Справочник руководителя учреждения культуры

Анализ работы школьной библиотеки

  • 27 марта 2019
  • 37
  • Средний балл: 0 из 5

В статье представлены основные критерии анализа деятельности современной школьной библиотеки.

Анализ работы школьной библиотекиРассмотрены особенности организации работы с фондом, приоритетные направления деятельности российских школьных библиотек, эффективные форспецифика инновационной, методической и информационной работы.

Анализ работы школьной библиотеки за учебный год начинается с оценки ее материально-технического обеспечения.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Положение о библиотеке, Пример устава муниципальной библиотеки, Дневник библиотеки

Важна информация о том, где расположена библиотека, какова ее общая площадь, а также площадь, предназначенная для хранения фонда.

Интерес представляет штатная численность коллектива библиотеки, уровень образования сотрудников и сведения о повышении квалификации.

Рассматривая общую картину деятельности библиотеки, особое внимание уделяют структуре годового плана работы.

В современных школьных библиотеках план составляется в соответствии с основными задачами структурного подразделения.

Приоритетными задачами выступают:

  1. Организация доступа учащихся и педагогического состава к информации через использование библиотечно-библиографических ресурсов.
  2. Участие в учебно-воспитательном процессе через реализацию массового и индивидуального библиотечного обслуживания.
  3. Формирование информационной культуры учащихся.

Как составить план работы для библиотеки, методы и региональная дорожная карта,— в Системе Культура.

Основные направления работы библиотеки

Перспективы развития школьной библиотеки зависят от того, насколько успешно реализуются основные направления ее деятельности.

В числе ключевых ориентиров следующие:

  • осуществление методической и консультационной информационной поддержки педагогов, родителей и учащихся;
  • формирование комфортной среды для чтения;
  • анализ работы школьной библиотеки;
  • ведение индивидуальной и массовой работы с читателями в целях повышения престижа библиотеки;
  • формирование информационной компетентности школьников;
  • ведение рекламно-издательской деятельности.

Работа по реализации данных направлений ведётся библиотекой ежегодно и отражается в отчётах библиотеки за год.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Культура» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Задачи и цели анализа работы школьной библиотеки

Деятельность школьной библиотеки регулируется официальной нормативно-правовой документацией школы и Законом о библиотечном деле.

Школьная библиотека нацелена на достижение следующих целей:

  1. Организация комплексной системы библиотечно-информационного обслуживания учащихся и педагогов.
  2. Обучение учащихся навыкам поиска, оценки и применения информации;
  3. проектировка и внедрение продуктов, ориентированных на регулярное чтение школьников и формирование читательских интересов.
  4. Организация досуговых занятий для школьников, в соответствии с особенностями их возраста и потребностей.
  5. Повышение качества информационных услуг библиотеки в области библиотечного обслуживания и формирования информационной грамотности пользователей.

Для того чтобы оценить, насколько деятельности библиотеки адекватна ее целям, необходимо провести анализ работы школьной библиотеки за учебный год.

В качестве центральных задач библиотеки в школе обычно определяют следующие:

  • рост читательской активности, часто достигаемый через масштабные акции в библиотеке по привлечению читателей;
  • развитие творческой личности учащихся через проектную и исследовательскую деятельность;
  • продвижение чтения в процессе знакомства с информационными источниками на массовых мероприятиях библиотеки;
  • поддержка традиций семейного чтения;
  • организация внутреннего пространства библиотеки с позиций читательского комфорта;
  • ведение работы с учителями, родителями и учащимися в рамках методической и консультационной поддержки.

Когда в этом году проводить культурные акции, даты мероприятий узнайте в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры».

Работа с библиотечным фондом

В рамках данного направления осуществляется комплектование фонда, работа по его сохранности и работа с учебной литературой.

Формирование фонда ведётся в соответствии с принятыми образовательными программами. Доступ читателей в равной степени обеспечен как к художественной литературе, так и фонду периодических изданий.

