«Подари мне речь»: проект-участник СМК 2017

49
Актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер. Проект, целью которого стала профилактика речевой патологии
Конкурсный проект СМК 2017 Проект-участник Всероссийского конкурса "Слово менеджерам культуры" - 2017

Описание проекта.

Необходимым условием развития психики ребенка является полноценность речевой деятельности. Отклонения в развитии речи влияют на формирование всего психическо-эмоционального состояния личности, на общение с окружающими. Все это препятствует правильному формированию познавательных процессов, затрудняет усвоение чтения, письма, а вследствие этого и другие школьные навыки и знания.

Некоторые нарушения речи тормозят процесс соморегуляции, изменяют черты характера ребенка - появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усиливают влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка.

Актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер.

С профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей, связано наиболее эффективная помощь или предупреждение нарушения.

Социальный ролик «Подари мне речь»

Так и родился проект «Подари мне речь», целью которого стала профилактика речевой патологии.

Приложения проекта >>

Задачи проекта:

  1. повышение речевой активности у лиц страдающих различными речевыми расстройствами.
  2. расширение языковых способностей.
  3. привлечение населения к социально значимой проблеме «ПАТОЛОГИИ РЕЧИ».

Число детей, имеющих различные речевые нарушения, из года в год значительно увеличивается. Для более успешной коррекции актуальным в настоящее время является раннее выявление факторов риска возникновения речевых нарушений и диагностики задержек речевого развития.
Ведь в сложной, подчас запутанной картине речевого дефекта далеко не всегда удается правильно определить происхождение отдельных проявлений патологии и соотнести их между собой, что создает большие трудности для диагностики.

Задача, однако, может быть успешно разрешена средствами анализа развития, благодаря которому можно выявить корни многих нарушений в устной и письменной речи, обнаруживающихся сравнительно поздно - в школьном или старшем дошкольном возрасте.

Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта, объяснение того, продуктом каких изменений предшествующего развития он является. Анализ аномальных проявлений, проведенный с учетом законов развития, позволяет видеть в них закономерную связь. Детерминация звеньев развития позволяет правильно понять связь между различными проявлениями речевой недостаточности. Они часто порождены одной первопричиной, зависят от нее не только непосредственно, но и как вторичное следствие, следствие третьего порядка и т.д. При изучении речевых нарушений придается большое значение правильному пониманию соотношений между проявлениями дефекта.

Наиболее выразительным речевым дефектом является соответствие нарушений лексики, грамматики и фонетики в случаях общего недоразвития речи. Как показывают изучения специалистов в данном вопросе, упомянутые нарушения составляют единый комплекс взаимодействующих проявлений. Но и при более ограниченных нарушений речи ярко проявляется влияние недостаточности звуковой стороны на формирование фонематических представлений и, следовательно, письма.

Понятие системного взаимодействия между компонентами речи является продуктивным для предвидения эффекта педагогического воздействия, что важно не только в коррекционных, но и предупредительных целях. Проблема предупреждения рассматривается в аспектах педагогического содержания этого понятия, отличного от медицинского понятия профилактики.

Вопросы становления и развития детской речи впервые встречаются у выдающихся педагогов-гуманистов Ж.Ж.Руссо и И.Г.Песталоции, что является необходимым для правильного понимания исторически сложившихся предпосылок развития системы психолого-педагогических знаний о речевых нарушениях и методах их преодоления у детей.

В своей системе гармонического воспитания Руссо предусматривает развитие речи детей как её обязательную составную часть. Он определяет значение речи для человека как достойную нашу способность, которая отличает человека от животных. В его педагогических произведениях отмечается, что формирования звуковой стороны речи у детей раннего возраста важное значение имеет развитие импрессивной речи и слухового внимания. Руссо обращает внимание на то, что дети слышат речь окружающих с самого рождения. Он отмечает, что разговаривать с детьми необходимо раньше, чем они могут понимать то, что им говорят, и отвечать на голоса, которые слышат, т.к. орган речи у маленьких детей ещё инертный, и они могут подражать звукам, которые им диктуют.

Руссо считает, что нельзя быть уверенным, что эти звуки воспринимаются детским ухом так же отчётливо, как ухом взрослого. Для речевого развития детей раннего возраста Руссо рекомендует, чтобы мама забавляла ребёнка песнями и разнообразными звуками, которые должны быть легки, ясны и часто повторяться, а первые слова ребёнка должны относится к чувственным предметам, которые можно ему показывать.

Характеризуя в целом речь ребёнка, Руссо высказывает мнение о единстве речи, голоса и просодики. С его точки зрения - взрослый человек сразу обладает голосами трёх родов:

  • говорящим или членораздельным;
  • поющим или мелодичным;
  • выразительным, который одушевляет пение и слово.

По его мнению, ребенок также обладает этими тремя голосами, но не умеет их сливать.

Говоря о начале развития детской речи, Руссо отмечает, что развитие ребёнка продвигается со всех сторон разом. Малыш почти одновременно учится говорить, есть и ходить. Он указывает, что дети меньше плачут, когда начинают говорить, т.к. язык плача у ребенка заменяется другим - языкам слов. Поэтому, если дети могут выразить свои страдания словами, зачем им это говорить криками, за исключение тех случаев, если боль слишком сильна.

