-
-
-
-
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - алгоритм «Комплект для внедрения Пушкинской карты»!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - алгоритм «Внедрение Пушкинской карты»!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Сайт для работников культуры!


Сultmanager.ru - профессиональный сайт, статьи здесь закрыты. Для работника культуры регистрация займет 1 минуту.

В подарок - «Комплект для внедрения Пушкинской карты»!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
×
Сайт для работников культуры!

Сultmanager.ru - профессиональный сайт, статьи здесь закрыты. Для работника культуры регистрация займет 1 минуту.

В подарок - «Комплект для внедрения Пушкинской карты»!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
-

Финансирование культуры: новые модели

1 марта 2018
2860
Средний балл: 0 из 5

На текущий момент говорить о полностью сложившейся системе финансирования в сфере культуры пока не представляется возможным. Реформы, осуществляющиеся в России на основе принятых решений, еще больше усложняют положение учреждений, предоставляющих услуги в данной области

Об особенностях новой модели финансирования культуры

Сегодня самостоятельность производителей культурных благ ограничена определенными рамками, установленными учредителем. Однако учреждения культуры все же надеются на то, что введение новой системы бюджетного финансирования культуры сможет каким-то образом оказать положительное влияние на их финансовое положение.

В наши дни сфера культуры как никогда нуждается в финансовой поддержке общества. Стратегические цели развития данной сферы не могут быть достигнуты ни с помощью коммерциализации, ни в результате применения рыночных механизмов.

Решения от Роструда, чтобы правильно внести изменения в штатное расписание на 2024 год

Поскольку практика доказывает, что увеличение стоимости культурных благ не только не привлекает потребителей, а еще больше отдаляет их от учреждений культуры.  Что, как правило, только сокращает доходность этих организаций.

Какое же решение сможет изменить сложившуюся ситуацию? По мнению специалистов, оптимальным вариантом разрешения данной проблемы является разработка нормативной части  бюджета сферы культуры, обеспечивающей устойчивость ее ассигнования.

Также положительное влияние может оказать и формирование бюджета развития «культурной» сферы, основанное на участии потребителей в процессе распределения хотя бы минимальной части тех налогов, которые они платят.

Стоит заметит, что при этом дело не касается сокращения непосредственно поддержки общества, без оказания которой учреждения культуры не могут существовать не только на практике, но даже теоретически. В данном случае говорится  о некотором перераспределении полномочий в ходе решения проблемы, касающейся материального обеспечения данной области.

Составляющими новой модели финансирования культурных благ являются следующие институты:

  • бюджетных нормативов;
  • маркированных налогов;
  • индивидуальных бюджетных назначений;
  • эндаумент-фондов.

О бюджетных расходах

На сегодняшний день большинство производителей культурных благ оказываются неспособными обеспечивать рыночную самоокупаемость, что объясняется целым рядом объективных причин. Поэтому бюджетные расходы данной сферы деятельности стоит рассматривать в рамках гарантий поддержки, оказываемой обществом и имеющей форму государственных обязательств.

Бюджетные расходы включают несколько типов экономических субъектов, к  которым относятся сами учреждения культуры, их сотрудники, которые оказывают непосредственное участие в предоставлении культурных благ и потребители в лице граждан России.

Государство обеспечивает гарантии каждому из данных субъектов. К примеру, гарантиями сотрудникам организаций культуры являются обязательства со стороны государства, касающиеся  обеспечения определенного уровня заработной платы, установленного нормативными документами разных уровней.

Если говорить о гарантиях потребителям услуг в сфере культуры, то в этом случае стоит заметить,  что оны должны быть зафиксированы на уровне их ценовой доступности в текущее время. При осуществлении оценки данных обязательств используется средний уровень стоимости  платных услуг в сфере культуры, который устоялся в базовом году.

Также при этом применяются и объемы бюджетных ассигнований каждого конкретного вида культурной деятельности, которые необходимы для сохранения цен на сложившемся уровне. Таким образом, гарантии данным экономическим субъектам преобразовываются в государственные обязательства, в роли которых выступает бюджетное финансирование учреждений  культуры.

Гарантии самим производителям культурных благ  представлены как государственные обязательства  поддержки деятельности в сфере культуры, предоставляемых в форме финансовых нормативов. Как правило, они формируют самые малые доли расходов  в бюджетах разных уровней, которые используются с целью поддержки учреждений культуры.

