Владимир Тимофеев: «Наш музей открыт всегда»

26
Государственный музей городской скульптуры в Санкт-Петербурге единственное в России музейное учреждение, занимающееся изучением, охраной и реставрацией памятников монументального искусства в открытой городской среде.

Разнообразию его экспонатов позавидовал бы любой музей мирового уровня: в числе музейных объектов здесь Ростральные колонны, Нарвские и Московские триумфальные ворота, Сфинксы на пристани у Академии художеств, конные группы на Аничковом мосту, памятники Петру I, Екатерине II, Николаю I, Пушкину, Ломоносову, Суворову и многие другие.

И такие экспонаты не спрячешь в хранилище они все на виду, они встречают и провожают гостей города, они все символы Санкт-Петербурга, известные всему миру.

Примерный Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных музеев

Примерный Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных музеев
посмотреть/скачать>>

Как сегодня живут памятники на улицах мегаполиса? Кто за них отвечает, как к ним относятся городские власти, горожане и гости Петербурга?

Эти и другие вопросы мы задали Владимиру Николаевичу Тимофееву, многолетнему директору Музея городской скульптуры.

Владимир Тимофеев: «Наш музей открыт всегда»Чья это была идея — создать такой уникальный музей?

Мы действительно уникальны, потому что музей был специально создан для того, чтобы сохранить акрополь Александро-Невской лавры XVIII века. Еще до революции действовало общество «Старый Петербург», которое пыталось музеефицировать эти некрополи.

Считая, что здесь не только захоронены выдающиеся деятели, но и памятники на их могилах представляют определенную художественную ценность. Это целое направление мемориальной скульптуры — об этом писал художник Михаил Врубель, Николай Врангель, другие искусствоведы.

Но Первая мировая война помешала осуществить этот замысел, хотя Академия художеств успела сделать гипсовые слепки с наиболее интересных памятников. Потом произошла революция, гражданская война.

Но в 1932 году группа писателей, куда входили Маршак, Зощенко, Ахматова и другие, писали Горькому и просили обратить внимание на этот вопрос, тогда же было принято решение о создании музея-некрополя в Александро-Невской лавре. А в 1939 году нам передали и все памятники монументальной скульптуры Петербурга согласно списку Совета рабочих и крестьянских депутатов.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Это было своевременное решение — началась Вторая мировая война, и наш музей принял участие в укрытии и спасении памятников. И, как ни парадоксально, ни один памятник в Ленинграде не был уничтожен, хотя следы от военных ран до сих пор видны на постаментах конной группы на Аничковом мосту, на колоннах Исаакиевского собора.

К сожалению, погибло около десяти мемориальных досок в результате прямых попаданий снарядов в те дома, на стенах которых они были установлены. Но в целом, можно сказать, что городской музей пережил войну почти без потерь.

Владимир Тимофеев: «Наш музей открыт всегда»Что принципиально изменилось в Вашем положении, в Вашей работе после перестройки?

Мы по-прежнему государственный музей, бюджетное учреждение. Но при советской власти музей выступал заказчиком сооружения нескольких памятников — например, Пушкин работы Аникушина на площади Искусств был выполнен по нашему заказу, бюсты на Аллее дважды Героев труда в Парке Победы тоже мы заказывали.

При советской власти все делалось по плану: заранее было известно, где, когда и кому будет поставлен памятник, программа была прописана на несколько лет вперед. С 90-х годов и сейчас, к сожалению, памятники и мемориальные доски устанавливаются по инициативе различных групп граждан. И нередко случается, что только после установки начинается изготовление документов на установку. Это очень сложный процесс. Иногда те, кто должен доводить процесс до конца, просто бросают его на полдороге.

Владимир Тимофеев: «Наш музей открыт всегда»На законодательном уровне как это регулируется?

Очень непросто. У нас, например, до сих пор нет нормативной базы по демонтажу памятников и мемориальных досок, установленных таким образом, т. е. по инициативе активных граждан. Поэтому в городе сейчас около 50 объектов, установленных без разрешительных документов.

При этом сразу возникает один серьезный вопрос: кому они принадлежат и кто за них отвечает? Несмотря на то что эти памятники и мемориальные доски стоят в городе, наш городской музей не может тратить бюджетные деньги на сохранение и поддержание тех объектов, которые нам не принадлежат. Многие горожане этого не понимают. Они считают, что чиновники должны выделять деньги на их реставрацию, ремонт.

Среди подобных объектов есть очень значимые и заметные. Например, на набережной Невы, напротив Крестов, памятник «Жертвам политических репрессий» работы Михаила Шемякина. Или любимые туристами кот и кошка на фасадах домов по Малой Садовой, фигуры Фотографа, Дворника или Чижик-пыжик на Фонтанке. Они тоже не принадлежат городу, они вообще ничьи.

