❅ ЗАМОРАЖИВАЕМ ЦЕНЫ ДО 20%! Подписаться »

Справочник руководителя учреждения культуры

Зачем музею нужен куратор

  • 14 февраля 2018
  • 166

Успех выставки во многом зависит от опыта и знаний куратора. Как получить стать куратором музея? Что выгоднее – содержать такого специалиста в штате или же приглашать со стороны? Ответ на эти и другие вопросы представлены в нашей статье

Кураторы в музееМузейные кураторы, как правило, занимаются разработкой и реализацией концепции выставки или экспозиции. Но во многих музеях они выполняют и другие обязанности, например, арт-менеджеров. Также кураторы могут координировать образовательные программы и заниматься различными видами выставочной деятельности.

Как стать куратором музея

Во многих крупных городах России действуют специализированные программы, на основании которых готовят кураторов. Например, в московском Музее современного искусства работают «Открытые мастерские». В Санкт-Петербурге можно получить профессию куратора, обучаясь в двухгодичной магистратуре при Смольном.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Пример устава федерального музея, Заявка на регистрацию музея в ФГИС, Форма отчетности 8-НК "Сведения о деятельности музея"

Чаще всего эту должность занимают работники культуры, которые не только хорошо разбираются в своей области, но и могут пользоваться художественными средствами при работе с посетителями выставки:

  • историки искусства;
  • искусствоведы;
  • теоретики;
  • научные сотрудники;
  • хранители и другие.

Куратор, как правило, разрабатывает концепцию выставки, заключает договора с художниками, занимается подготовкой текстов для экспликаций и релизов. Во многих российских музеях функции куратора имею достаточно широкий диапазон. Они могут объединятся с теми функциями, которые выполняет арт-менеджер.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Культура».
Активировать доступ


Например, в Музее авангардиста А. Зверева из-за дефицита кадров и те, и другие функции выполняет один сотрудник. Однако никоим образом не отражается на качестве выставочной деятельности. Выставки и экспозиции, которые действуют в этом учреждении культуры, интересны зрителям. Поэтому посещаемость музея довольно высока.

В некоторых учреждениях культуры куратор осуществляет контроль монтажа экспозиции или выставки, занимается логистикой и даже заключает договора с подрядчиками. Такое количество функций может отвлечь этого сотрудника от выполнения прямых обязанностей. Поэтому, чтобы получить качественную концепцию выставки, все же стоит оптимизировать эти функции, сняв с куратора груз полной ответственности за реализацию идеи.

Свой или чужой: какого куратора выбрать

Иногда возникает вопрос, пригласить куратора из другого учреждения или включить такого специалиста в штат. Любое из этих решений имеет свои преимущества, поэтому, музей должен просчитать, что для него выгоднее.

Если речь идет о внештатном кураторе, то его роль может выполнять сотрудник другого музея. Такого специалиста, как правило, приглашают для реализации определенного проекта.

Он может выполнять работу на заказ или же внедрять инновации, которые раньше никогда не использовались в экспозиционной деятельности данного учреждения культуры. Именно новые формы делают экспозицию более «живой» и привлекательной для посетителей.

Рассмотрим пример из опыта работы Государственного музея имени Маяковского. Любая выставка в музее является своего рода спектаклем. В качестве режиссера и сценариста этого спектакля выступает куратор. Он выполняет такие функции:

  1. Создает концепцию.
  2. Отбирает музейные экспонаты.
  3. Определяет сценографию и прочее.

От его позиции в большой степени зависит баланс между научной и художественной составляющей экспозиции. Случается, что для реализации проекта одного куратора мало, поэтому приходится привлекать несколько таких специалистов.

Например, в Музее В.В. Маяковского планировалось проведение выставки «Булгаков VS Маяковский». Тема была довольно обширной и раскрыть ее на все сто процентов одному куратору не под силу. Учреждение пригласило  еще одного специалиста, который хорошо знаком с творчеством Булгакова и долгое время специализировался по эпохе авангарда.

В основу концепции легла тема игры в бильярд.  Ведь именно за бильярдным столом в свое время наиболее часто встречались эти два великих литератора. Принцип бильярдной партии – это именно то, на чем была построена музейная экспозиция.

Музею хотелось рассказать не о нескольких встречах этих известных людей, а о том, как именно жили и работали два абсолютно разных гения одной эпохи. Наиболее значимые вопросы, касающиеся жизни и творчества Маяковского и Булгакова, были отражены в девяти темах.

Число 9 было выбрано не зря. Это ассоциация с девятью ударами в бильярдной игре. Ярким дополнением к сюжетной линии выставки стали гармонично сочетающиеся с музейными экспонатами аудио- и видеоматериалы.

О работе приглашенного извне куратора судят по результатам, которые получены от реализованных им проектов.  Однако не менее значимыми являются и предложенные им идеи или имеющийся багаж знаний. В некоторых случаях это играет гораздо большую роль, чем достигнутые вершины.

Конечно, проектный куратор – это очень хорошо. Однако его подключение к реализации проекта обходится музею недешево. Намного выгоднее, когда эта должность включена в штатное расписание.

И хотя у такого специалиста может быть меньше опыта и креатива, работа с ограниченным пространством сводит к минимуму допущением ошибок. Ведь специалист, работающий в музее, намного лучше знает специфику учреждения.

Активируйте доступ к журналу «Справочник руководителя учреждения культуры» и читайте проверенные экспертами статьи:

Однако в связи с дефицитом бюджета не каждому учреждению культуры под силу содержание в штате собственного куратора, не говоря уже о том, чтобы пригласить специалиста со стороны. Хотя, стоит отметить, что объединение усилий куратора и продюсера – это гарантия успеха проекта.

Если выставка имеет крупные масштабы, то реализовать проект одному специалисту вряд ли удастся. В данном случае потребуется  не только куратор, но и целый штат помощников. Для серьезных музеев важно не количество, а качество культурного продукта, который предлагается целевой аудитории.

Чтобы реализовать идею на должном уровне, необходимо немало времени на выполнение таких действий, как:

  • разработка идеи;
  • отбор художников;
  • проведение кураторского исследования и так далее.

На сегодняшний день музеи еще не совсем готовы к тому, чтобы обеспечить гибкий график работы куратора, финансировать его командировки, выделить библиотечный день на развитие идей.

Сказать с уверенностью, какой куратор является идеальным - свой или чужой, невозможно. Ведь любой проект – это уникальный культурный продукт, требующий индивидуального подхода.  Каждая музейная выставка или экспозиция создается в результате многомесячного, кропотливого труда как куратора, так и многих других сотрудников музея.

И если учреждение культуры не может содержать в штате такого специалиста, то приглашать проектного куратора все же придется. Так как именно от его знаний и навыков в большой степени зависит, будет ли проект успешным. Если же в музее имеется свой квалифицированный куратор-профессионал, то это настоящий клад

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен только для работников культуры!


Материалы для cultmanager.ru готовят лучшие эксперты. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты.

Подтвердите ваш статус - регистрация займет одну минуту.

Номер журнала «Справочник руководителя учреждения культуры» (pdf)
в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен только для работников культуры!


Материалы для cultmanager.ru готовят лучшие эксперты. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты.

Подтвердите ваш статус - регистрация займет одну минуту.

Получите в подарок журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» (pdf)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, бесплатные книги по  по управлению

учреждением культуры для Вас:



Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Справочник руководителя учреждения культуры»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для работников культуры
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.