text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Справочник руководителя учреждения культуры

Проект конкурса СМК-2018: «Азбука мужского ремесла»

  • 28 октября 2018
  • 19

Цель проекта звучала таким образом: «Вовлечение мужчин преклонного возраста к занятиям традиционными ремёслами».

Конкурсный проект СМК 2017 Проект-участник Всероссийского конкурса "Слово менеджерам культуры" - 2018

Задача сохранения и развития традиционной народной культуры является одной из основных для деятельности муниципального автономного учреждения культуры «Кизнерский Центр искусства и ремёсел» Удмуртской Республики.

Наработанная система работы Центра позволяет привлекать к её решению разные категории населения, проживающего в нашем районе, посёлке. Подтверждением является  реализованный в 2016 -2017 годы проект «Азбука мужского ремесла».

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Положение об организации культурно-досуговой деятельности, Программа комплексного развития КДУ, Пример устава муниципального КДУ

Оценивая имеющий опыт по организации работы «Школы народных ремёсел», специалисты Центра выбрали целевой аудиторией людей старшего поколения.

Чтобы внести новшества, ориентировали свою «Азбуку» на мужские виды народных ремёсел. Поэтому цель проекта звучала таким образом: «Вовлечение мужчин преклонного возраста к занятиям традиционными ремёслами».

Цель 

  1. Развитие и популяризация народного декоративно-прикладного искусства по художественной обработке бересты.
  2. Организация досуга и поддержка активности мужского населения старшего поколения.

Задачи

  1. Развитие традиционной культуры района в области декоративно-прикладного искусства.
  2. Приобретение теоретических знаний и практического навыка по художественной обработке бересты.
  3. Изготовление традиционных изделий.
  4. Создание возможности реализации творческого потенциала через участие в выставочной деятельности.
  5. Реализация изготовленных изделий.

Работая над проектом, в первую очередь, мы думали о качественных показателях. Какими формами деятельности можно улучшить качество жизни людей старше 55 лет? Как повысить их ответственность за собственную жизнь, как  стимулировать их активность и создать возможность для её проявления?

Мы знаем, что в возрасте 55-65 лет мужчины еще полны здоровья, сил и энергии для того, чтобы заниматься каким – либо делом. Мужчины на пенсии чувствуют не востребованность своих способностей и возможностей в обществе, отсутствие постоянной работы приводят к болезням, недомоганиям, порой к депрессиям.

Возникает  проблема возрастного характера: это отсутствие дополнительных стимулов к продолжению трудовой деятельности граждан старшего поколения после наступления пенсионного возраста.

В проекте мы осознавали самое главное. Создавая возможности для творчества людям старшего поколения, мы в какой – то степени поможем формированию социально-адаптированной личности перед выходом на пенсию и после. 

Занятия традиционными ремеслами откроют  путь к творчеству, дадут источник радости, вдохновения, счастья; это возможность получить  дополнительный  доход.

Проблема участия мужчин в общественной жизни района тоже существует.

Проект – наглядный результат, показывающий, что каждый человек способен обустроить среду так, как он считает целесообразным. Поэтому важным являются и количественные результаты. В нашем выставочном зале ощущается дефицит плетеных, резных, берестяных, столярно - токарных и бондарных изделий, которые в основном изготавливаются мужскими руками. 

Именно такие виды изделий более востребованы нашими посетителями, они практичны, используются в быту, в повседневной жизни человека. Кроме того, такие изделия оказывают целебное воздействие на здоровье человека, поскольку изготовлены из природного естественного материала. И несут в себе положительную энергетику нашей природы, солнца и воды.

Нашему коллективу было важно, чтобы люди старшего поколения стали очевидцами достижений мастеров, живущих рядом с ними, чтобы они имели возможность не только общения, но и приобретения навыков ремесла непосредственно от самого мастера.

Поэтому мы были уверены, что все 4 целевые группы будут регулярно посещать занятия по овладению технологий народных ремесел, научатся изготавливать качественные изделия, с большим желанием будут демонстрировать необходимые количество изделий в выставочном зале. 

Проект «Азбука мужского ремесла» реализовывался в течение 11 месяцев: с 15 июня 2016 года по 15 мая 2017 года. Исполнителями стали 7 членов коллектива. Основная нагрузка легла на наших 4-х методистов-мужчин, которым пришлось выполнять вторую основную задачу проекта. Два наших методиста отвечали за выполнение других задач.

