Доступная среда для инвалидов в учреждениях культуры: формы и способы достижения

1321
На современном этапе вопрос инклюзии, то есть включения инвалидов в любую сферу деятельности, является очень важным. Этот вопрос не закрыт, он обсуждается и с каждым днем накапливается учреждениями культуры новый опыт.

Доступная средаРасскажем, как организуется доступная среда для инвалидов с разными физическими и интеллектуальными нарушениями.

Доступная среда для инвалидов: мировой опыт

Нужно сказать о том, что общемировой опыт достаточно богат в отношении как адаптации музейной среды, так и музейных предложений.

Мы можем с вами обратить особенное внимание на опыт музея Уффици в Италии, где любому незрячему человеку предлагается особенным маршрутом и наощупь, осязая предметы искусства (естественно в перчатках), познакомиться с данными предметами, получить информацию. 

Также положительным опытом является опыт музея Гомера также в Италии, где посетителям предлагается аналогичный опыт.

В России такой опыт распространен далеко не во всех музеях, однако, новые требования законодательства обязывают учреждения культуры задумываться об этом и делать все возможное для создания доступной среды.

Рассмотрим основные возможности, которые имеются практически у каждого музея для того, чтобы обеспечить доступную среду для инвалидов с разными нарушениями и отклонениями.

Посещение музея инвалидами: особый подход

Любой посетитель, приходящий в музей, требует особого к себе отношения. Но самая специфичная группа посетителей – это люди с ограниченными возможностями.

Составьте схему разделения посетителей музея на категории:

  • маломобильные группы - это люди имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • слабовидящие и тотально слепые люди;
  • слабослышащие и тотально глухие люди;
  • люди, имеющие интеллектуальные нарушения.

В последнее время очень активно используют термин «особый посетитель», и эта группа уже значительно шире.

Нужно сказать, что, когда мы адаптируем музей, приобретаем оборудование для инвалидов доступная среда, мы адаптируем его не только для инвалидов и особую доступную среду создаем не только для инвалидов, но и для этой расширенной группы.

Кто входит в группу «особый посетитель»:

  • пожилые люди, у которых также нарушена мобильность;
  • беременные женщины, которым требуется отдых;
  • родители, либо бабушки и дедушки с детьми. Эта категория нами рассматривается крайне редко, но, если мы посмотрим на скорость передвижения ребенка и, например, бабушки и дедушки, мы поймем, что эти люди которые двигаются с очень разной скоростью, имеют абсолютно разные потребности.

Кроме того, любой человек, приходящий к нам в музей может иметь хронические заболевания, а также он мог некогда перенести травмы, о чем сотрудники музея не могут знать. Поэтому задача руководства сделать так, чтобы доступная среда воспринималась максимально широко, и, безусловно, обеспечивалась доступная среда для инвалидов разных групп.

Важно помнить, что мы делаем музей удобным для инвалидов и делаем его одновременно удобным для всех.

Доступная среда для инвалидов с затруднениями передвижения

Все, что требуется музею в отношении физической доступности - это удобство передвижения, отсутствие высоких порогов, наличие удобных лестниц.

Однако, часто музеи располагаются в зданиях, которые имеют культурно-историческую ценность, и эти здания, которые не приспособлены для потребностей инвалидов.

Например, для инвалидов, передвигающихся в коляске самым сложным для передвижения являются высокие пороги и ступени. Часто музеи располагаются в бывших особняках, а потому имеют очень высокие потолки, а, соответственно, очень длинные лестницы.

Преодолевать такие препятствия инвалиду-колясочнику очень сложно, даже если присутствуют пандусы, специализированные подъемники и т.д.

Поэтому в музее необходимо наличие специально подготовленного персонала, который поможет инвалидам не только преодолеть преграды, но и поможет им ощущать себя полноценным человеком. В этом одна из основных целей доступной среды - чтобы человек почувствовал себя способным делать то же самое, что делают другие люди.

В этом году в Омске проходило два больших семинара, которые были связаны непосредственно с введением программы «Доступная среда».

В рамках этих семинаров ставились специальные эксперименты, когда все участники семинара проходили тем же путем, которым пойдет инвалид до музея. Такой практический опыт крайне полезен.

Поэтому при установке пандусов и других приспособлений важно проверить все с практической точки зрения. Для этого можно обратиться к любому инвалиду, который пройдет необходимый маршрут и оценит правильность установки пандусов, удобно ли ими пользоваться, достаточен ли угол наклона и т.д.

Существуют многочисленные методические пособия, в которых это все подробно рассказано, но, прежде всего, то, на что необходимо опираться - это человеческий опыт.

Еще одной сложностью являются узкие дверные проемы. Это также связано с архитектурой музейных зданий, но здесь необходимо уже ориентироваться на те возможности, которые есть в отношении изменения среды.

