Кредиты и займы для учреждений культуры

106
Кредитно-финансовая система одна из важнейших структур рыночной экономики. Она является основным источником обеспечения хозяйствующих субъектов дополнительными денежными ресурсами.

Предоставление кредитовГосударственные  учреждения культуры тоже могут привлекать денежные средства извне. Но прежде необходимо тщательно рассмотреть различные сценарии и спрогнозировать возможные риски.

Предоставление кредитов и займов государственным и муниципальным учреждениям — новая и активно развивающаяся сфера применения данного финансового инструмента, которая при правильном подходе позволяет обеспечить финансовую устойчивость учреждений путем развития их предпринимательской деятельности и финансовый менеджмент важный инструмент в этом.

Инструменты финансового менеджмента

Правовая сущность понятий и основные отличия

Одно из принципиальных отличий между займом и кредитом — это область законодательного регулирования правоотношений. Так, договор займа оговаривается Гражданским кодексом Российской Федерации, в то время как кредитование — еще и банковским правом.

Что касается сути отношений, то она является неизменной: и в первом, и во втором случае средства предоставляются на возмездной основе. Вот только в качестве кредитора может выступать специальный субъект — банковское учреждение, а в качестве заимодателя — физическое или юридическое лицо.

Проанализируем положение с точки зрения действующего законодательства Российской Федерации.

Заем

Заем — это сделка между двумя сторонами, в соответствии с которой одна сторона (заимодавец) передает другой (заемщику) деньги или другие вещи под обязательство возврата такой же суммы денежных средств (суммы займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества в установленный срок.

Договор займа должен быть письменно оформлен, если размер займа превышает МРОТ более чем в 10 раз, а также в случаях, когда заимодавцем является юридическое лицо (независимо от суммы займы).

В договоре займа обязательно должна быть указана сумма передаваемых денежных средств или количество предметов, срок возврата, а также вознаграждение за использование денег.

В подтверждение договора займа и его условий должна быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему заимодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.

Кредит

Примите к сведению

Банк при заключении договора является посредником, ведь он передает средства, ранее взятые «в рост». Договор займа такого посредничества лишен, стороны работают друг с другом напрямую.

Кредит — это письменное соглашение, в соответствии с которым банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Атрибуты кредитного договора — возвратность (обязательно погасить долг к определенному времени), срочность (срок указывается в договоре), платность (за пользование средствами предусмотрены проценты), гарантированность (в случае неисполнения обязательств кредитор может отстаивать права в судебном порядке, истребовать обеспечение).

Вознаграждение за использование денежных средств

Суть договора кредитования (финансовый менеджмент) юридического или физического лица заключается в выдаче денег ради денег. Чаще всего плата за пользование средствами выше ставки рефинансирования.

При этом предельный размер такой платы также установлен законодательством. Если речь идет о займе, то здесь все отношения отданы на откуп сторонам гражданского договора, возможен случай и беспроцентного займа.

Проект приказа о порядке определения предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности

Проект приказа о порядке определения предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности
посмотреть/скачать>>

Какие учреждения культуры могут привлекать заемные средства

Единого законодательного подхода к вопросу получения кредитов и займов государственными (муниципальными) учреждениями и предприятиями нет, многое зависит от их типа.

Запрет привлекать денежные средства извне установлен только в отношении казенных учреждений. В отношении бюджетных учреждений прямого законодательного запрета на получение кредитов и займов нет.

