text

🍁 Осенний ценопад: скидка 20%! УСПЕТЬ ➤➤➤

Справочник руководителя учреждения культуры

Как организовать гастроли театра

  • 16 апреля 2018
  • 464

В процессе работы с гастролями очень важно своевременно совершать все необходимые действия и определенные виды работы, соблюдая при этом их последовательность. Благодаря четкой организации, работа будет намного эффективнее. Как правильно организовать гастрольную деятельность, мы расскажем в этой статье

Как организовать гастролиГастроли являются частью жизни любого творческого коллектива. И чем активнее гастрольная деятельность, тем богаче опыт, и больше стремление творческой команды сделать эту деятельность лучше и эффективнее. Организация гастролей – процесс сложный и многогранный, требующий тщательной подготовки.

Какие этапы организации гастролей театра

Гастроли – это неотъемлемая часть деятельности театра.  Благодаря им, возможности учреждения увеличиваются в разы. Кроме этого, гастрольная деятельность позволяет творческим коллективам испытать новые эмоции, раскрыть новые стороны работы, приобрести новый опыт. Большое значение имеет налаживание контактов с другими театрами.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Пример устава библиотеки, Пример устава музея, Пример устава театра

При подготовке гастролей очень важно выполнять все необходимые действия в определенном порядке. Это позволит обеспечить слаженность в работе и высокую эффективность.

Образец билета для театрально-концертных, культурно-просветительных организаций и учреждений

Образец билета для театрально-концертных, культурно-просветительных организаций и учреждений
посмотреть/скачать>>

Подготовительная работа осуществляется в несколько этапов:

  1. Предварительный.
  2. Проведение предварительных переговоров и согласование с будущими партнерами всех вопросов, касающихся основных организационных и финансовых моментов.
  3. Заключение договоров с партнерами на осуществление гастролей.
Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Культура».
Активировать доступ


Каждый из этапов реализуется в пошаговом порядке. На предварительном этапе осуществляется подготовка к гастрольному выезду. Начинается такая работа не позднее, чем за четыре-шесть месяцев до предполагаемой поездки.

С самого начала осуществляется поиск возможных партнеров. Помощь в этом могут оказать сами работники театра – режиссеры, актеры, продюсеры и другие. Ведь большинство из них уже побывали в разных городах, поэтому могут рассказать, где репертуар театра вызвал наибольшую заинтересованность. Такая информация поможет определиться с географией гастрольной поездки.

Кроме того, стоит обратиться в орган управления культурой, контакты которого легко найти на  Интернет-ресурсах выбранных для гастролей населенных пунктов.

Здесь можно получить консультацию по таких вопросах:

  • наличии сценических площадок;
  • о продюсерских компаниях, которые занимаются организацией гастролей в городе;
  • стоимости каждого отдельного спектакля и других.

Получив нужную информацию и определившись с местом выезда, проводят мониторинг сценических площадок.  Он заключается в изучении культурных привычек и предпочтений потенциальных зрителей, а также зрительской вместимости сценических площадок и их соответствия техническим возможностям для показа спектакля. 

Оптимальным вариантом являются залы, которые вмещают  более 550 зрителей. Только в этом случае гастрольная поездка будет экономически оправдана.

Переговоры с патрнерамиНа втором этапе проводятся предварительные переговоры с потенциальными партнерами. В первую очередь устанавливается предполагаемая дата гастролей театра. Этот вопрос, как правило, решается с администратором или принимающей стороной. Очень важно, чтобы выезд осуществлялся строго в назначенные сроки.

Это позволит партнерам вовремя решить все вопросы, касающиеся подготовки к встрече:

  • монтаж декораций;
  • оформление необходимых документов и прочее.

В это же время определяется репертуар театра. Хорошо, если принимающее учреждение поможет спрогнозировать интерес зрителей к планируемому спектаклю. Особое внимание стоит уделить изучению репертуаров, который в данное время предлагают другие сценические площадки.

Также на данном этапе решаются и другие, не менее важные вопросы:

  • выясняется средняя стоимость билета на  гастрольные спектакли в городе;
  • определяется способ оплаты аренды зала;
  • определяется способ рекламы спектакля;
  • просчитываются расходы на гастроли.

Что касается рекламы, то для этого можно использовать различную печатную продукцию, эскизы которой театр подготавливает и заранее передает партнерам в электронном виде.  Положительный результат могут принести публикации в СМИ, соцсетях на сайте партнеров. Необходимо также выяснить, кто будет проводить и оплачивать рекламную кампанию.

При просчете расходов учитывают стоимость:

  • проезда;
  • доставки декораций;
  • проживания и питания участников гастрольного тура;
  • продвижения от гостиницы до сценической площадки;
  • культурной программы с посещением культурных мест и прочее.

