Справочник руководителя учреждения культуры

Этика общения с инвалидами в учреждении культуры

  • 4 января 2019
  • 55

Этика общения с различными категориями инвалидами является важным моментом при обеспечении доступной среды. Каких правил общения необходимо придерживаться при общении с колясочниками, инвалидами по слуху и зрению, людьми с психическими отклонениями

Как оказывать услуги инвалидуТребования, как правило, зависят от той услуги, которая предоставляется. Но в любом случае необходимо учитывать общие требования по доступности услуг, независимо от вида учреждениям культуры.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Пример устава библиотеки, Пример устава музея, Пример устава театра

Кто отвечает за обеспечение доступности учреждения культуры

В каждом учреждении культуры, будь то библиотека, музей или кинотеатр, должно быть лицо, ответственное за обеспечение условий доступности для инвалидов. Причем это лицо обязано пройти соответствующее обучение.

Его ответственность должна быть закреплена внутренним локальным актом организации. То есть руководитель обязан издать приказ о назначении и закрепить этим документом ответственность. 

Этот же человек отвечает за инструктаж остального персонала, оказывающего услуги. Именно он должен проинструктировать всех остальных, как себя вести в ситуации, когда в учреждение приходит инвалид, или, например, как общаться с инвалидами  и так далее.

Как обучить персонал работе с инвалидами

Как вести себя при общении с инвалидом-колясочником

Важным моментом является этика общения. Существуют как общие этические правила по общению с инвалидом, так и конкретные.

Что касается общих правил, то они включают:

  1. Обращаться необходимо к самому человеку, а не к лицу, которое его сопровождает. Многие инвалиды жалуются, что они приходят в учреждение с сопровождением и люди, обращаются не к ним, а к их сопровождающему. Это неправильно и некорректно.
  2. Следует обязательно спрашивать, нужна ли помощь. Сотрудники должны убедиться в том, что их помощь нужна или не нужна. Бывают очень самостоятельные реабилитированные инвалиды, которые не нуждаются в помощи. Иногда бывает так, что люди свою помощь навязывают. По мнению инвалидов, это не очень хорошо.  Не нужно пытаться помочь тогда, когда нет такой необходимости.

Рассмотрим пример, как следует вести себя работникам при встрече с инвалидом. Когда сотрудник учреждения подходит к инвалиду-колясочнику, то трогать его коляску без разрешения не нужно.

Ведь коляска - это как бы продолжение тела данного человека. И потрогать коляску, попробовать ее катить, хлопнуть или повиснуть по ней - то же самое, что сделать это на теле человека. Поэтому люди очень негативно это воспринимают. А значит, без разрешения трогать или катить коляску не нужно.

Если сотрудник очень хочет помочь, то сначала стоит просто предложить помощь. Ведь коляска может стоять на блокировке. Колеса стоят так, чтобы коляска не катилась дальше.

А работник учреждения может этого не знать, и попробуя катить коляску, просто перевернет из нее человека. Поэтому обязательно нужно убедиться, что помощь нужна вообще. А лишь потом выяснить, как помогать, в чем именно нужно помочь и как это сделать.

При общении с инвалидом, который  на кресле-коляске, не нужно стоять рядом с ним и смотреть на него сверху вниз. Лучше отойти на пару шагов или вообще присесть напротив него. Тогда глаза собеседников будут на одном уровне, и никто не будет чувствовать дискомфорт.

Все эти правила касаются колясочников. На самом деле в плане общения с этими людьми не так много сложностей. Потому что колясочник просто испытывает проблемы с ограничением. В первую очередь следует просто убедиться, нужна ли помощь. И если она действительно необходима, то оказать ее посетителю.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Культура» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Какие правила общения с посетителями, имеющими нарушения психики

С посетителями с психическими нарушениями намного сложнее. Ведь таких людей очень много, их не всегда видно, и все они очень разные. Если сотрудник учреждения культуры общался с человеком, у которого одно психическое заболевание,  то это не значит, что с человеком с другим психическим заболеванием можно будет общаться так же.

