узнав об этом из вестей Приморского радио, позвонил мне с поздравлениями (март 2011 г.) и сообщил, что выделяет собственные средства на издание сборника. Взамен хотел бы получить в дар несколько экземпляров, и просил бы нас несколько экземпляров сборника передать в дар Думе г. Владивостока.

Ход реализации проекта

Первый шаг – «Негромкие чтения». Пожалуй, все началось с отчаяния.

В городской газете был приведен дословный диалог между экзаменатором и абитуриентом творческого (!) вуза:

 - Кто написал «Ромео и Джульетту»?

 - Гамлет.

 Интернет облетел ролик, героиня которого, московская студентка, на вопрос, кто развязал Вторую мировую войну, ответила: «Наполеон». Библиотекари уже лет двадцать не то, что не удивляются подобным «откровениям». И с ностальгией вспоминают времена, когда наша страна считалась самой читающей в мире.

Итак, сначала было отчаяние. И комплекс собственной вины: я – библиотекарь? Значит, и с меня спрос за происходящее. Потом – решимость. Бороться, делать все, что в моих силах. В моих силах – прийти к юному народу с книгой. Обязательное уточнение: бойцовскими качествами не обладаю. Как раз, наоборот – из тех, кого «не видно и не слышно». Видимо, сильно задело.

К нам пришли учиться ребята, родившиеся в 1990-е гг. Тогда родителям приходилось все чаще думать о хлебе насущном. Не всякий мог выкроить время и посидеть с ребенком за книжкой.

А как чуть расправили плечи, чуть лучше зажили, там и детки подросли – за книги уже не усадишь. Но уныние – не наш путь. Кто ищет – тот найдет. Попалось интервью Людмилы Улицкой, в котором на жалобу журналиста, мол, девятилетний сынок слушает с огромным удовольствием, когда ему читают вслух, а самого посидеть за книжкой не заставишь, Людмила Евгеньевна ответила: «А я своим вслух до двадцати лет читала. Мы заваливались на диван, и я читала вслух…». Решила и я вслед за Л. Улицкой читать «своим вслух до двадцати лет» и старше. Тем более такие чтения – одно из увлечений и моей семьи. Не скажу, что сразу все получилось. Как раз не сразу. Было недоумение, скептические переглядывания, предполагаю, кто-то и пальцем у виска крутил. Делала вид, что не замечаю. Ходила и ходила. Причем, с лучезарной улыбкой (здесь призывала на помощь оптимизм и жизнелюбие писательницы Марины Москвиной, которая проводит литературный «ликбез» в одном из столичных Центров детского творчества). Читала и читала. И вот уже подтягивают ближе стулья. Вот уже при моем появлении выключают магнитофон. А вот и спрашивают, когда будем читать продолжение. Так мы читали страницы из произведений Гоголя, Достоевского, Бунина, Куприна, Платонова, Шукшина, Довлатова. Читали дневники К.Коровина и письма В.Сурикова. Зарубежную новеллистику. Актуальные статьи из профессиональной периодики по изобразительному искусству. Мы читаем, и что-то происходит, что-то меняется в атмосфере. У нас учится немало приезжих ребят. Живут вдали от дома, в общежитии. Им, наверное, чаще других не хватает тепла и участия. Чаще других им бывает грустно. Но ведь если библиотека – аптека для души, то книга – это знаменитое проверенное лекарство.

Второй шаг – «Стихотерапия». Мы стали читать стихи, знаменитые и малоизвестные, прославленных поэтов и начинающих. Свои и чужие. По книге и наизусть. «Стихотерапия» появилась вовремя. Это уже становилось насущной потребностью. Народ стал писать! Нет, это не радовало: кое-кто, еще вчера не открывавший книг, сегодня позиционирует себя юным дарованием?! Но я уже находила единомышленников среди известных людей. И делилась находками с ребятами на наших чтениях.

Между тем, проба пера – это святое. Читаю, вникаю, редактирую.