В целях обеспечения сохранности фонда строго соблюдается система расстановки документов и контроль за своевременным возвращением книг в фонд.

При работе с фондом читатели обеспечиваются комфортными условиями. Мелкий ремонт книг ведётся сотрудниками библиотеки.

С какой периодичностью проверяют библиотечный фонд, скачайте таблицу-подсказку в Системе Культура.

Анализ работы школьной библиотеки за учебный год

Прием новых поступлений, их обработка и систематизация – неотъемлемая часть работы с фондом. Ответственный за документный фонд школьной библиотеки оформляет подписку на периодические издания и контролирует их своевременную доставку. Библиотечный работник комплектует фонд печатными и электронными документами.

В рамках работы с фондом ведется мониторинг ветхой, устаревшей и неиспользуемой читателями литературы. При выявлении таких книг составляется акт на списание литературы в соответствии с правилами и нормами.

В целях сохранности фонда проводится регулярная проверка возвращаемых изданий, сопровождаемая мерами по возмещению утерь и ущерба, причиненного документам.

Сохранность фонда обеспечивается благодаря составлению списка задолжников и последующим извещениям об это классных руководителей учащихся.

Целостность документов поддерживается за счёт соблюдения в книгохранилищах требуемого температурного режима, норм освещения и систематизации.

Работа с фондом учебной литературы включает в себя следующие процессы:

  1. Комплектование учебников и распределение по классам.
  2. Анализ книгообеспеченности учащихся всеми необходимыми учебниками и учебными пособиями.
  3. Работа с библиографической продукцией издательств – прайс-листами, тематическими планами, рекомендательными пособиями.
  4. Формирование заявки на заказ учебной литературы.
  5. Подготовка списка учебной литературы, планируемой к приобретению на новый учебный год.
  6. Прием и обработка поступивших изданий – регистрация, штемпелевание, запись в книгу суммарного учета, внесение данных в инвентарную книгу и электронный каталог.

! Пять советов, которые выручат вас при проведении массовых мероприятий, узнайте в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры».

Основные формы группового и массового обслуживания

Групповое обслуживание читателей школьной библиотеки – это комплекс мер и способов, нацеленных на удовлетворение информационных запросов малых групп, объединенных общностью интересов.

Массовое обслуживание – работа по удовлетворению информационных и культурных потребностей, свойственных большинству пользователей библиотеки.

Мероприятия для читателей, проводимые в рамках группового и массового информирования должны быть доступны восприятию читателя, который хорошо разбирается в теме, и тому, кто только знакомится с ней.

Методика подготовки группового мероприятия гораздо сложнее массового и требует серьезных временных затрат. Поэтому для быстрого знакомства учащихся, например, с новыми поступлениями, рекомендуются массовые формы работы. Особый социальный эффект имеют акции в библиотеке по продвижению чтения.

Продвижение книги и чтения и знакомство учащихся с информационными ресурсами может быть реализовано через вечер вопросов и ответов.

Эта форма устного массового обслуживания, предназначенная для включения пользователей в познавательную деятельность, а также является эффективным способом повышения спроса на отраслевую и художественную литературу.

Новые идеи: какие акции расширят вашу аудиторию, читайте в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры».

Эффективными для устного массового обслуживания считаются такие формы мероприятий, как:

  • презентация книги, подразумевающая подробное знакомство с сюжетом;
  • вечер-диалог, предполагающий ведение аргументированной дискуссии о книгах;
  • читательская конференция, в ходе которой читатели обмениваются мнениями и ведут коллективное обсуждение прочитанного, дают оценку книге;
  • диспуты, цель которых в выявлении разных взглядов и точек зрения на поставленную проблему;
  • устный журнал – наиболее быстрый способ информирования о поступивших изданиях, предусматривающий разнообразие представляемого материала, его актуальность.

В рамках реализации позитивно-иллюстративных форм массового обслуживания читателей школьной библиотеки могут быть использованы тематические вечера. Этот формат имеет рекомендательную направленность, для которой характерно яркое, максимально наглядное представление материала.