В своих педагогических рассуждениях по развитию детской речи Руссо много внимания уделяет неторопливости в развитии речи детей. По его мнению, у детей, которых слишком торопят говорить, нет времени ни научиться хорошему произношению, ни хорошо постичь то, что их заставляет говорить. Если же дети овладевают речью самостоятельно и последовательно, то они сначала упражняются над слогами, которые легче всего произносить, постепенно придавая им то или иное значение, которое можно понять по их жестам, затем образуют свои собственные слова, а затем заимствуют слова у взрослых. Также Руссо обращает внимание на своеобразие детской грамматики, синтаксис которой обладает более общими правилами, чем у взрослых. В свою очередь, Руссо отмечает наличие у некоторых детей задержку речевого развития, которую пытается увязать с неблагоприятным влиянием поспешности в обучении.

В педагогических произведениях Ж.Ж.Руссо, построенных на основе естественного и природосообразного воспитания детей, имеется ряд рекомендаций, касающихся развития и воспитания правильной речи детей. Он пишет о значении речи в общем развитии человека, о его компенсаторных возможностях, о единстве крика и речи маленького ребенка, об особенностях детской грамматики, о единстве речи, голоса и просодики, и даже о задержках речевого развития у детей, касается причин недостатков детской речи, даёт рекомендации по развитию детской речи, определяет какие качества речи следует воспитывать у детей, и говорит о необходимости систематических речевых упражнений с детьми.

Иоганн Генрих Песталоцци является создателем теории элементарного образования, которая предусматривает развитие всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание детей должно строится в соответствии с законами развития ребёнка. На основе элементарного образования он разработал методику начального обучения детей речи, счёту и измерению.

Касаясь вопросов значения речи в развитии ребенка, Песталоцци указывал, что речь является важным фактором для формирования мыслительных способностей человека. Он считал, что для того, чтобы смутное сознание ребёнка стало отчётливым, ему необходим язык, дающий название различным вещам и их свойствам.

Песталоцци, как и Руссо, отмечает важность слуха в различении звуков и подражаний им. Развитие речи, по его мнению, у ребенка должно идти с колыбели вместе с развитием способности к наблюдению. В своих педагогических советах он уделяет много внимания развитию заложенной в ребёнке способности к речи. Первым проявлением способности ребёнка к речи он считает крик, которому ребенку не приходится учиться. За криком следуют звуки, не имеющие связи с членораздельной человеческой речью. Лишь много месяцев спустя, эти звуки постепенно начинают напоминать гласные и согласные, и приближаются к звучанию некоторых слогов и слов, часто повторяемых ребёнком. Большое значение в развитии речи ребёнка он отводит матери, которая обучает ребёнка следующему этапу речевого развития - лепет. Следующим этапом формирования речи является усвоение ребёнком слов, обозначающих предметы. Песталоцци отмечает, что для формирования речи ребёнку необходимы благоприятные условия, где достаточно много говорят о предметах ближайшего окружения, связанного с жизнью семьи. На формирование всех элементов речи, по его мнению, имеет влияние слушание чужой речи. Завершающим этапом развития детской речи Песталоцци считал формирование у детей фразовой речи.

Подводя итоги о взглядах Песталоцци на проблему развития детской речи, следует отметить, что он касается широкого круга вопросов, таких, как значение речи в общем развитии человека, его познавательных способностей, его сознания, последовательности развития речи у маленьких детей. Он затрагивает их доречевое развитие, роль слухового восприятия в опознании звуков и формировании звучной речи, средства развития слухового восприятия, необходимость обучения ребёнка речи: когда, как и в какой последовательности, им описываются закономерности овладения ребёнком речью, отмечается роль сенсорного воспитания и речевой окружающей среды в развитии детской речи. Песталоцци определяет цель и значение языка, и формы обучения языку маленьких детей.

Необходимо отметить, что взгляды великих педагогов сформировали представление о роли языка и речи в системе общего развития ребёнка, подвергли анализу особенности раннего речевого развития детей, обосновали необходимость обязательного обучения детей правильной речи, и предложили систему последовательного обучения детей.

Исходя из этих данных и реалий нашего времени, проблема профилактики и просвещение населения очень актуальна. Современные родители, зачастую, мало уделяют внимания своему малышу, заменяют живое общение на компьютер, планшет, телевизор и т.д. Проект «Подари мне речь» помогает посмотреть на проблему патологии речи с другой стороны. Государству в целом и частности культуре необходима высокоразвитая, духовно-нравственная, интеллектуальная молодежь. А речь играет важнейшую роль в формировании именно такого поколения!!!

Достигнутые результаты:

Социальную рекламу просмотрели более 900 раз (социальная сеть одноклассники). В личные сообщения поступало много вопросов, и все они получили развернутый ответ по профилактике речевой патологии и целом и конкретного случая. Улучшение качества речи после индивидуальных занятий с подростком, который записался после проведенной профилактической лекции.

Читайте бесплатно в системе Культура:

Социальная значимость проекта:

Число детей, имеющих различные речевые нарушения, из года в год значительно увеличивается. С профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей, связано наиболее эффективная помощь или предупреждение нарушения.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

1) Размещение социального ролика в соц. Сети;
2) Профилактические беседы с подростками;
3) Индивидуальная работа с участником клуба «15 +»,самостоятельно изъявившим желание исправить свой речевой дефект после прослушанной лекции.

Охват проекта:

население города Ликино-Дулево и ближайшие населенные пункты, глобальные сети Интернет.

Затраченные ресурсы:

Знания в области логопедии. Съемка социального ролика из личных средств. Лекции и индивидуальные бесплатные занятия с участником клуба «15 +» в свободное от работы время. И самое главное огромное желание сделать мир чуточку ЛУЧШЕ.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Сценарий.docx
  • Буклет.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×