text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Справочник руководителя учреждения культуры

Оценка и прогнозирование рынка культурных услуг, анализ конкурентов

  • 22 декабря 2017
  • 284

Стратегическое планирование дает возможность учреждению культуры наметить направления и задать темпы развития. Из каких компонентов состоит стратегическое планирование? Как осуществляется анализ конкурентов? В статье можно получить ответы на эти и другие вопросы, а также ознакомиться с пошаговым алгоритмом анализа конкурентов

Стратегическое планирование в культуреПрогнозирование является ничем иным, как стратегией развития. Ее наличие позволяет избежать различных негативных ситуаций, а также значительно увеличить прибыль.

Благодаря стратегии развития, учреждения культуры знают, в каком направлении двигаться, когда и как выполнять то или иное задание.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Пример устава библиотеки, Пример устава музея, Пример устава театра

В чем значимость стратегического планирования для учреждений культуры

Одной из функций стратегического управления является планирование. Именно оно выступает в качестве основы для принятия всех управленческих решений. Его разработка осуществляется с целью определения целей и путей, необходимых для их достижения. 

На выработку стратегического плана направлены различные функции:

  • организационная;
  • мотивационная;
  • контролирующая.

Если данное преимущество будет отсутствовать, то вряд ли учреждение и отдельные работники смогут правильно оценить цели и направления развития.

Система стратегического планирования позволяет организации и ее руководству четко определить направления и темпы развития не только учреждения в целом, но и его отдельных продуктов. Также оно дает возможность понять, какие меры нужно предпринять, чтобы театр, библиотека, музей стали конкурентоспособными.

Еще не так давно данный вид планирования был характерным только для знаменитых лондонских и бродвейских театров, а также известных площадок международного значения.

Сегодня же опросы, проведенные в дворцах культуры, театрах, концертных залах и других учреждениях культуры дают понять, что многие современные руководители вплотную занимаются решением этого вопроса.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Культура».
Активировать доступ


Какие составляющие процесса прогнозирования и стратегического планирования

Процесс прогнозирования состоит из нескольких компонентов:

  • проведение анализа среды, включая сбор данных;
  • определение сильных и слабых сторон в работе организации культуры;
  • SWOT-анализ;
  • выбор стратегии развития и продвижения;
  • реализация стратегии;
  • осуществление оценки и контроля ее выполнения.

Оценка, аналитика и исследования помогают учреждению сориентироваться в динамичной, быстроразвивающейся рыночной среде. Сегодняшние зрители достаточно избалованы. Они готовы платить свои деньги только за то, что сможет их удивить. А удивить обычным спектаклем, концертом или фестивалем не так уж легко. Этот факт учреждения должны учитывать в обязательном порядке.

Если говорить, к примеру, о Москве, то здесь отмечается переизбыток культурных продуктов. А если приплюсовать к этому большую конкуренцию, то устоять в такой среде очень трудно. Поэтому вопрос о том, что делать в этом случае театру или музею, и что делают другие учреждения культуры, стоит достаточно остро.

Рассмотрим более подробно, что такое анализ конкурентов и какую роль он играет в дальнейшем развитии учреждения культуры. 

В качестве конкурентов, как правило, выступают те организации, которые предлагают аналогичные или схожие услуги и могут повлиять на продажи данного учреждения. Владея информацией о деятельности конкурентов, можно намного быстрее определить пути развития и занять достойное место в рыночной среде.

Примером в данном случае может послужить деятельность драмтеатра Станиславского, расположенного на Тверской.

В этом же районе находится несколько наиболее известных московских театров:

  1. Ермоловой.
  2. Моссовета.
  3. Сатиры.
  4. Большой.
  5. Малый и другие.

Все эти учреждения пользуются популярностью у зрителей и занимают стойкие позиции. Это свидетельствует о наличии весьма высокой конкуренции.

Поэтому для театра Станиславского  очень важно знать ответы на следующие вопросы:

  • какие спектакли здесь являются наиболее популярными;
  • какие цены на входные билеты.

Обладая такой информацией, можно будет определить, как нужно действовать, чтобы привлечь внимание как можно большего числа потребителей.

Какие этапы осуществления анализа конкурентов

Анализ конкурентов осуществляется в поэтапном порядке:

  • определяется степень конкуренции и оценивается ее интенсивность;
  • выявляются главные конкуренты и создается их профиль;
  • проводится анализ наиболее популярных мероприятий и событий;
  • проводится анализ ценообразования;
  • выявляются рыночные позиции учреждений – конкурентов;
  • проводится оценка методики, с помощью которой привлекаются потребители, и способов рекламирования;
  • выявляются зрители конкурента;
  • оцениваются применяемые подходы и технологии;
  • осуществляется SWOT-анализ.

Остановимся более подробно на каждом этапе.  С самого начала составляем список учреждений, оказывающих аналогичные услуги и находящихся на одной улице, в одном районе и регионе. Найти необходимую информацию можно несколькими путями.

В первую очередь можно посетить Интернет – сайты конкурентов, социальные сети, группы и прочее. Однако такой информации может оказаться мало. Поэтому следует воспользоваться методом полевого маркетинга.

Для этого сотрудников учреждения отправляем к конкурентам в роли зрителей или покупателей. Это даст возможность получить сведения о местах продаж, афишах, рекламных носителях.  Также они могут провести тайный опрос зрителей, интервью и прочее. После сбора данной информации приступаем непосредственно к анализу конкурентов.

Пошаговый алгоритм анализа конкурентов

Первым шагом является определение степени конкуренции и выявление учреждений – конкурентов, которые могут оказать достаточно весомое влияние на деятельность данного театра или музея.

