Арт-конструктор выставочного пространства

26
В последние годы наиболее популярными среди применяемых в музеях технологий лидерами оказались мобильные приложения. Опыт создания мобильного арт-конструктора в Государственной Третьяковской галерее показывает, что без мобильных приложений сегодня не может обходиться ни один музей. Они помогают не только привлекать новых посетителей, но и популяризировать произведения и жанры отечественного искусства.

Несколько лет назад зарубежные, а затем и отечественные музеи стали обращаться к формату мобильных приложений, поначалу используя готовые сторонние платформы. В дальнейшем музеи стали выпускать приложения от своего имени.

Похожим путем пошла и Государственная Третьяковская галерея. Начиная с 2014 г., используя одну из наиболее популярных платформ аудиогидов iziTRAVEL, музей публикует целый ряд мобильных маршрутов. Летом 2015 г. появилось первое выставочное пространство/собственное приложение «Пейзаж. Арт-конструктор Третьяковской галереи».

Это образовательная игра, основанная на работах русского художника Федора Матвеева (1758–1826). Игра предлагает пользователям создать собственный пейзаж из множества отдельных фрагментов и параллельно познакомиться с принципами построения классического пейзажа.

Концепция модернизации и перспективного развития

Концепция модернизации и перспективного развития
посмотреть/скачать>>

В приложении представлен не только конструктор для самостоятельного творчества, но и более 25 итальянских пейзажей Федора Матвеева в хорошем качестве и с комментариями специалиста, что позволяет глубже погрузиться в представленную тему и выставочное пространство.

Формирование концепции

Идея создания конструктора на основе элементов классических картин не нова. Она была использована в предыдущих изданиях Третьяковской галереи. Предшественником современного мобильного приложения был виртуальный конструктор на CD «Сочини пейзаж», созданный в 2008 г. к выставочному проекту «Федор Матвеев. Путешествие по Италии» (куратор проекта Светлана Усачева, автор «виртуального конструктора» — Николай Селиванов, разработчик — АНО «Культурное наследие в цифровых технологиях. АДИТ-ПРЕМИЯ»).

Конструктор пришелся по душе зрителям и завоевал несколько наград. Затем, в 2012 г. к выставке «Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности» была выпущена не менее успешная образовательная программа «Создай свой натюрморт», также на компакт-диске (куратор проекта Светлана Усачева, разработчик ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН»).

Обе игры несмотря на существенные различия в структуре и механике, поддерживают идею составления произведения из деталей классических картин.

Образовательная программа «Создай свой натюрморт»

Демонстрации этих программ на выставках и конкурсах показали, что пользователи с удовольствием играют в виртуальные конструкторы и по сей день, однако в настоящее время устарели не только носители, на которых были записаны игры, но и изменилась игровая механика.

В результате сотрудники Третьяковской галереи решили переиздать конструкторы «Сочини пейзаж» и «Создай свой натюрморт», адаптировав их под более современный и доступный формат мобильного приложения.

Зачем игровые мобильные приложения нужны музею

Игровые мобильные приложения изначально задумывались как серия под названием «Арт-конструктор Третьяковской галереи». Уже имея в своем творческом арсенале наработки по созданию образовательных программ, посвященных жанрам классического пейзажа и натюрморта, мы захотели продолжить эту тему и закрыть серию игрой «Портрет», получив три полноценных и концептуально связанных между собой продукта.

Основной целью арт-конструкторов является популяризация произведений и жанров отечественного искусства XVIII — первой половины XIX в., которое малопонятно современной публике.

С помощью игровых мобильных приложений мы хотим побудить зрителей к творчеству — пробуя решить художественные проблемы самостоятельно, пользователи по-новому смотрят на классические работы, анализируют произведения искусства и на собственном опыте учатся некоторым художественным приемам.

Если игра окажется интересной, то пользователь не только более осознанно посмотрит на упомянутые в ней произведения, но и будет с большим теплом вспоминать и рассказывать о музее, который выпустил эту игру.

Запуск игрового мобильного приложения в музее позволяет:

  • сделать образовательные программы музея доступными для удаленного использования;
  • использовать образовательные материалы, выставочное пространство до или после посещения музея;
  • оказать влияние на имидж музея.

