«Содружество двух школ»: СМК 2017

108
Социальный проект нацелен на социализацию обучающихся с ограниченным возможностями здоровья посредством изобразительной деятельности, и введение их в мир живописи и декоративно-прикладного искусства
Конкурсный проект СМК 2017 Проект-участник Всероссийского конкурса "Слово менеджерам культуры" - 2017

В теории и практике социально-воспитательной работы в настоящий момент существует многообразие технологических процессов, различающихся областью применения, целями и результатами. Одной из таких направлений, где активно применяют социальные технологии, сегодня можно назвать проектную деятельность.

Концепция воспитательной системы Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Качканарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» (далее ГКОУ СО КСКОШ) выстраивается с ориентацией на модель выпускника как социально-адаптированного человека, личность свободную, культурную, гуманную. Такой системный подход позволяет внедрять проектные методики социальной направленности в педагогический процесс школы.

Одним из приоритетных направлений Муниципального учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа» (далее МУДО «ДХШ») является расширение социального партнерства с учреждениями образования и культуры города для создания единого культурно-образовательного пространства.

На основании Программы развития ГКОУ СО КСКОШ и приоритетных направлений МУДО «ДХШ» на педагогических советах школ было принято решение о сотрудничестве и разработке совместного социального проекта «Содружество двух школ».

Цели и задачи

Социальное проектирование — особый вид деятельности. Именно, социальное проектирование позволит ГКОУ СО КСКОШ и МУДО «ДХШ» решить основные Цели и задачи:

ЦЕЛЬ: При совместном взаимодействии ГКОУ СО КСКОШ и МУДО «ДХШ» создать условия для социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством изобразительной деятельности, и введением их в мир живописи и декоративно-прикладного искусства, способствовать творческому развитию.

Привлечь внимание педагогических работников, обучающихся и родителей к осуществлению поставленных задач.

Приложения к проекту>>

Задачи:

  • создать условия для самореализации обучающихся ГКОУ СО КСКОШ в изобразительной деятельности;
  • адаптировать детей к жизни в обществе посредством взаимодействия с преподавателями МУДО «ДХШ»;
  • удовлетворить потребности детей в художественно-эстетическом развитии;
  • апробировать методики и технологии преподавания или ведения занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья преподавателями МУДО «ДХШ»;
  • устанавливать новые способы социального взаимодействия обучающихся ГКОУ СО КСКОШ со взрослыми и обучающимися МУДО «ДХШ».

Основная часть

В широком смысле социальный проект — это модель самой человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения.

Работа над проектом и его реализация в Государственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Качканарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» и Муниципальном учреждении дополнительного образования «Детская художественная школа» позволит поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать полученные знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать и оценивать правовые и нравственные поступки.

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859- 1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Кроме того, в его понимании характера развития ребенка была заложена идея о том, что ребенок в онтогенезе повторяет вслед за человечеством путь познания окружающего мира. Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884-1916 годах в различных учебных заведениях его учениками и последователями. «Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» приобрели известность в различных странах, в том числе и в России, где использовались в школьном и вузовском обучении в 20-х годах XX века. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. С 1931 года в отечественной педагогике метод проектов не практиковался. И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.

Под социальным проектом понимается деятельность:

  • социально значимая, имеющая социальный эффект;
  • результатом, которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для ребенка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
  • задуманная, продуманная и осуществленная всеми участниками социального проекта деятельность;
  • в ходе которой ребенок вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;
  • через которую формируются социальные навыки ребенка.

Неотъемлемой составляющей социального проекта «Содружество двух школ» представляется межличностное общение.

Структура социального проекта

Выступая сложным системным образованием, социальный проект «Содружество двух школ» включает в себя социальную пробу и социальную практику.

Социальная проба - такой вид социального взаимодействия, в ходе которого ребенок получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика (практическая деятельность) — это, во-первых, процесс освоения, отработки не только социальных навыков, но и знаний и умений в практической деятельности. Во-вторых, познание как внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, так и внутренней, часто скрытой и неочевидной.

Социальная проба и практика (практическая деятельность) соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным — практика.

Социальный проект «Содружество двух школ» — цельное комплексное явление и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики (практической деятельности), что было познано на этапе пробы.

