Справочник руководителя учреждения культуры

«Наследие предков – нашим потомкам» — Слово менеджерам культуры-2018

  • 11 сентября 2018
  • 76
  • Средний балл: 0 из 5

Проект по сохранению традиций русского народа.

Конкурсный проект СМК 2017 Проект-участник Всероссийского конкурса "Слово менеджерам культуры" - 2018

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество.

Без знания основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».

Поэтому на 2018 год в ДЦ был разработан проект воспитания «Наследие предков - нашим потомкам» теоретическую основу которого составляет известное положение о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к общечеловеческим ценностям.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Положение об организации культурно-досуговой деятельности, Программа комплексного развития КДУ, Пример устава муниципального КДУ

Кроме этого, в 2019 году, ребятам будет предложен кружок «Русский детский фольклор». Мы считаем, что знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством и традициями закладывает в них те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение.

Также в ЛОЛ, на лоне родной природы, будут создаваться благоприятные условия для воспитания детей на народных традициях.

В связи с этим, мы считаем целесообразным реализовывать основные направления, вышеуказанных в программе, и предлагаем программу «Наследие предков - нашим потомкам».

Значимость проекта

Актуальность настоящего проекта заключается в том, что в современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание.

В фольклоре находится ключ к пониманию художественных вкусов ребёнка, его творческих возможностей. Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни.

В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

Данный проект по своей направленности является комплексным, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, но различные направления оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков объединены одной общей тематикой- «традиции русского народа»

Цель и задачи проекта

Цель:

1. Формирование национального самосознания и развитие духовно-нравственных ценностей на основе изучения традиций, обрядов, уклада жизни древних славян.

Задачи:

  1. Создание игровой основы, где реализуются различные функции игры: познавательная, развивающая, формирование нравственных оценок, социальное закаливание, проектирование собственной деятельности.
  2. Формирование патриотических чувств и гражданского сознания детей, ориентация учащихся на получение знаний о культуре древних славян, изучение этнической культуры села. Воспитание любви к духовному наследию предков.
  3. Создание средствами игры дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых.
  4. Развитие навыков здорового образа жизни.
  5. Формирование положительного отношения родителей к работе ДЦ и привлечение их к участию в этой деятельности.

Принципиальные положения проекта:

Проект «Наследие предков – нашим потомкам» опирается на следующие принципы:

  1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
  2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет ребёнку почувствовать себя творческой личностью.
  3. Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
  4. Принцип дифференциации воспитания – дифференциация предполагает:
  • Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках программы (дня);
  • Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
  • Активное участие детей во всех видах деятельности.
  1. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Участники и партнеры проекта

Основной состав участников – это обучающиеся школы в возрасте от 6 до 16 лет. Особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей матерей-одиночек и имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Исполнители проекта - сотрудники Ленского ДЦ, МКОУ Ленская СОШ, библиотека, детский сад, участковая больница, полицейский участок, сельская Администрация, Совет депутатов сельского поселения, , совет ветеранов села, талантливая молодёжь и взрослое население села, заинтересованные лица (спонсоры?) и другие.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Культура» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Этапы реализации проекта

Проект реализуется в три этапа.

1. Подготовительный этап - первый этап, который характеризуется подготовкой проекта. Основные виды деятельности на данном этапе:

  • Разработка педагогической основы проекта и сюжетно-игровой модели проекта;
  • Подготовка методического материала для участников;

2. Организационный

Задачи:

  • выявить уровень организаторских умений и навыков детей;
  • создать условия для самоопределения участников в выбранном виде деятельности и дальнейшем развитии;

3. Основной период

Задачи:

  • обеспечить реализацию проекта;
  • обеспечить возможность разностороннего личностного проявления каждого ребёнка и обогащения его личного опыта социально и личностно значимым содержанием.

4. Заключительный период

Задачи на период:

  • организовать демонстрацию и реализацию приобретенного опыта;
  • проследить положительную динамику проявления ценных личностных качеств детей;
  • проанализировать успешность реализации проекта и программы смены ЛОЛ.

Основные методы реализации проекта:

  1. Пример личный и исторический, литературный.
  2. Метод диалога.
  3. Этическая беседа.
  4. Метод создания ситуации успеха.
  5. Метод соревнования.
  6. Диагностические методы.
  7. Рефлексивные методы.
  8. Игровые методы.

Сроки действия проекта

Проект реализуется в 2018 году и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию.

Ресурсное обеспечение проекта

Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

а) организационные

  • создание оргкомитета для решения всех вопросов, связанных с подготовкой, организацией и проведением мероприятий
  • анализ результатов
  • организация мониторинга
  • сбор аудио и видео информации и документов
  • разработка программы социологических исследований
  • подготовка презентации
  • обеспечение раскрутки мероприятия (статьи, объявления, реклама…)

б)человеческий- в данный совет следует включить учителей, представителя администрации, представителя родителей для координации действий, а также выполнения работы в пределах своей компетенции.

