Международный конкурс им. П.И. Чайковского: история, события, итоги

12 октября 2011 1965
С 14 июня по 2 июля в Москве и Санкт-Петербурге состоялся XIV Международный конкурс имени П.И. Чайковского. Конкурсанты соревновались по четырем дисциплинам: фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение (мужчины и женщины). Учредителями конкурса стали Правительство РФ и Министерство культуры РФ. Давайте вспомним, как это было, и позволим себе сделать некоторые, пусть и субъективные, выводы.

Баранкин Е.С.,

председатель экспертного совета Московской филармонии, заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

 

С 14 июня по 2 июля в Москве и Санкт-Петербурге состоялся XIV Международный конкурс имени П.И. Чайковского. Конкурсанты соревновались по четырем дисциплинам: фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение (мужчины и женщины). Учредителями конкурса стали Правительство РФ и Министерство культуры РФ. Давайте вспомним, как это было, и позволим себе сделать некоторые, пусть и субъективные, выводы.

На мой взгляд, XIV конкурс им. Чайковского открыл новую страницу его современной истории. С 1958 г., когда конкурс имени Чайковского был проведен впервые, прошло немало лет, и в силу разных причин, в т. ч. изменений в политической жизни нашей страны, конкурс начал утрачивать свою значимость и престиж на мировой музыкальной арене. Пришло время что-то менять, и эти изменения произошли. В ходе конкурса были применены технологические новшества, управление конкурсом теперь ведется во многом используя современные правила и возможности концертного менеджмента.

Возвращению престижа конкурса способствовало и назначение председателем оргкомитета В.А. Гергиева и приглашение бывшего директора “Метрополитен опера”, директора Международного конкурса пианистов имени Вана Клиберна в американском городе Форт-Уорт Ричарда Радзински. Имя Клиберна – победителя первого конкурса им. Чайковского, который прошел в Москве в 1958 г., соединяет историю этого конкурса и конкурса, проходящего в городе Форт-Уорт. Господин Радзински смог использовать успешные приемы, опробованные на конкурсе в Форт-Уорте, в организации XIV конкурса им. Чайковского. Например, в 2011 г. впервые появилась возможность следить за ходом конкурса онлайн посредством вэб-трансляции на сайте www.tchaikovsky-competition.com/ru.

Конкурс имени Чайковского образца 2011 г. отличался и методикой подсчета голосов[1], и изменением принципа формирования жюри, приглашением членов которого занимался персонально В.А. Гергиев. Над организацией и проведением конкурса впервые работала международная группа менеджеров. Изменения затронули организационную часть, но на творческую составляющую практически не повлияли: академическая, классическая музыка – очень субъективное искусство. Она имеет свою многовековую историю. Безусловно, использование современных технологий очень интересно и перспективно, но им неподвластно изменить сущность, глубину и смысл музыкального процесса.

В 2011 г. изменился принцип формирования жюри – по приглашению председателя оргкомитета В.А. Гергиева в него вошли многие выдающиеся музыканты мира разных поколений. И я думаю, что основным критерием приглашения явились собственная репутация артиста и его художественная совесть.

В 2011 г. журналисты и музыкальные критики присудили собственный приз одному из участников конкурса. Такая традиция существует не только в музыкальном искусстве, это общепринятая практика на театральных и кинофестивалях и различных конкурсах. Я считаю абсолютно обоснованными случаи, когда мнения официального жюри, критики и публики расходятся. Жюри оценивает технические и динамические характеристики исполнения, эмоциональность конкурсанта, точность и уважение к композиторскому замыслу и традициям исполнения существующего нотного текста. Жюри во многом исходит из традиций исполнения данного произведения. Что же касается публики, то она, как правило, реагирует на выступления молодых музыкантов необычайно эмоционально, ну а критика, безусловно, имеет право на собственное мнение.