Руководитель проекта, директор Центра искусства и ремёсел, вёл общее руководство по реализации проекта, отвечал за исполнение бюджета, за составление финансовой отчётности.

Ради достижения целей проекта мы использовали все имеющиеся ресурсы. В 4-х мастерских Центра, общей площадью 151,7 кв.м., проходили основные занятия. Оборудованием данных мастерских пользовались участники целевой группы. Столярная мастерская с деревообрабатывающими станками малых размеров (токарный, шлифовальный, фрезерный), инструменты резьбы по дереву использовались на занятиях.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Культура».
Активировать доступ


Основной ресурс – это квалифицированные специалисты, имеющие большой опыт работы по направлениям своей деятельности, по изготовлению традиционных изделий:

  1. Путилов Эдуард Сергеевич, методист по художественной обработке бересты
  2. Куликов Александр Владимирович, методист по художественному плетению из лозы
  3. Утюгов Николай Анатольевич, ведущий методист по бондарному и столярно – токарному ремеслу.
  4. 4.Утюгов Сергей Николаевич, методист художественной резьбы по дереву.

Дата занятия / Количество часов

 

Тема занятия

  1. Вводная теоретическая часть.

12 сентября / 2ч.

    1.  

Знакомство с историей народных художественных промыслов по изготовлению изделий из бересты. Посещение краеведческого музея для изучения образцов старины на примере изделий, найденных в нашем районе. Знакомство с   работами мастеров Центра искусства и ремёсел.

    1.  

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментом.

  1. Вводная практическая часть.

 

    1.  

Знакомство с берестой. Разновидности и отличительные  признаки бересты. Подбор бересты. Чистка бересты.

    1.  

Изготовления берестяного брелка. Знакомство с техникой тиснения.


  1. Птица счастья.

19 сентября / 2ч.

    1.  

Чистка бересты. Раскройка деталей.

    1.  

Изучение принципов склеивания двухслойных деталей. Склеивание двухслойных деталей.

    1.  

Знакомство с техникой прорезания. Вырезание основных деталей, обработка краёв.

26 сентября / 2ч.

    1.  

Выполнение прорезных узоров.

    1.  

Комбинирование прорезных узоров с тиснением.

  1. Участие в выставке, посвящённой Дню пожилого человека (1 октября).
  1. Рожок.

3 октября / 2ч.

    1.  

Чистка бересты. Заготовка фигурных лент. Работа с кромочными ножницами.

    1.  

Изготовление устья рожка (звуковой механизм).

    1.  

Закрутка основы рожка.

    1.  

Оплетание края.

  1. Туесок малый.

10 октября / 2ч.

    1.  

Чистка бересты. Раскройка внутренней и внешней рубашек.

    1.  

Изучение типов соединения.  Выполнение соединения методом «в замок».

17 октября / 2ч.

    1.  

Подготовка узорных лент.

    1.  

Подготовка контрастных лент.

    1.  

Сборка с лентами.

24 октября / 2ч.

    1.  

Подготовка лент для  оплётки.

    1.  

Оплетание краёв.

    1.  

Посещение краеведческого музея. Сравнение изготовленного туеска со старинными туесками.

  1. Плетёная налобная повязка.

31 октября / 2ч.

    1.  

Чистка бересты. Нарезка лент.

    1.  

Плетение повязки.

  1. Участие в выставке, посвящённой Дню государственности Удмуртской Республики (4 ноября).
  1. Солонка.

7 ноября / 2ч.

    1.  

Чистка бересты. Нарезка лент.

    1.  

Плетение солонки.

  1. Лапти.

14 ноября / 2ч.

    1.  

Чистка бересты. Нарезка лент

    1.  

Выплетание носка.

21 ноября / 2ч.

    1.  

Выплетание пятки.

    1.  

Оплетание вторым слоем.

28 ноября / 2ч.

    1.  

Плетение второго лаптя.

 

    1.  

Посещение краеведческого музея, изучение плетёных предметов старины.

  1. Тарелка-конфетница.

5 декабря / 2ч.

    1.  

Чистка бересты, раскройка двухслойных деталей.

    1.  

Склеивание деталей.


12 декабря / 2ч.

    1.  

Вырезание деталей

    1.  

Прорезание узоров.

    1.  

Нанесение тисненных узоров.