В данном случае  дело касается составления дифференцированных нормативов для бюджетов регионального и федерального уровней. Если говорить об объеме бюджетных субсидий госучреждениям культуры, то при установлении обязательств к нему учитываются гарантии предоставления заработной платы работников, а также гарантии доступности для пользователей культурных благ.

Если бы на протяжении трех- или пятилетнего периода нормативная доля расходов на сферу культуры в бюджетах разных регионов была сохранена, то это позволило бы обеспечить рост зарплаты сотрудников организаций культуры во всех субъектах РФ. При этом можно было бы избежать снижения занятости в данной области деятельности.

Об институтах общественной поддержки

Самым распространенным механизмом поддержки со стороны общества  признан налоговый протекционизм, выражен в предоставлении льгот на налоги:

  • на прибыль коммерческих и некоммерческих учреждений культуры, представленные в форме нулевой ставки;
  • на доход пользователей услугами учреждений культуры, выраженные в  сокращении налогооблагаемого дохода;
  • на прибыль организаций, которые занимаются благотворительностью в области культуры, в форме сокращения прибыли, облагаемой налогом.

Особая роль при этом отведена  маркированным налогам, в качестве которых выступают специальные налоги, предполагающие непосредственное направление  в данную сферу доходов, полученных от акцизов на табачные и алкогольные изделия и других так называемых « налогов на грехи». То есть те доходы, которые получены в результате причинения вреда здоровью человека, необходимо направлять на ассигнование услуг,  идущих ему на пользу.

В качестве механизма общественной поддержки выступают и индивидуальные бюджетные назначения, которыми предусматривается возможность осуществления свободного выбора наиболее важных направлений расходов определенной части бюджетных средств, в привязке к определенной части косвенных налогов или в рамках двухпроцентного подоходного налога.

В результате возможности такого выбора  налогоплательщики получают право самостоятельно принимать решения о выборе наиболее значимых для них видов бюджетных расходов. Одним из признаков института индивидуальных бюджетных назначений является и принятие потребителями непосредственного участия в распределении средств бюджета.

Данный механизм основан на практике целого ряда стран Европы, которая предполагает направление части подоходного налога на удовлетворение социально-культурных нужд. Стоит заметить, что введение вышеуказанных механизмов  способно увеличить приток денежных средств в сферу культуры и выступить в качестве одного из источников поддержки их деятельности.

Одной  из составляющих инновационной модели финансирования культурных благ является и система фондов целевого капитала, так называемых эндаумент-фондов.  Механизм этой системы уже неоднократно доказывал  свою эффективность в  обеспечении стабильного источника ассигнования гуманитарных программ.

Предполагаемая модель финансирования предусматривает определение отраслевых эндаумент-фондов, представленных в форме независимых некоммерческих учреждений как на уровне субъектов РФ, так  и на федеральном уровне для различных видов деятельности в сфере  культуры.

В этом случае обеспечение их необходимыми денежными ресурсами осуществляется не только с помощью традиционных источников финансирования, но и в результате  поступлений от других институтов – маркированных налогов и индивидуальных бюджетных назначений.

При этом ежегодно поступающие взносы сохраняются и накапливаются в тех или иных эндаумент-фондах, что сможет обеспечить возрастание инвестиционного дохода от целевого капитала, направленного с целью обеспечения финансовой поддержки производителей культурных благ.

Но несмотря на это, данный институт не нашел большого распространения в сфере производства культурных благ, и причиной этому  является нехватка денежных ресурсов



.

Проведение общественной экспертизы

Инновации, касающиеся финансирования сферы культуры, впервые подверглись общественной экспертизе, результаты которой стали свидетельством  положительной оценки всех основных институтов новой системы финансирования культуры.  В роли экспертов выступили:

  • руководители органов управления сферы культуры;
  • независимые интернет-пользователи сайта Министерства культуры РФ;
  • профессиональные экономисты.