Законодательные ограничения для учреждений культуры на получение заемных средств (займов)

Характеристика

Заем

Кредит

Предмет

Любое имущество, включая денежные средства

Только денежные средства

Вознаграждение

Предмет соглашения сторон. Может носить беспроцентный характер

За пользование денежными средствами устанавливается процентное вознаграждение, привязанное к ставке рефинансирования и которое, как правило, несколько выше ее размера

Форма

При заключении договора займа на сумму менее чем 10 МРОТ, а также если заимодавец — физическое лицо, письменная форма соблюдается по усмотрению сторон

Письменная форма обязательна

Типология договора

Реальный (договор считается заключенным с момента передачи заемщику денежных средств или имущества)

Консесуальный (договор считается заключенным с момента подписания сторонами)

Субъекты

Заимодавцем и заемщиком могут выступать как физические, так и юридически лица

Кредитор — только банк или кредитная организация (т. е. кредиторы должны иметь соответствующую лицензию Центрального банка Российской Федерации)

Особенности возврата

Как правило, погашается единовременно, если иное не предусмотрено договором займа

Средства возвращаются по графику, в заранее предусмотренных долях, как правило, ежемесячно

Автономное

Бюджетное

Казенное

Унитарное предприятие

Имеет право на получение кредитов и займов. В некоторых случаях требуется одобрение Наблюдательного совета

Нет прямого запрета на получение кредитов и займов (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ)

Не имеет права предоставлять и получать кредиты и займы (п. 10 ст. 161 БК РФ)

Имеет право на получение только кредитов по договорам с кредитными организациями, при согласовании с собственником имущества унитарного предприятия объема и направлений использования привлекаемых средств (ст. 24 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ)

Как следует из ч. 8. ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — Закон № 7-ФЗ), бюджетное учреждение обязано финансовый менеджмент и операции с поступающими ему средствами осуществлять в установленном порядке через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и действующие планы счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений (Инструкции Минфина России № 157н и 174н) допускают возможность ведения учета операций по счетам учреждений, открытым в кредитных организациях.

Следовательно, бюджетное учреждение имеет право открыть счет в кредитной организации (с заключением договора банковского счета) и привлечь банковские кредиты (на основании кредитного договора).

Автономное учреждение имеет право открыть такой счет в кредитной организации по решению руководителя автономного учреждения, принятого после рассмотрения руководителем соответствующего заключения наблюдательного совета автономного учреждения (п. 11 ч. 1 и ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ (далее — Закон № 174-ФЗ).

Если сумма привлекаемого кредита или займа попадает под понятие крупной сделки (размер крупной сделки определяется для каждого конкретного учреждения в отдельности в процентном соотношении от балансовой стоимости активов), то автономное учреждение должно получить согласие наблюдательного совета (п. 9 ч. 1 и ч. 5 ст. 11 Закон № 174-ФЗ), а бюджетное учреждение — согласие учредителя (ч. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Оценка рисков привлечения кредитных (заемных) средств

Привлечение кредитных (заемных) средств — высокорискованный финансовый инструмент. В случае невыплаты суммы долга или просрочки оплаты вознаграждения за пользование денежными средствами на имущество должника может быть наложено взыскание, может быть истребовано обеспечение (залог), могут быть применены штрафы и пени.

Именно поэтому принцип «семь раз отмерь и один раз отрежь» в этом вопросе как нельзя кстати. Заемщик должен быть уверен в получении доходов, позволяющих покрыть кредит (заем) с процентами, а банк (заимодавец) — в своевременном и полном погашении задолженности.

Кредит (заем) позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, недостающие в текущий момент времени для развития собственной деятельности.

Обратите внимание

По обычному экономическому правилу кредит (заем) стоит брать только в случае, когда ставка по кредиту (проценты) будет ниже полученной рентабельности от кредитуемого направления деятельности учреждения.

И это понятно: выгодным кредит для организации становится в случае, если приносит дополнительную прибыль, что возможно когда эффективность кредитуемой деятельности превосходит ставку по кредиту.

Эта процентная ставка, к слову, всегда выше ставки по депозиту, ведь по такой цене сам банк привлекает деньги.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Пример

При театре решено организовать детскую вокальную студию, занятия в которой планируется осуществлять за плату.

Исследования спроса показали, что может быть организовано пять учебных групп. Прибыль от каждой группы должна составлять 0,2 млн руб. в год.

