Использование музейных музыкальных инструментов

74
Традиция проводить концерты на исторических инструментах, включенных в музейное собрание, не нова. Как решать проблемы, которые возникают при использовании экспонатов из мемориальных коллекций в исполнительских проектах

Рассмотрим эти ситуации на примере опыта Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки.

Одна из задач любого музея — популяризация фондов — зачастую приходит в противоречие с задачей по поддержанию сохранности экспонатов. На начальном этапе собирания коллекции в Музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки (далее — Музей) традиционно преобладала функция хранения.

В дальнейшем все большую роль стала играть функция популяризации фондов, осуществляемая не только путем визуального экспонирования и научного описания музейных предметов, но и их звуковой демонстрации, то есть возвращения инструменту его первичной функции: звучать.

Концепция модернизации и перспективного развития

Концепция модернизации и перспективного развития
посмотреть/скачать>>

К празднованию 100-летия ВМОМК в 2012 г. состоялся концерт в Большом зале консерватории. На этом вечере прозвучало более 20 инструментов Госколлекции (итальянские скрипки, альты, виолончели XVI—XVIII вв.), а также фондовые альт-тромбон фирмы F. A. Heckel (2-я половина XIX в.) и арфа фирмы S. Е´rard (последняя четверть XIX в.), принадлежавшая Ксении Эрдели.

Сохранение и реставрация музыкальных раритетов

До начала 1990-х годов традиционно работа ремонтировщиков-настройщиков, готовивших инструменты к концерту, заключалась в щадящей и аккуратной настройке и регулировке механики.

С приходом на работу в Музей реставраторов по разным видам музыкальных инструментов (фортепиано, орган, клавесин, духовые, струнные смычковые и щипковые инструменты) появилась возможность привлечения в концерты большего числа фондовых инструментов.

ВМОМК имени М.И. Глинки - 3000 экспонатовДля нескольких капитальных реставраций в 1980-е и 1990-е гг. были привлечены внештатные специалисты.

В результате были приведены в игровое/звучащее состояние клавесин 1766 г. работы лондонского мастера Бурката Шуди (реставратор Владимир Голосов) и орган 1868 г. немецкого мастера Фридриха Ладегаста (реставрирован Вильнюсской органной мастерской под руководством Римантаса Гучаса).

Благодаря этому с конца 1990-х гг. и по настоящее время регулярно проходят циклы концертов «Клавесинный салон» (с использованием единственного в России клавесина мастера Б. Шуди) и «Органный салон» (на единственном сохранившемся в России органе мастера Ф. Ладегаста).

Еще одним «участником» концертов в 2010-е гг. стал уникальный фотоэлектронный синтезатор АНС (1963 г.). Его автор-изобретательЕ. А. Мурзин адресовал свой инструмент композиторам, создающим электронную музыку. В последние годы на синтезаторе сочиняет музыку и выступает в Музее Олеся Ростовская.

Коллекция Шереметьевского Дворца - более 3000 экспонатов

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Организация концертных циклов

Организация концертных циклов на фондовых инструментах в 2000-х годах шла по двум направлениям (а в дальнейшем появилось и третье) — в зависимости от характера инструмента и творческого потенциала исполнителя.

Концерты на старинном органе

Первое направление концертов сформировалось на базе фондового органа мастера Ф. Ладегаста — инструмента крепкого, выносливого по конструкции и универсального по звуковым и техническим возможностям.

Поскольку популярность органных концертов в России очень высока, а концертных органов в Москве очень мало, при этом органистов много, сложилась практика формирования цикла по принципу привлечения исполнителей из различных уголков страны и мира: из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Вильнюса, Кракова, Чикаго.

Каждый исполнитель предлагает свою тему концерта, демонстрирует индивидуальный стиль исполнения, тем самым обогащая программы цикла.

Концерты на старинном клавесине

Второе направление концертов сложилось на базе хрупкого, изысканного клавесина XVIII века работы мастера Б. Шуди.

В Музее всегда существовал определенный фильтр доступа музыкантов к игре на фондовых инструментах. Этот фильтр необходим по отношению к старинным и хрупким инструментам, для того чтобы уберечь инструмент от технических поломок.

