❅ ЗАМОРАЖИВАЕМ ЦЕНЫ ДО 20%! Подписаться »

Справочник руководителя учреждения культуры

Доступная среда в музее: как выстраивать общение с особыми посетителями

  • 2 декабря 2017
  • 288

Организация доступной среды в музее для особых посетителей заключается не только в установке дополнительного оснащения и оборудования, облегчающего посещение музея в целом

Возможности для людей с ограниченными возможностямиДоступная среда – это правильный психологический контакт и настрой сотрудников музея на положительное общение с посетителями.

Доступная среда для инвалидов: психология особых посетителей                                                       

Каждый приходящий в музей взрослый человек-инвалид - это человек, который обладает большим жизненным опытом, определенным жизненным багажом, а потому является вполне самостоятельной единицей, посещая то или иное учреждение культуры.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Пример устава федерального музея, Заявка на регистрацию музея в ФГИС, Форма отчетности 8-НК "Сведения о деятельности музея"

Если мы будем говорить о передвижении посетителей с нарушением зрения, необходимо помнить, что сотрудники музея не должны испытывать жалость к человеку с ограниченными возможностями, поскольку это унижает его личное достоинство.

Если вы хотите помочь человеку с нарушением зрения в вашем музее, вы должны прежде всего спросить, а нуждается ли он в помощи. Если вам ответили отказом, но вы видите, что человек по-прежнему не может сориентироваться, через какой-то краткий промежуток вы можете подойти к нему и спросить повторно, требуется ли ему помощь.

Если вы снова получили отказ, то требуется просто присматривать за человеком, а если вы получили согласие, вы должны спросить, чем именно и как именно вы можете помочь.

Это касается всех категорий посетителей, и в этом смысле ваши смотрители также должны быть к этому обязательно готовы.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Культура».
Активировать доступ


Личное пространство посетителя музея

Организация доступной среды предполагает уважение личного пространства особого посетителя.

Например, для незрячего человека его собака-проводник – это некий компонент его личного, неприкосновенного пространства.

Если мы говорим о человеке с ограниченными возможностями передвижения, то его инвалидная коляска – это тоже его личное пространство.

Нежелательно прикасаться к ней без желания самого инвалида, кроме того, вы должны помнить, что, если к вам в музей прибыл человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата на инвалидной коляске, желательно разговаривать с ним, находясь на его уровне (присесть рядом, чуть склониться вниз), нежелательно смотреть сверху вниз, поскольку это вызывает неприятные ощущения.

Кроме того, нежелательно хлопать по плечу человека, либо производить какие-то такие действия. Доступная среда ни в коем случае не должна нарушать покой другого человека и его спокойствие.

Тактильный контакт и сопровождение инвалида

Если вы работаете с человеком слабовидящим, то чаще всего при знакомстве слабовидящий или незрячий человек подаст вам руку, вы установите тактильный контакт.

Не уклоняйтесь от этого контакта, максимально корректно и тактично познакомьтесь, и будьте готовы к тому, что вам, скорее всего, придется незрячего человека взять под руку, и в этом смысле передвижение будет установлено в том темпе, в котором идет ваш спутник.

Для обозначения лестницы вы может чуть-чуть поднять руку вверх, если вы держите под руку слабовидящего/незрячего человека, нужно обозначить словами: «Внимание, сейчас будет высокий порог», и далее продолжаете свою речь.

Если вы вдруг должны спуститься вниз, вы должны чуть-чуть вниз опускать руку человека и говорить о том, что сейчас будет спуск вниз. Передвижение достаточно просто организовано, не стесняйтесь проконсультироваться у пришедшего человека, о том, как удобнее ему будет по музею передвигаться.

Сопровождающий в музее

В музей могут прийти абсолютно разные категории инвалидов и для каждой категории требуется обязательно сопровождающий.

В любом музее есть инженер, а также экскурсовод-сопровождающий, который проинструктирован и знает, каким образом ему взаимодействовать с незрячими, не слышащими людьми, а также людьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата.

Это идеальная ситуация, если такой специалист есть. Но если вдруг вы понимаете, что знаний недостаточно, вы можете смело обратиться в библиотеку для слепых, для получения консультаций по тифлокомментированию, а также непосредственно найти при библиотеке тифлокомментатора.

Как правило, практически в каждом городе хотя бы один специалист есть. Если в друг при библиотеке вы его не обнаружите, вы можете обратиться в общество слепых, где вам обязательно помогут, подскажут и проконсультируют.

Доступная среда для инвалидов: помощь специальных сообществ

Если мы будем говорить о слышащих и не слышащих людях, то сурдопереводчик с базовыми знания обязательно есть в обществе глухих, а также в адаптивной школе, где обучаются дети с нарушением слуха.