Затраты на организацию одной группы (ремонт помещения, приобретение музыкальных инструментов, костюмов, литературы и т. п.) составляют 1 млн руб.

У театра имеются собственные средства в размере 1 млн руб., таким образом необходимо привлечь еще 4 млн руб.

Вопрос: Какая процентная ставка по кредиту (займу) будет наиболее приемлема и выгодна театру?

Отвечая на поставленный вопрос, ограничим ставку сверху и снизу.

Если мы не прибегаем к услугам банка, то прибыль мы получим только от 1 группы, созданной на собственные средства, — 0,2 млн руб.

При гипотетической ставке кредита (займа) в 0% мы создаем 5 учебных групп и получаем прибыль в 1 млн руб. ежегодно.

Так называемая ставка безразличия составит 25% — привлекая для финансирования дополнительных групп 4 млн руб. по ставке 25%, мы создадим в итоге 5 групп, но всю прибыль от них (1 млн руб.) направим на уплату процентов.

Возьмем приближенную к жизни ставку по кредитным ресурсам в 18% и рассчитаем прибыль: (5 групп x 0,2 млн руб.) — (4 млн руб. x 18%) = 0,28 млн руб.

За счет использования кредита прибыль выросла в 1,4 раза (при теоретической возможности роста прибыли до пяти раз, когда ставка по кредиту стремится к нулю).

Примите к сведению

В качестве элементов кредитоспособности главным образом рассматриваются:

  1. Правоспособность (дееспособность) заемщика.
  2. Организационная прочность организации и качество управления ей.
  3. Постановка бухгалтерского учета и отчетности.
  4. Финансовая устойчивость; наличие обеспечения (залога).
  5. Способность заемщика получать доход, достаточный для погашения суммы долга и процентов.

Рассмотренное в примере явление называется эффектом финансового (кредитного) рычага.

Финансовый рычаг (леверидж) — это отношение заемного капитала к собственным средствам (иначе говоря, соотношение между заемным и собственным капиталом - финансовый менеджмент).

Эффектом финансового рычага называют эффект от использования заемных средств с целью увеличить размер операций и прибыль, не имея достаточного для этого капитала. Размер отношения заемного капитала к собственному характеризует степень риска, финансовую устойчивость.

Пример

Рассмотрим риски. Представим, что мы просчитались или резко изменилась конъюнктура спроса: создание каждой дополнительной группы принесло убытки в размере 0,2 млн руб.
Если бы мы не пользовались кредитом, на этом бы наши потери и закончились (самостоятельно мы бы профинансировали только одну группу).

А если у нас пять групп, убыток составит 1 млн руб., кроме этого, мы заплатим проценты по ставке 18% с кредита 4 млн руб. (0,72 млн руб.).

В итоге получаем общие убытки 1,72 млн руб.

Убытки возросли в 8,6 раза за счет эффекта кредитного рычага.

Обратите внимание

Кредит не только приумножает прибыль в деятельности, но и еще большими темпами увеличивает убытки.

Это дилемма для руководителя, извечное противоречие, связанное с балансированием между прибылью и риском.

При пользовании кредитом суть предпринимательской деятельности — принятие на себя рисков с целью получения прибыли — проявляется особо остро.

Варианты погашения кредитов

Кредитоспособность заемщика с точки зрения банка (заимодавца)

Экономисты при оценке заемщиков используют понятия кредитоспособности и платежеспособности, под которыми понимается:

способность к совершению кредитной сделки (получения займа);возможность своевременного возврата полученного кредита (займа) и уплаты вознаграждения за пользование (процентов);правильное определение размера допустимого к выдаче кредита (займа).

При оценке кредитоспособности коммерческой организации банк обычно анализирует организацию в целом: сравнивает рентабельность работающих активов без привлеченных источников и активов, сформированных в том числе и за счет заемных средств.