Информирование читателей ведется также на вечерах-лекциях, встречах с известными людьми, вечерах-портретах и на литературно-музыкальных композициях.

Наиболее эффективны в анализе работы школьной библиотеки за учебный год мероприятия, проходящие для клубов и объединений.

Именно клубная работа максимально способствует развитию познавательного интереса школьников, прививает навыки самостоятельной работы с информационными источниками.

Информационная работа

В рамках информационной работы школьного библиотекаря ведется деятельность по формированию информационной среды библиотеки.

В этих целях формируется отраслевой и учебный фонд на традиционных носителях информации, приобретаются издания на электронных носителях, в соответствии с профилем образовательного учреждения.

В школьных библиотеках создаются аннотированные указатели в помощь педагогическому процессу и учителям-предметникам.

Особое внимание уделяется формированию справочно-библиографического аппарата, состоящего из справочно-библиографического фонда, системы каталогов и картотек. Энциклопедии, словари и справочники – пользуются огромным спросом в процессе реализации педагогических практик.

В рамках ведения информационной работы проходит внедрение электронных систем, посредством которых ведутся процессы каталогизации, поиска, аналитической росписи статей, комплектования,а в наиболее оснащённых библиотеках, и библиотечное обслуживание читателей.

Планируется, что в ближайшем будущем все школьные библиотеки России будут объединены общей локальной информационной сетью. Это позволит создать уникальное информационное пространство и обеспечить доступ к фондам других библиотек, получить недостающие ученики и учебные пособия.

Пропаганда библиотечно-библиографических знаний

В анализе работы школьной библиотеки используются следующие методы:

  1. Индивидуальное консультирование по вопросам библиографического поиска и развитию читательской культуры.
  2. Групповое информирование, беседы о правилах использования информационных систем;
  3. Библиотечные экскурсии.
  4. Библиотечные уроки, обучающие правилам оформления списка литературы, подготовке проектов, рефератов и докладов.

Комплекс мероприятий по формированию информационной грамотности завершают итоговые встречи с читателем.

Данные мероприятия позволяют определить уровень информационной культуры личности, степень владения знаниями, умениями и навыками работы со справочно-библиографическим аппаратом школьной библиотеки.

Методическая и инновационная деятельность

В рамках методической и инновационной деятельности школьные библиотеки организуют проектную работу с учащимися, направленную на развитие самостоятельности, освоение научных методов и развитие творческого мышления.

Инновационная деятельность библиотеки включает в себя использование современных источников информации, оцифровку фонда, формирование информационной базы, создание виртуальных продуктов, внедрение облачных технологий.

Школьная библиотека, являясь современным информационным и учебным центром, активно использует в своей деятельности возможности информационно-коммуникационных технологий – внедряет автоматизированные информационные системы, создает контент для официального сайта и страниц в социальных сетях.

Выводы

Анализ работы школьной библиотеки, доказывает, что сегодня это одна из самых мощных ресурсных баз в образовательной области.

Сегодня она претерпевает изменения и наделяется новыми функциями, среди которых:

  • выявление и удовлетворение информационных запросов педагогов;
  • ведение педагогических банков данных, как единой информационной службы школы;
  • реализация текущего информирования учащихся и учителей;
  • организация практических занятий учащихся по изучению информационных ресурсов.

Анализ работы школьной библиотеки за учебный год, показывает высокий уровень ее эффективности, достигнутый благодаря грамотному сочетанию на практике традиционных и цифровых технологий.

Материал проверен экспертами Актион Культура

logo
×
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - инструкция, как составить заявку на грант и выиграть!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - инструкция, как составить заявку на грант и выиграть!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт для работников культуры!


Сultmanager.ru - профессиональный сайт, статьи здесь закрыты. Для работника культуры регистрация займет 1 минуту.

В подарок - инструкция, как составить заявку на грант и выиграть!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Справочник руководителя учреждения культуры»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Культура»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.