К опыту этих специалистов вы можете также абсолютно спокойно обратиться и в случае, если вам требуется сурдопереводчик, его можете найти как раз в данных организациях.

Для введения в вашем музее небольших табличек на брайле, вы можете обратиться в библиотеку для слепых.

Поскольку очень часто при библиотеках есть специальные принтеры, которые позволяют осуществлять специализированную печать рельефных моделей, а также пособия и специалисты, которые позволяют переводить тексты на шрифт Брайля.

Кроме того, очень важно помнить, что информация должна быть сжата и каким образом сжать вашу информацию, вам также могут подсказать специалисты, работающие с незрячими людьми.

Если говорить о людях с ментальными нарушениями, то здесь вашими главными помощниками станут специалисты из адаптивных школ 7 и 8 вида.

Учителя-практики способны пояснить, каким образом вам будет лучше работать с той или иной категорией, а также, если вдруг к вам собирается в музей прийти отдельная группа, заранее проконсультируйтесь с педагогом о специфике детей, которые в эту группу входят.

Потому что группа может быть очень разносоставной. Тактично и корректно задайте вопрос, на что вам лучше обратить внимание, есть ли какие-то особенности у группы по скорости передвижения и задайте вопрос о том, какой объем информации, на какое время вам рассчитывать.

Здесь работает принцип «лучше меньше да лучше», то есть лучше расскажите о нескольких объектах, но с разных сторон.

В отношении работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, это правило является ключевым.

Если вы работаете с группами взрослых, тогда это психоневрологические диспансеры, а также специализированные больницы, которые у вас есть в городе (дневной стационар).

Активируйте доступ к журналу «Справочник руководителя учреждения культуры» и читайте проверенные экспертами статьи:

Инструктаж для сотрудников музея

Доступная среда для инвалидов – важное условие их социализации, коммуникации и общения с окружающими людьми.

Проведение инструктажа является одной из важных частей работы по введению доступной среды.

Как часто проводить инструктаж, сказать сложно. Важно, чтобы информация усваивалась и могла применяться на практике.

Например, музей, который работал по программе «Образовательный процесс с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения», провел свой инструктаж непосредственно перед приходом групп, чтобы сотрудники не успели забыть правила общения с особыми посетителями.

Как проводится инструктаж. Смотрителей необходимо собрать вместе и объяснить им, в чем специфика групп, как им реагировать и как сделать замечания инвалиду. Очень важна форма, в которой смотритель должен сделать замечания для ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения.

Потому что зачастую ребенок может не понять, по какой причине ему замечание сделано. Поэтому в ходе инструктажа очень важно объяснить специфику категории, объяснить, каким образом вы работаете с категорией и на этом примере сотрудники начинают понимать, каким образом они могут свою работу перестраивать.

Например, музей "Гараж" очень интересно поступает, они не только проводят инструктаж своих сотрудников, они еще и проводят обучение сотрудников, начиная со службы безопасности, заканчивая гардеробом, основам жестового языка.

Основные ошибки могут быль связаны с незнанием специфики категории особо посетителя, который пришел в музей.

Например, в рамках совместной работы один из экспертов общества инвалидов, слепоглухая девушка жаловалась, что однажды при посещении музея смотритель сделал ей замечание из-за того, что она подошла очень близко к картине, и сделал его в грубой и неприемлемой форме.

Поскольку она не слышала обращения к ней, для нее это стало неприятным сюрпризом, а смотритель своей оплошности не понял и перед девушкой не извинился. Такого быть не должно.  

Поэтому очень важно перед проведением экскурсии для особой категории, сказать не только экскурсоводам о том, какая категория придет, но и подняться наверх или пройти в залы и оповестить смотрителей по маршруту движения, это избавит музей от многих проблем.

Организация доступной среды предполагает сотрудничество всех заинтересованных сторон – сотрудников музея, специализированных организаций и самих особых посетителей.

Кроме того, вы должны пояснить сотрудникам, что люди из этой группы, например, будут подходить близко к экспонатам, поскольку нет рельефных копий, нет какого-то материала, который способен передать информационное содержание экспоната, и поэтому человеку нужно быть близко подойти, чтобы рассмотреть все хорошо.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен только для работников культуры!


Материалы для cultmanager.ru готовят лучшие эксперты. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты.

Подтвердите ваш статус - регистрация займет одну минуту.

Номер журнала «Справочник руководителя учреждения культуры» (pdf)
в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен только для работников культуры!


Материалы для cultmanager.ru готовят лучшие эксперты. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты.

Подтвердите ваш статус - регистрация займет одну минуту.

Получите в подарок журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» (pdf)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Справочник руководителя учреждения культуры»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для работников культуры
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.