Финансовый контроль в сфере культуры: виды и особенности

348
В учреждении культуры могут проводиться плановые и камеральные проверки, основной целью которых является контроль за распределением средств, выделенных на выполнение государственного (муниципального) задания

В ходе выполнения государственного муниципального задания каждое учреждение культуры подвергается финансовой проверке. Для того чтобы она дала положительные результаты, организация должна быть всегда готовой для осуществления данной процедуры.

Однако обеспечить тщательную подготовку можно лишь в том случае, если руководитель будет точно знать, кто и когда вправе контролировать финансовые вопросы.Контроль в учреждении

Несмотря на то, что такая информация доступна для каждого пользователя, культурные организации часто не готовы к проведению подобной процедуры.  А это, как правило, влечет за собой не совсем приятные последствия.

Чтобы избежать неприятностей, стоит ознакомиться со всеми нюансами, касающимися финансового контроля в сфере культуры.

Какие виды финансового контроля  в учреждении культуры

Различают четыре вида финансового контроля:

  • предварительный;
  • последующий;
  • внешний;
  • внутренний.

Каждый из них имеет свои особенности. К примеру, в муниципальных учреждениях культуры предварительный контроль может проводить  департамент финансов. Как правило, его осуществляют в том случае, если возникает необходимость санкционировать запланированную финансовую операцию.

Проект приказа о порядке определения предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности

Проект приказа о порядке определения предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности
посмотреть/скачать>>

Последующий проводится с целью проверки фактов хозяйственной деятельности, которая уже была выполнена. Такая проверка выполняется чаще всего.

Внешний и внутренний контроль выполняются для того, чтобы проверить, как учреждение культуры соблюдает требования бюджетного законодательства. Между этими видами существует множество различий.

К примеру, первый из них проводится контрольно-счетными и счетными палатами всех уровней.

А проведение второго является компетенцией таких органов, как Федеральное казначейство, службы финансового контроля, контрольно-ревизионные управления и другие.

Оба вида финансового контроля проходят в форме ревизии, обследования или проверки. Если внутренний контроль проводят финансовые органы, то он выполняется в форме санкционирования операций.

Органы, выполняющие внешнюю финансовую проверку, контролируют следующие вопросы:

  1. Соблюдение культурной организацией в ходе исполнения бюджета законодательных актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
  2. Эффективность использования средств, поступающих из разных источников финансирования учреждения культуры, включая местный бюджет и бюджет субъекта РФ.
  3. Соблюдение установленного порядка  управления и распоряжения имуществом, которое является государственной собственностью и прочее.

Главная цель внутренней проверки заключается в следующем:

Цель внутренней проверки

По завершении и того, и другого финансового контроля оформляются такие документы:

  • по результатам проверки или ревизии – акты;
  • по результатам обследования – заключение;
  • при выявлении нарушений – представление или предписание;
  • в случае применения бюджетных мер принуждения – уведомление.

В некоторых случаях проверяющие органы, выполняющие разные виды финансового контроля, требуют одни и те же документы. Такой подход доставляет учреждениям немало хлопот. Объясняется это тем, что современное законодательство не предоставляет четкого разграничения между внутренним и внешним контролем.

К примеру, в ходе внутренней проверки контролирующие органы оценивают, насколько эффективно и экономно было использовано имущество организации.

Но согласно законодательству это является компетенцией органов внешнего финансового контроля. И таких ситуаций множество.

Наиболее распространенными формами финансового контроля являются ревизии и проверки. В ходе ревизии осуществляется изучение не только финансовых, но и хозяйственных вопросов.

Ее главная цель заключается в определении законности и достоверности отражения данных вопросов в бухгалтерских отчетах.

Проверки проводятся с целью изучения законности отдельных операций финансового и хозяйственного характера за определенный период: год, полугодие, квартал, месяц. Также они направлены на то, чтобы определить достоверность бухучета и отчетности организации.

Проверки могут быть выездными и камеральными. Первые проводятся в самом учреждении. Они заключаются в изучении фактического соответствия совершенных операций тем данным, которые касаются первичных документов и бухгалтерской отчетности.

Основная цель такого вида проверок направлена на выявление мнимых и притворных объектов учета в регистрах бухучета.