Главное, что нужно помнить:

  • общение должно происходить спокойным тоном. Следует  иметь ввиду, что человек может испытывать большой стресс, поэтому нужно постараться дать ему возможность как-то прийти в себя, выслушать его. Но при этом не нужно с ним вступать в споры, пытаться что-то доказать. Ведь психические заболевания бывают разные. Иногда эти люди спорят просто ради того, чтобы спорить. Такое бывает, например, при шизофрении;
  • любые острые ситуации необходимо сглаживать и стараться по возможности этим людям помочь.

Как обеспечить комфортное общение с инвалидами по зрению или слуху

Посетителей с проблемами слуха тоже достаточно много. И первое, что нужно сделать - это убедиться, есть ли у человека остаток слуха. Если это так, то он может вполне нормально пользоваться речью. С ним можно разговаривать, возможно немного громче, немного четче, но все таки можно использовать речь.

Если же у человека остатка слуха нет, то с ним можно переписываться или воспользоваться услугами сурдопереводчика.

Когда происходит общение с человеком, неважно, глухим или слабослышащим, ему должно быть четко видно лицо собеседника, его губы. При этом  нельзя закрываться волосами или отворачиваться. Если человек четко видит лицо, тогда он сможет лучше понимать собеседника.

Еще одна категория - это посетители с нарушением зрения. Эта категория  почему-то пугает многих работников учреждения культуры.

Возможно потому, что все здоровые люди 90% информации получают именно через глаза. У незрячего человека немножко иной способ восприятия информации. Поэтому люди, наверное, пугаются из-за того, что не знают, как правильно оказать такому человеку помощь.

Следует помнить, что подходя к незрячему, обязательно нужно представиться и сказать о цели обращения. Ведь если человек просто подойдете и начнет с ним разговаривать, он может подумать, что разговаривают не с ним. Особенно, если это происходит в каком-то шумном помещении.

Если сотрудник закончил  разговор и хочет отойти, он должен предупредить человека об этом.  Потому, что незрячий, не зная об уходе, просто будет продолжать общаться.

Если сотрудник сопровождает незрячего человека, то тот может держать сопровождающего под руку или чуть выше локтя.

Сопровождающий должен идти на полшага впереди. Не нужно инвалида тащить или  выпячивать перед собой. Во-первых, он встретить все препятствия на пути, во-вторых, ему это будет неудобно. В любом случае он должен оставаться немножечко сзади.

Когда вы ему что-то рассказывают,  то нужно говорить точные слова: справа, слева, впереди, позади. Слово «там» для незрячего ничего не обозначает. Если человек с собакой, не нужно без разрешения трогать, кормить или гладить собаку. Если во время  сопровождения он не убирает трость – обижаться не стоит.

Сопровождению незрячих нужно учиться. Это нужно пробовать на практике. Именно трость обеспечивает дополнительную информацию об окружающем мире и помогает ориентироваться.  Поэтому просить его убирать трость не стоит.

В каждом учреждении культуры имеется собственный сайт, который также должен быть доступным для инвалидов. Существует ГОСТ Р52872 2012 года, подготовленный институтом «Реакомп», есть интернет-ресурсы, а также требования для инвалидов по зрению. В этом ГОСТе можно найти все основные требования по  доступности интернет-ресурсов, а именно, какой должна быть версия для слабовидящих.

Важно помнить, что вся важная информация, которая выкладывается на сайте, должна представляться в текстовом формате, так как в этом случае ее сможет прочесть незрячий человек с помощью программ не визуального доступа. Если информация будет выложена в формате картинки – она станет для него недоступной.

Еще один важный момент – отсутствие капчи. Капча - это зашумленное изображение, которое можно использовать для формы обратной связи. Она полностью недоступна для слепых, поэтому нужно отказаться от ее использования или использовать звуковой вариант.

Учреждение культуры могут посещать люди с сочетанными патологиями. У них могут быть и проблемы от разных инвалидностей.

С такими людьми тоже нужно уметь общаться. И для них, так же, как и всех остальных категорий инвалидов, должны обеспечиваться все необходимые условия.

logo
×
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - инструкция, как составить заявку на грант и выиграть!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - инструкция, как составить заявку на грант и выиграть!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт для работников культуры!


Сultmanager.ru - профессиональный сайт, статьи здесь закрыты. Для работника культуры регистрация займет 1 минуту.

В подарок - инструкция, как составить заявку на грант и выиграть!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Справочник руководителя учреждения культуры»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Культура»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.