Хранители фондов и реставраторы дают рекомендации организаторам концертов о допустимом или недопустимом репертуаре для исполнения на конкретном инструменте, а также советы общего характера: кого можно или нельзя допускать к игре на инструментах.

Поэтому, чтобы раскрыть перед публикой звуковые возможности, тембровые красоты роскошного клавесина XVIII в., но при этом сохранить в целостности его хрупкую механику, Музею приходится ограничивать доступ к игре на клавесине Б. Шуди.

Музею удалось найти оптимальное решение: на клавесине Б. Шуди постоянным исполнителем и ведущим цикла концертов «Клавесинный салон» уже 17 сезонов является доцент Московской консерватории Татьяна Зенаишвили.

Для каждого концертного сезона она предлагает новые программы и темы, в каждом сезоне приглашает новых музыкантов из России и из-за рубежа для ансамблевой игры в музейных концертах. Репертуар, который она представила в Музее, можно приравнять к «Антологии клавирной музыки».

Брюссель, Музей Музыкальных Инструментов - более 7000 экспонатов

Концерты на нескольких фондовых инструментах

В рамках циклов концертов одного исполнителя Т. Зенаишвили постепенно привлекает и другие фондовые инструменты — копию французского клавесина XVIII в. мастера Паскаля Таскена работы Ю. Аммера (Германия, 1995), миниатюрное молоточковое фортепиано XVIII в. и спинеты XVI в.

Таким образом, родилось третье направление циклов концертов: один исполнитель играет на разных инструментах.

Эту форму реализовал народный артист России, солист Российского национального оркестра Алексей Бруни. Впервые в истории Музея он стал исполнять программу полного вечера в двух отделениях целиком на какой-либо одной из музейных скрипок. 

В каждом следующем концерте звучала другая скрипка. Так состоялись концерты на фондовых инструментах Я. Штайнера, А. Страдивари, Ж. Б. Вильома, Б. Данкварта и др.

Музей Музыкальных инструментов Эдинбургского Университета - более 5000 экспонатовВ 2010 г. частью фондов Музея музыкальной культуры стала Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов России, включающая ценное собрание смычковых инструментов почти всех европейский скрипичных школ.

Госколлекция имеет многолетний опыт выдачи скрипок, альтов и виолончелей на временное пользование для концертной и конкурсной деятельности ведущим и молодым концертирующим музыкантам.

Соединившись с деятельностью Музейного объединения, практика использования исторических инструментов в концертах получила новый виток развития. Выступления ведущих музыкантов на инструментах Госколлекции стали проходить в концертном зале Музея и на постоянной экспозиции.

Из истории концертной практики Музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки

Первые исторические концерты в Музее на нефондовых старинных инструментах проводились уже в 1940-х гг. Выступали талантливые музыканты, игравшие на принадлежащих им инструментах: например, Борис Доброхотов — на виолончели либо виоле да гамба, позже Сергей Орехов — на семиструнной гитаре.

С присоединением к Музею мемориальных квартир пианиста Александра Гольденвейзера (в 1955 г.) и дирижера Николая Голованова (в 1969 г.) появились две новые концертные площадки.

В Музее-квартире Гольденвейзера стали проходить традиционные музыкальные четверги с использованием двух фондовых роялей фирмы Bechstein (1894 и 1913 гг.), а в Музее-квартире Голованова зазвучали два фондовых рояля фирмы Blüthner (1881 и 1920 гг.). В 1980-х гг. открылся Дом-музей Федора Шаляпина с еще одной концертной площадкой с роялем фирмы Bechstein (1912 г.), принадлежавшим Ф. Шаляпину.

Регулярные концерты на фондовых струнных клавишных инструментах проводятся с 1960-х гг. по настоящее время. Основным инструментом в концертном зале (на 60 человек) здания XVII века «Троекуровы палаты», в котором Музей размещался в 1960–1970-х гг., был рояль Steinway (1932—1933 гг.), ранее принадлежавший композитору, пианисту Николаю Метнеру. На инструменте играли солисты и ансамблисты.

В концертном зале (на 162 человека) в новом здании Центрального музея музыкальной культуры на улице Фадеева в первой половине 1980-х гг. зазвучал концертный рояль фирмы Steinway (1911 г.), ранее принадлежавший профессору Московской консерватории Назарию Райскому.