Примером проведения такой экспертизы, может стать социологический опрос экспертов Института общественной поддержки культурной деятельности. При подведении итогов данного опроса были получены такие результаты:

Институты инновационной модели

Сторонники

Противники

Воздержавшиеся

Институт индивидуальных бюджетных назначений

69,2%

18,6%

12,2%

Система региональных эндаумент-фондов

62,8%

25,4%

11,8%

Акцизы на табак и алкоголь — в пользу культуры

75,3%

15,2%

9,5%

Налоги на азартные игры, лотереи — в пользу культуры

73,6%

17,3%

9,1%

О необходимости дополнительных источников финансирования культуры

Наличие дополнительных источников финансирования культуры является делом, приносящим огромную пользу в практическом, научном, аналитическом и других смыслах. В качестве таких источников могут выступать отчисления определенной части доходов:

  • от предоставления платных услуг в области связи;
  • от проведения лотерейных розыгрышей;
  • от туристической, строительной и других видов деятельности;
  • от сборов за пользование результатами творческой деятельности;
  • от штрафов и компенсаций за совершение правовых нарушений в сфере культуры  и так далее.

Стоит заметить, что большая часть источников принадлежит к той же сфере, что и сами предполагаемые услуги. А это означает, что культура находиться на собственном содержании.

На сегодняшний день законодательство проявляет повышенный интерес именно  к непосредственным источникам  финансирования, приносящим культуре так называемый «живой доход».  С меньшим интересом оно относится к другим моделям, которые могли бы выступить в роли достаточно серьезного подспорья. Поэтому до сих пор не были сформированы фонды, предназначенные для осуществления санации унитарных госучреждений культуры с  целью обеспечения реорганизации в рамках процедуры  банкротства.

О многоканальной системе финансовой поддержки сферы культуры

Стоит отметить и тот факт, что практически все виды поддержки со стороны государства имеют выборочный характер, который, как правило в большей степени зависит от воли чиновников и назначенных ими же экспертов.  Если же говорить о мировой практике, в этом случае они преимущественно сочетаются с участием самих пользователей культурных благ. Поэтому сегодня очень важным и своевременным является внедрение новых моделей финансирования бюджетных организаций культуры.

Институты бюджетных нормативов, маркированных налогов, индивидуальных бюджетных назначений, а также эндаумент-фондов представляют собой современные формы решения финансовых проблем в сфере культуры, имеющие системный характер. Более того, данные механизмы  увеличения финансирования культуры – это не простое перераспределение бюджетных средств, а серьезные меры, стимулирующие развитие культуры.

Результаты общественной экспертизы еще раз доказали, что и потребители культурных благ, и сами учреждения культуры поддерживают введение подобных реформ. Главное, чтобы реформирование, осуществляющееся государством, соответствовало  интересам потребителей и было понято профессиональным сообществом.

В последние годы с целью решения вопросов финансирования культуры были приняты определенные меры. Так, к примеру, учреждения культуры были освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. В их обязательства не входит оплата пошлины.  Кроме того, практически все средства, подлежащие налогообложению, являются амортизируемыми, а налог на прибыль осуществляется   на основе льготных расчетов.

Особенностью является и то, что сегодня рассматривается вопрос, касающийся предоставления льгот меценатам, которые вкладывают свои финансовые средства на развитие бюджетных организаций сферы культуры, а также  пополняют эндаумент-фонды. Ведь именно институт эндаумент-фондов может выполнять роль надежного источника финансирования производителей культурных благ. Поэтому подобные направления должны поддерживаться государством прежде всего.

Со стороны государства должны быть предоставлены все условия, способствующие формированию фондов целевого капитала на уровне регионов и муниципалитетов для поддержки культуры:

  • за счет бюджетных средств;
  • за счет внебюджетных средств;
  • за счет программных бюджетных средств.

В каждом регионе должны обеспечиваться возможности, которые вместе с прямым бюджетным финансированием способствовали бы реализации определенных проектов, а также выполняли бы роль дополнительных стабильных источников поддержки сферы культуры.

Смысл целевого капитала состоит  в аккумулировании средств из разных финансовых источников. При этом поступившие средства сразу не используются для реализации благотворительных проектов в поддержку производителей культурных благ. С самого начала их размещают в финансовых институтах.

Те доходы, которые они приносят, выполняют роль ежегодного дополнительного источника финансирования учреждений культуры. Конечно, если говорить о региональном уровне, то стоит заметить, что в этом случае требуются серьезные вложения. Однако при этом их сохранение, накопление и многократное использование является вполне реальным.

Хотя на текущий момент данные идеи еще не достигли полного согласования, и потребители культурных благ, и их производители надеются, что скоро финансовый механизм в культуре  будет изменен в лучшую сторону.

Материал проверен экспертами Актион Культура

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.