text
Справочник руководителя учреждения культуры

Формы и методы работы по краеведению в библиотеке

  • 16 мая 2018
  • 359

Краеведение в библиотеке – одно из важнейших и сложнейших направлений ее деятельности. В статье рассмотрим его понятие и суть, расскажем об актуальности и важности этой работы, опишем формы и методы краеведческой деятельности для разных читательских аудиторий.

Централизованная библиотечная системаКраеведческая работа – одно из приоритетных направлений работы библиотеки.

История своего города и региона, опыт и традиции предшествующих поколений, природная красота местности и многие другие темы часто используются в библиотечных мероприятиях. Краеведение в библиотеке как одна из форм работы позволяет привлечь внимание партнёров и улучшить репутацию учреждения в глазах читателей.

Что такое краеведение в библиотеке

Современная библиотека качественно отличается от библиотеки, функционировавшей всего десятилетие назад. Это особенно четко прослеживается в ее краеведческой работе.

Сегодня смело можно утверждать, что библиотека стала инновационной – из простого и «монотонного» учреждения, занимавшегося в первую очередь сбором, хранением, систематизацией и популяризацией печатных изданий она превратилась в многофункциональный центр.

Часто при крупных городских или сельских библиотеках действуют мемориальные или историко-этнографические музеи, народные фольклорные ансамбли, театры книги, а также восстанавливаются народные праздники и обряды.

Однако традиционные библиотечные функции не исчезают – они приобретают новое звучание и сегодня представляют собой синтез новых форм культуротворчества и достижений информационных технологий.

Способы развития интереса к краеведческой литературе

Способы развития интереса к краеведческой литературе
посмотреть/скачать>>


Цель библиотечного краеведения – максимально точное восстановление социокультурной среды, при которой отдельный человек получает возможность ощутить свое присутствие в истории родного уголка, личную причастность к ней, даже если она носит опосредованный характер – через предков и земляков.

Основная задача литературного краеведения - Отсюда такая популярность архивной работы в небольших библиотеках, на основе которой создаются «летописи» сел и городов, изучается жизнь знаменитых земляков, а также частная жизнь «маленького» человека.

 Формы и методы работы по краеведению в библиотеке Формирование единого фонда библиотек происходит при сочетании традиционных и инновационных источников комплектования, подробней в нашей рекомендации>>

Последняя реализуется через составление генеалогического древа конкретной семьи. Все это позволяет осмыслить не только труд, но и жизненный уклад прошлых поколений.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Культура».
Активировать доступ


Основные направления краеведческой деятельности библиотеки:

  1. Формирование библиотечного фонда, посвященного краеведению.
  2. Составление и ведение краеведческих каталогов, картотек, баз данных.
  3. Краеведческое библиотечно-библиографическое обслуживание читателей.
  4. Систематизация краеведческих библиографических пособий.
  5. Популяризация краеведческих знаний.
  6. Научно-исследовательская работы.
  7. Научно-методическая деятельность.

Как правило, краеведческая работа библиотеки проводится на двух уровнях – местном и региональном. Центр краеведческой работы учреждения – отдел краеведения или сектор краеведческой библиографии как часть библиографического отдела.

В библиотеках небольших населенных пунктов этой работой может заниматься один специалист, или же библиотека в целом может специализироваться на краеведческой работе или каком-либо из ее направлений.

В данной работе необходимо учитывать такие нюансы, как особенности города или региона, наличие на его территории образовательных учреждений, а также библиотечный фонд. Кроме этого, важен уровень подготовки работников учреждения, информационные потребности и возраст читательской аудитории.

 Формы и методы работы по краеведению в библиотекеПример краеведческого проекта >>

Идеальная модель информационной среды включает в себя следующие базовые элементы:

  • краеведческий фонд;
  • рекомендательная краеведческая картотека для читателей;
  • краеведческий клуб или кружок;
  • цикл тематических выставок со списком литературы;
  • библиографическое ориентирование;
  • цикл лекций по культуре и истории родного края;
  • тематические папки-досье;
  • библиографические обзоры;
  • викторины;
  • стендовая информация.

Для того, чтобы успешно проводить мероприятия по краеведению в библиотеке, она должна быть укомплектована достаточным количеством ресурсов, а именно – библиотечным фондом и развернутым справочно-библиографическим аппаратом. Однако именно комплектование библиотечного фонда было и остается главной проблемой многих, в особенности некрупных, учреждений.

Формы и методыТак, зачастую в них отсутствуют краеведческие издания, ориентированные на детский и подростковый возраст, поэтому используются материалы, предназначенные для взрослых.