При решении этих вопросов стоит заранее оговорить с принимающей стороной деление расходов и доходов. Это поможет избежать каких-либо неприятностей, связанных с финансовой стороной гастролей театра.

На последнем этапе организации гастрольной деятельности ведется работа по заключению договоров. В первую очередь согласовывают и подписывают договор, а также технический и бытовой райдеры.

Райдер представляет собой документ, который выполняет роль свода правил и требований одного актера или целого творческого коллектива и предназначается для организаторов мероприятия. Очень важно хорошо проработать перечень всех условий и требований.  Это позволит принимающей стороне правильно организовать работу и избежать промахов.

Райдер может быть бытовым и техническим. Бытовой включает в себя правила и требования, касающиеся организации быта гастролирующего учреждения культуры, а именно:

  1. Требования к проезду – количество мест в купе и СВ вагоне, типы автомобилей, класс гостиничных номеров и прочее.
  2. План и особенности питания.

Что касается технического, то в его состав входят требования к параметрам и техническим возможностям сцены, а также перечень светового, звукового, видео- и другого оборудования.

Если организатором гастрольного тура является сам театр, то договор и райдер подписывается с администрацией каждой отдельной сценической площадки. В случае, если эту роль выполняет принимающая фирма, то данные документы подписываются с ней.

Какие работники занимаются организацией гастролей театра

Организацией гастрольной деятельности занимается команда профессионалов. Каждый из них решает определенные задачи и имеет свою сферу деятельности.

Как правило, участие в организации принимают:

  • художественный руководитель;
  • гендиректор;
  • замдиректора;
  • начальник административно-гастрольного отдела и его заместители;
  • техработники;
  • творческий коллектив.

Решение основных задач ложится на плечи художественного руководителя и генерального директора учреждения культуры. Именно они руководят всем процессом подготовки и контролируют действия других участников. В их обязанности входит утверждение плана гастролей и списков выезжающих сотрудников, а также организация всего комплекса работ по показу репертуара.

Транспортировкой участников выезда и необходимого оборудования занимается начальник АГО. Он же бронирует гостиничные номера, заботится о питании коллектива, улаживает возникающие проблемы и так далее. То есть его главные обязанности заключаются в том, чтобы обеспечить оптимальные условия во время гастролей театра. Помогает решать эти задачи заместитель. За финансовые аспекты гастрольного тура отвечает замдиректора театра.

Большая часть выездной группы состоит из работников  художественно-постановочной части.

К ним относятся:

  • костюмеры;
  • гримеры;
  • монтировщики;
  • осветители;
  • звукорежиссер;
  • реквизиторы.

Без участия этих людей спектакль не сможет быть показан. Они тщательно отбирают оборудование и реквизит, которые необходимы для спектакля, но на месте их арендовать невозможно. При необходимости осуществляют мелкий ремонт сценического имущества, которое может повредиться при транспортировке.

Технический персонал играет весомую роль в успешном проведении гастрольного тура. Его труд имеет овеществленную и не овеществленную форму. Первая из них заключается в изготовлении бутафории, различного реквизита, костюмов. Вторая форма   включает в себя работу по монтировке спектакля, обеспечении освещения, распространении рекламы и другое.

Независимо от выполняемой работы, всех работников в театре объединяет творческая атмосфера и творческий подход к делу. И хотя зритель практически не знает большей половины участников гастролей, от их труда очень часто зависит судьба учреждения культуры.

Одной из наиболее важных проблем является репертуар гастрольного показа. В данном случае особое внимание уделяется  его актуальности. Лучше всего, если он будет органично сочетаться с тем, что на сегодняшний день беспокоит зрителя, что происходит в мире, политике и так далее.

При создании репертуара театра важно учитывать такие моменты, как культурные особенности и исторические факты города, в котором проходят гастроли. Кроме этого, режиссеры должны учитывать жанровые особенности отобранных пьес. А при определении сроков постановки – желательное их чередование.

Театр, как правило, воспринимается по сцене. И мало кто задумывается над тем, сколько усилий прилагается за кулисами, какая масса работы осуществляется до и после спектакля. Конечно, заслуги актерского состава и режиссеров являются огромными. И умалять их нельзя ни в коем случае.

Однако не менее важное значение имеет работа осветителей, монтировщиков и других техников.

В любом случае многогранность задач при организации гастрольной деятельности требует участия профессионалов из абсолютно разных сфер – от юристов и бухгалтеров до монтировщиков и артистов. Только благодаря слаженной работе всего коллектива театра можно достичь успеха. Главное, чтобы все действия и виды работы выполнялись последовательно и своевременно.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен только для работников культуры!


Материалы для cultmanager.ru готовят лучшие эксперты. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты.

Подтвердите ваш статус - регистрация займет одну минуту.

Получите в подарок журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» (pdf)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Культура»:
возможность скачать документы • доступ к тренингамжурналы для работников учреждения культуры
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.