Или закладной Соловецкий камень на Троицкой площади — тоже памятник жертвам политических репрессий. Группа энтузиастов нашла финансирование и установила камень. Никто не противился — ведь некрасиво запрещать устанавливать такие памятники. Но с юридической точки зрения он незаконный и как бы не существует.

Владимир Тимофеев: «Наш музей открыт всегда»Можно сегодня узаконить такие памятники, учитывая их социальную и гражданскую значимость?

Ну вот сейчас, когда сменилось руководство Комитета по градостроительству и архитектуре, будем надеяться на перемены: они пытаются провести ревизию и установить, какие памятники как оформлены. Кстати, из-за этого возникли слухи, что все памятники без надлежащих документов снесут.

Это не так, никто не будет сносить такие памятники, но нужно регламентировать их существование. По закону СПб теперь все такого рода объекты принадлежат Комитету по имущественным отношениям, бывшему КУГИ (Комитет по управлению городским имуществом).

Кстати, когда к 300-летию Петербурга городу подарили много подарков, в т. ч. скульптурных, КУГИ принимал их на баланс и распределял по районам — кто за какой объект будет отвечать. Особенно много таких скульптурных подарков было в Центральном районе, и большую часть таких объектов закрепили за администрацией Центрального района.

Владимир Тимофеев: «Наш музей открыт всегда»Почему Вам не передали?

Мы бюджетная организация и не можем расти до бесконечности, наш бюджет под такое резкое увеличение количества объектов не приспособлен. К тому же памятники, установленные в последние годы, часто вызывают споры: если раньше памятники изготавливались на конкурсной основе, к работе над ними привлекались большие мастера, то сейчас часто их выполняют на безальтернативной основе, по знакомству и договоренностям.

И поэтому многие из них вызывают негативную реакцию в Петербурге, где всегда были высокие требования к уровню уличной скульптуры. Сейчас КГА пытается восстановить процедуру, упорядочить правила и требования.

Владимир Тимофеев: «Наш музей открыт всегда»Насколько велико Ваше беспокойное хозяйство?

На нашем попечении более 300 памятников, среди них есть такие уникальные, как Московские триумфальные ворота. Это огромное многофигурное сооружение, которое по музейному учету считается одним объектом.

Такие вот парадоксы музейного дела: в каком-то музее ручка, которую держал Киров, считается единицей хранения, а у нас целый ансамбль — один предмет. И еще около тысячи мемориальных досок. Плюс памятники-некрополи, Литераторские мостки, мемориальная мастерская Аникушина, Нарвские триумфальные ворота. Теперь нам передали Уткину дачу. Так что хозяйство у нас большое и разнообразное.

Культурные объекты в Санкт-Петербурге: факты в цифрах

В таком хозяйстве нужны очень разные специалисты, от охранников до ученых. Кто у Вас работает и в специалистах какого профиля Вы особенно нуждаетесь?

Наши сотрудники разделяются на тех, кто занимается памятниками и досками, и тех, кто занимается отдельно некрополями. По образованию и специальности это очень разные люди. Если раньше к нам приходили на работу в основном искусствоведы и историки, то сейчас у нас есть и историки, и педагоги, и физики, и лирики.

Например, у нас работают доктор исторических наук Алексей Аранович, кандидат физико-математических наук Константин Карасев. Все они влюблены в музейное дело. Но кандидатов и докторов искусствоведения у нас сейчас нет.

Владимир Тимофеев: «Наш музей открыт всегда»Ваш музей отвечает не только за содержание памятников, но и за их реставрацию. Значит, нужны и реставраторы?

Да, у нас даже создано специальное подразделение — служба по текущему уходу и содержанию памятников. Потому что памятники тоже живут своей жизнью — они рождаются, у них есть родители — авторы, а дальше они, как люди, живут, болеют, получают травмы, их нужно лечить, мыть, ремонтировать, устранять последствия вандализма.

Владимир Тимофеев: «Наш музей открыт всегда»Это стало серьезной проблемой?

Очень. В последние годы вандализм стал настоящим бедствием. Если раньше памятник реставрировался и ремонтировался в среднем раз в 15–20 лет и после этого спокойно стоял, то сейчас такая работа требуется практически ежегодно. Московские ворота лет 40 простояли без особого ремонта. Сейчас вандалы не просто разрушают памятники.

Они отнимают огромное количество времени, средств, сил. Скульптурная группа — кони Клодта — в год 7–8 раз подвергается всяким покушениям. Удалить надписи с постамента из кованого гранита очень сложно. Часто хулиганы залезают на коней, рвут уздечки.

