Хранение музейных фондов

221
Сохранность культурных ценностей, а также их защита от различных негативных факторов является одной из основных задач хранения музейных фондов. Особенности организации хранения осуществляются согласно общегосударственных нормативов, являющихся обязательными для всех музеев РФ

Нормативы хранения

Сохранность культурных ценностей, а также их защита от  различных негативных факторов является одной из основных задач хранения музейных фондов. 

Особенности организации хранения осуществляются согласно общегосударственных нормативов, являющихся обязательными для всех музеев РФ.

Однако фонды каждого отдельного учреждения культуры имеют свою специфику, поэтому основные нормативы дополняются специальными инструкциями.

Как организовать хранение музейных фондов

Предметы, включенные в состав музейного фонда, хранятся в  фондохранилище. Система хранения бывает двух видов: раздельная и комплексная.

При использовании первой из них в изолированном помещении располагаются экспонаты из одинакового или разного материала располагаются в изолированном помещении. Все они имеют практически одинаковые нормативы хранения.

Инструкция по ведению ключевого хозяйства

Инструкция по ведению ключевого хозяйства
посмотреть/скачать>>

Комплексная система применяется в том случае, если учреждение испытывает дефицит площадей или же имеет небольшое количество экспонатов. В этом случае в одном помещении хранятся предметы, отличающиеся не только материалом, но и режимом хранения.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Организация фондохранилища

Например:

  • для его изготовления необходимо использовать только те материалы, которые не оказывают негативного воздействия на экспонаты;
  • оно должно отличаться удобством для размещения коллекций, защищать их от различного рода повреждений, пыли, повышенной влажности;
  • в нем следует установить шкафы для размещения предметов с повышенной светочувствительностью и шкафы со стеклянными дверцами для предметов, нуждающихся в доступе света;
  • оборудование должно обеспечивать свободный доступ к экспонатам, что позволит заниматься их изучением или осмотром.

Хранение музейных фондов осуществляется различными способами. К примеру, предметы одежды распределяют по группам в зависимости от материала.

Их надевают на специальные плечики, имеющие мягкие прокладки, и размещают вертикально в специально подготовленных шкафах.

Скульптуры и крупные декоративные вазы хранят на подставках или стеллажах. Картины, как правило, размещают на неподвижных или выдвижных щитах. Все эти приспособления должны обеспечивать хорошую циркуляцию воздуха.

Для хранения изделий из драгоценных металлов, а также камней, оружия и нумизматики используют  сейфы. Их оборудуют в изолированных, специально подготовленных комнатах.

Если речь идет о документах в свитках, то их, как правило, накатывают на валики и помещают в круглые футляры.

Футляры, папки, ящики и коробки, располагают в шкафах согласно принадлежности материалов к определенному фонду.  Персонал музея обязан заботиться об обеспечении сохранности каждого предмета коллекции.  Все сотрудники должны обладать специальными знаниями и навыками, постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Экспонаты могут повреждаться по разным причинам, к которым относятся и стихийные бедствия. Конечно же, предотвратить их невозможно.

Но слаженные действия музейных работников помогут значительно снизить степень последствий, причиненных наводнением, пожаром, ураганом и другими бедствиями.

Поэтому весь персонал должен быть заранее проинструктирован касательно того, какие изделия следует спасать прежде всего.

Особенности хранения музейного фонда в экспозиционных залах

В отличие от фондохранилищ предметы экспозиции, изготовленные из разных материалов, нередко оказываются в одной витрине.

Это может повлечь за собой некоторые сложности, связанные с обеспечением микроклимата и освещения. При проведении выставки значительно возрастает риск получения повреждения экспонатов.

Среди наиболее распространенных причин является несоблюдение правил монтажа или усредненный режим хранения. Ведь в этом случае должно быть обеспечено хорошее освещение.

А это может негативно отразиться на предметах с низким уровнем светостойкости. Кроме этого, во время посещения данного мероприятия в экспозиционном зале присутствует большое количество людей, а это влияет на изменения температуры и влажности воздуха.

Поэтому при организации выставки особое внимание стоит уделить ослаблению неблагоприятных факторов.

Для этого необходимо обеспечить выполнение следующих требований:

  • не допускать выделение отдельных экспонатов светом мощных ламп;
  • не размещать осветительные приборы внутри витрин;
  • располагать лампы над витринами, устанавливая между отдельными предметами светорассеивающий фильтр;
  • соблюдать установленные нормативными документами правила поведения при выполнении фото- и киносъемки предметов экспозиции;
  • оборудовать окна стеклом, не пропускающим ультрафиолетовые лучи;
  • снабдить витрины светозащитными занавесями;
  • оборудовать систему кондиционирования;
  • при отсутствии кондиционеров регулярно проветривать помещение и так далее.

Если в экспозиции для обивки и внутренней отделки поверхности витрины используется синтетическая ткань, то перед использованием ее необходимо тщательно простирать.

Безопасной является и неокрашенная хлопчатобумажная ткань. Парча, шелк и бархат должны пройти тестирование на совместимость с экспонируемыми изделиями.

Причиной разрушения может стать сила тяжести, так как многие экспонаты не могут длительное время пребывать без необходимой опоры.

К примеру, такие исторические предметы, как копья или шесты, через определенное количество лет могут искривиться. Поскольку они имеют довольно большую длину, их часто экспонируют без опоры.

Серьезные повреждения могут получить и такие предметы быта, как сундуки. Это происходит в случае их экспонирования с открытой крышкой без какой-либо поддержки.

Вес крышки сосредоточен на петлях, поэтому от подобной нагрузки они или корпус могут потрескаться. Без опоры происходит деформация головных уборов, предметов обуви и других музейных экспонатов.

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Поэтому при оборудовании выставки в первую очередь следует учесть структуру и материал, из которого изготовлен предмет, а также представить, какие силы будут на него воздействовать. Использование опоры поможет нейтрализовать негативное влияние.

При организации экспозиции, как правило, используется лишь незначительная часть музейных экспонатов.

Поэтому сегодня довольно актуальным является вопрос, касающийся расширения доступа к культурным ценностям. Во многих учреждениях культуры практикуется применение формы открытого хранения музейных предметов.

Это дает возможность посетителям осмотреть каждый экспонат, расположенный в фондохранилище.

Такая система имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Благодаря ее применению, пользователи получают широкий доступ к коллекциям музея, которые не участвуют в экспозиции.

Однако при этом значительно снижается уровень их сохранности. В первую очередь это касается режима хранения. Особенно ухудшается световой режим. Поэтому для многих экспонатов данная система не подходит.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...



      Рассылка




      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×