Естественно, что такая литература не всегда сможет заинтересовать подрастающее поколение, так как написана непонятным для детей языком.

Чтобы компенсировать недостаток фондов, некоторые детские библиотеки занимаются созданием рукописных краеведческих материалов.

Этот процесс крайне трудоемок и занимает много времени, а приобретение необходимой литературы по краеведению невозможно в силу отсутствия финансирования.

Детские библиотеки не могут позволить себе покупку необходимых материалов, что является дополнительным фактором, снижающим интерес читателей к этим культурным учреждениям.

Некоторые детские библиотеки все же нашли выход из положения – они проводят книжные ярмарки продукции местных издательств. Благодаря этому удается не только наладить связи с новыми партнерами, но и пополнить фонд комплектами новых книг.

 Формы и методы работы по краеведению в библиотеке Практика организации конкурсных проектов, а также попытки внедрить элементы проектного подхода в работу, расскажем в нашей рекомендации >>

Кроме того, издательства включают в свои планы печать специализированной краеведческой литературы, ориентированной на детский возраст.

Успех данного вида деятельности библиотеки определяется соответствием ее содержания потребностям читателей, доступностью сведений, а также продуманностью форм массовой работы.

Формы и методы работы

В поисках новых путей популяризации знаний о родном крае библиотеки зачастую выходят за рамки традиционных форм своей работы. В случае с краеведением это вполне закономерно – библиотеки, особенно в маленьких населенных пунктах, являются своего рода центрами краеведческого движения.

Они организуют музеи, занимаются сбором материалов о своем родном уголке, создают летопись города, района или села, оформляют краеведческие альбомы, организуют экскурсии, встречи со знаменитыми и почетными гражданами,

Краеведческое воздействие библиотеки, особенно детской, можно многократно усилить, оформив помещение или какой-либо его уголок в соответствующем стиле.

В этом могут помочь:

  • картины местных художников;
  • художественное раскрашивание стен;
  • предметы быта, и др.

Помочь оформить учреждение в таком стиле могут и сами читатели – подаренная ими старинная прялка, самовар, вышитые рушники и другие старинные предметы смогут украсить библиотеку и создать в ней совершенно особую культурную атмосферу, придать ей уникальный колорит.

Дух краеведения может проявляться и в оформлении каталогов, афиш, стеллажей, выставок, планов библиотеки. Помогают в этом и средства визуальной символики.

Таким образом, могут быть использованы разные формы работы по краеведению в библиотеке. Однако в первую очередь она задействует именно традиционные ресурсы краеведческого характера:

  1. Рекомендательные библиографические пособия, посвященные родному краю.
  2. Тематические издания.
  3. Библиографические издания.
  4. Персональные издания.

Тематические пособия

Мероприятия по краеведению в библиотекеНаиболее востребованными тематическими пособиями являются:

  • памятки о жизни и творчестве известных людей населенного пункта;
  • буклеты о достопримечательностях;
  • путеводители по заповедным уголкам родного края;
  • книжные закладки, и др.

Информационные стенды

Информационные стенды используются для ознакомления посетителей библиотеки библиографической информацией. Сюда относятся:

  • различные краеведческие издания;
  • тематические списки литературы;
  • списки новых поступлений.

Помимо этого, стенды оформляют рисунками, сочинениями детей на темы краеведения, а также информацию о предстоящих тематических мероприятиях (название, время проведения, аудитория и др.).

 Формы и методы работы по краеведению в библиотеке Как повысить востребованность библиотек у населения, эффективность их работы, читайте в статье >>

Картотека-дезидерат

Картотека-дезидерат – важный компонент библиотечной информационной среды. По сути, это картотека изданий, которые отсутствуют в этом учреждении, но имеются в наличии в фондах других библиотек. Она применяется как источник информации, необходимый для докомплектования краеведческого фонда.

Также дезидерат может использоваться для информирования посетителей об изданиях, которым могут их заинтересовать.

Краеведческие выставки

Книжные выставки по краеведению - это специфические формы работы библиотеки.

Выделяют:

  1. Книжные экспозиции.
  2. Презентации.
  3. Тематические просмотры.
  4. Электронные выставки, и др.

Если в фонде учреждения мало соответствующих изданий, целесообразно организовать выставку премьеру или выставку-презентацию одного издания. При выборе книги следует учесть ее внешний вид, содержание и интерес, проявляемый к ней различными группами читателей.

Половина успеха выставки – ее название. Оно должно быть емким и нетривиальным, например: «Твой след в истории родного края», «Знаменитые тезки», «Незаслуженно забытые книги» и др.

