text

🍁 Осенний ценопад: скидка 20%! УСПЕТЬ ➤➤➤

Справочник руководителя учреждения культуры

Конфликты в учебной среде: функции, виды, способы предупреждения

  • 28 февраля 2018
  • 170

Понимать причины возникновения конфликтов и успешно использовать механизмы управления ими педагог сможет только тогда, когда сам будет иметь соответствующие личностные качества и обладать необходимыми знаниями и умениями. В статье мы расскажем о том, какие функции и виды конфликтов существуют, а также как предупредить конфликтную ситуацию

Возникновение конфликтов в образовательном процессе  - явление довольно распространенное. Ведь сама по себе профессия педагога уже давно входит в число тех, которые отличаются большими сложностями.

Психофизиологическая напряженность этой профессии позволяет поставить ее на одну ступень с такими профессиями, как альпинист и летчик-испытатель. Поэтому вопрос эффективного разрешения конфликта в коллективе – это важная проблема в педагогике.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Пример устава библиотеки, Пример устава музея, Пример устава театра

Какие функции выполняет конфликт в коллективе

За всю свою жизнь человек становится членом разных коллективов. Он учится в школе, обучается в ВУЗе, трудится на предприятии или в учреждении. Его рост человека как личности во многом зависит именно от того, в каком коллективе он находится, и какая атмосфера здесь сложилась.

Поэтому умение контактировать с другими людьми должно быть главным для любого человека. И определяется оно ничем иным как способностью отстаивать личное мнение в спорах и конфликтах. Поскольку коллектив – это общность разных людей, отсутствие конфликтов в нем практически невозможно.

Ведь все люди по-разному смотрят на проблемы, имеют свою точку зрения. Они часто занимают позиции и интересы, несовместимые с позициями и интересами других.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Культура».
Активировать доступ


Практика доказывает, что конфликт в коллективе – это не то явление, управление которым может быть основано на жизненном опыте и здравом смысле. Эффективно воздействовать на него можно лишь в том случае, если глубоко понятна главная причина его возникновения.

При этом необходимо хорошо представлять все закономерности развития конфликта и досконально владеть инструментами его разрешения. К какому бы типу не относился конфликт, его основой всегда является отсутствие согласия.

Функции, которые выполняет конфликт, могут носить как позитивный, так и негативный характер. К позитивным относятся:

  1. Способствование разрядке напряженной обстановки.
  2. Выявление нарушений в функционировании коллектива.
  3. Поддержание относительно стабильной структуры взаимоотношений между членами коллектива и другие.

Если в коллективе возникла конфликтная ситуация, это свидетельствует о наличии каких-либо проблем. А значит появляется возможность выяснить, какие требуются изменения и что может стать стимулом развития. Также это может послужить источником введения тех или иных инноваций, предотвратит застой.

Участники конфликта, как правило, бурно выражают свои эмоции. А это, в свою очередь, позволяет снять эмоциональную напряженность и снизить интенсивность отрицательных эмоций.

Что касается негативных функций, то они являются причиной таких отрицательных явлений, как:

Конфликты в учебной среде: функции, виды, способы предупреждения

Из каких элементов состоит конфликт в коллективе

Каждый конфликт состоит из нескольких структурных элементов. Все они тесно взаимосвязаны между собой и обеспечивают не только целостность данного социального явления, но и его отличие от других явлений. При отсутствии таких связей конфликт уже не сможет восприниматься как целостная, динамически взаимосвязанная система.

К главным структурным элементам относятся:

Конфликты в учебной среде: функции, виды, способы предупреждения

Если речь идет об объекте может сопровождаться различными трудностями, которые, как правило, носят технологический или организационный характер. Кроме этого, он может иметь тесную взаимосвязь со спецификой личных и деловых отношений участников конфликта.

Что касается целей и мотивов, но они чаще всего обуславливаются взглядами конфликтующих сторон, их убеждениями и интересами.