19 декабря / 2ч.

    1.  

Пробивание отверстий для сшивания деталей.

    1.  

Чистка бересты для лент.


26 декабря / 2ч.

    1.  

Нарезка лент.

    1.  

Сшивание восьми боковых сторон.

    1.  

Посещение краеведческого музея. Изучение берестяной утвари.

9 января / 2ч.

    1.  

Выравнивание нижнего края. Разметка дна тарелки под отверстия.

    1.  

Пробивание отверстий.

    1.  

Сшивание дна и боковых сторон.

16 января / 2ч.

    1.  

Оплетание верхнего края тарелки.

  1. Сувенирный магнит.

23 января / 2ч.

    1.  

Подбор и чистка бересты разных оттенков.

    1.  

Выполнение надписи с помощью чекана.

    1.  

Работа с морилкой на тиснении.

    1.  

Прорезание узоров.

    1.  

Склеивание слоёв.

  1. Участие в выставке, посвящённой Дню Кизнерского района (24января).
  1. Салфетница

30 января / 2ч.

    1.  

Посещение краеведческого музея. Знакомство с бытовыми изделиями Кизнерского района.

    1.  

Подбор и чистка бересты для разных слоёв стенок салфетницы.

    1.  

Обработка морилкой

    1.  

Разметка узорного слоя.

6 февраля / 2ч.

    1.  

Прорезание ажурных узоров. Работа с резцами и дыроколом.

13 февраля / 2ч.

    1.  

Нанесение тисненного узора.

    1.  

Наложение узорных  и тисненных накладок.

    1.  

Наклеивание узорной части на темный слой.

20 февраля / 2ч.

    1.  

Прорезание темного слоя.

    1.  

Склеивание со слоем для внутренней стороны. Вырезание основных стенок.

    1.  

Закрепление стенок на подставке.

  1. Шкатулка.

27 февраля / 2ч.

    1.  

Посещение краеведческого музея. Знакомство с орнаментами изделий Кизнерского района.

    1.  

Выбор формы и декоративного узора для шкатулки.

    1.  

Подборка и чистка бересты.

6 марта / 2ч.

    1.  

Раскройка деталей для стенок и крышки шкатулки

13 марта / 2ч.

    1.  

Склеивание основы и крышки.

    1.  

Выравнивание, шлифование краёв крышки.

20 марта / 2ч.

    1.  

Изготовление Подкладочных лент.

    1.  

Изготовление основного прорезного декоративного узора.

27 марта / 2ч.

    1.  

Изготовление узорных лент.

    1.  

Наклеивание узоров.

    1.  

Шлифование краёв.

    1.  

Посещение краеведческого музея. Знакомство с крупными берестяными изделиями Кизнерского района.

  1. Туес средний.

3 апреля / 2ч.

    1.  

Чистка бересты. Раскройка внутренней и внешней рубашек.

    1.  

Выбор орнамента.

10 апреля / 2ч.

    1.  

Изготовление внутренней основы.

    1.  

Нанесение орнамента на внешнюю сторону.

17 апреля / 2ч.

    1.  

Соединение внутренней и внешней рубашек.

    1.  

Изготовление декоративных лент.

    1.  

Чистка бересты для лент. Нарезка лент для оплётки.

24 апреля / 2ч.

    1.  

Оплетание краёв через прямые прорези.

    1.  

Изготовление берестяной ручки.

  1. Посещение краеведческого музея. Знакомство с другими традиционными для Кизнерского района видами ремёсел.
  1. Участие в выставке, посвященной Дню Победы (9 мая).

В рамках проекта нами был составлен план-график работ в зависимости от поставленных задач и запланированы разные формы мероприятий.

В июне-августе 2016 года прошли беседы и встречи с партнёрами, посещение краеведческого музея, написание 4-х программ обучения (одна программа прилагается), комплектование 4-х целевых групп в количестве 20 человек,  велась работа по закупке инструментов, материалов и сырья: заключение договоров с магазинами, организация доставки закупаемого оборудования с г. Ижевск и г. Москва; с сентября 2016 года – апрель 217 года проходили мастер-классы по изготовлению предметов быта; организованы 4 выставки работ целевой группы проекта. Хочется подробнее описать ход реализации проекта по решению 2 и 3 задачи. 