«Стихотерапия» стала своеобразной студией. Но я всегда подчеркивала – не литстудией в ее традиционном понимании. Мы не учим писать стихи. Мы их читаем.

У нас – студия чтения. Я призываю на помощь образцы. Приглашаю известных поэтов, прозаиков, критиков. Гостями "Стихотерапии" были известные литераторы – В. Федоренко, Е. Обоймина, А. Лобычев, Р. Мороз, И. Шепета, Л. Емельянова, Д. Старшинский. О любимых книгах нам рассказывали художники В. Старовойтов, А. Кротов, Н. Тимофеев, художник по металлопластике Е. Климова, дизайнер одежды И. Федоров, фотохудожник С. Кирьянов, офицер морской авиации, морской летчик, ныне пенсионер Министерства обороны, меценат В.Н. Лобода. Библиотека организовывала для юных авторов консультации в Приморском отделении Союза писателей России и с организатором детской и юношеской журналистики в крае А. Новик. Началась череда «звездных» выступлений наших ребят на литературных конкурсах. Нас пригласили на прямой эфир в программу «Новый день» Общественного телевидения Владивостока, посвященную молодежному чтению (20 декабря 2010 г.). Так, благодаря «Традиции читать книги», мы почувствовали моральное право заявить миру о себе. Началась подготовка к созданию сборника «Есть такое явление…».

Третий шаг – издание сборника «Есть такое явление…». Реализация этой части проекта заняла один год. Ход работы приведен в таблице:

№ п. п.

Содержание шага

Участники/состав

1

Создание редколлегии

И.А. Мусихина, семь студентов – участников студии чтения «Стихотерапия»

2

Обсуждение макета, обложки, логотипа будущего сборника

И.А. Мусихина, редколлегия, преподаватель специальных дисциплин А.Ф. Лиценбергер

3

Просмотр эскизов иллюстраций

И.А. Мусихина, редколлегия, А.Ф. Лиценбергер

4

Обращение в издательство «Водолей»

И.А. Мусихина, Н.Н. Бриз

5

Поиск спонсора

И.А. Мусихина

Как уже отмечалось выше, спонсором стал офицер ВМФ, летчик морской авиации, меценат В.Н. Лобода. Он дважды был гостем участников чтений, знакомился с творчеством юных авторов, некоторых отметил особо.

Бюджет проекта представлен ив таблице:

№ п. п.

Статья расходов

Сумма, руб.

Источник привлечения средств

1

Встречи гостей, поздравления участников конкурсов

3000

Личные средства И.А. Мусихиной

2

Издание сборника "Есть такое явление…"

2000

Личные средства спонсора В.Н. Лободы   

Состав сборника

Сборник состоит из четырех разделов:

1. Предисловие.

2. Поколение NEXT (стихи и проза молодых авторов). В разделе представлено 12 авторов (всего в ВХУ обучается 180 студентов).

3. «Еще раз про любовь» (мнение студентов о традиции чтений и стихотерапии).

4. «Берегите себя» (пожелания студийцам известных в городе людей).

Дизайн обложки, макет книги, иллюстрации выполнили студентки Ю. Алексеенкова и К. Стишковская. Издательство высоко оценило их дебют.

Книга «Есть такое явление…» была издана тиражом 200 экземпляров накануне дня рождения А.С. Пушкина в июне 2011 г. И ее создатели увидели в этом добрый знак. Книга стала примером содружества библиотеки и ее читателей.

Результаты проекта 

1. Еженедельно участниками чтений становятся 70-100 человек.

2. Традиция читать книги создала творческую атмосферу, подарила радость от осознания причастности к сокровенному процессу создания книги.

