Справочник руководителя учреждения культуры

Работа детских библиотек с детьми-инвалидами

  • 17 сентября 2018
  • 1100
  • Средний балл: 0 из 5

Какие цели имеют проекты и программы библиотек с детьми инвалидами? Какие методы используют для социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья?

Как организуют досуговые мероприятия для детей с ОВЗ? Что такое специальные услуги библиотеки? Ответы на эти вопросы в данной статье.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Положение о библиотеке, Пример устава муниципальной библиотеки, Дневник библиотеки

Основные цели работы библиотек

Главной целью работы современных библиотек  является предоставление равного доступа к информации всем категориям населения и расширение спектра услуг, оказываемых с целью удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Осуществляя обслуживание граждан, библиотека стремится к стопроцентному охвату населения, и в качестве одной из важнейших задач рассматривает формирование информационной культуры следующих категорий граждан:

  • люди с ОВЗ;
  • родители детей с особыми возможностями здоровья;
  • граждане пожилого возраста;
  • сотрудники, деятельность которых связана с обслуживанием инвалидов.

Целенаправленный подход к работе с социально-незащищенными группами читателей включает в себя правовое просвещение, организацию досуга и общения, адаптацию и  социализацию. Библиотека ориентирована на творческое развитие особых категорий пользователей, их реабилитацию, образование и профессиональное развитие.

Сотрудники библиотек, в составе читателей которых присутствуют инвалиды, систематически проводят мониторинг статей с социальной направленностью.

Библиографы регулярно пополняют картотеки информацией о процессах адаптации и оздоровления людей с ОВЗ, после чего информируют о ней сотрудников комплексных центров и родителей особых детей.

Библиотекари ведут непрерывную работу с целью поиска эффективных методов обслуживания читателей-инвалидов, посещают профессиональные тренинги, семинары и мастер-классы, необходимые для повышения уровня предоставления библиотечных услуг этим категориям пользователей.

Именно на этих мероприятиях работникам информационной сферы презентуются проекты и программы библиотек с детьми инвалидами.

Инновационные инструменты работы с населением специалисты изучают в удаленном режиме – принимая участие в вебинарах и онлайн-конференциях, реализующихся на базе специальных библиотек.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Культура» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Методы работы библиотек с людьми с ограниченными способностями

Работа детских библиотек с детьми-инвалидамиМетоды, используемые в работе с данной группой читателей, объединяет то, что все они способствуют самореализации пользователей и  творческому развитию.

Адаптация инвалидов более эффективна в условиях общения, работы в группах, интересных встреч со сверстниками и единомышленниками.

В этой связи особое распространение получила массовая работа, изобилующая разными форматами работы. Популярны традиционные формы массовой работы, такие как тематические вечера, встречи с писателями, информационные часы, часы ответов и вопросов.

Все чаще в отчетах библиотек можно увидеть инновационные формы работы с массовой аудиторией: арт-терапевтический час, тифловечер, мастер-класс, библиотерапевтический тренинг и другие.

В последние годы развитие получают познавательные досуги, громкие чтения, виртуальные путешествия и праздничные программы, реализуемые в рамках клубной деятельности библиотек. Работа библиотеки с инвалидами, как правило, базируется на библиотерапии – целебном воздействии словом.

Как обучить персонал учреждения работе с инвалидами

Так, например, особенно эффективно такое направление работы, как сказкотерапия, при этом результативность метода доказана не только по отношению к детям, но и ко взрослым.

В отчетах библиотек указываются показатели того, как ведется работа детских библиотек с детьми инвалидами. Проекты и программы по библиотечно-информационному обслуживанию детей с ОВЗ есть в каждой библиотеке.

Как показывает практика, в этом направлении учреждения активно сотрудничают со специальными детскими садами, коррекционными школами-интернатами и центрами социального обслуживания.

Все чаще в это взаимодействие включаются волонтеры, оказывающие свою помощь на безвозмездной основе – именно они становятся активными помощниками библиотеки в условиях организации доступной среды.

Задачи, решаемые в рамках программы

Реализация программ по работе с инвалидами сопровождается решением ряда задач, необходимых для успешной социализации читателя, организации доступа к мировым информационным ресурсам.

Огромное внимание уделяется разработке библиотечно-библиографических продуктов для данной группы читателей с учетом особенностей восприятия ими информации.

Важной задачей является привлечение к процессу адаптации психологов или активизация форм работы с элементами психотерапии.

Библиотека также занимается информированием семей, в которых есть дети инвалиды. Родитель особенного ребенка может являться абонентом индивидуального информирования и, соответственно, получать полезные сведения по электронной почте или приходя в библиотеку.

Информационное сопровождение может включить в себя оповещения о новой литературевоспитательного характера, изданий для семейного чтения, книг по толерантности. Организуя работу с инвалидами библиотеке необходимо серьезно подойти к процедуре комплектования фондов с учетом того, какие особенности здоровья имеют ее читатели.