Сентябрь 2016 года – начало выполнения второй задачи проекта. Это творческая и интересная часть нашего проекта. Специалистами Центра проводилось обучение теоретическим и практическим навыкам ремесла.

В течение восьми месяцев (сентябрь – апрель) каждым специалистам проведено по 33 мастер-классов, т. е. всего 132 занятия. Еженедельно по понедельникам с 17.00 – 19.00 часов наши «ученики» два часа осваивали навыки традиционного ремесла по художественной обработке бересты и лозы, художественной резьбе по дереву и бондарному делу.

Каждое проведенное занятие – это обучение новым технологиям, совершенствование мастерства, появление новых изделий и получение удовлетворения от возможности своими руками изготавливать практичную и красивую вещь.

Дружные занятия проходили у целевой группы по художественной обработке лозы под руководством методиста А. В. Куликова. Целевая группа была внимательна на занятиях,  следила за мастерством наставника и уверенно повторяла способы обработки лозы.

Надо заметить, что освоение техники плетения из лозы является процессом долгим и трудным. Для  получения конечного результата требуется несколько занятий. Главное в плетении – освоение простого плетения донышка изделия. Если человек этому научился, значит, освоит и остальные приемы плетения. Поэтому и мастер-классы были посвящены плетению круглых и прямоугольных донышек. А от донышка шаг за шагом, плетение за плетением получаются и тарелки , и хлебницы.

Но результат даётся не сразу. Нужна хорошая сноровка и сила рук, усидчивость, терпение. Что и показали наши ученики. Но в зависимости от сложности изделия и объёма работ время выполнения было увеличено до 2-4 занятий. Мы думали, что одни и те же операции по плетению наскучат им, но ошиблись.

Все ученики показали себя очень старательными и послушными. И двухчасовые занятия им стали по силам. Как говорит руководитель данного направления, что они освоили даже загибку в изделиях. Навыки, приобретённые на занятиях, они повторяли и дома, показывая своим близким. 17 октября  и 10 ноября целевая группа выезжали  на заготовку осенней лозы.

От своевременной заготовки зависит качество изделия. Поэтому Александр Владимирович уделил особое внимание этапу обучения  заготовки материала. Для проведения мастер-классов по художественной обработке лозы в зимний период нами в достаточном количестве заготовлено и приобретено сырья.

Мастер-класс по художественной обработке бересты проводил методист Э.С. Путилов, человек творческий, талантливый, коммуникабельный. Он быстро нашёл общий язык со всеми учениками, которых обучает и в наших мастерских, и в Комплексном  Центре социального обслуживания населения района.

Согласно проекту одна целевая группа в количестве 5 человек должна была сформирована именно из этого центра. На занятия они должны были приезжать к нам. В виду загруженности водителя Комплексного Центра мы приняли решение, что сами будем выезжать к ним. Эдуард Сергеевич на своём личном автомобиле еженедельно к 14.00 часам выезжал на занятия и проводил мастер-класс с пациентами Центра. Заправка машины осуществлялась за счёт нашей организации.

Начали работу с изготовления простых изделий, таких как берестяной брелок, рожок и подарочные берестяные медали (как было сказано выше, мы решили внести изменения в программу обучения). Некоторые ученики проявили инициативу по изготовлению своих собственных берестяных медалей с разными надписями, рисунками.

Свои первые работы они подарили своим близким и родным. Ведь первое прикосновение к природному материалу, первые практические навыки, полученные от самого мастера, стали источником радости, вдохновения на дальнейшие занятия. В октябре ученики занимались изготовлением подвесок – оберегов, туесков с использованием солярных знаков.

Многим ученикам оказалось сложным наносить и вырезать узор на бересте, размечать орнамент. Нужно хорошее зрение. Нами закуплены настольные лампы в мастерскую по бересте. Путилов Э.С. всегда старался помочь своим ученикам, если возникали трудности в овладении приёмами работы с берестой. Это являлось  хорошей поддержкой наших учеников.

В ноябре при мастер-классах были использованы технологии, доступные ученикам. Они были  обучены приёмам изготовления берестяных птиц счастья и берестяных ножен. Некоторые изделия были разработаны непосредственно для группы пожилых людей из Комплексного Центра социального обслуживания населения района. 

