Доступная среда в культуре: сотрудничество с организациями инвалидов

142
Формирование доступной среды для инвалидов – одна из задач, поставленная государством перед учреждениями культуры

Задачи по созданию доступной средыКак обеспечить доступную среду в условиях недостаточного финансирования?

Как наладить взаимовыгодное сотрудничество с общественными организациями инвалидов и образовательными организациями?

Доступная среда в культуре: новые решения

В последние годы активно развивается сотрудничество между культурными, образовательными и социальными организациями по формированию доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья

Организации поняли, что очень многим могут друг другу помочь. В частности, социальные центру подчиняются часто Министерствам социальной политики регионов РФ и все они нуждаются в посещении музеев

С другой стороны, любое учреждение культуры должно понять и определить для себя, как именно формируется доступная среда для инвалидов, которые группами посещают театры, музеи и т.д

В данном случае мы можем иметь дело с термином, который вводится нашим законодательством "абилитация". Абилитация -  это создании новых навыков

Кроме того, министерства помогают выходить учреждениям культуры на форум социальных инноваций регионов, что позволяет им найти партнеров в других регионах

Партнеров, прежде всего, в информационном смысле, людей, которые также хотят делать какие-то программы, создают какие-то наработки, начиная от пальчиковых гимнастик и заканчивая, например, инновационными способами подачи материала

Один из музеев Омской области, например, в сотрудничестве с общественными организациями инвалидов, разработал трехмерную рельефную план-копию музея, что позволяет незрячим посетителям свободно ориентироваться в пространстве учреждения при посещении экскурсий

Этот музей, в свою очередь, выступили партнером для других музеев в плане рассказа о программе с рельефными копиями

Сотрудничество с адаптивными школами и формирование доступной среды

Министерство образования Омской области, например, очень заинтересовано в музейных программах, поскольку в его ведении находятся адаптивные школы

Мы прекрасно знаем о том, что сейчас все школы в независимости от типа, работают по Федеральному государственному образовательному стандарту и этот стандарт касается, в том числе и музеев. Во многие программы включен как краеведческий компонент, так и художественно-эстетический компонент, который и краеведческий, и художественный музеи могут собой закрывать, приглашая к себе учеников адаптивных школ и их учителей

Это очень большое подспорье для учителей, которые в настоящий момент вынуждены заполнять огромное количество документов, разрабатывать свои планы уроков. В этом смысле музей являются для них источником готовой, продуманной информации, непосредственно сообщаемой ребенку

Потому что, когда о краеведении, например, говорит учитель - это одно, но, когда ребенок приходит в краеведческий музей, видит предметы и слышит информацию непосредственно от экскурсовода, который устанавливает связь между ребенком и предметом - это совершенно другое

Поэтому, в этом смысле Министерство образования либо департамент или управление образования в зависимости от специфики в нашем регионе, может помочь установить контакт с адаптивными школами

Соглашение по взаимным обязательствам

Соглашение по взаимным обязательствам
посмотреть/скачать>>

Либо наоборот, вы можете наладить контакт непосредственно с учителями и в итоге выйти на крупное партнерство с Министерством образования, создавать совместные проекты. Это очень серьезно облегчает жизнь министерству и музею. Формирование доступной среды при этом происходит при участии всех сторон взаимодействия

Взаимодействие с университетами

Взаимодействовать можно и с местными педагогическими университетами. Университеты являются не только источниками кадров, которые помогают в написании образовательных программ для людей с ограниченными возможностями, но и помогают абсолютно бесплатно в проведении семинаров для педагогов адаптивных школ и педагогов социальных центров

Смотря на проблему широко мы должны понимать, что люди, занимающиеся с людьми-инвалидами - это люди, которые склонны к эмоциональному и профессиональному выгоранию, поскольку категории, с которыми они работают, требуют удвоенного вложения сил и внимания