Как правило, опыт музея по применению современных технологий встречают одобрение у публики.

Серия приложений под названием «Арт-конструктор Третьяковской галереи»

Получается, что с помощью разработки игровых образовательных программ музей работает на укрепление отношений с посетителем, причем удаленно.

По этой причине крайне сложно просчитать эффект от их использования — не следует ожидать мгновенного роста посещаемости музея или его сайта.

Тем не менее подобные образовательные программы могут оказать сильное эмоциональное и интеллектуальное влияние на человека, и к этому должны стремиться учреждения культуры.

Запуск мобильных приложений полезен не только для публики, но и для самой организации.

Работа над новым форматом — амбициозный проект, позволяющий повысить компетенции сотрудников музея, входящих в различные службы.

Обращение к современному формату также способствует улучшению понимания своей аудитории — сотрудники пробуют по-новому преподносить информацию и думают о том, как и, главное, кто ей будет пользоваться.

Аудитория проекта

Предполагаемая аудитрия приложений серии «Арт-конструктор» довольно широка. Мы постарались выделить несколько групп, среди которых оказались дети младшего и среднего школьного возраста с родителями, молодежь, интересующаяся технологиями и искусством, взрослые.

Степень уверенности при использовании новых технологий у обозначенных групп людей может быть самой разнообразной. Необходимо было сделать будущие приложения и выставочное пространство доступными для всех за счет следующих действий:

  1. Увеличить количество устройств для просмотра программы, в т. ч. заложить возможность использования игр на смартфонах и планшетах (с этой целью выполнить версии для операционных систем iOS и Android).
  2. Сделать приложения полностью бесплатными;выполнить перевод на английский язык.
  3. Использовать сдержанный дизайн и интуитивно понятный интерфейс, не отталкивающий консервативно настроенных пользователей.

Из обозначенной программы полностью не удалось выполнить лишь одно требование — виртуальные конструкторы оказались неудобными для использования на смартфонах в силу того, что ими неудобно управлять на устройствах с небольшим экраном.

Поэтому игры из серии доступны для использования только на планшетах.

Арт-конструктор Третьяковской Галереи

Рабочая группа

Для создания приложения «Пейзаж» потребовались не только усилия сотрудников Третьяковской галереи из различных отделов, но и привлечение команды разработчиков, которой в данном случае оказалась компания «Ларк Информационные Технологии».

Несмотря на внушительный количественный состав участников по своей трудозатратности ведение проектов подобного рода мало отличается от аналогичного при производстве мультимедийных продуктов на компакт-дисках или изданий.

После завершения основных работ по созданию мобильного приложения следует обратить особое внимание на рекламу сделанного продукта.

Для этого может потребоваться помощь специалистов по продвижению и пиару.

Этапы работы

Основные процессы работы над мобильным приложением во многом напоминают действия при производстве других мультимедийных продуктов, например, изданий на компакт-диске или образовательных игр для публикации на вебсайте.

В среднем от момента оформления идеи до ее воплощения проходит не менее полугода. Начальная стадия подготовки приложения занимает несколько месяцев.

Определение концепции и источников финансирования

Прежде всего следует довести до логического завершения концепцию своего будущего продукта и постараться найти финансирование под свою программу. Можно предварительно поговорить с рядом потенциальных разработчиков и постараться выяснить, сколько может стоить задуманное вашей командой мобильное приложение, а также собрать разные точки зрения насчет возможного интерфейса и структуры программы.

Скорее всего, уже на этом этапе вы сможете получить ряд полезных советов, добавить какие-то функции и отказаться от ряда других, окончательно определиться с видами устройств, для которых будет предназначаться приложение.

Нелишним будет подобрать необходимые материалы (цифровые репродукции изображений, референсы для художников, тексты, музыкальные отрывки и проч.).

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Обратите внимание

В том случае, если права на использование материалов принадлежат не вашей организации, следует заранее договориться об их использовании.

Также для начала работ понадобится создать черновую структуру приложения. Здесь важно помнить не только о ваших целях, но и о планируемой аудитории приложения — нужно понять, как эти люди воспринимают различную информацию, чего они ожидают от приложения, к какому стилю общения они привыкли. Понимание аудитории поможет вам и вашим исполнителям разработать максимально удобную для использования программу.