Целевым группам по обработке дерева (резьба по дереву и бондарное ремесло) добиться успехов, несомненно, способствовал интерес самих мужчин преклонного возраста и обеспеченность новыми инструментами и станками. Методист резьбы по дереву С. Н. Утюгов и ведущий методист по бондарному делу Н. А. Утюгов особое внимание уделяли технике безопасности работы со своими группами.  Занятия иногда проводили по 1,5 часа.

Ученики резьбы по дереву с  интересом трудились над изготовлением резных разделочных досок. По словам Сергея Николаевича на каждом занятии были успехи в обучении. На первых занятиях он показывал каждый элемент геометрической резьбы, а впоследствии  помогал  только чертить узор.

По бондарному делу ученики работали над кружечками и кадками. В процессе мастер-классов возникали и непредвиденные обстоятельства. Один из учеников оказался левшой. Николай Анатольевич, специалист бондарного дела, привык делать простые замки для обруча с правой руки. И для того, чтобы сделать данную операцию с левой руки, пришлось применить образное мышление.

Мастер показывал традиционные приемы работы, а его ученик вначале внимательно смотрел, а потом переносил приём на левую руку. Таким образом, процесс обучения дал свои результаты. В резьбе по дереву талантом нас удивил ученик  В. И. Кузнецов, по бондарному делу - успехи у Е. И. Дыганова.

Мастера, ведущие занятия на протяжении всего проекта, использовали индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая их пожелания и личные особенности.  С каждым занятием чувствовалось нарастание мастерства и уверенности в себе учеников. Все 20 учеников были уверены, что определённые навыки будут получены в совместной деятельности.  

В процессе обучения мужчины получили опыт работы с разным инструментом и оборудованием. Некоторые захотели приобрести свой инструмент для продолжения творческой работы у себя дома.

Например, пила ленточная во многом облегчила обработку мелких деревянных изделий, триммер бензиновый способствовал заготовке качественных прутьев в большом количестве. А инструменты, ножи и резцы дали возможность с большим желанием обучать приёмам изготовления берестяных и резных изделий. 

Поэтому и изделия, изготовленные учениками, обладают высоким качеством. Это не раз отмечали посетители организованной нами выставки работ учеников. За достаточно небольшой срок в полгода, люди без специального образования и навыков смогли достигнуть высоких результатов в освоении ремесла. Этот шаг является хорошей начальной базой для более широкого вовлечения новых учеников.

Когда люди видят практичные и красивые изделия, изготовленные не мастером с большим опытом, а его учениками, в них рождается уверенность, что и они смогут достичь подобных результатов, несмотря на зрелый возраст. Немаловажное внимание было уделено обработке и расходных материалов. Ученики освоили секреты приготовления чистой древесины, берестяных лент ивовых прутьев.  

Успешно выполнили и третью задачу -  создание возможности реализации творческого потенциала через выставочную деятельность. Целевая группа проекта «Азбука мужского ремесла» стала участником четырёх районных выставок.

С их работами мы познакомились на выставках, посвящённых Дню пожилого человека (01 октября 2016г.), Дню Государственности Удмуртской Республики (02 ноября 2016 г.), 24 января 2017 года отметили  День рождения нашего Кизнерского района,   9 мая, в День Победы,  жители посёлка Кизнер также любовались работами наших учеников.  

Представленные работы вызвали у зрителей положительные эмоции: это новые имена и фамилии, новые виды изделий, увеличение их количества. Целевые группы смогли познакомиться с работами учеников других направлений, оценить их по достоинству, получили удовлетворение от возможности своими руками изготовить практичную и красивую вещь. И, конечно, осознать широту возможностей для реализации своего творческого потенциала.

Надо заметить, на протяжении всего времени реализации проекта действовала постоянная выставка в помещении нашего Центра, которая периодически пополнялась новыми изделиями наших учеников. Посетители экскурсионно-познавательных встреч, организованных  Центром для пациентов Республиканской больницы медицинской реабилитации, школьники и жители посёлка имели возможность познакомиться с проектом «Азбука мужского ремесла».

Мужчины - пациенты республиканской больницы, приехавшие с разных районов Удмуртской республики и других регионов, позавидовали нашим местным мужчинам преклонного возраста. Тёплыми словами благодарили за Благотворительную программу «Создавая возможности» Вашего Фонда, по которой была возможность научиться делать своими руками интересные вещи, используя качественные инструменты. А в дальнейшем эти мужчины смогут себя и реализовать. Пациенты высоко оценили изделия, созданные людьми старшего поколения.  