В рамках программного подхода к обслуживанию читателей внимание уделяется формированию кадрового состава библиотеки.

Изучая передовой опыт библиотеки в сфере обеспечения информацией людей с ограниченными возможностями здоровья, руководитель доводит полученные сведения до персонала библиотеки, способствует их обучению, организует консультации с психологами и социальными  педагогами, имеющими высокие компетенции.

Работа с родителями

Взаимодействие с родителями – одна из первостепенных задач, необходимых для того, чтобы работа библиотеки была продуктивной, а используемые методы были прогрессивными и образовывали необходимый для адаптации фундамент.

Общение с родителями начинается с исследовательской работы, в ходе которой специалисты выявляют социально-психологические особенности ребенка, определяют круг его интересов, читательский предпочтения.

Получение этих данных позволяет сформировать картину семейного чтения, что особенно важно для дальнейшей работы. На основе предоставленной родителями информации специалисты составляют индивидуальный план чтения, соответствующий интересам и возможностям маленького читателя.

Читательские интересы пользователя фиксируются в картотеках, используемых для комплектования фондов методической литературой. Документный фонд библиотеки рассчитан на удовлетворение запросов детей, родителей и социальных педагогов.

В каждой библиотеке можно найти информационные буклеты, дайджесты и памятки о том, какие возможности для реабилитации предоставляет современное библиотечно-информационное учреждение.

Библиотечные проекты по инвалидами предусматривают дифференцированный подход к читателям данной категории. Библиотеки предоставляют гражданам бесплатный выход в интернет и свободное пользование персональными компьютерами.

В информационных учреждениях ведутся тематические базы данных, в которых сосредоточена самая актуальная информация, использование которых также бесплатно.

Предоставление специальных библиотечных услуг инвалидам

Специальные услуги библиотеки подразумевают внеочередное обслуживаниеграждан с ОВЗ в рамках получения документов из книжного фонда.

В перечень услуг для инвалидов входит и получение справочно-библиографической информации и консультаций по решению правовых и социально значимых проблем. К услугам граждан также межбиблиотечный абонемент, позволяющий запрашивать издания из других библиотек.

Для пользователей с особыми возможностями здоровья предусмотрено выполнение всех видов библиографических  справок, а также бесплатная эксплуатация компьютеров и других устройств коммуникации.

В большинстве библиотек для социально-незащищенных категорий населения предусмотрены льготы на платные сервисные услуги-набор текста, ксерокопирование, распечатку и другие, выполняемые работы.

Во многих детских библиотеках выдеден фонд документов для слабовидящих читателей. Как правило, он представлен изданиями с шрифтом Брайля, аудиокнигами, "говорящими книгами” и литературой с крупным шрифтом.

Досуговые мероприятия

Организация досуга читателей-инвалидов – процесс, требующий вдумчивого перспективного планирования деятельности библиотеки в этом ключе.

Вне зависимости от того в какой библиотеке реализуется проект, презентация «Инвалиды-читатели библиотеки» должна пройти на должном уровне.

В рамках досугового мероприятия важно обозначить даты и время, когда библиотека будет принимать читателей и то, какие формы работы будут использованы специалистами в этот период. Встречи должны организовываться в удобный для пользователей день, быть интересными и эффективными для читателя.

Очень важно помнить о необходимости анонсирования предстоящих мероприятий в СМИ: в местной печати, на официальном сайте города и библиотеки, в социальных сетях и по телефону.

Досуговые мероприятия для детской аудитории должны носить не только информационно-познавательный, но и развлекательный характер.

Оздоровление юных читателей будет эффективнее, если в мероприятиях будут задействованы ростовые или перчаточные куклы-герои, сказочные персонажи и другие представители театрального искусства.

В ходе адаптации детей- инвалидов очень важна наглядность представляемого материала, а в некоторых случаях и качественное звуковое сопровождение мероприятия.

Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам

Предполагаемые результаты проекта

В качестве ожидаемого результата проектов библиотеки, направленных на реабилитацию детей инвалидов, в первую очередь, выступает интеграция данной категории граждан в обществе как полноправных участников его развития.

Кроме того, одной из основных целей является привлечение в библиотеку новых пользователей, а также формирование информационной компетентности и рост читательской культуры детей с особыми возможностями здоровья.

К предполагаемым результатам проектов относят организацию выставок творческих работ читателей-рисунков, стихотворений собственного сочинения, поделок и других ярких итогов плодотворной работы.

Материал проверен экспертами Актион Культура

logo
×
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - инструкция, как составить заявку на грант и выиграть!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - инструкция, как составить заявку на грант и выиграть!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт для работников культуры!


Сultmanager.ru - профессиональный сайт, статьи здесь закрыты. Для работника культуры регистрация займет 1 минуту.

В подарок - инструкция, как составить заявку на грант и выиграть!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Справочник руководителя учреждения культуры»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Культура»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.