Утверждение разработчиков

После того как определена окончательная концепция, найдено финансирование и поставлены сроки работ, можно переходить к процедуре поиска и утверждения разработчиков. На этом этапе следует подготовить всю необходимую документацию (в том числе и техническое задание), а также обработать имеющиеся или создать текстовые и изобразительные материалы, которые затем будут переданы разработчику.

Нужно подумать о том, какие материалы понадобятся в самом начале, а какие можно подготовить несколько позже (например, вспомогательные тексты, описывающие принцип работы приложения, или проект в целом менее важны, а вот основные информационные блоки лучше иметь заранее).

При создании «Пейзажа» на это у нас ушло около двух месяцев — приложение содержит большое количество мелких изобразительных деталей, требующих специальной обработки, и уникальных текстов и комментариев.

Также на этом этапе важно определить, каким образом вы будете распространять свое мобильное приложение. Для того чтобы разместить его в киоски App Store и Google Play, требуется регистрация физического лица или организации, обладающих правами на использование и публикацию будущего продукта.

Этот сложный вопрос можно решать различными путями, и для этого обязательно потребуется консультация с бухгалтерами и юристами вашей организации. Процесс может идти параллельно с разработкой, но нужно помнить, что все должно быть готово к моменту планируемой публикации мобильного приложения.

Разработка мобильного приложения для Третьяковки

Создание мобильного приложения

Затем следует основной этап — создание мобильного приложения с участием разработчиков. После получения основных материалов по проекту дизайнер приступает к созданию дизайн-макета будущего мобильного приложения.

Помимо общего визуального решения, дизайнер также отчасти отвечает за интерфейс продукта — ведь именно он прорисовывает местоположение и отвечает за внешний вид элементов навигации.

Будьте готовы к изменениям — разработчики могут предложить какое-то нововведение (преобразование структуры, преобразование тех или иных функций), основываясь на их профессиональных знаниях и анализе аналогичных программ.

Как и во всех остальных случаях, здесь важно постоянно поддерживать контакт с разработчиком и следить за процессом создания приложения, поскольку программу будет проще подкорректировать на ранних этапах.

Программирование и наполнение контентом

После утверждения дизайн-макета идет этап программирования и наполнения будущего продукта контентом. В этот момент можно дописывать недостающие вспомогательные тексты, а также готовить перевод на другие языки (если он планируется).

Тестирование

Затем разработчик передает готовую программу на тестирование, к которому лучше подключить сразу нескольких человек. Для «Пейзажа» эти процессы заняли около трех месяцев.

Публикация приложения

Итак, после тестирования и основных правок приложение готово к публикации. Публикация не является финальной стадией разработки продукта. Приложение, скорее всего, потребует дальнейшего тестирования и правок (большинство разработчиков дают гарантию исправления ошибок и поддержки продукта в течение нескольких месяцев после публикации).

Если планов по улучшению приложения много, то будет нелишним прикинуть основные правки, сгруппировать их по блокам и затем последовательно выпускать новые версии программы.

Продвижение продукта

Продвигать бесплатные мобильные приложения — следующий необходимый этап. Хорошая образовательная программа действует как реклама всей организации в целом и может повлиять на ее имидж.

В случае с «Пейзажем» мы не переходили к активной фазе этого процесса, т. к. будем осуществлять его после финальных обновлений. Тем не менее новость о запуске была опубликована на сайте и в аккаунтах в социальных сетях Третьяковской галереи, а также на некоторых сайтах после выхода пресс-релиза.

В нашем арсенале средств есть афиши. На будущее мы планируем выпуск рекламных открыток для раздачи на информационных стендах в зданиях Третьяковской галереи, увеличение количества информационных поводов, проведение тематических мероприятий, посвященных жанру пейзажа, и демонстраций и мастер-классов с использованием приложений для посетителей музея.

Финансовые затраты

По стоимости разработка приложения приблизительно равна стоимости создания аналогичного веб-сайта (цены могут существенно различаться в зависимости от сложности замысла). Создание приложения — довольно трудоемкий процесс и, разумеется, при его усложнении количество финансовых затрат повышается.

