text

День рождения 💖 журнала! Супер-скидка 🎁 🎁 🎁

Справочник руководителя учреждения культуры

Охрана музея

  • 20 сентября 2017
  • 320

Если в музее используется комбинированная система безопасности, то для правильного распределения обязанностей необходимо определить, какая из структур является приоритетной. Это позволит оптимально распределить обязанности между сотрудниками каждой из них

Безопасность музеевВопросом, связанным с охраной и безопасностью музея, должен заниматься его руководитель.

От того, как будет организована работа специальных служб и какое оборудование при этом использовано, зависит уровень защиты данного учреждения.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Пример устава федерального музея, Заявка на регистрацию музея в ФГИС, Форма отчетности 8-НК "Сведения о деятельности музея"

Какие структуры можно привлекать к охране музея

Охрана музея может осуществляться несколькими службами. Это могут быть:

  1. Cлужба музейной безопасности.
  2. Росгвардия.
  3. Частное охранное предприятие.

Если говорить о федеральных музеях и музеях-заповедниках, то согласно закону, их здания и хранилища обязана охранять Росгвардия. Сотрудники данной структуры выполняют свои обязанности на основании специально разработанной инструкции.

Однако учреждение культуры вправе дополнить этот документ, прописав в договоре с вневедомственной охраной необходимые пункты.

Сама инструкция в данном случае будет выступать в качестве приложения к договору. Кроме этого, музей может заключить договор об экстренном выезде полиции, которая должна приехать, как только сработает кнопка реагирования.

Если кроме Росгвардии, в музее есть собственная служба безопасности, то необходимо определить, какая из них является приоритетной. Именно от этого зависят обязанности каждой.

В случае, если основная роль будет отведена музейной службе, то ее посты должны размещаться:

  • по внешнему периметру здания;
  • при въездах на территорию музея и выездах из нее;
  • в помещении центрального диспетчерского пункта.

Росгвардия,  в свою очередь, должна обеспечить охрану территории. Также в ее обязанности будет входить защита внутренних помещений и зданий, в которых отсутствуют фонды.

Кроме этого, сотрудники данной службы организовывают в дневное время посты внутри помещений, в экспозиционных залах.  Услугами Росгвардии могут пользоваться и музеи регионального и муниципального уровней. Но делать это они вправе по своему усмотрению.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Культура».
Активировать доступ


Некоторые учреждения культуры, кроме федеральных музеев и музеев-заповедников, могут выбрать частное охранное предприятие. Для этого необходимо разместить заказ. Правила размещения прописаны в Законе №44-ФЗ. Как правило, предпочтение отдают той компании, услуги которой отличаются меньшей ценой.

Перед заключением договора необходимо проверить наличие таких документов:

  • лицензии, позволяющей осуществлять подобную деятельность;
  • инструкции, определяющей обязанности сотрудников.

Примерный Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных музеев

Примерный Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных музеев
посмотреть/скачать>>

Если такие документы отсутствуют, то заключать договор с таким ЧОПом не стоит.

Договор на охрану музея, который заключается с частным охранным предприятием, должен включать следующие условия:

Образец договора

Также в договоре стоит прописать право ЧОПа самостоятельно определять количество постов и их расположение. Желательно предусмотреть наличие как минимум двух охранников на каждом посту. Кроме этого, в обязательном порядке нужно прописать, какое охранное оборудование предоставит само учреждение, а какое должно быть предоставлено ЧОПом.

Не стоит обходить стороной вопросы, связанные с отчетностью о проделанной работе. Здесь нужно указать, какие документы необходимо представить охранному предприятию, и с какой периодичностью оно должно это делать.

Случается, что инструкция, которой пользуется ЧОП, не отвечает требованиям музея. В этом случае следует внести в нее дополнительные пункты и прописать их в договоре.

Особого внимания требует вопрос, касающийся ответственности данного предприятия. Согласно правилам, охрана несет материальную ответственность только тогда, когда в нанесении ущерба виноваты ее сотрудники. Кто бы ни занимался вопросом безопасности, договор должен подписывать только директор учреждения культуры.

В музее может быть и собственная служба, отвечающая за безопасность.  Она, как правило, действует на основании Положения о службе охраны труда в музее.

В нем прописаны такие моменты, как:

  • обязанности сотрудников;
  • график дежурств;
  • посты внутреннего наблюдения.

Все сотрудники отдела безопасности музея должны быть ознакомлены с данным документом под подпись.

Руководит службой заведующим данным отделом. Он обязан согласовать посты с хранителем и распределить их между сотрудниками. Также в его компетенции осуществление контроля за выполнением обязанностей работниками охраны.

Крупные музеи, могут использовать комбинированную систему охраны. Она включает в себя разные службы:

  1. Росгвардию.
  2. Частное охранное предприятие.
  3. Собственный отдел безопасности.