Такой подход позволяет усреднить экономические условия разных сделок внутри одного юридического лица, рассчитать сопутствующие риски, определить выгоды для акционеров (участников).

В отношении государственных (муниципальных) учреждений ситуация выглядит иначе.

Обратите внимание

Являясь некоммерческими организациями, учреждения культуры могут вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (ч. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ).

То есть первоочередной задачей является обеспечение бесперебойной работы учреждения по выполнению возложенных на него государством (муниципалитетом) функций.

Поэтому рационально при расчете эффективности финансового рычага государственных (муниципальных) учреждений разделить баланс на две части: баланс основной деятельности и баланс предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При составлении последнего следует учитывать чистую прибыль и сформированные фонды, исключив субсидии учредителя и имущество, переданное учреждению от учредителя, т. е. исключить ту часть имущества, которая предназначена для выполнения государственных (муниципальных) задач.

Примите к сведению

В отношении государственных (муниципальных) учреждений банкротство невозможно исходя из их статуса, а имущество, которым наделены учреждения, обладает «юридическим иммунитетом» (ведь здания, сооружения, земельные участки, особо ценное имущество принадлежит учреждениям на праве оперативного управления, а не собственности).

Банк или заимодавец, являясь второй стороной, всегда анализирует способность заемщика погасить долг за счет имеющихся у заемщика активов.

Поскольку банк несет риск невозврата предоставленных денежных средств, он требует обеспечение по кредиту в виде залога активов. В качестве залога могут быть использованы земля, недвижимость, объекты незавершенного строительства, материальные ценности, ценные бумаги, также в качестве обеспечения могут выступать поручительства третьих лиц.

В коммерческом секторе в случае неисполнения кредитного договора на предоставленный залог обращается взыскание, а самой организации-должнику грозит банкротство.

Как раз такое положение вещей и является основным препятствием в вопросе получения банковских кредитов государственными (муниципальными) учреждениями: сложно доказать свою состоятельность, не предоставив ликвидный залог.

Несмотря на авторитет и статус, которыми обладают большинство государственных (муниципальных) учреждений, банку сложно поверить учреждению «на слово» — банк скован строгими правилами Центрального банка Российской Федерации о предоставлении денежных средств и их возврате.

НАШ СОВЕТ

Эта сложность может быть решена поиском поручителей — третьих лиц, которые предоставят свое имущество в качестве гаранта соблюдения учреждением кредитных обязательств.

Елена Абидуева, юрист, эксперт электронной системы «Культура»

Может ли бюджетное учреждение получить долгосрочный кредит, выплаты по которому будет осуществлять из средств от платных услуг?

Частью 14 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) предусмотрено, что бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Отношения, связанные с получением бюджетными учреждениями кредитов (в т. ч. долгосрочных) регулируются § 2 гл. 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), согласно которой кредитор вправе, с одной стороны, предоставлять заемщику денежные средства в размере и на условиях, предусмотренных договором, с другой — кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок (ст. 821 ГК РФ).

По обязательствам бюджетных учреждений собственник имущества (учредитель) не отвечает, как и само бюджетное учреждение не отвечает закрепленным за ним недвижимым и особо ценным движимым имуществом (ч. 2 ст. 120 ГК РФ). Поэтому вопросы получения кредита и условий его предоставления бюджетным учреждением могут быть решены исключительно в индивидуальном порядке, путем консультаций с кредитной организацией.

Риски последней очень высоки, т. к. фактически в случае невозможности своевременной уплаты взносов или невозможности исполнения иных, взятых на себя обязательств по кредитному договору, бюджетное учреждение будет отвечать перед кредитором собственными доходами, и возврат суммы, полученной по кредиту, процентов по ней, а также выплаты возможных неустоек и штрафов, может растянуться на долгие годы.

В случае, если банк готов предоставить кредит, но сумма превышает размер крупной сделки бюджетного учреждения, необходимо получить предварительное согласие соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (ч. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×