Создав возможности для творчества людям старшего поколения, мы решали и  вопросы социальной адаптации мужчин пожилого возраста. Можно утверждать, что эта задача успешно выполнена. Спустя время, очевидно, первоначальная неуверенность и некая разобщенность среди учеников сменились на повышенный интерес к жизни, творческую увлечённость и дружеское общение.

Общее дело, как и следовало ожидать, сплотило пожилых людей, придав им сил и тематику для общения. Как следствие, дома, в кругу семьи и друзей к этим людям повысился интерес,  и возросло уважение.

В последний день проекта 15 мая была организована заключительная встреча. По просьбе учеников снова посетили фонды краеведческого музея, где ознакомились со старинными изделиями и различной утварью местных мастеров предыдущих поколений. Было замечено, что после курса обучения ремёслам участники проекта с неподдельным интересом рассматривали изделия, принадлежащие к тому ремеслу, которым они занимались на протяжении последних месяцев.

Затем в малом зале после продолжительной беседы о совместной работе по проекту, в торжественной обстановке директор нашего Центра вручила благодарности всем участникам проекта. Также им было предложено при желании оставить свои изделия на реализацию в наш выставочный зал и принять участие в предстоящих летних ярмарках. И завершилась встреча душевным чаепитием.

Поставленные цели проекта были достигнуты. Исполнители проекта смогли вовлечь мужчин преклонного возраста в количестве 20 человек к занятиям традиционными ремёслами и научить практическим навыкам. Главное, мы стали свидетелями изменения в жизни человека.

Качественные результаты проекта

  1. Для участников проекта. Творческий этап оказал положительное влияние на внутреннее состояние учеников. Взгляд на жизнь стал более оптимистичным. Повысилась собственная самооценка, появилась уверенность в собственных силах и возможностях. Итоги анкеты, проведённой нами в конце занятий с целевой группой, дали следующие данные: 100% участников раскрыли творческие способности, научились делать что-то новое; 80% отмечают расширение круга общения; 75% отмечают, что жизнь их стала интереснее, более наполнена событиями, они стали активнее; 70% участников получили признание со стороны членов семьи и ближайшего окружения.
  2. Для нашего учреждения. Увеличилось число обращений в учреждение, повысилась узнаваемость учреждения.
  3. Для жителей Кизнера. Посетители выставки увидели изделия, получили положительные эмоции. Люди получили информацию о возможности проведения интересного досуга через традиционные ремёсла. Это возможность удовлетворения сравнительно недорогими и необходимыми в повседневной жизни предметами народного потребления, наличия дополнительного заработка, это путь всестороннему развитию каждого человека.

Количественные результаты проекта

  1. 20 участников – люди пожилого возраста получили возможность показать свои достижения и получить признания 1080 посетителей на четырёх выставках;
  2. Для каждой группы проведено по 33 занятия и изготовлено 64 изделия.
  3. Оборудованы 3 мастерские (в мастерскую по художественной обработке бересты закуплены стамески в количестве 110 штук разных по формам и размерам; мастерская резьбы по дереву обеспечена 68 стамесками и ножами; ленточная пила, угловая шлифовальная машина и электрорубанок «украсили» столярную мастерскую).

Позади 11 месяцев творческой работы по реализации проекта. Этот этап для нашего коллектива стал определённым уроком жизни, когда есть возможность помочь нашим взрослым родителям, братьям.

Стоит отметить дружественную атмосферу, царившую во время обучения в мастерских Центра. И мы, исполнители проекта, с уверенностью можем сказать, что процесс реализации проекта и достижение хороших результатов послужило уроком жизнеутверждения, оптимизма, веры в будущее в жизни мужчин преклонного возраста.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен только для работников культуры!


Материалы для cultmanager.ru готовят лучшие эксперты. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты.

Подтвердите ваш статус - регистрация займет одну минуту.

Номер журнала «Справочник руководителя учреждения культуры» (pdf)
в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен только для работников культуры!


Материалы для cultmanager.ru готовят лучшие эксперты. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты.

Подтвердите ваш статус - регистрация займет одну минуту.

Получите в подарок журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» (pdf)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Справочная сиистема
Вы выиграли отличный подарок!
Получите доступ к Системе «Культура» на 3 дня!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Культура»:
возможность скачать документы • доступ к тренингамжурналы для работников учреждения культуры
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.