3. Сборник «Есть такое явление…» (тираж 200 экз.) передан:

■ в Департамент культуры Приморского края – 2 экз.;

■ Управление по делам молодежи администрации г. Владивостока – 1 экз.;

■ Думу г. Владивостока – 5 экз.;

■ ПКГНБ им. Горького – 1 экз.;

■ Приморская краевая детская библиотека – 1 экз.;

■ Библиотеки МБУК ВЦБС – 10 экз.;

■ НБ Дальневосточного федерального университета – 2 экз.;

■ Библиотека КГОАУ ВПО " Академия искусств" – 2 экз.;

■ Библиотека КГОБУ СПО " Приморский гидрометтехникум" – 1 экз.;

■ Библиотека КГОБУ СПО "Владивостокский судостроительный техникум" – 1 экз.;

■ Библиотека МОУ СОШ №21 – 1 экз.;

■ Г.П. Турмов, почетный житель г. Владивостока, депутат Думы – 1 экз.

■ Г.И. Кравченко, помошник депутата – 1 экз.;

■ Б.В. Лапузин, почетный житель г. Владивостока, член Союза писателей России – 1 экз.;

■ В.Н. Лобода, спонсор издания – 15 экз.;

■ Н.Н. Бриз, редактор издательства «Водолей», редактор сборника издания – 2 экз.;

■ И.Б. Михнова (РГБ для молодежи, г. Москва) издания – 1 экз.;

■ Е.А. Муковозова, член Союза писателей России издания – 1 экз.;

■ Р.Н. Мороз, член Союза писателей России издания – 1 экз.;

■ И.И. Шепета, член редколлегии издательства «Рубеж» и альманаха «Рубеж» издания – 1 экз.;

■ В.И. Федоренко, журналист издания – 1 экз.;

■ А.М. Лобычев, литературный критик, член редколлегии издательства «Рубеж» и альманаха «Рубеж» издания – 1 экз.;

■ В.Н. Старовойтов, член Союза художников России издания – 1 экз.;

■ Д.Д. Старшинский, автор книг о вреде наркотиков издания – 1 экз.;

■ Педагоги и сотрудники ВХУ издания – 25 экз.

Каждый автор получил по десять экземпляров и распространил их среди своих сверстников.

Выпускники ВХУ, продолжившие учебу за пределами края, по их сообщениям, с гордостью знакомили со сборником новых друзей:

■ Д. Проскуряков – Санкт-петербургский педагогический университет им. Герцена;

■ Е. Макеев и Н. Пугачев – Академия художеств им. Репина (г. Санкт-Петербург);

■  Т. Тэн – Академия живописи, ваяния и зодчества (г. Москва)

■ А. Щеголева – Санкт-петербургское художественное училище им. Рериха. Александра Щеголева сообщила, что о сборнике и традиции чтений одобрительно отозвалась журналистка Людмила Хромова, освещающая вопросы изобразительного искусства в СМИ.

4. Многие отмечают: от страниц книги будто исходят свет и тепло. Мы знаем – это потому, что часы совместного чтения согревали нас. А теперь и мы можем делиться этим теплом.

5. Сотрудники издательства отметили хорошую профессиональную подготовку юных создателей книги.

6. Студенты стали получать предложения о работе от профессиональных издателей.

Юлия Алексеенкова и Александр Летинта иллюстрировали книгу Д. Старшинского «Цена вреда от наркотиков» (2010 г.). Для Ю. Алексеенковой эта работа совпала с работой над сборником «Есть такое явление…». Предложение стало результатом встреч Д. Старшинского с участниками чтений в библиотеке училища.

Алексеенкова, как создатель обложки, дизайна, макета, иллюстраций и один из авторов раздела «Поэзия» сборника, получила от крупного Тихоокеанского издательства «Рубеж» предложение принять участие в работе над подарочным изданием «Остров Сахалин», посвященным 100-летию пребывания А.П. Чехова на острове. В выходных данных альбома она значится как дизайнер-консультант (2011 г.). В 2011 г. и 2012 г. она оформила две книги молодой приморской поэтессы Светланы Чернышевой (2011 г. и 2012 г.). В 2012 г. она также получила предложение от издательства «Святая фамилия» (Владивосток) издать со своими иллюстрациями книгу ее любимого писателя – Н.В. Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Инна Степаненко и Светлана Фролова иллюстрировали книгу Д. Старшинского «Переселенцы…» (2011 г.).