Однако крупнейший пианист XX века Святослав Рихтер выбрал для своего концерта в Музее в 1983 г. не рояль фирмы Steinway, а более бархатный по звуку кабинетный рояль фирмы Bechstein (1910 г.), принадлежавший ранее композитору Михаилу Ипполитову-Иванову.

В 1970-е гг. в концертах стали звучать и другие, не мемориальные клавишные инструменты, специально приобретенные для этих целей, — клавесин фирмы Neupert (1942 г.) и спинет фирмы Lindholm (1965 г.). Наличие этих инструментов в коллекции позволило стилистически достоверно исполнять музыку эпохи барокко. На них ежегодно выступал с концертами известный пианист и клавесинист, доцент Московской консерватории по классу клавесина Алексей Любимов.

​Кроме того, традиционно использовались неклавишные фондовые инструменты (но эпизодически — в связи с неудобством использования для исполнителей редких в современной практике инструментов и отсутствием реставраторов в Музее в тот период). В концертах серии «Звучат инструменты из коллекции Музея» исполнения на старинных флейтах, трубах, виолах или гитарах обычно занимали не более трех номеров.

Этапы организации концертов с участием исторических инструментов

Для организации подобных концертов с участием исторических инструментов европейской традиции необходимо соединение усилий хранителя, реставратора и исполнителя.

Подготовка концерта происходит поэтапно.

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Этап первый. Формирование темы

Формирование идеи или тематики музейных концертов на фондовых инструментах зависит от задач развития и продвижения Музея, от личной инициативы хранителей и других сотрудников Музея и от творческих предложений исполнителей.

Этап второй. Выбор формы концерта

Далее следует выбор формы концерта:

  • сольный концерт на одном инструменте;
  • концерт с вкраплением 1–3 произведений (или их фрагментов) на фондовом инструменте;
  • цикл концертов на фондовых инструментах;
  • небольшой концерт, приуроченный к открытию выставок, фестивалей, конференций и других мероприятий Музея.

Этап третий. Анализ состояния сохранности инструментов

Хранитель совместно с реставратором осуществляет анализ состояния сохранности, игровых качеств музыкального инструмента, возможность и условия использования его в концерте. В результате производится отбор потенциально звучащих инструментов.

Этап четвертый. Поиск исполнителей

Поиск исполнителей, заинтересованных и способных играть на непривычных для себя исторических инструментах. Иногда в Музей обращаются сами музыканты с предложением сыграть на музейных экспонатах.

Хранитель старается заранее оценить возможности артиста в работе с музейными инструментами, ресурсы которых невелики по сравнению с современными концертными инструментами.

Для игры на органе обычно выстраивается очередь из желающих сыграть концерт на историческом инструменте Ф. Ладегаста. Нет проблемы и с выбором исполнителя на струнных клавишных инструментах.

Иная ситуация возникает со струнными смычковыми и духовыми инструментами: немногие исполнители готовы играть на не своих инструментах. Эти редкие музыканты-исключения — друзья Музея. В их числе народный артист РФ Алексей Бруни.

Этап пятый. Осмотр инструмента

Встреча хранителя, исполнителя и реставратора: осмотр избранного инструмента или ряда инструментов, совместный окончательный выбор инструмента, наиболее удобного исполнителю из предложенных Музеем.

Этап шестой. Регулировка и реставрация инструмента

При необходимости производится реставрация или мелкий ремонт инструмента. Чаще всего бывает достаточно произвести регулировку механики, чистку, замену струн, подставки либо подклейку клапанов, установку трости или подбор мундштука.

Часть инструментов ожила благодаря инициативе исполнителей, избравших их для концерта. Например, вновь зазвучали два военных французских барабана XIX в. Были заменены кожаные мембраны и обручи, старые оставлены в запасниках.

Есть примеры возрождения инструментов по инициативе реставратора — два спинета XVI в. отреставрировал, не меняя оригинальных частей, а лишь добавляя утраченные, и привел в игровое состояние клавесинный мастер Николай Полосков.

Этап седьмой. Реклама концерта

Реклама концерта, в котором звучат инструменты из коллекции Музея, написание сопроводительных текстов с описанием инструмента и его истории бытования; рассылка анонсов и пресс-релизов по средствам массовой информации.

