Как учреждению культуры избежать нарушений авторских прав

130
Нарушение авторских прав в сфере культуры встречается очень часто, и связано это, в первую очередь, с незнанием руководителей организаций основных норм, регулирующих правоотношения авторов

Сфера авторского праваВ статье обобщены основные нарушения учреждений культуры в сфере авторского права, рассказано о взаимодействии с РАО – российским авторским обществом.

Нарушение авторских прав в сфере культуры

Какие ошибки чаще всего встречаются, с какими проблемами имеет дело организация культуры?

Первое и основное чаще всего встречающееся нарушение – это, конечно же, использование музыки. Дело в том, что где бы ни звучала  музыка, как только круг лиц оказывается больше привычного круга семьи, например в организациях культуры, в фойе, в зоне кафе, непосредственно в зале, конечно же, это звучание уже относится к публичному исполнению.

Публичное исполнение - это один из важнейших способов использования произведений, и, соответственно, на это нужно получать разрешение у правообладателя.

Договор авторского заказа

Договор авторского заказа
посмотреть/скачать>>

Для использования музыки существует ряд упрощенных способов получения разрешения через Российское авторское общество, и процедуры эти не так сложны, гораздо труднее разбираться с последствиями совершенных нарушений закона.

Что касается непосредственно нарушения, то судебная практика, что если, например, в концерте или в фойе учреждения культуры звучит музыка, то каждое произведение будет считаться отдельным нарушением, и, соответственно, по каждому использованному произведению будет принята соответствующая мера.

Так, например, в 2015 году было рассмотрено дело в отношении ледового шоу, в котором звучало 26 музыкальных произведений, и каждое произведение было расценено судом, как отдельное правонарушение.

Российское авторское общество претендовало на то, чтобы за каждую песню была установлена компенсация в размере 30 000 рублей, но суд уменьшил эти исковые требования, и собственно уменьшил компенсацию, и установил компенсацию в размере 10 000 рублей, но в итоге общая сумма в 260 000 рублей - это тоже существенно.

Законным путем проблема решается намного проще. Так, например, за использование музыки в эстрадных мероприятиях сбор может быть установлен в размере 5% от валового сбора за мероприятие.

Аналогичные суды были по использованию музыки в мероприятиях, причем мероприятие уже больше не шло, это было разовое мероприятие, но в нем прозвучало 10 песен, а это нарушение авторского права. Российское авторское общество претендовало на компенсацию, и суд согласился с тем, что каждое использование песни является отдельным нарушением, и за каждую песню была установлена своя компенсация.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Рассмотрим и другие нарушения, с которыми приходится сталкиваться  организациям культуры

Сегодня мы уже упоминали о том, что сотрудники учреждений культуры являются зачастую работниками, осуществляющими творческую деятельность. Соответственно, они создают произведения, и у них возникают авторские права.

В законодательстве есть специальный режим для служебных произведений, у работодателя есть ряд преимуществ в отношении этих произведений, но там есть ряд тонкостей, которые, конечно же, необходимо знать и учитывать.

Поэтому в первую очередь хочется обратить внимание руководителей на то, что если в должностных инструкциях сотрудников не прописаны обязанности по созданию новых произведений, то такое произведение считать служебным произведением вам не удастся, и, соответственно, права на это произведение надо получать у автора.

Если вы приглашаете какое-то творческое лицо, заключаете договор, но в процессе этого договора это лицо создает какое-то совершенно иное произведение, то, с одной стороны тоже, у нас есть в ГК РФ нормы, которые позволяют учреждениям защищать свою позицию, дают им право использования этих произведений.

Служебное произведение: судебная практика

Расскажем о реальном споре о защите авторских прав, рассмотренном одним из судов.

Так, в частности было заключено соглашение с режиссером на постановку спектакля, при этом обе стороны изначально понимали, что пьеса подразумевает то, что этот спектакль музыкальный.

Поскольку с самого начала было не очень понятно, какое количество хореографических номеров будет, как собственно, будет решена хореография, то стороны договорились устно о том, что режиссер, который собственно обладал квалификацией хореографа, будет ставить и хореографию данного спектакля.

Впоследствии с режиссером не был заключен договор как с хореографом, спектакль был выпущен, хореография была поставлена.

Дальше стороны вступили в конфликт, и режиссер подала в суд на признание своих прав как хореографа и на выплату компенсации за использование ее произведения, несмотря на то, что после возникшего конфликта организация решила снять спектакль с проката, поскольку была недовольна постановкой с режиссерской точки зрения.

Учитывая тот факт, что письменного договора с автором как с хореографом не было, суд однозначно признал, что права на хореографию возникли у режиссера, эти права были судом признаны и, соответственно, было вынесено решение о выплате компенсации организацией культуры.

Таким образом, очень важно обращать внимание на то, кто создает в учреждении культуры произведения, с сотрудниками обязательно нужно заключать специальные договоры для получения авторских прав в дальнейшем.

Договор учреждения культуры с автором

Как уже было упомянуто, основным способом передачи или предоставления прав является договор.

На основании Гражданского кодекса РФ он обязательно должен быть заключен в письменной форме. Когда нужно заключать договор с автором? Если вы встретились с автором, если автор является сотрудником и близким лицом учреждению культуры, и он написал сценарий для запланированного мероприятия, для вашего детского утренника – нужно заключать с ним договор.