Ольга Дроздова стала художественным редактором поэтической книжки Людмилы Емельяновой «Голубая шаль» (2011 г.). Поэтические книжки с собственными иллюстрациями издали Александра Щеголева и Виктория Винникова.

7. На декабрь 2013 г. в библиотеке хранятся и участвуют в выставке «Книга, созданная студентом» уже шесть книг, иллюстраторами, дизайнерами, художественными редакторами которых стали наши студенты. Начало первому профессиональному опыту положила работа над сборником, который создавался в содружестве библиотеки и ее читателей.

8. Авторы сборника «Есть такое явление…» были приглашены на творческий семинар молодых литераторов при Приморском отделении Союза писателей России (декабрь 2012 г.). По результатам семинара четыре студента ВХУ получили право на публикацию в сборнике писательской организации «Ступени»: А.Ю. Алексеенкова, А. Соболева, К. Стишковская, Д. Штаев.

9. Сборник «Есть такое явление…» принял участие:

■ Всероссийский конкурс библиотечных инноваций, 8 мая 2013 г. (организатор – РГБ). Оргкомитет Конкурса известил своим письмом, что библиотеки-участники внесли свой вклад в инновационное развитие страны и могут позиционировать себя как инновационные библиотеки. Получен диплом участника, подписанный генеральным директором Российской государственной библиотеки А.И. Вислым;

■ Дальневосточный конкурс молодежных проектов «Красная строка». Получена Грамота.

Думаю, не так много учебных заведений, выпускники которых пишут в библиотеку письма из армии, из отпуска с экзотических островов, находясь в столице, приходят в редакцию профессионального журнала для библиотекарей, чтобы рассказать о своей родной библиотеке и о традиции чтений, а студенты заходят даже на каникулах – поделиться своими читательскими открытиями. Среди фотоальбомов, составляющих летопись традиции чтений, есть альбом «Весточка от выпускника». Традиция читать книги создала прецедент – дружбы библиотекаря и ее читателей. Мы не только посещаем единовременные общегородские акции, связанные с книгой (презентации, День поэзии, «Библионочь» и др.). Полгода по вечерам, еженедельно, совместно с библиотекарем представители (добровольные!) студенческих групп посещали открытые лекции по зарубежной литературе доцента университета, лауреата городской молодежной премии «Есть за что» Максима Жука. Не буду хвалиться, что на лекциях много наших ребят – об их загруженности говорила выше, ̶ но всегда тех, кто пришел, публично благодарю на другой день, появляясь в аудитории. Как узнали о лекциях? Познакомились на наших чтениях с интервью молодого преподавателя «Как стать человеком» с подзаголовком «Чем жизнь с книгами отличается от жизни без книг». И особо выделили такое откровение Максима Ивановича Жука: «Литература показывает человеку, что кроме материального существования есть еще некие ценности, которые выше его, что жизнью тела не исчерпывается его существование. Жизнь интеллектуально развитого человека – не всегда счастливая. Но это жизнь человека». Мы тоже в это верим.

Традиция читать книги продолжается. Библиотека основала традицию чтений вслух. Развивая ее, библиотека выполняет свою просветительскую роль. Думаю, те, кто решится подхватить ее и развивать дальше – не пожалеют. Такая работа позволяет видеть результаты своих усилий и дарит надежду. В нашем случае надежда на то, что мы на правильном пути, появляется, когда в какой-то момент вдруг устанавливается особая, «внимающая» тишина на чтениях. И еще – когда вижу своих читателей, сидящих на полу за неимением свободных мест в большом конференц-зале университета, где мы слушаем лекции М. Жука. И еще одно наблюдение. Воспитываем не только мы и книга. Читатели тоже воспитывают нас. У нас появляется возможность культивировать в себе хорошее настроение (мы ведь неинтересны юным, если тяжелы на подъем и вечно чем-то недовольны), ощущать себя бесстрашными, молодо глядящими на мир, и даже иногда с удивлением обнаруживать в себе черты человека, склонного к риску и хорошему веселому азарту в работе.

Материал проверен экспертами Актион Культура

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.