text
Справочник руководителя учреждения культуры

Как организовать гастроли театра

  • 16 апреля 2018
  • 365

В процессе работы с гастролями очень важно своевременно совершать все необходимые действия и определенные виды работы, соблюдая при этом их последовательность. Благодаря четкой организации, работа будет намного эффективнее. Как правильно организовать гастрольную деятельность, мы расскажем в этой статье

Как организовать гастролиГастроли являются частью жизни любого творческого коллектива. И чем активнее гастрольная деятельность, тем богаче опыт, и больше стремление творческой команды сделать эту деятельность лучше и эффективнее. Организация гастролей – процесс сложный и многогранный, требующий тщательной подготовки.

Какие этапы организации гастролей театра

Гастроли – это неотъемлемая часть деятельности театра.  Благодаря им, возможности учреждения увеличиваются в разы. Кроме этого, гастрольная деятельность позволяет творческим коллективам испытать новые эмоции, раскрыть новые стороны работы, приобрести новый опыт. Большое значение имеет налаживание контактов с другими театрами.

При подготовке гастролей очень важно выполнять все необходимые действия в определенном порядке. Это позволит обеспечить слаженность в работе и высокую эффективность.

Образец билета для театрально-концертных, культурно-просветительных организаций и учреждений

Образец билета для театрально-концертных, культурно-просветительных организаций и учреждений
посмотреть/скачать>>

Подготовительная работа осуществляется в несколько этапов:

  1. Предварительный.
  2. Проведение предварительных переговоров и согласование с будущими партнерами всех вопросов, касающихся основных организационных и финансовых моментов.
  3. Заключение договоров с партнерами на осуществление гастролей.
Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Культура».
Активировать доступ


Каждый из этапов реализуется в пошаговом порядке. На предварительном этапе осуществляется подготовка к гастрольному выезду. Начинается такая работа не позднее, чем за четыре-шесть месяцев до предполагаемой поездки.

С самого начала осуществляется поиск возможных партнеров. Помощь в этом могут оказать сами работники театра – режиссеры, актеры, продюсеры и другие. Ведь большинство из них уже побывали в разных городах, поэтому могут рассказать, где репертуар театра вызвал наибольшую заинтересованность. Такая информация поможет определиться с географией гастрольной поездки.

Кроме того, стоит обратиться в орган управления культурой, контакты которого легко найти на  Интернет-ресурсах выбранных для гастролей населенных пунктов.

Здесь можно получить консультацию по таких вопросах:

  • наличии сценических площадок;
  • о продюсерских компаниях, которые занимаются организацией гастролей в городе;
  • стоимости каждого отдельного спектакля и других.

Получив нужную информацию и определившись с местом выезда, проводят мониторинг сценических площадок.  Он заключается в изучении культурных привычек и предпочтений потенциальных зрителей, а также зрительской вместимости сценических площадок и их соответствия техническим возможностям для показа спектакля. 

Оптимальным вариантом являются залы, которые вмещают  более 550 зрителей. Только в этом случае гастрольная поездка будет экономически оправдана.

Переговоры с патрнерамиНа втором этапе проводятся предварительные переговоры с потенциальными партнерами. В первую очередь устанавливается предполагаемая дата гастролей театра. Этот вопрос, как правило, решается с администратором или принимающей стороной. Очень важно, чтобы выезд осуществлялся строго в назначенные сроки.

Это позволит партнерам вовремя решить все вопросы, касающиеся подготовки к встрече:

  • монтаж декораций;
  • оформление необходимых документов и прочее.

В это же время определяется репертуар театра. Хорошо, если принимающее учреждение поможет спрогнозировать интерес зрителей к планируемому спектаклю. Особое внимание стоит уделить изучению репертуаров, который в данное время предлагают другие сценические площадки.

Также на данном этапе решаются и другие, не менее важные вопросы:

  • выясняется средняя стоимость билета на  гастрольные спектакли в городе;
  • определяется способ оплаты аренды зала;
  • определяется способ рекламы спектакля;
  • просчитываются расходы на гастроли.

Что касается рекламы, то для этого можно использовать различную печатную продукцию, эскизы которой театр подготавливает и заранее передает партнерам в электронном виде.  Положительный результат могут принести публикации в СМИ, соцсетях на сайте партнеров. Необходимо также выяснить, кто будет проводить и оплачивать рекламную кампанию.

При просчете расходов учитывают стоимость:

  • проезда;
  • доставки декораций;
  • проживания и питания участников гастрольного тура;
  • продвижения от гостиницы до сценической площадки;
  • культурной программы с посещением культурных мест и прочее.