В этом случае очень важно получить о них такую информацию:

  • где именно они находятся;
  • где расположены точки продаж;
  • каким является ассортимент и его качество;
  • какие цены на билеты;
  • насколько высоким является уровень сервиса;
  • какие дополнительные услуги предоставляются и прочее.

Второй шаг – осуществление оценки интенсивности конкуренции. Стоит заметить, что конкуренция может быть слабой или высокоинтенсивной. Это, как правило, зависит от месторасположения организации.

К примеру, музей или театр может находится в районе, где функционирует еще пять-десять подобных учреждений. Но вместе с тем, он может быть один на весь город или область.

Если конкуренция слабая, то изменения на рынке встречаются крайне редко. При интенсивной конкуренции условия существования постоянно меняются. Поэтому здесь очень важно владеть информацией о деятельности учреждений-конкурентов, так как это позволит быстро и уверенно принимать меры в ответ на какие-либо действия с их стороны.

Третий шаг анализа конкурентов, являющегося составляющей стратегии развития учреждения культуры, заключается в создании их профиля. В этом случае необходимо знать весь их репертуар и выявить наиболее стойкие позиции, привлекающие зрителей и обеспечивающие наибольшую прибыль.

Далее анализируем свойства основных товаров, в роли которых выступают спектакли, репертуарные фестивали, творческие вечера и прочее. Особое внимание уделяем событиям, представляющим для конкурентов особую ценность. Анализ проводится силами самого учреждения.

Чтобы информация была актуальной, стоит привлечь как можно больше сотрудников из разных отделов:

Ее сбор можно осуществлять разными способами – провести опрос зрителей в учреждениях-конкурентах, посетить спектакли или кассы и так далее. Собранная информация анализируется. Лучше всего, если она будет сведена в таблицы, схемы, графики.

Так намного удобнее презентовать ее дирекции. После этого на основании наглядных материалов можно приступать к разработке предложений, касающихся дальнейшего развития.

Следующим шагом является проведение анализа ценовой составляющей, то есть здесь производим сравнение цен на услуги и билеты. В каждом театре есть билеты разных ценовых категорий. В некоторых самые дешевые билеты реализуются по 100 рублей, а самые дорогие - по 10 000 рублей. В других наиболее ходовыми являются билеты стоимостью от 1 200 до 1500 рублей. Необходимо проанализировать, какие ценовые ниши конкурентов на текущий момент не заполнены.  

После завершения анализа цен проводится работа по выявлению позиций, которые занимают противники на современном рынке. Особое внимание здесь акцентируем на мнении зрителей. То есть необходимо узнать, что они думают об учреждениях-конкурентах, какой информацией о них владеют.

Мнение зрителей можно узнать такими способами, как:

  1. Проведение опросов.
  2. Сбор отзывов.
  3. Создание форумов и другие.

Седьмой шаг заключается в оценивании методики получения зрителей и рекламных коммуникаций. Этот вопрос имеет огромное значение, так как позволяет понять, каким образом конкуренты привлекают внимание посетителей, в чем заключается стимул.

В этом случае очень важно знать, что побуждает зрителей покупать билеты, посещать спектакли или какие-либо другие мероприятия. В первую очередь дело касается рекламных носителей и той информации, которую они несут. Специалисты рекомендуют сфотографировать все рекламные носители или же скопировать их с Интернет-ресурсов.

Активируйте доступ к журналу «Справочник руководителя учреждения культуры» и читайте проверенные экспертами статьи:

Еще одним шагом является составление потребительского портрета зрителей конкурента. Он должен включать следующие данные:

  • возраст;
  • пол;
  • доходность;
  • состав семьи;
  • сфера деятельности;
  • критерий выбора мероприятий и другие.

Не стоит забывать и о психографических и психологических характеристиках. Ведь очень важно знать, какие стимулы важны для зрителя, как он реагирует на рекламу, способен ли совершать импульсивные покупки и так далее. Данную информацию можно получить при помощи опроса.

Если учреждение не имеет достаточно средств для привлечения специалистов извне, то это можно сделать собственными силами в социальных сетях или же в учреждениях конкурентов.

Следующий шаг состоит в осуществлении оценки подхода и технологичности конкурента. В настоящее время инновационные технологии все теснее связываются с деятельностью современных учреждений культуры. Они все глубже проникают в жизнь самих потребителей. Практически каждый зритель имеет смартфон или компьютерное устройство с выходом в Интернет.

Владение информацией касательно использования различных технологий и средств коммуникации, дает понять возможности конкурентов.

Зная все о средствах, технологиях и оборудовании и финансах, которые они могут привлечь с целью оперативного реагирования на ту или иную ситуацию, можно легко определить свои пути продвижения и развития. Завершающим шагом является SWOT- анализ. Он поможет определить все сильные и слабые стороны противника.

Чтобы владеть оперативной информацией и всегда быть готовым предпринять необходимые действия, анализ конкурентов должен проводиться на регулярной основе, как минимум, один раз в полгода.

Это позволит предусмотреть все недоразумения и предостеречь учреждение в первую очередь от нецелевого использования финансовых средств и времени.

Кроме того, такой подход  будет способствовать достижению высоких результатов в продвижении имиджа, в маркетинге и так далее.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен только для работников культуры!


Материалы для cultmanager.ru готовят лучшие эксперты. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты.

Подтвердите ваш статус - регистрация займет одну минуту.

Номер журнала «Справочник руководителя учреждения культуры» (pdf)
в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен только для работников культуры!


Материалы для cultmanager.ru готовят лучшие эксперты. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты.

Подтвердите ваш статус - регистрация займет одну минуту.

Получите в подарок журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» (pdf)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Справочник руководителя учреждения культуры»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для работников культуры
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.