Объектом деятельности в ходе социального проекта «Содружество двух школ» выступают:

Социальные отношения в ходе деятельности обучающихся ГКОУ СО КСКОШ и преподавателей МУДО «ДХШ»»:

  • отношения преподаватель - ребенок;
  • отношения ребенок - ребенок;
  • отношение к окружающему миру и изобразительному искусству в целом.

Субъектами социальной пробы и практики становятся обучающиеся ГКОУ СО КСКОШ и все заинтересованные лица, вовлеченные в реализацию социального проекта «Содружество двух школ».

Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные обучающимися ГКОУ СО КСКОШ в совместной практической деятельности с преподавателями МУДО «ДХШ» умение и способность к продуктивной деятельности (итоговые работы обучающихся), общий уровень психического развития обучающихся — те критерии, качественные характеристики которые, и являются показателями степени готовности ребенка к социализации.

Преподаватель в социальном проекте

Важным вопросом является роль и позиция преподавателя МУДО «ДХШ» в социальном проекте «Содружество двух школ».

Преподаватель в проекте выступает с позиции соучастия, сотрудничества, совместной практической деятельности в области искусства. Вместе с тем на разных этапах социального проекта позиция преподавателя может значительно различаться в зависимости от ожиданий обучающихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности обучающихся к взаимодействию в ходе реализации социального проекта. Большое значение имеет готовность (и способность) преподавателя к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Собственные коммуникативные и организационные навыки преподавателя в ходе социального проекта подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача преподавателя в ходе проекта — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи обучающемуся ГКОУ СО КСКОШ.

МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЫ

Методика социальной пробы - действия, социальной активности, в ходе которых обучающийся ГКОУ СО КСКОШ получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях — знакомится с «внешней средой», получает и осознает опыт своего социального взаимодействия. Социальная проба — это довольно непродолжительное, законченное действо, продуктом которого являются социально значимая информация и знание через взаимодействие с преподавателями МУДО «ДХШ»

Целями социальной пробы являются:

  • осознание обучающимся ГКОУ СО КСКОШ информации о социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности;
  • получение качественно нового опыта социального взаимодействия с преподавателями МУДО «ДХШ» и овладение им (опытом);
  • присваивание информации о своем взаимодействии с социумом как составной части мировоззрения.

Задачи социальной пробы:

  • собрать информацию о социальном явлении, социальном учреждении, социальной среде;
  • познакомиться с функционированием социального объекта (в данном случае с художественной школой);
  • проанализировать полученную информацию;
  • вступить с социальным объектом в прямое взаимодействие способом, новым для обучающегося;
  • отрефлексировать полученный опыт взаимодействия совместно с преподавателями МУДО «ДХШ» и педагогами ГКОУ СО КСКОШ.

Виды социальной пробы:

  • Экскурсия по образовательному учреждению (по МУДО «ДХШ») для всех участников социального проекта;
  • Интервью с родителями (законными представителями) и обучающимися ГКОУ СО КСКОШ;
  • Анкетирование родителей (законных представителей), педагогов и обучающихся ГКОУ СО КСКОШ;
  • Наблюдение преподавателей;
  • встреча с компетентными педагогами в сфере деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья и преподавателями МУДО «ДХШ».

Читайте бесплатно в системе Культура:

Объекты социальной пробы:

1. Социальный институт:

  • МУДО «ДХШ»

2.Социальная среда:

  • территория школы;
  • улицы 8 микрорайона;

Социальная проба должна помочь обучающемуся выделить в своем сознании представление о социальном объекте и деятельности, которая в нем происходит.

В ходе социальной пробы опыт общения обучаемого ГКОУ СО КСКОШ с преподавателями МУДО «ДХШ» должен быть переведен на качественно новый уровень за счет расширения этого взаимодействия, за счет углубления его, выхода на более высокий уровень самостоятельности и ответственности обучаемого в ходе такого взаимодействия.

МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (практическая деятельность)

Социальная практика (практическая деятельность) в ходе которой, во-первых, происходит освоение, отработка знаний умений и навыков и, во-вторых, познание как внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, так и внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной

•Практическая деятельность по своей внешней форме очень напоминает учебные уроки, но принципиально отличается от них по содержанию. Целью практической деятельности является отработка в практической деятельности навыка, полученного в ходе обучения. В ходе социальной практики предполагается так же отработка навыков социального взаимодействия с преподавателями МУДО «ДХШ»

Цели практической деятельности

Основная цель практической деятельности заключается в расширении той информации, которая уже есть у обучающегося и введение его в процесс взаимодействия с преподавателем посредством живописи и декоративно -прикладного искусства.

Таким образом, в виде целей практической деятельности выступают:

  • отработка навыков социального взаимодействия преподаватель МУДО «ДХШ» - обучающийся ГКОУ СО КСКОШ;
  • информации о социальном объекте, знакомство с новым видом образовательного учреждения МУДО «ДХШ»;
  • и сама изобразительная деятельность (в виде мастер классов, занятий, упражнений)

Задачи практической деятельности:

  • вхождение обучающихся ГКОУ СО КСКОШ в социальную среду учреждения и знакомство с социальным объектом в деятельностном режиме;
  • осуществление реальных действий, характерных для содержания изобразительной деятельности, рядом с преподавателем, вместе с ним, под его руководством;
  • рефлексия деятельности, как преподавателя, так и обучающегося.

Практическая деятельность связана с ситуацией реального взаимодействия обучающегося и компетентного взрослого — в данном случае преподавателя МУДО «ДХШ».

Практическая деятельность предполагает организационно-рефлексивный и практический блоки.

В ходе отработки организационно-рефлексивного блока преподаватели решают такие проблемы, как выбор темы занятий, уроков, мастер классов, разработка планов их проведения и упражнений предлагаемых для выполнения обучающимся ГКОУ СО КСКОШ, обсуждение содержания предполагаемых шагов, возникающих трудностей, достижений, анализ полученных результатов.

Практическая часть предполагает участие обучающегося в реальной деятельности с преподавателем МУДО «ДХШ».

Заключение

Одним из наиболее ценных последствий работы с обучающимися в рамках социального проекта является изменение отношений обучающегося и преподавателей на всех стадиях практической деятельности. Работа в логике проектной деятельности заставляет преподавателя становиться в позицию сотрудничества, партнерства, событийности с обучающимся. Это, конечно же, разрушает традиционные отношения соподчинения преподаватель — обучающийся. Преподаватель МУДО «ДХШ» - партнер, соратник. Вместе с тем характер и специфика социального проекта предопределяют большое значение именно внешнего оценивания процесса и результата совместной деятельности.

При этом в роли эксперта практической деятельности обучающегося выступает не только преподаватель, но и другой обучающийся, компетентный взрослый или заинтересованный взрослый - представители администрации школ, родители (законные представители) вовлеченные в поле деятельности обучающегося.

Социально-психологическая общность в детском коллективе рождается, складывается непроизвольно, через добровольное объединение взрослых и детей, их эмоциональную открытость друг другу. Источником возникновения общности является эмоциональное Я субъекта, присоединение субъектом себя к другому, другим. Преподаватель создает определенные условия, порождающие общность, содействует возникновению и функционированию детско-взрослой общности, где он выступает как равный другим.

В качестве рабочего дается следующее определение детско-взрослой общности - первичная контактная группа детей и взрослых, в которой проявляются схожие потребности и интересы, происходит пересечение ценностей и смыслов участников в общем эмоциональном переживании, совместной деятельности и общении, формируется система связей и отношений между участниками.

Наша основная задача - включить ребенка в общественно значимую деятельность на уровне МУДО «ДХШ». Формы и виды этой деятельности предполагаются быть разными, с учетом желаний и возможностей обучающегося. Для этого разработан план реализации социального проекта «Содружество двух школ».

Предполагаемый результат:

Получение и присвоение социально значимой информации обучающимися ГКОУ СО КСКОШ через общение с преподавателями МУДО «ДХШ». Создание и оформление результатов совместной практической деятельности (конечного продукта) для широкой общественности (выставки работ).

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • 2014 План реализации социального проекта .docx
  • 2015 План реализации социального проекта .docx
  • 2016 План реализации социального проекта .docx
  • 2017 План реализации социального проекта .docx
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×