Этап восьмой. Проведение репетиций

Организация и проведение нескольких репетиций на фондовом инструменте в помещении Музея (инструмент при этом не выдается за его пределы). Репетиции проводятся под наблюдением хранителя инструментов.

Этап девятый. Проведение концерта

Проведение концерта.

Одной из возможных целей концертной деятельности является проведение аудио- и видеозаписей с концертов, а также организация студийных записей на компакт-диски фондовых музыкальных инструментов. Они дают возможность наиболее репрезентативного показа музейного инструмента в интерактивных демонстрациях.

Этап десятый. Реставрационный осмотр

Реставрационный осмотр и профилактическое обслуживание инструмента после концерта.

Германия, Музей Музыкальных инструментов - около 4400 экспонатов

Организация концертов с участием инструментов фольклорной традиции

Альбом «Салонная музыка» на музейных роялях, пианино и столообразном фортепиано — 2 компакт-диска.

Концерты на скрипках Страдивари и Штайнера в исполнении Алексея Бруни (студийная запись) — 2 компакт-диска.

Записи Алексея Бруни, играющего на инструменте Штайнера, а также на скрипках из Госколлекции, созданных братьями Амати, Антонио Страдивари и Гварнери дель Джезу, — 1 компакт-диск.

Сборник «Звучат музыкальные инструменты из коллекции ВМОМК имени М. И. Глинки» с записями 12 фондовых инструментов — 1 компакт-диск

Все перечисленные выше этапы и обобщенный опыт организации концертов апробирован на практике и полностью относятся к инструментам профессиональной европейской традиции. Озвучивание же инструментов фольклорной традиции осуществить сложнее.

Непросто подобрать исполнителей, готовых играть на музейных (не своих) инструментах, трудно выбрать игровые народные инструменты, поскольку они менее долговечны и менее стандартизированы по конструкции по сравнению с инструментами скрипичного семейства или гитарами, они сложнее в ремонте, так как некоторые виды, например пастушеские, изготавливаются на сезон.

Фольклорные инструменты изготавливаются порой из подручных материалов, из мало выдержанного дерева, недостаточно выделанной кожи, из хрупкого тростника и т. д., а значит, они быстрее теряют игровые качества. Те же инструменты, которые их сохранили, могут не выдержать концертной нагрузки. В результате трудно соединить исполнителя и инструмент для участия в концерте.

В Музее звучали лишь концертные разновидности народных инструментов — балалайки, домры, гусли, гитары. Так, 1 июня 2014 г. состоялся концерт к 210-летию Михаила Глинки. В концерте прозвучало 15 инструментов из наших фондов. В других концертах эпизодически использовались этнические инструменты — китайские и африканские барабаны и узбекский карнай XIX в.

Германский национальный музей - более 3000 экспонатов

Роль музейного хранителя

Итак, как отмечалось выше, звуковое использование влечет за собой повышенный износ механики и риски изменения степени сохранности.

Эти процессы можно и необходимо смягчать (и стремиться свести к минимуму) в значительной мере с помощью работы высококвалифицированных специалистов по консервации и реставрации музейных предметов: постоянному наблюдению за состоянием звучащих музыкальных инструментов и организации их регулярного обслуживания.

Особая роль в деятельности Музея по популяризации фондов отводится хранителю.

Обратите внимание

Барселона, Музей музыки - более 2000 экспонатовИменно хранителю приходится постоянно анализировать ситуации, в которые попадает музыкальный инструмент в процессе звукового использования, ему приходится отслеживать и предупреждать риски возможных изменений сохранности при концертном использовании.

От хранителя во многом зависит обеспечение безопасного для музейных предметов баланса сохранения неизменной физической оболочки инструмента и представления его звуковых возможностей и популяризации.

И от хранителя зависит изначальный подбор потенциально звучащих инструментов и помощь в его исторически и стилистически достоверном и наиболее ярком показе.

Обеспечение мер безопасности фондовых музыкальных инструментов во время концертов организует главный хранитель. В случае выдачи 1–2 инструментов на внутримузейный концерт их сопровождает хранитель коллекции.

Если выдается большее количество инструментов, то их сопровождают несколько сотрудников музея. Когда выдаются особо ценные инструменты, то за их перемещением следят не только хранитель и реставратор (в обязательном порядке присутствующий на концерте), но и привлекается вооруженная охрана.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×