Сейчас реже похищают какие-то детали — особенно от этого страдала новая ограда вокруг колонны на Дворцовой площади. Теперь мы колонну передали по взаимному согласованию Эрмитажу, потому что у них «труба повыше, дым погуще» — возможностей побольше в первую очередь охранять этот памятник.

Владимир Тимофеев: «Наш музей открыт всегда»За последние десятилетия законодательно изменились условия владения землей. Как это повлияло на жизнь городских памятников и Вашу работу?

Главное изменение печальное — деньги, финансирование существенно уменьшилось. В советское время мы намного больше реставрировали и ремонтировали памятников и мемориальных досок. С другой стороны, у нас появилась возможность приобретать более качественные материалы — камень и металл.

В советское время, например, требовалось отреставрировать верстовые столбы по дороге в Петергоф и нужен был итальянский мрамор. А он в стране отсутствовал как факт. Зато теперь есть любой мрамор, но денег на него, на реставрацию — нет.

Владимир Тимофеев: «Наш музей открыт всегда»Может, стоит поискать спонсоров?

Особенно много спонсоров мы нашли перед 300-летним юбилеем. Аэрофлот, «Силовые машины» и другие крупные компании наперебой предлагали помочь. А закончился юбилей — спонсоры разбежались. Понятно, что в предъюбилейные годы по городу шла широкая реклама, а сейчас все, что мы можем предложить спонсорам, это повесить на заборе вокруг реставрируемого памятника скромный щит с информацией о спонсоре, где его имя написано мелкими буквами.

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Но есть и еще один момент — спонсор выбирает не то, что нам нужно, а что ему интересно. У нас не раз были такие разговоры: мне говорили — можем дать средства вот только под этот памятник, на другие — нет. Из-за отсутствия закона о меценатстве, который стимулировал бы спонсоров, потенциальные меценаты неохотно участвуют в такой помощи городу.

Владимир Тимофеев: «Наш музей открыт всегда»С Вами как с директором Музея городской скульптуры, вообще с музеем — власти города считаются?

К сожалению, не только с нами, со многими музеями не очень считаются. Вот, например, последняя история с выдворением части нашего городского музея с территории Александро-Невской лавры. Церковь требует вернуть ей все помещения, в том числе здание Благовещенской церкви с усыпальницей и неотделимыми от нее скульптурными экспонатами музея.

Мы не против передать лавре второй этаж этого здания, где была церковь. Взамен нам по закону должны дать помещение в городе. Его пока нет. А усыпальницу на первом этаже нужно использовать совместно.

Но здесь возникает правовая коллизия. Усыпальница и ее скульптуры — это национальное достояние, а по Конституции каждый человек имеет право приобщиться к культурному наследию, к достоянию страны, независимо от вероисповедания. После передачи всех зданий церкви люди других вероисповеданий не смогут их посещать.

Владимир Тимофеев: «Наш музей открыт всегда»Как для Вас решается вопрос с землей?

Мы, к счастью, сами оформили всю землю, на которой стоят наш музей и его филиалы, даже с Уткиной дачей разобрались, хотя было очень сложно. Чего стоил только перевод помещения из жилого в нежилое.

Владимир Тимофеев: «Наш музей открыт всегда»Все памятники стоят на городской земле?

Все, и наши, и те, что были поставлены без оформления в последние годы. Частных владельцев нет. Только в Ломоносовском районе участок, на котором владелец земли установил памятники. Но это — его личная ответственность и забота. Чиновники подталкивают нас к тому, чтобы мы оформили на городской музей и землю под памятниками. Но мы пока держимся: если это сделать, то мы должны будем за нее отвечать.

Тут же возникает вопрос: кто ее будет охранять, убирать? Ездить по 19 районам города каждый день и убирать территорию мы не в состоянии. Для этого нужен штат в 400 уборщиков и несколько машин. А у нас памятники находятся и в Кронштадте, и в Пушкине, и в Павловске — это же все районы города. Раньше постановлением Ленгорисполкома за всю землю под памятниками и вокруг отвечала администрация района, она же ее и убирала.

Владимир Тимофеев: «Наш музей открыт всегда»Какого еще памятника, на Ваш взгляд, Петербургу не хватает?

Первым бы назвал памятник Александру Блоку, прекрасному поэту, очень петербургскому. Еще бы я установил памятник Шаляпину — колоритная фигура, большая часть его жизни была связана с Петербургом. И конечно, Чайковский — его могила находится в Петербурге, а памятника великому композитору нет. Есть только бюст в Таврическом саду.

Надо поставить памятники адмиралу Федору Ушакову, Анне Ахматовой — красивые памятники достойным людям делают город еще более значительным и привлекательным.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...



      Рассылка




      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×