Независимая оценка качества учреждений культуры: процедура и основные ошибки

320
Ответим на вопросы, как проходит независимая оценка качества учреждения культуры, и что делать ее с результатами. Расскажем, почему возникла потребность в такой оценке учреждения культуры, как она организуется на сегодняшний день и чем регламентируется

Рассмотрены типичные ошибки, которые встречаются при организации процедуры.

Независимая оценка качества учреждений культуры: зачем она нужна

Президент РФ в майских указах сказал о необходимости независимой оценки качества учреждений социальной сферы по одной простой причине – в этой сфере большую роль играет контроль со стороны непосредственных получателей услуг.

Согласно отраслевой социологической теории, сфера медицины, культуры и образования несут в себе остатки прошлого, основу настоящего и зачатки будущего.

Улучшить процесс, получить что-то новое можно в том случае, если разрешить все противоречия между ожиданиями людей и реальным уровнем предоставления услуг. Только так общественные институты поднимаются на качественно новый уровень.

Как ускорить процесс рождения этого прогрессивного? Конечно же, если постоянно получать обратную связь от людей - конечных потребителей услуг.

В этом смысле независимая оценка качества учреждений культуры является доверительным инструментом обеспечения обратной связи. Сам инструмент также должен постоянно пересматриваться и модернизироваться.

Поэтому в Госдуме рассматривается законопроект на данный момент, совершенствующий общий законодательный подход к данной процедуре.

Новый законопроект предполагает учет результатов проведенной оценки при заключении эффективных договоров, как с руководителями учреждений культуры, так и с руководителями региональных органов власти, и даже регионов РФ.

Постепенно влияние общественного мнения будет обретать все больший размер, и если сейчас это лишь отчеты перед курирующими органами, какие-то рекомендации, то впоследствии по итогам оценки будут применяться разные санкции к нарушителям.

Проведение независимой оценки качества

В первую очередь, на соответствующем уровне (федеральном, региональном или местном) уполномоченным органов в сфере культуре формируются общественные советы.

Как подготовиться к независимой оценке качества

Как подготовиться к независимой оценке качества
посмотреть/скачать>>

В работу советов приглашаются местные деятели, люди с активной жизненной позицией – представители самых разных сфер. При этом состав совета должен исключать возникновение личной заинтересованности участника в исходе проверки.

Общее количество участников такого совета должно не менее 5 человек.

Общественный совет формирует подробное задание для организации-оператора, которая проводит соответствующие социологические опросы, тестирование конечных потребителей, анализирует информацию из разных источников и присваивает организации балльную оценку по итогам анализа каждого показателя.

Показатели независимой оценки качества

Существует набор общих специальных критериев, по которым анализируется работа каждого культурного учреждения:

  • наличие понятной и общедоступной информации об организации;
  • комфорт потребителей при предоставлении культурных услуг;
  • доступность конкретной услуги;
  • время, проведенное в ожидании;
  • профессионализм работников театров, музеев и досуговых центров, их доброжелательность по отношению к посетителям;
  • удовлетворенность посетителей оказанными услугами.

Далее полученная информация публикуется на специальном портале. Там формируется рейтинг организаций, с которым можно ознакомиться уже сейчас.

Параллельно этому процессу происходит и еще один процесс - мониторинг размещенного материала по общественным советам, по операторам.

Цель этого мониторинга - выявление возможного конфликта интересов, правильности размещения данных, выявление типичных ошибок при формировании общественных советов и выборе оператора и перепроверка результатов.

Это второй контур контроля.

Результаты подобного мониторинга рассматриваются на отраслевом общественном совете. Недавно в Минкультуры заслушивался подобный доклад, там присутствовали представители администрации президента, заместитель министра культуры и велась конструктивная беседа общественности с представителями власти.

Итоги мониторинга далее предоставляются в экспертное управление Президента России.

Как используются результаты далее:

  • усовершенствование самого механизма общественного контроля;
  • используются для изменения законодательства, которое регулирует проведение процедуры.