Активируйте доступ к журналу «Справочник руководителя учреждения культуры» и читайте проверенные экспертами статьи:

Изучение читательского спроса

Персонал библиотеки должен регулярно изучать читательские запросы и анализировать, насколько им соответствует имеющийся фонд. Это позволяет планировать в том числе и краеведческую деятельность.

В первую очередь необходимо получить ответы на такие вопросы:

  • какая информация о родном крае больше всего интересна читателю (природа, история, знаменитые земляки, достопримечательности, памятники и др.);
  • что бы читатель хотел узнать о животном и растительном мире своего региона;
  • знает ли читатель о том, какие народные промыслы существуют в родном уголке;
  • что читателю известно о памятниках родного края.

В детской библиотеке все это можно представить в форме анкет, например, таких, как в таблице:

№ анкеты

Содержание

1.

1. Интересна ли тебе история родного города, области, края? ___________________________________________________________

2. Кто помогает тебе в получении знаний о родном уголке? (выбери один или несколько вариантов ответа)

-родители;

-школьные учителя;

-книги, библиотека;

-интернет и телевидение;

-друзья;

-свой ответ ______________________________________.

3. Какое событие из истории родного края больше всего интересует тебя? ____________________________________________________________

4. О ком из знаменитых земляков ты бы хотел узнать больше? ____________________________________________________________

5. Какие краеведческие мероприятия, проведенные библиотекой, ты посетил? Какие понравились тебе больше всего? ____________________________________________________________

2.

Интересны ли тебе книги по истории и экологии родного края? ___________________________________________________________

Какие книги ты хотел бы увидеть в нашей библиотеке (напиши темы)? ____________________________________________________________

Какие краеведческие книги ты уже прочитал? ____________________________________________________________

Какие факты в истории родного края вызывают у тебя особый интерес и заставляют задуматься? ____________________________________________________________

Почему тебе интересна литература по краеведению? ____________________________________________________________

Какая из краеведческих книжных выставок понравилась тебе больше всего? ____________________________________________________________

3.

Что ты знаешь об истории создания памятника или достопримечательности родного края? ____________________________________________________________

Какие памятники и достопримечательности нашего города и области (края) являются, на твой взгляд, уникальными? ____________________________________________________________

Есть ли в нашем городе или области (крае) уголок, в котором тебе хотелось бы бывать как можно чаще? ____________________________________________________________

Знаешь ли ты какую-либо легенду о нашем родном уголке? ____________________________________________________________

Что мотивирует тебя изучать краеведение? ____________________________________________________________

Считаешь ли ты изучение культуры и истории родного края обязательным для каждого человека? Аргументируй ответ. ____________________________________________________________

Методы развития интереса к краеведческой литературе

Развитие интереса к литературе о крае имеет свои принципиальные особенности для каждого типа читательской аудитории. Например, дошкольникам больше всего интересны яркие и наглядные книжные иллюстрации, и слушание чтения вслух.

Краеведческой информацииВ работе с ними могут использоваться такие методы, как громкие чтения сказок и рассказов на краеведческую тематику, беседы с использованием иллюстраций и картин, просмотры мультфильмов, видеофильмов, слайдов и др.

Учащиеся начальной школы уже способны проявить интерес к научно-исследовательским изданиям. Первоначальные знания о родном крае они получают на уроках литературного чтения, окружающего мира и изобразительного искусства.

Библиотека оказывает неоценимую помощь в дальнейшем развитии этих знаний.

Среди методов работы, ориентированных на данную аудиторию, особое значение придается:

  • краеведческим викторинам;
  • играм-путешествиям;
  • творческим конкурсам по истории родного края;
  • дням краеведческой сказки, и др.

Подобные мероприятия позволяют развивать у младших школьников навыки межличностного читательского общения, что очень важно для их общего развития.

В подростковом возрасте краеведческая работа приобретает обучающий характер. Для подростков предпочтительны игровые формы, имитирующие познавательную ситуацию, создающие положительную установку и способствующие их активному творчеству.

Принимая участие в таких мероприятиях, они не только получают дополнительные знания и расширяют свой кругозор, но и раскрывают свой внутренний потенциал и получают помощь в поиске себя.

Для читателей всех возрастов очень важен визуальный ряд. Это позволяет им легче воспринимать и запоминать предоставляемые сведения. Поэтому предпочтительно, чтобы работники библиотеки сопровождали свои рассказ демонстрацией картин, слайдов, иллюстраций, фотографий, открыток и других наглядных материалов.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.