Камеральные проверки осуществляются по месту нахождения контролирующего органа. В ходе их осуществления изучаются бухгалтерские отчеты, а также документы, которые запрашивают проверяющие. Целью таких мероприятий является выявление формальных ошибок, которые допускаются при ведении бухгалтерских отчетов.

Органы контроля могут проводить проверки как в плановом порядке, так и вне плана. Плановые, как правило, выполняются один раз в три года. Их график размещается на веб-сайте контролирующего органа.  Это дает возможность руководителям учреждений культуры получить информацию о том, какой вид проверки будет проводиться и в какие сроки.

Внепланово организация может проверяться в том случае, если действия ее сотрудников приводят к возникновению угрозы общественным интересам. Такие проверки не связаны с финансовым контролем в сфере культуры.

Их осуществление возможно только после согласования с прокуратурой.

Какие ошибки допускаются при ведении финансово-хозяйственной деятельности

В ходе выполнения финансового контроля в сфере культуры, проверяющие часто встречают нарушения:

  1. Регламентации трудовых отношений и ведения кадровой политики;
  2. Порядка использования бюджетных средств, которые выделятся на оплату труда;
  3. Организации бухучета.

Оформляя трудовые книжки, кадровые работники могут игнорировать требования Инструкции по заполнению данных документов. Как результат, в книжках отсутствуют записи о переводе работников на другие должности. А в книге учета трудовых книжек – подписи сотрудников.

Случается, что во время приема на работу с работником не заключается трудовой договор. Также могут отсутствовать дополнительные соглашения, касающиеся увеличения объема работы при выполнении трудовых обязанностей по совместительству.

Наиболее частым нарушением является факт не предоставления совместителям ежегодно оплачиваемого отпуска в одно время с отпуском по основной работе.  Во многих культурных организациях допускаются ошибки при составлении должностных инструкций. 

Это говорит о том, что ответственные работники не учитывают требования ГОСТ Р 6.30-2003.

Иногда в дополнительном соглашении к трудовому договору не оговаривается дополнительная работа. Для ее выполнения обязательно должны быть разработаны должностные инструкции, что часто остается вне поля зрения кадровых работников.

Довольно часто во время аудиторских проверок обнаруживаются ошибки, связанные с соблюдением порядка использования средств бюджета. Особенно это касается финансов, выделяемых на оплату труда.

В некоторых учреждениях культуры наблюдается довольно низкий уровень контроля за эффективным и рациональным использованием бюджетных средств. Иногда организации допускают выплаты за неотработанные часы или за работу, объем которой не имеет документального подтверждения.

В некоторых случаях неправильно устанавливаются надбавки и доплаты.

Кроме этого, по данному вопросу допускаются и другие нарушения:

  • выплаты руководителям осуществляются без приказа работодателя;
  • не утверждаются формы расчетных листов;
  • не издаются локальные акты, на основании которых устанавливаются сроки выплаты зарплаты работникам;
  • несвоевременно оформляются карточки-справки.

Наибольшее количество ошибок все же касается вопросов, связанных с организацией бухучета. При проведении аудита в учреждениях культуры часто обнаруживается неправильное оформление инвентарных карточек.

В них могут отсутствовать данные о дате изготовления ценных предметов, содержании в них драгметаллов, проведении их ремонта или реставрации.

Бухгалтерский отдел может принимать первичную документацию, которая неправильно оформлена. Например, на актах выполненных работ нет подписей или печати заказчика. Также наблюдается несвоевременное введение в эксплуатацию основных средств. При этом не составляется Акт передачи-приема их объекта.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

При осуществлении внутреннего контроля за исполнением государственного (муниципального) задания в обязательном порядке должен оформляться локальный акт. Но в некоторых учреждениях данное требование просто игнорируется. Отсутствуют и приказы, касающиеся проведения плановых  и внезапных инвентаризаций.

Кроме этого, аудиторами отмечены ошибки при заполнении документов по инвентаризации активов и обязательств:

  • не указывается дата составления документов;
  • не обозначаются номера культурных ценностей;
  • отсутствуют заключения комиссии в случае обнаружения недостач или излишков;
  • нет подписей материально ответственных лиц и прочее.

По организации бухгалтерского учета допускаются и другие нарушения:

Организации бухгалтерского учета

Допущение ошибок в финансово-хозяйственной деятельности может привести к тому, что на следующий отчетный период учреждение не получит новое задание.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×