Правовая основа независимой оценки качества сферы культуры

Независимая оценка качества учреждений культуры имеет свою правовую основу, которой руководствуются сами учреждения, общественные советы и операторы оценки.

В соответствии с «майскими» указами Президента, министерствам поручено сформировать модель проведения оценки работы организаций, оказывающих различные услуги социального характера гражданам РФ.

Данное поручение было успешно выполнено. Сегодня независимая оценка качества оказания услуг регламентируется следующим комплексом нормативной документации:

  1. Основы законодательства РФ о культуре;
  2. Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 256 ФЗ;
  3. Приказ Минфина России от 22 июля 2015 года № 116н о том, как нужно размещать сведения на портале http://bus.gov.ru;
  4. Приказ Минкультуры России от 22 ноября 2016 года № 25-42 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями культуры»
  5. Приказ министерства культуры РФ от 20 февраля 2015 года № 277 (об утверждении требований к содержанию, форме предоставления информации о деятельности организаций культуры).

Кроме того, применяются различные распоряжения и приказы уполномоченных органов исполнительной власти в сфере культуры в субъектах РФ.

Например, распоряжение правительства Москвы от 2 апреля 2013 года или приказ Департамента культуры города Москвы от 25 марта 2016 года № 189.

Результаты мониторинга, который провело Министерство культуры, позволяют заключить, что в большинстве своем регионы сформировали нужные условия для проведения независимой оценки оказания услуг в сфере культуры:

  • приняты необходимые документы, сформированы по всем правилам общественные советы, которые курируют ход проверок;
  • разделы, посвященные процедуре оценки, появились на всех официальных порталах властных структур и непосредственно культурных учреждений;
  • созданы технические условия для приема от граждан нужной информации для оценки;
  • на едином портале bus.gov.ru учреждения культуры размещают сведения о проведенной оценке.

Читайте бесплатно в системе Культура:

Проведение независимой оценки качества: ошибки

Не во всех регионах страны процесс независимой оценки идет правильно, и имеются типичные ошибки, которые допускают те или иные субъекты при размещении информации.

  1. Ошибки в данных, представленных общественниками на сайте http://bus.gov.ru, сведения о конфликте интересов. Информация о структуре общественного совета зачастую не позволяет понять, есть конфликт интересов или нет.
  2. Усматривается возможность наличия такого конфликта, когда в работе общественников участвуют сотрудники тех учреждений, которые впоследствии проверяются.
  3. Нарушение порядка формирования структуре составе общественного совета.
  4. Данные о составе общественного совета приведены только в одном источнике, например, в лицевой карточке, а в нормативных актах такой информации нет.
  5. Отсутствуют сами нормативно-правовые акты о создании организации.
  6. Отсутствуют нормативно-правовые акты о составе общественного совета.
  7. Отсутствуют нормативные акты о функционале совета и об участии его членов в работе по независимой оценке.

Общие сведения об общественном совете имеют также свои типичные ошибки, такие как:

  • наименование общественного совета в лицевой карточке не соответствует наименованию общественного совета в НПА;
  • в лицевой карточке не указываются цели и задачи работы совета;
  • количество участников рабочего совета составляет меньше 5 человек, что недопустимо;
  • отсутствуют фамилия, имя, отчество участников общественного совета. На такие замечания некоторые уполномоченные органы отвечают, что это личная информация, которую нельзя разглашать. Но это не так. Законом это предусмотрено и непосредственно таковы правила размещения на государственном портале, там должны быть фамилия, имя, отчество членов общественных советов и это не являются секретными данными;
  • отсутствует дата включения члена в общественный совет, место работы членов общественного совета.

У операторов тоже встречаются типичные ошибки, и они в основном связаны с процедурой выбора оператора, которая не соответствует требованиям 44 ФЗ.

Другая частая ошибка - выбор оператора приводит к конфликту интересов.

Аудиограмма вебинара " Как проходит независимая оценка качества и что делать с результатами"

Посмотреть предстоящие вебинары >>

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×