При решении этих вопросов стоит заранее оговорить с принимающей стороной деление расходов и доходов. Это поможет избежать каких-либо неприятностей, связанных с финансовой стороной гастролей театра.

На последнем этапе организации гастрольной деятельности ведется работа по заключению договоров. В первую очередь согласовывают и подписывают договор, а также технический и бытовой райдеры.

Райдер представляет собой документ, который выполняет роль свода правил и требований одного актера или целого творческого коллектива и предназначается для организаторов мероприятия. Очень важно хорошо проработать перечень всех условий и требований.  Это позволит принимающей стороне правильно организовать работу и избежать промахов.

Райдер может быть бытовым и техническим. Бытовой включает в себя правила и требования, касающиеся организации быта гастролирующего учреждения культуры, а именно:

  1. Требования к проезду – количество мест в купе и СВ вагоне, типы автомобилей, класс гостиничных номеров и прочее.
  2. План и особенности питания.

Что касается технического, то в его состав входят требования к параметрам и техническим возможностям сцены, а также перечень светового, звукового, видео- и другого оборудования.

Если организатором гастрольного тура является сам театр, то договор и райдер подписывается с администрацией каждой отдельной сценической площадки. В случае, если эту роль выполняет принимающая фирма, то данные документы подписываются с ней.

Какие работники занимаются организацией гастролей театра

Организацией гастрольной деятельности занимается команда профессионалов. Каждый из них решает определенные задачи и имеет свою сферу деятельности.

Как правило, участие в организации принимают:

  • художественный руководитель;
  • гендиректор;
  • замдиректора;
  • начальник административно-гастрольного отдела и его заместители;
  • техработники;
  • творческий коллектив.

Решение основных задач ложится на плечи художественного руководителя и генерального директора учреждения культуры. Именно они руководят всем процессом подготовки и контролируют действия других участников. В их обязанности входит утверждение плана гастролей и списков выезжающих сотрудников, а также организация всего комплекса работ по показу репертуара.

Транспортировкой участников выезда и необходимого оборудования занимается начальник АГО. Он же бронирует гостиничные номера, заботится о питании коллектива, улаживает возникающие проблемы и так далее. То есть его главные обязанности заключаются в том, чтобы обеспечить оптимальные условия во время гастролей театра. Помогает решать эти задачи заместитель. За финансовые аспекты гастрольного тура отвечает замдиректора театра.

Большая часть выездной группы состоит из работников  художественно-постановочной части.

К ним относятся:

  • костюмеры;
  • гримеры;
  • монтировщики;
  • осветители;
  • звукорежиссер;
  • реквизиторы.
Активируйте доступ к журналу «Справочник руководителя учреждения культуры» и читайте проверенные экспертами статьи:

Без участия этих людей спектакль не сможет быть показан. Они тщательно отбирают оборудование и реквизит, которые необходимы для спектакля, но на месте их арендовать невозможно. При необходимости осуществляют мелкий ремонт сценического имущества, которое может повредиться при транспортировке.

Технический персонал играет весомую роль в успешном проведении гастрольного тура. Его труд имеет овеществленную и не овеществленную форму. Первая из них заключается в изготовлении бутафории, различного реквизита, костюмов. Вторая форма   включает в себя работу по монтировке спектакля, обеспечении освещения, распространении рекламы и другое.

Независимо от выполняемой работы, всех работников в театре объединяет творческая атмосфера и творческий подход к делу. И хотя зритель практически не знает большей половины участников гастролей, от их труда очень часто зависит судьба учреждения культуры.

Одной из наиболее важных проблем является репертуар гастрольного показа. В данном случае особое внимание уделяется  его актуальности. Лучше всего, если он будет органично сочетаться с тем, что на сегодняшний день беспокоит зрителя, что происходит в мире, политике и так далее.

При создании репертуара театра важно учитывать такие моменты, как культурные особенности и исторические факты города, в котором проходят гастроли. Кроме этого, режиссеры должны учитывать жанровые особенности отобранных пьес. А при определении сроков постановки – желательное их чередование.

Театр, как правило, воспринимается по сцене. И мало кто задумывается над тем, сколько усилий прилагается за кулисами, какая масса работы осуществляется до и после спектакля. Конечно, заслуги актерского состава и режиссеров являются огромными. И умалять их нельзя ни в коем случае.

Однако не менее важное значение имеет работа осветителей, монтировщиков и других техников.

В любом случае многогранность задач при организации гастрольной деятельности требует участия профессионалов из абсолютно разных сфер – от юристов и бухгалтеров до монтировщиков и артистов. Только благодаря слаженной работе всего коллектива театра можно достичь успеха. Главное, чтобы все действия и виды работы выполнялись последовательно и своевременно.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.