По этой причине музеи часто вынуждены экономить на тех или иных функциях, задуманных в самом начале. Например, многие отказываются от разработки программы под операционную систему Android и создают приложения только для iOS — это существенно сокращает затраты на программирование.

Мобильные приложения Третьяковской Галереи для iOS

Похожая ситуация происходит и в том случае, если приложение планируется для выпуска на различных устройствах (смартфонах и планшетах) — они существенно отличаются по размерам и пропорциям, поэтому дизайнеру нужно будет создавать несколько дизайн-макетов под каждую группу устройств.

На стоимость также существенно влияет необходимость создания видеороликов, анимационных и интерактивных элементов, требующих индивидуального подхода со стороны дизайнеров, программистов или даже художников и операторов.

В случае с «Пейзажем» получилось так, что нам пришлось отказаться от создания демонстрационных рекламных роликов в киоски и сосредоточиться непосредственно на функционале самой игры.

Поэтому принципиально важно помнить обо всех возможных работах на предварительном этапе, и уже исходя из этого готовить техническое задание и определять объем требуемых средств.

Поскольку, скорее всего, сумма не будет минимальной, то для проведения основных работ потребуется привлечение средств спонсора. От организации может потребоваться покрытие небольших расходов — в частности, затраты на оплату аккаунтов в App Store и Google Play (до 10 тыс.) и полиграфию — рекламные афиши, листовки и открытки. Несмотря на высокую себестоимость мобильного приложения, здесь есть и свои плюсы.

Обратите внимание

Приложение является «долгоиграющим» мультимедийным продуктом. В отличие от записанного диска, ограниченного тиражом и не терпящим изменений после записи, приложение можно и даже нужно улучшать, постепенно переделывать и актуализировать. Долгоживущее, поддерживаемое приложение положительно воспринимается пользователями.

Результаты

С момента запуска первой версии приложения «Пейзаж» прошло более полугода. За это время мы совместно с разработчиками успели неоднократно протестировать программу и исправить ошибки, выпустить версию на английском языке.

Одно из ключевых достижений на этот момент — сам факт того, что в музее была запущена и уже частично проверена практика производства и выпуска мобильных приложений. Бесплатное мобильное приложение «Пейзаж» послужило своего рода стартом и тестовой версией для дальнейших проектов.

В среднем «Пейзаж» собирает положительные отзывы (есть и отрицательные — они касались, в основном, технических моментов работы программы, ряд из них уже исправлен). Ряд отзывов содержал конструктивную критику.

Некоторые пользователи говорили о том, что им не хватило обучающих интерактивных роликов внутри приложения, помогающих разобраться с тем, как самостоятельно создать красивый пейзаж. Это значит, что мы еще не привыкли работать в новой логике мобильного приложения, и пока не научились подавать материалы оптимальным образом.

Мы постарались учесть эти отзывы при работе над вторым приложением из серии «Арт-конструктор». Также посетители были недовольны тем, что у них нет планшетов, для которых предназначается программа. Остро реагировать на отзывы не следует.

К сожалению, оптимальной технологии не существует, и всем не угодишь, однако мы запланировали выпускать образовательные игровые программы на сайт. Такие игры будут доступнее, проще и смогут отчасти удовлетворить потребность пользователей в продуктах такого рода.

За период активной работы приложения нам удалось собрать статистику по скачиванию приложений. Так, несмотря на количественное преобладание устройств с операционной системой Android среди россиян наши пользователи скорее предпочитают iOS (скачиваний на эту систему почти в три раза больше).

Опыт создания программы «Пейзаж» послужил неплохим стартом для нашей команды. На данный момент опубликовано второе приложение — «Книги Третьяковской галереи», позволяющее читать издания музея на планшете и запускающее в музее новый формат электронных изданий. Также в декабре 2015 г. была запущена следующая игра серии «Арт-конструктор», на этот раз посвященная созданию натюрмортов.

Мы надеемся, что наши новые продукты будут в большей мере отвечать современным требованиям и не только найдут своего нового пользователя, но и вдохновят его на активное изучение и восприятие произведений отечественного искусства.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×