Как учредитель должен контролировать доходы от приносящей доход деятельности государственного бюджетного (автономного) учреждения?

577

Вопрос

В соответствии с основными принципами Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ государственным бюджетным и автономным учреждениям предоставлена самостоятельность в использовании получаемых ими средств от осуществления приносящей доход деятельности.

Ответ

В соответствии с основными принципами Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям предоставлена самостоятельность в использовании получаемых ими средств от осуществления приносящей доход деятельности (при условии уплаты в бюджет установленных законодательством РФ налогов и сборов). Такие учреждения не обязаны представлять вышестоящим органам (учредителям) бухгалтерскую отчетность, установленную для администраторов доходов бюджетов.

Вместе с тем, являясь учредителями таких учреждений, вышестоящие органы исполнительной власти заинтересованы в организации контроля как за финансово-хозяйственной деятельностью созданных ими учреждений в целом, так и за полнотой и своевременностью получения ими денежных средств от осуществления приносящей доход деятельности в частности.

Такой контроль должен быть организован по следующим направлениям и в следующих формах.

В части формирования цен и тарифов на работы и услуги учреждения

В соответствии с требованиями ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, кроме всего прочего, должно содержать информацию о предельных ценах (тарифах) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок формирования указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ.

Таким образом, если платные услуги оказываются в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, то размеры цен (тарифов) на такие услуги не могут превышать установленные вышестоящим органом ограничения. Контролировать соблюдение учреждениями указанных требований их учредитель может путем анализа отчетности о выполнении учреждениями доведенных до них государственных (муниципальных) заданий.

В части обеспечения самоокупаемости приносящей доход деятельности учреждения

Согласно изменениям, внесенным приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" в систему бухгалтерского учета санкционирования расходов учреждения, право на расходование полученных бюджетными и автономными учреждениями субсидий, а также выручки от осуществления ими приносящей доход деятельности определяется показателями утвержденных ими планов финансово-хозяйственной деятельности, а также фактическим поступлением соответствующих субсидий и доходов.

Поэтому в планы счетов бюджетных и автономных учреждений введены новые счета бухгалтерского учета, с помощью которых осуществляется увязка расходов как с утвержденными планами финансово-хозяйственной деятельности, так и с размерами фактически полученных доходов. Таким счетами, в частности, являются:

  • 504 00 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения", на котором отражаются включенные в план финансово-хозяйственной деятельности расходные показатели, право использования которых возникает только после утверждения данного плана;

  • 506 00 "Право на принятие обязательств", который применяется для отражения в бухгалтерском учете операций по возникновению прав на осуществление расходов по приносящей доход деятельности (после утверждения плана, прогноза), показатели которого должны быть увязаны с соответствующими доходными и расходными сметными показателями (Дебет 507 00 - Кредит 504 00, Дебет 504 00 - Кредит 506 00);

  • 507 00 "Утвержденный объем финансового обеспечения", который определяет, в частности, объем доходов, утвержденный планом финансово-хозяйственной деятельности;

  • 508 00 "Получено финансового обеспечения", на котором отражаются фактически полученные учреждением доходы, в т.ч. и в рамках осуществления приносящей доход деятельности (Дебет 508 00 - Кредит 507 00).

Таким образом, кредитовые балансовые остатки по счету 504 00 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" свидетельствуют либо о планируемом превышении фактических доходов над плановыми назначениями (т. е. о неполном планировании показателей использования таких доходов), либо о неутверждении (исключении) из плана финансово-хозяйственной деятельности отдельных расходных показателей. Дебетовые же остатки по счету 504 00 свидетельствуют о некачественном финансовом планировании в учреждении, т. е. о превышении расходов по плану финансово-хозяйственной деятельности над ее доходными показателями.

Сопоставлением балансовых остатков по счетам 507 00 и 508 00 можно контролировать состояние фактического выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности.

Контролировать указанные показатели вышестоящий орган (учредитель) может в процессе осуществления финансовых ревизий и проверок учреждений, а также путем анализа отчетности по санкционированию расходов учреждений.

В части обеспечения сохранности недвижимого и особо ценного движимого имущества учреждения

В соответствии с новым порядком организации финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений они ограничены в использовании закрепленного за ними недвижимого и особо ценного движимого имущества (перечни особо ценного движимого имущества разработаны вышестоящими органами исполнительной власти (учредителями) и доведены до соответствующих учреждений).

Поэтому вышестоящие органы обязаны организовать контроль за поступлением и выбытием указанного выше имущества, как закупленного за счет перечисленных учреждениям бюджетных субсидий, так и полученного учреждениями безвозмездно (в виде материальной помощи, по результатам инвентаризации и т. п.).

Контроль за поступлением и выбытием указанного выше имущества организуется в форме анализа показателей бухгалтерской отчетности учреждений, а также при государственной регистрации такого имущества (если такая регистрация предусмотрена действующим законодательством) и включении его в реестры государственного имущества.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×