Справочник руководителя учреждения культуры

Рекомендации по разработке плана по минимизации установленных коррупционных рисков

13 августа 2019
8
Средний балл: 0 из 5

Вопрос

Если есть какие-либо нормативные акты и (или) методические рекомендации по разработке плана по минимизации установленных коррупционных рисков?

Ответ

Такого перечня, как и формы плана, законодательством не установлено. Вы можете разработать его самостоятельно с учетом имеющихся в штате должностей в Вашем конкретном учреждении.

Системообразующим нормативным правовым актом в сфере противодействия коррупции как девиантного поведения публичных должностных лиц, выражающегося в нелегитимном использовании (вопреки интересам общества) имеющихся у них полномочий для извлечения выгоды, как в личных, так и узко групповых или корпоративных целях, является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее –  Закон № 273-ФЗ).

Какие локальные акты разрабатывают учреждения культуры

Закон № 273-ФЗ заложил основу для осуществления единой государственной политики в сфере противодействия коррупции, формирования системы мер по профилактике коррупции, закрепил основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, ввел новые обязанности государственных служащих, предусмотрел специальные ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы.

Частью 1 ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ предусмотрена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Примечательно, что законодатель не разделяет организации в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности.

Соответственно, учитывая тот факт, что муниципальное бюджетное учреждение является юридическим лицом, оно обязано принимать меры по противодействию коррупции, предусмотренные ч. 2 ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ.

Понятие юридического лица определено в п. 1 ст. 48 ГК РФ: юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

  • определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  • принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
  • предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Следует отметить, что несмотря на обязательность разработки и принятия организациями мер по предупреждению коррупции, им одновременно предоставляется вариативность поведения в самостоятельном определении наиболее эффективных и целесообразных мер по противодействию коррупции, которые могут быть применены в конкретной организации, а могут и не быть применены.

Очевидно, что в данной формулировке данной статьи кроится неопределенность относительно возможности разработки организацией одной или нескольких из предложенных законодателем антикоррупционных мер. В указанной норме кроится усмотрение правоприменителя, что само по себе является коррупциогенным фактором (подп. «в» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).

В Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанных и утвержденных Минтрудом России 08.11.2013 (далее - Рекомендации), формирующих единый подход к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, в разделе IV определено, что антикоррупционная политика (далее - АП) организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Иными словами, АП заключается в комплексной разработке и осуществлении разносторонних и последовательных правовых и неправовых (политических, организационно-технических, финансово-экономических) мер по устранению или минимизации причин и условий, порождающих коррупцию в разных сферах жизнедеятельности.

Сведения о реализуемой в организации АП рекомендуется закрепить в едином документе с одноименным названием «Антикоррупционная политика (наименование организации)». Таким образом, у организации должен быть еще один обязательный документ в форме локального нормативного акта, что позволит обеспечить обязательность его соблюдения всеми работниками организации. Указанный документ должен быть утвержден руководителем организации.

В АП рекомендуется отразить следующие вопросы:

  • цели и задачи внедрения антикоррупционной политики;
  • используемые в ней понятия и определения;
  • основные принципы антикоррупционной деятельности организации;
  • область применения политики и круг лиц, подпадающих под ее действие;
  • определение должностных лиц организации, ответственных за реализацию антикоррупционной политики;
  • определение и закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
  • установление перечня реализуемых организацией антикоррупционных мероприятий, стандартов, процедур и порядка их выполнения (применения);
  • ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики;
  • порядок пересмотра антикоррупционной политики организации и внесения в нее изменений.

Обязанности работников организации в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть общими для всех сотрудников организации или специальными, то есть могут устанавливаться для отдельных категорий работников.

В разработке и реализации АПкак документа следует выделить следующие этапы:

  • разработка проекта антикоррупционной политики;
  • обсуждение проекта и его утверждение;
  • информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике;
  • реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер;
  • анализ применения антикоррупционной политики и, при необходимости, ее пересмотр (см. Рекомендации).

Несмотря на изложенное следует отметить, что несмотря на заложенный сильный потенциал отечественному законодательству присущи определенные изъяны, которые состоят в том, что антикоррупционные меры не всегда соответствуют уровню коррупции в стране: ее размерам, масштабам, формам, а также институциональным особенностям.

Кроме того, примечательно, что ни федеральное, ни региональное антикоррупционное законодательство до сих пор не предусматривает:

Материал проверен экспертами Актион Культура

  • ни серьезной методологической базы определения эффективности анктикоррупционных мер;
  • ни единообразного подхода к определению оценок результативности антикоррупционных инициатив и мер оценок эффективности выявления и профилактики коррупционных рисков, равно как и корреляции антикоррупционных мер с причинам и условиями появления и распространения коррупции.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о сокращении штата сотрудников, Приказ о внесении изменений в штатное расписание, Положение о премировании работников

×
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - инструкция, как составить заявку на грант и выиграть!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - инструкция, как составить заявку на грант и выиграть!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Сайт для работников культуры!


Сultmanager.ru - профессиональный сайт, статьи здесь закрыты. Для работника культуры регистрация займет 1 минуту.

В подарок - инструкция, как составить заявку на грант и выиграть!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
×
×

Гость,

 

Вам предоставлен персональный
доступ к «Система Культура»

Активировать

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Справочник руководителя учреждения культуры»

Забрать журнал

Гость,

начните обучение на новом курсе
Школы менеджера культуры
«Управление учреждением культуры»

Посмотрите программу
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.