Что касается музеев, чья деятельность зависит от времени года, например, музеи под открытым небом или музеи-усадьбы, то они отдают предпочтение ЧОПам и полиции.

Какое техническое оснащение используется для обеспечения безопасности музея

Составляющей системы безопасности музея являются современные технические устройства. К ним относят сигнализацию,  видеонаблюдение и прочее.

Все оборудование представляет собой единую интегрированную систему, основу которой составляет охранная сигнализация (схема представлена ниже).

Интегрированная система

Данная система, как правило, обеспечивает охрану на четырех рубежах. К ним относят периметр здания, внутренние помещения, находящиеся внутри объекты, а также доступ сотрудников музея к экспонатам и хранилищу.

С целью повышения эффективности охраны сигнализацию располагает по принципу матрешки, то есть в каждом из внутренних помещений устанавливают все четыре уровня защиты.

Несмотря на наличие ограды, ворот и контрольно-пропускных пунктов, по периметру территории музея устанавливают сигнализацию. Оптимальным вариантом является система многолучевых инфракрасных барьеров. Если кто-то захочет проникнуть на территорию учреждения, то благодаря этой системе, нарушение можно будет пресечь уже на первом уровне.

В случае наличия в здании недостаточно надежно укрепленных окон, дверей и других конструкций можно использовать специальные датчики блокировки. Они срабатывают сразу же, как только нарушитель попытается повредить дверь или окно.

Некоторые музей устанавливают на въездах оборудование, с помощью которого можно распознать государственные номера. Система не только распознает номер, но и фотографирует его. После чего он автоматически сохраняется в базе данных.

На втором рубеже, к которому относятся внутренние помещения, стоит оборудовать датчики, реагирующие на прикосновение или движения. Если нарушителю удастся проникнуть внутрь, то извещатели тут же отправят сигнал на пульт охраны.

К примеру, магнитоконтактный датчик поднимет тревогу в том случае, если окно, дверь или витрина с экспонатами будут открыты  человеком, не имеющим к ним права доступа.

Емкостный извещатель реагирует на приближение или прикосновение нарушителя к экспонатам или витрине, где они расположены. Если кто-то попытался разбить окно, то здесь мгновенно сработает акустический датчик.

Также могут использоваться и другие извещатели, например:

  • ультразвуковой;
  • радиоволновый;
  • вибрационный и другие.

Все они являются незаменимыми помощниками при обеспечении защиты музея. Если нарушителю все же удалось проникнуть на территорию музея, беспроблемно миновав первый рубеж, то уже на втором рубеже он будет обнаружен с помощью датчика.

В музее необходимо обеспечить охрану каждому предмету или коллекции, а также витринам, в которых они выставлены. Это и является третьим уровнем  рубежом. Чтобы защитить данные объекты, оборудуют оконечные устройства.

Активируйте доступ к журналу «Справочник руководителя учреждения культуры» и читайте проверенные экспертами статьи:

Они обеспечивают наблюдение за каждым объектом, передавая на центральный пульт время постановки и снятия с сигнализации. Также они сообщают, в каком состоянии находится экспонат в данный момент, открыты или закрыты створки витрины.

Случается, что в музее могут быть допущены нарушения и со стороны сотрудников, поэтому при организации системы безопасности подобные угрозы также должны быть предусмотрены.

В данном случае стоит позаботиться об ограничении доступа персонала в хранилища. С этой целью устанавливают оборудование, контролирующее действия работников музея. К ему относят биометрический контроль, систему электронного хранения ключей, карты доступа и прочее.

Наиболее распространенным способом биометрического контроля является 3D-система распознавания лиц. Такое оборудование сохраняет в своей базе трехмерное изображение лица каждого из сотрудников и в дальнейшем проводит сравнение. Поскольку само по себе лицо уникально, устройство не пропустит в помещение никого из посторонних.

Чтобы обеспечить охрану музея, внедряют систему электронного хранения ключей. Ее действие заключается в том, что каждый ключ размещается в специальном пенале, который помещен в сейф.

Достать его оттуда можно только при использовании карты доступа. При этом устройство фиксирует время извлечения ключа из пенала и время его возвращения.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен только для работников культуры!


Материалы для cultmanager.ru готовят лучшие эксперты. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты.

Подтвердите ваш статус - регистрация займет одну минуту.

Номер журнала «Справочник руководителя учреждения культуры» (pdf)
в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен только для работников культуры!


Материалы для cultmanager.ru готовят лучшие эксперты. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты.

Подтвердите ваш статус - регистрация займет одну минуту.

Получите в подарок журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» (pdf)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Справочник руководителя учреждения культуры»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для работников культуры
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.