в)финансовый – это средства заработанные самим ДЦ (концерты, дискотеки, и т.д.) спонсорские средства и пожертвования, привлеченные для реализации данного проекта.

Основное содержание проекта

Народные традиции способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступая важнейшим средством личностного развития. Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этические нормы составляют основу программы. Занятия объединены общей целью.

Проект разделен на два раздела:

Первый раздел “Народное творчество” способствует формированию у детей знания истории и культуры русского народа, приобщению их к художественному творчеству.

Второй раздел “Быт русского народа” направлен на развитие духовно-нравственных ценностей на основе изучения народных праздников, обрядов и традиций русского народа. Особое внимание уделяется разучиванию русских народных игр.

В проекте основной упор делается на изучение народных традиций, обычаев и праздников, связанных с временами года, сезонных работ, уклада и образа жизни древних славян; организуются посиделки с чаем, сушками, изготовление и демонстрация предметов крестьянского быта, русской одежды; совершаются экспедиции в близлежащие селения с целью изучения местного фольклора. Во всех мероприятиях года предполагается участие родителей, бабушек и дедушек, старожилов близлежащих деревень.

На протяжении всего года ребята будут готовиться к народным праздникам, например, такой праздник как День Святой Троицы («Зелёные Святки») с хороводами, гуляньем вокруг берёзки, с «троицкими» гаданиями девушек (бросание венков в реку), с обрядом завивания берёзки. На нем будут проводится конкурсы: "Путешествие в народную мудрость" (по произведениям русского народного творчества), считалок, скороговорок и загадок, поделок, нарядных костюмов, юных красавиц, "Русская коса" и др.

Для реализации проекта используются следующие практические и теоретические формы:

  • Мастер-классы по изготовлению поделок, изделий из теста, бумаги, шишек и т.д.
  • Практические занятия по народным танцам, играм, песенному творчеству.
  • Народные праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. в фольклорных праздниках примут участие дети всех возрастов, будет меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту.

Также это и посиделки, литературные гостиные, круглые столы, экскурсии, викторины.

Формы контроля реализации проекта

  1. ачественные показатели реализации проекта:
  2. отзывы родителей, классных руководителей школ, общественности;
  3. открытые мероприятия;
  4. выставки, экспозиции музея;
  5. проведение конкурсов и результаты участников(дипломы, грамоты);
  6. фото- и видеоотчеты, оформление стенда.

Условия реализации проекта

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  • Чёткое представление целей и постановка задач.
  • Конкретное планирование деятельности.
  • Кадровое обеспечение проекта.
  • Методическое обеспечение проекта.

Критерии эффективности проекта

Для того чтобы проект заработал, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

  • Постановка реальных целей и планирование результатов проекта;
  • Заинтересованность руководителей и детей в реализации проекта, благоприятный психологический климат;
  • Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
  • Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Предполагаемые результаты проекта

  • Уважение к природе и родному краю;
  • Уважение к культуре и традициям русского народа;
  • Чувство патриотизма;
  • Воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни;
  • Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
  • Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.

Предполагается, что время, проведенное на мероприятии, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в дальнейшей работе проекта «Наследие предков - нашим потомкам».

Литература:

  1. Типовые программы отдыха и оздоровления детей. Методический
  2. сборник. Тюмень: «Ребячья республика», 2010 год.
  3. Никульников А.Н . Школьная площадка.- Новосибирск, 2006.
  4. Коган М.С..С игрой круглый год. – Новосибирск: Сибирское
  5. университетское издательство, 2006.
  6. Серия: «Праздник в школе». Минск: «Красико-Принт», 2007.
  7. Газета «Педсовет» за 2000-2011 год.
  8. Журнал «Последний звонок» за 2005-2011 год.
  9. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.
  10. Соколова Л.. Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе.
  11. Новосибирск, 2007год.
  12. Районная газета «Сельский труженик» за 2009-2011гг
  13. Артамонова Л.Е. Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий: 1-11 классы. – М., 2007 г.
  14. Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006
  15. интернет-ресурсы

Материал проверен экспертами Актион Культура

logo
×
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - инструкция, как составить заявку на грант и выиграть!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - инструкция, как составить заявку на грант и выиграть!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт для работников культуры!


Сultmanager.ru - профессиональный сайт, статьи здесь закрыты. Для работника культуры регистрация займет 1 минуту.

В подарок - инструкция, как составить заявку на грант и выиграть!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Справочник руководителя учреждения культуры»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Культура»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.