Есть разумные методы, которые укладываются в действующее законодательство. Но если руководства музея не может никаким образом изменить дверные проемы – нужно искать другие пути решения проблемы.

Например, адаптировать для инвалидов другой вход в здание, пересмотреть маршрут.

Также помимо людей, которые передвигаются в инвалидной коляске, в музеи очень часто приходят люди, которые имеют проблемы с нижними конечностями или с верхними конечностями, например, пожилые люди, у которых присутствуют поражения суставов.

Здесь также необходимо обратить внимание на высоту порогов, но кроме того, обратить внимание еще и на половое покрытие в музее.

Поскольку слишком скользкий пол, например, мраморный, он достаточно проблемный для быстрого передвижения.

Поэтому в передвижении людей, имеющих поражение нижних конечностей, крайне важно сопровождение.

Музеи очень редко задумываются и о людях, которые имеют поражения верхних конечностей. Для них очень важно легкое открывание дверей музея. Поэтому важно предусмотреть какой-то способ облегчения попадания в здание.

Слабовидящие и тотально слепые посетители музея

Посещение музея инвалидами с нарушениями зрения также очень для них затруднительно.

Важными сложностями в музее являются:

  1. Высота и ширина ступеней.
  2. Протяженность лестницы.
  3. Сложная ориентация в зданиях, имеющих историческую ценность.

Обратим внимание на пользу консультаций. В каждом городе обязательно есть общественная организация, которая занимается непосредственно проблемами слабовидящих и слепых.

В связи с этим, очень важно проконсультироваться со слабовидящим и слепым человеком и спросить его о возможностях организации возможности передвигаться по музею.

С точки зрения законодательства музей должен сделать специализированную разметку, но иногда слепому человеку требуется несколько иная система организации, не обязательно может быть направляющая вдоль стены, если у вас широкие лестницы, иногда разумнее будет разместить какую-то разметку на поручне, например, небольшую полупрозрачную этикетку на брайле, которая подскажет слабовидящему и слепому человеку, сколько ступеней на лестнице и сколько у нее поворотов.

То же самое следует сделать и в местах где, например, существует неожиданный поворот. Это также очень важно, поскольку человек слепой имеет затруднения с передвижением в музейном пространстве.

Доступная среда для инвалидов с нарушениями слуха

Следует сказать о том, что, несмотря на отсутствие в большинстве музеев сурдопереводчика и тифлопереводчика, пребывание глухого и слабослышащего человека в музее - не столь проблематично, и его не сложно организовать

Очень часто рядом с экспонатами помещают развернутый этикетаж – и это очень помогает слабослышащим и глухим людям.

Также рекомендуем обратиться к общественной организации, которая занимается проблемами глухих и слабослышащих в вашем городе. Как правило, это очень контактные люди, которые всегда готовы прийти на помощь в любом городе, о чем говорит опыт многих учреждений культуры, в том числе и музеев.

Очень важно, чтобы в музее была текстовая информация, чтобы любой визуальный ряд был продублирован текстом - это крайне важно для людей данной категории.

Аудиоконтуры и индукционные петли - это специализированные приборы, которые позволяют человеку слабослышащему получать нужную информацию. Индукционная петля представляет собой небольшой наушник и микрофон у экскурсовода. Таким образом, человек получает информацию, не отраженную от стен, а непосредственно в слуховой канал.

Читайте бесплатно в системе Культура:

Инвалиды с нарушениями интеллекта

Инвалид, ограниченный в общении и имеющий проблемы с контролем своего поведения – это наиболее сложная для работы категория людей.

Работа с данной категорией требует не только адаптации музейной среды именно в физическом плане, но и обязательное введение в некотором роде образовательных программ сопровождения.

Самой главной сложностью является отсутствие практически в любом музее ограждений опасных мест. С этой точки зрения опасными местами являются открытые скульптуры, которые стоят на подиумах и т.д.

Очень сложно работать с инвалидами, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии, особенно с детьми.

Доступная среда для детей инвалидов требует организации специальных мер безопасности, а также четких правил поведения в музее.

Это связано с тем, что ребенок еще не социализирован и имеет слабое представление о тех правилах, которые существуют в человеческом социуме. Опыт работы с такими детьми показывает, что здесь проблема именно в возможности воспринять эти правила, они кажутся ребенку очень сложными.

Поэтому в данном случае музею необходимо очень хорошо подготовиться и обозначить каждое место, либо выделить ребенку или такому взрослому человеку обязательное сопровождение.

Еще одна проблема - это неорганизованное сопровождение на объекте. Ее может решить руководитель музея, который может утвердить порядок организованного сопровождения и обучить сотрудников сопровождению инвалидов по залам музея.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×