Анализируя конфликтную ситуацию, обязательно учитывают условия и среду, в которой она возникла. Причины возникновения конфликта часто вуалируются. Поэтому очень важно отличить их от непосредственного повода столкновения.

Какие стадии конфликта

Различают несколько стадий развития конфликта:

Конфликты в учебной среде: функции, виды, способы предупреждения

Когда возникшие в коллективе противоречия осознаются, конфликт становится реальным. То есть ситуация начинает восприниматься как конфликтная, что способствует порождению соответствующего поведения. При этом стороны блокируют достижения, цели, стремления и намерения друг друга.

На последней стадии наблюдается эмоциональная разрядка участников. Их поведение становится более взвешенным, конструктивным. При общении отсутствуют словесные раздражители. Суть дела излагается конкретно и определенно.

Разрешение конфликта не всегда может быть полным. В определенных случаях могут лишь исключаться какие-то конкретные действия. Однако побуждения к возникновению конфликтной ситуации остаются.

Какие конфликты могут возникать в учебной среде

Различают несколько видов конфликтов, возникающих в социально-педагогической среде. Это могут быть конфликтные ситуации между педагогом и учащимся, между самими учащимися, одним учащимся и коллективом, двумя или несколькими группами.

Чтобы предупредить и разрешить подобные ситуации в первую очередь нужно знать причины их возникновения. Конечно, перечислить точно, что именно может спровоцировать конфликт, невозможно. Однако можно выделить три основные группы причин, которые обусловлены:

Конфликты в учебной среде: функции, виды, способы предупреждения

Межличностные конфликты между педагогом и учениками характерны для старшеклассников в силу проблем подросткового возраста. Основная причина заключается в противоположных позициях сторон. Учащиеся стремятся к автономии и любые нетактичные замечания в их сторону воспринимаются остро, что часто становится причиной конфликта.

Не являются исключением и конфликты в коллективе между педагогами.  Их причины могут быть разными, например:

  • своеобразие характеров и темпераментов;
  • невысокий уровень развития личности;
  • соперничество и другие.

Какими способами можно предупредить конфликт в коллективе

Конфликты являются неотделимы от педагогического процесса. Сегодня проблема их предупреждения и разрешения стоит особо остро. Конструктивное разрешение конфликтной ситуации может зависеть от разных факторов.

Конфликты в учебной среде: функции, виды, способы предупреждения

Чтобы разрешение завершилось успехом, стоит составить карту конфликта. Ее суть заключается в общем определении проблемы конфликта, выяснении, кто является его участником, а также определении подлинных потребностей и опасений каждой из сторон.

Попытка устранить конфликт силовым давлением либо уговорами может спровоцировать расширение его масштабов. Поэтому, главное, с самого начала выяснить, что послужило причиной возникновения конфликтной ситуации.  Ведь именно от этого в большинстве случаев зависит успех разрешения.

Важными факторами также являются такие, как доверие к педагогу со стороны участников, его беспристрастность к обеим сторонам, восприятие принятого им решения как справедливого. Способы предупреждения конфликта объединяют в несколько групп:

  • внутриличностные, то есть влияющие на отдельного человека. В этом случае педагог должен уметь правильно организовать собственное поведение, чтобы не вызывать защитную реакцию со стороны учащихся;
  • межличностные. Предполагают одинаково справедливое отношение ко всем участникам образовательного процесса, исключение отрицательных эмоций, касающихся личных проблем, недопущение оскорбительных высказываний.
  • переговоры;
  • структурные.

В основе любого конфликта лежит противоречие, которое подчиняется определенным закономерностям. Поэтому педагог должен не бояться конфликтов, а понимать, почему они возникают. При этом он обязан владеть механизмами воздействия на конфликтную ситуацию и применять их для успешного разрешения конфликтной ситуации.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен только для работников культуры!


Материалы для cultmanager.ru готовят лучшие эксперты. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты.

Подтвердите ваш статус - регистрация займет одну минуту.

Получите в подарок журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» (pdf)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

×

×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Культура»:
возможность скачать документы • доступ к тренингамжурналы для работников учреждения культуры
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.