Еще одной характерной чертой новейшей истории конкурса им. Чайковского стало проведение отборочного тура, на котором будущий конкурсант должен представить свое понимание мировой классики и свой технологический уровень исполнения. На протяжении многих лет, особенно в далекие 1960-1970-е гг., в Москву приезжало много “музыкальных туристов” именно потому, что приезд на конкурс не сопровождался предварительным отбором. Поэтому зачастую первый тур смешивал профессионально подготовленных музыкантов и тех, кого принято называть профнепригодными. Именно поэтому практика проведения отборочных туров зарекомендовала себя положительно практически на всех значительных конкурсах мира.

Среди новшеств конкурса – принцип отбора конкурсантов: в этом году им занималась международная группа авторитетных музыкантов. Состав группы был предложен председателем и утвержден оргкомитетом конкурса.

Еще одно заметное изменение программы в нынешнем конкурсе – это промежуточный тур перед финальным выступлением будущих лауреатов, на котором звучала музыка Моцарта в сопровождении камерного оркестра. В этом же ряду новшеств – сокращение числа финалистов. Сейчас лауреатами конкурса становятся 5 музыкантов. Небольшое число финалистов позволило им в финальном туре выходить на сцену дважды: исполнив произведения Чайковского и сыграв один из предложенных им инструментальных концертов. Мне кажется, этот эксперимент очень интересен и имеет право на жизнь.

Результаты конкурса – один из самых болезненных вопросов. Повторю слова члена скрипичного жюри Бориса Кушнира: нижняя (технологическая) планка уровня конкурса поднялась достаточно высоко, а верхняя, которая всегда дарила нам особые художественные откровения, увы, опустилась. Хотя всегда нужно помнить, что как сложно найти золотой самородок, так и сложно встретить музыканта выдающегося дарования. Это зависит не только от методики отбора, применяемой на конкурсе, системы оценки и состава жюри. Талант всегда уникален.

И все же конкурсы далеко не всегда зажигают звезды того уровня, которого мы всегда ждем. Можно отметить некоторую усредненность игры. Ее можно объяснить, проведя, пусть и не совсем корректное, сравнение со спортом: есть выдающиеся спринтеры, стайеры, пловцы, бегуны и пр. Но также существует пятиборье и десятиборье, где спортсмен обязан выполнять все дисциплины, побеждая по сумме баллов. Поэтому многие конкурсы тоже воспитывают универсалов: участникам необходимо играть классику, современную музыку, большие и малые формы, выступать в сольных и камерных программах и с оркестром. Это достаточно сложно – для каждой из “дисциплин” требуется свой способ исполнения и особенное мышление. Это под силу только большим мастерам. Но в силу вышесказанного, конкурс имени Чайковского в 2011 г. не смог предъявить миру особые художественные открытия участников. Зачастую это были очень одаренные исполнители, в первую очередь это относится к победителям в номинациях “фортепиано” и “виолончель”. Я могу отчетливо представить себе их выступления на концертных площадках мира. Для примера можно назвать обладателя Гран-при пианиста Даниила Трифонова, который незадолго до конкурса им. Чайковского убедительно выиграл сложнейший конкурс им. Артура Рубинштейна в Тель-Авиве, стал лауреатом конкурса им. Фредерика Шопена в Варшаве.

Но при этом мы не должны забывать о музыкантах, которые пользовались особым успехом у публики и прессы. Сейчас мы знаем, что, несмотря на то, что некоторые из них не прошли в финал конкурса и не стали его лауреатами, В.А. Гергиев и В.Т. Спиваков заявили о своем желании выступать с ними и включили их в свои концертные программы.

Вокальный конкурс оставил у меня впечатление самого слабого. В свое оправдание могу сказать только то, что я следил за этим конкурсом через вэб-трансляции и, может быть, потерял атмосферу зала, не испытал всех тех ощущений, которые сопровождают “живое” музыкальное соревнование. И тем не менее, жюри отобрало для участия в конкурсе 22 российских вокалистов. Это очень много. Мы знаем, что страны СНГ и Россия всегда были богаты замечательными певцами, что подтверждали прошлые конкурсы. В этот раз лишь одна из российских певиц стала лауреатом конкурса. В связи с этим невозможно назвать ни одного отечественного вокалиста – лауреата XIV конкурса, который мог бы появиться на мировой сцене.