В этом смысле мы должны не только работать с инвалидами, важно работать и со специалистами, которые с этими инвалидами работают. Поэтому важно организовывать семинары не только для их обучения, но и привлекать, например, арт-психологов, которые способны давать им новые знания и мотивировать их восполнять эмоциональный ресурс, который к сожалению, очень склонен к быстрому истощению

Когда вы начинаете разрабатывать какие-то программы для инвалидов в своем музее и обращаетесь к заинтересованным людям, работающим в данной сфере, можно обратить внимание на то, насколько легко, активно они идут на контакт, поскольку мы с вами имеем с темой, очень сложной и часто вызывающей страх у людей, страх самостоятельной индивидуальной работы

Договор о сотрудничестве  

Если говорить о том, каким образом вы можете закрепить свои партнерские отношения - это договор о сотрудничестве. Доступная среда в культуре обеспечивается всеми сторонами-участниками этого договора

Очень важно то, что договор сотрудничества может быть многосторонним. Поскольку в нем участвуют:

  • министерство (департамент) культуры.
  • министерство труда и социального развития.
  • министерство образования.

На уровне музея, досугового центра, культурного центра, библиотеки заключаются такие договоры с педагогическими университетами, с классическими университетами и адаптивными школами, то есть разные ступени на своем уровне заключают договоры, таким образом, дважды закрепляя свое партнерство

Если говорить о другой стороне этого вопроса, то безусловно ваше партнерство закрепляется прежде всего личными связями и личными контактами, когда вы работаете с адаптивной школой, вы неизбежно в школе находите очень активного, очень заинтересованного педагога, который будет с вами охотно идти на контакт и будет охотно вам помогать, понимая, что вы также помогаете ему

Это уже личный уровень, и он тоже является очень и очень важным для музея, поскольку для музея это очень мощный и интеллектуальный ресурс

Учреждение культуры как ресурсный центр

Кроме того, музей или иное учреждение культуры может выступать в роли ресурсного центра

Пусть это не закреплено на бумаге, во внутренних документах музея, но, тем не менее, музей - это всегда очень мощный информационный ресурс

В данном случае этот ресурс полезен как для педагога, который работает с особыми посетителями, так и для самого посетителя с ограниченными возможностями здоровья

Взаимодействие с общественными организациями инвалидов

Доступная среда для инвалидов – это сложная работа, с которой справиться учреждению культуры, которое не совсем понимает, какая среда нужна человеку с теми или иными ограничениями здоровья

Очень мощным ресурсом, который способен будет помочь учреждению культуры, является наличие в каждом городе региональных отделений общества инвалидов, а также общества глухих, общества слепых

Это разные организации, и они между собой сотрудничают, но каждая из них ведет очень большую работу по организации досуга, реабилитации, абилитации определенных групп инвалидов

Читайте бесплатно в системе Культура:

Как обеспечивается доступная среда в культуре в сотрудничестве с такими организациями?

  1. Как правило, они не обладают большими финансовыми средствами, но тем не менее, они могут помочь вам дать заключение доступности вашего учреждения, например, могут подсказать, как организовать пространство вашего музея

Например, как мы упоминали выше, одно из учреждений культуры в ходе такого сотрудничества разработало рельефный план здания, который помогает передвижению слабовидящих и незрячих людей по музею

  1. Благодаря общественным организациям инвалидов возможно пополнить фонд технических средств музейной организации

Например, учреждению культуры при проведении мероприятия или выставки предстоит принять довольно большую группу инвалидов с нарушениями слуха или зрения. Как получить необходимое техническое оснащение в условиях недостаточного финансирования?

Например, общество слепых может предоставить учреждению индукционные петли во временное пользование или помочь с наличием сурдопереводчиков при организации технических комментариев.

Все это не требует никаких дополнительных финансовых вливаний от музея и помогает учреждению стать значительно доступнее для различных групп людей с ограниченными возможностями здоровья

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×