Устные договоренности в последующем не помогут учреждению культуры решить возможный спор в дальнейшем в свою пользу,  незаключенный письменный договор будет расцениваться в пользу автора.

Поэтому в интересах учреждения культуры вовремя заключать подобные соглашения с штатными и внештатными авторами. В крайнем случае, подойдет даже расписка, в которой просто однозначно указано, что автор учреждению культуры разрешает использовать произведение, в каком объеме, что именно разрешает и т.д. Главное, чтобы сам договор или простая расписка имели задокументированную письменную форму.

Заключая договор с приглашенным лицом, соответственно, вот имейте ввиду, да что вам нужно получить права на то произведение, которое он создал. Если у вас, например, педагог-репетитор пишет сценарий для мероприятий, то совсем не обязательно, что он делает это как служебное произведение и соответственно передает вам все права, заключите договор, получить права на это.

Использование конкурсных работ

Также часто возникает вопрос по поводу использования работ, предоставляемых на конкурс.

Конечно же, речь идет о случаях, когда учреждение культуры изначально предполагает, что после объявления конкурса, полученные работы в дальнейшем будут каким-то образом использованы.

Поэтому изначально условия конкурса нужно составить правильно, чтобы из них прямо следовало, что дальнейшее использование конкурсных работ является, собственно говоря, условием принятия участия в конкурсе, и все участники должны принять эти условия.

Соответственно, если такая информация о конкурсе распространяется в электронной форме, например, на сайте учреждения культуры, то это технически уже отработанная система, когда ставится «галочка» в соответствующем графе.

Если же мы все-таки работаем с бумагой, то нужно, чтобы все участники подписали эти самые условия.

Самое важное – условия участия должны быть четко и однозначно сформулированы, и в них должна содержаться норма, что авторские права предоставляются, какие, кому именно, и в каком объеме.

Российское авторское общество: взаимодействие с учреждениями культуры

Когда учреждения культуры взаимодействуют с авторами через Российское авторское общество, здесь тоже важно учитывать ряд специфических моментов.

С Российским авторским обществом у культурного учреждения возникает две модели взаимодействия.

Если учреждение культуры общается с РАО по поводу пьес, по поводу музыкально-драматических произведений, таких как опера, балет, мюзиклы, которые планируется ставить, то в этом случае можно воспользоваться услугами Российского авторского общества, только если у него есть прямой договор с таким автором или правообладателем.

Есть или нет отношений у РАО с автором или иным правообладателем, можно проверить эту информацию на сайте РАО в реестре правообладателей. Но, к сожалению, на сегодняшний день он не совсем полный, но в общем-то ориентирует пользователей, можно ли обращаться в РАО или нет.

Даже если РАО не занимается этим автором, конечно же, целесообразно, обратиться к РАО с вопросом, может быть они в любом случае помогут осуществить контакт, в некоторых случаях так и происходит.

Многие детские театры считают, что, если они делают постановку мюзикла, и в них играют дети, то есть детскую постановку, это не является использованием авторских прав. Однако, это мнение ошибочно.

В качестве примера можно привести постановки по музыке Эндрю Ллойд Уэббера, английского композитора, который написал огромное количество музыкальных шедевров. Он создал компанию, которая называется «Really Useful Group». Композитор аккумулировал все авторские права на эту компанию, и на ее официальном сайте можно увидеть, какие разрешения они выдают, и там специально указано разрешение, например, для самодеятельных коллективов.

То есть это отработанная схема, они понимают, что они работают с разного рода пользователем. Таким образом, права на постановку произведений, созданных Э.Л. Уэббером могут получить обычные российские учреждения культуры, и даже коллективы, занимающиеся самодеятельностью.

Другая форма взаимодействия с РАО возникает по использованию музыки, музыкальных отрывков из музыкально-драматических произведений с текстом или без текста в отношении публичного исполнения.

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

О каких случаях идет речь:

  • использование музыки в концерте;
  • использование музыки как фона на официальных мероприятиях, в спектаклях;
  • использование музыки в награждениях, в конкурсах;
  • музыка, звучащая в фойе;
  • музыка, звучащая на улице перед домом культуры или театром.

Это все публичное исполнение музыкальных или отрывков из музыкально-драматических произведений. На это у Российского авторского общества имеется аккредитация, то есть не надо проверять есть ли договор у Российского авторского общества с этим автором или иным правообладателем – по умолчанию эти права есть.

Правда, существует уже некоторое количество случаев, когда авторы или и иные правообладатели изымают свои произведения из полномочий РАО, этот список также есть на сайте РАО.

В таком случае придется иметь дело, опять же, напрямую с правообладателями или с их представителями.

Но подавляющее большинство произведений музыкальных сейчас находится в распоряжении РАО и существует упрощенная схема получения этих прав на концерт, на мероприятие. Ставки вознаграждений авторам установлены постановлением Правительства РФ № 218 от 21.03.1994 года, в ряде случаев РАО даже идет на снижение этих ставок.

У РАО на сайте также очень подробно расписано, какие они сами установили ставки для тех или иных мероприятий.

Таким образом, закон предусмотрел разные способы регулирования правоотношений между учреждениями культурами и авторами произведений, и не важно, музыкальное это произведение, мюзикл, балет, конкурсная работа или служебное произведение.

Правильное использование правовых норм позволит избежать судебных разбирательств с правообладателями этих произведений.

Аудиограмма вебинара " Почему вопросы авторского права напрямую касаются вас"

Посмотреть предстоящие вебинары >>

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×