При этом нужно понимать, что некоторым музыкантам (например, скрипачам Вадиму Репину, Максиму Венгерову) было достаточно победы на одном конкурсе, чтобы начать мировую карьеру. Легендарный пианист Евгений Кисин вообще не участвовал ни в одном конкурсе. Путь к славе начинается по-разному, и конкурс сам по себе не является гарантом блестящего будущего. Любой конкурс можно рассматривать как своего рода ярмарку молодых музыкантов, на которой успешный менеджер может попытаться найти перспективного исполнителя, а публика – своего нового фаворита.

Сегодня в мире проходит масса музыкальных конкурсов. И огромное количество молодых музыкантов рвутся проверить себя, показать свое мастерство. Некоторые из них составили универсальную программу, с которой они ездят с конкурса на конкурс, стараются качественно ее исполнять, а в случае успеха получать не только премии вместе с ее денежным эквивалентом. Одновременно они завязывают контакты с менеджерами и агентствами.

В рамках XIV конкурса им. Чайковского проходил “круглый стол”, участники которого пытались понять, что такое музыкальный конкурс – бизнес или искусство. Возможно, я частично отвечу на этот вопрос. Всегда хочется надеяться, что деятельность молодого музыканта относится к искусству. А использование его успехов – приемы, с помощью которых можно сделать его дарование достоянием публики, организация процесса гастрольной деятельности, − это менеджмент, с его четкими экономическими расчетами. Таким образом, на конкурсе представлены обе сферы.

Для меня, как музыкального критика и музыковеда, самым важным событием XIV конкурса им. Чайковского стала организация вэб-трансляции с каждой сцены конкурса. Когда конкурс проходит параллельно в двух городах, невозможно присутствовать на каждом концерте лично. Вэб-трансляция дает возможность услышать музыку, побывать на репетиции, увидеть музыканта воочию. Онлайн-трансляцию конкурса имени Вана Клиберна в 2009 г. посмотрели 2 миллиона человек. Можете представить себе, как расширяется аудитория конкурса, который пропагандирует классическую, академическую музыку в исполнении молодых музыкантов!

По словам председателя оргкомитета конкурса В.А. Гергиева, интернет-трансляции оправдали себя. “Любые технические средства хороши, если они помогут увеличить армию любителей музыки и поклонников конкурса”. − Сказал он в интервью телеканалу “Россия-24”.

Вместе с тем, оргкомитету конкурса есть над чем поработать. Ранее каждый конкурс им. Чайковского подготавливали “с нуля” разные команды. Вместе с тем, почти на всех крупных конкурсах в Америке, Европе и на других континентах над организацией работает одна и та же команда, которая может использовать все свои наработки и приемы, опробованные на прошедшем конкурсе, учитывать все ошибки и избегать их повторения, постоянно работать с лауреатами конкурсов, отслеживать графики их гастролей. Постоянная дирекция сможет начать работу над новым конкурсом сразу же после окончания предыдущего. Я считаю, что у конкурса им. П.И. Чайковского наконец-то должна появиться своя постоянно действующая дирекция.

Информация об авторе:

Е.С. Баранкин - заслуженный деятель искусств России, музыкальный критик, председатель Экспертного совета Московской государственной академической филармонии.

Возглавлял пресс-центр VII конкурса  им. Чайковского.

Выступил консультантом документального фильма о VIII конкурсе".

Входил в оргкомитеты IX-XIII конкурсов. На XIII конкурсе им. П.И. Чайковского был ответственным секретарём жюри под председательством В.Т. Спивакова.

 

 


[1] Информация о системе оценки представлена на сайте конкурса: www.tchaikovsky-competition.com/ru/the_tchaikovsky/voting_system.

Ваши коллеги рекомендуют:



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль