Музейный лекторий тренд интеллектуальной жизни

342
Музейные лектории сегодня в тренде интеллектуальной жизни. Профессионалы говорят, чтобы лекция состоялась, необходимы два участника коммуникационного процесса: лектор и слушатель. Что надо сделать, чтобы это взаимодействие осуществилось и принесло пользу и тем и другим?

Работа исторического музеяНа примере лектория Исторического музея посмотрим, как может эффективно работать музейный лекторий.

Современные эдьютейнмент-технологии (edutainment, англ. — «развивающая игра») должны были бы составить конкуренцию лекции как консервативной форме коммуникации, однако ее популярность только возрастает. Появляются новые форматы.

Создание лекториев за последние 5 лет стало трендом организации интеллектуального досуга.

Необходимые условия для лектория

В музейном лектории, как и в любом деле, многое зависит от команды. Говорят, что для организации проектной работы необходимо всего три человека: менеджер, идеолог и коммуникатор. Действительно, эти три позиции очерчивают круг необходимых действий.

Увеличение команды ведет к повторению функций, что не так уж и плохо, но необязательно. Руководство лекторием с позиций менеджмента ничем не отличается от руководства проектом, а его особенности порождаются формой собственности лектория или того учреждения, к которому он относится.

Формы собственности лектория

Лекции в форме беседы появились в античности, затем получили развитие и оформление в привычном для нас формате в Средневековье. Тогда публичное чтение редких книг было удобным способом передать знание, освобождало слушателей от необходимости приобретать дорогую рукопись.

Примерный Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных музеев

Примерный Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных музеев
посмотреть/скачать>>

С развитием книгопечатания распространение книжного знания стало повсеместным и лекция получила новое рождение, вышла за пределы университетов, получила кроме образовательного просветительный статус, стала способом самообразования самых широких кругов.

Форма собственности музейного лектория зависит от цели его создания.

Лекторий может быть:

  • общественной организацией;
  • коммерческой организацией;
  • частью структуры учреждения.

В последнем случае цели и задачи его создания определяются уставом учреждения, к которому он относится.

Обратите внимание

Лекторий может и должен приносить прибыль. Но его главная цель состоит в просвещении, образовании и популяризации знания.

Общественные и коммерческие лектории, как правило, не имеют своего помещения и арендуют его на разных условиях.

Взаимодействие с музеями и другими публичными площадками в разной степени влияет на контент проекта. Выгода подобного сотрудничества заключается, в частности, во взаимном усилении брендов. Преимуществом лекториев в государственном учреждении является простота решения проблемы с местом, они располагаются в специально выделенном для них помещении этого учреждения.

Лектории создаются библиотеками, культурными центрами, учебными и исследовательскими институтами, музеями. Кроме того, они имеют возможность использовать в работе ресурсы разных подразделений учреждения: технические службы, отделы по связям с общественностью.

В самом выгодном положении находятся лектории образовательных учреждений. В них сразу решается вопрос и с помещением, и с лекторами, и даже со слушателями.

Место проведения

Место проведения лекций играет важную, хотя и не решающую роль. Центральное местоположение на карте города является бесспорным преимуществом лектория Исторического музея, и он делится им с другими музеями, приглашая их на свою площадку.

Пример

При содействии Департамента культуры города Москвы осенью 2014 г. Историческим музеем был организован партнерский лекционный проект «Первая мировая в музейных исследованиях и свидетельствах очевидцев» с московскими музеями.

Лекции читались на выставке музея «Первая мировая. Последняя битва Российской империи». Представители московских музеев С. Есенина, М. Булгакова, К. Паустовского, В. Маяковского, М. Цветаевой, Н. Островского, А. Скрябина прочитали лекции о влиянии войны на творческую и личную судьбу деятелей культуры, писателей.

Музеям была предоставлена возможность рассказать о своих коллекциях на центральной выставочной площадке города, а Исторический музей оживил выставочное пространство голосами эпохи.

Исторический экскурс

В рабочий полдень Исторический музей был первым музеем России, в котором читались публичные лекции не для научного сообщества, а для всех желающих. Лекции служили популяризации исторической науки, ради которой и создавался музей. Лекционная работа планировалась наряду с экскурсионной.

В устав 1874 г. внесено положение о том, что в музее «производятся публичные чтения и лекции по предметам отечественной истории и древностей». По уставу для чтения лекции необходимо было получить особое разрешение. «Чтения для народа» допускались «не иначе, как по текстам, одобренным существующей в С.-Петербурге Комиссией общедоступных народных чтений».

Для удобства чтения в уже существующем здании Исторического музея в 1889 г. была открыта большая лекционная аудитория вместимостью около 400 мест, построенная по проекту инженера А. А. Семенова. Это было первое в Москве специальное помещение для проведения лекций.

В нем сооружен специальный акустический потолок, который обеспечивает слышимость во всех точках аудитории. В аудитории помещалось приспособление для демонстрации изображений проекционным аппаратом «Волшебный фонарь». Место, на которое проектировалось изображение, имело форму полукруга.

Аудитория имела три наружных входа: один с Красной площади, два с Кремлевского проезда. Оснащенное по первому слову техники помещение просуществовало в музее с 1889-го примерно по 1910 г., т. е. около 20 лет. В аудитории читались лекции, проводились научные чтения, концерты, литературные вечера, заседания научных и общественных организаций.

Систематическая работа по организации лектория была налажена уже в советское время. Чтение лекций в Историческом музее считалось тогда одной из основных форм научно-просветительной работы, как называют ее в музееведческой литературе, «внеэкскурсионной» формой работы с посетителями.

В советское время работа музейных лекториев строилась в соответствии с документами Минкультуры СССР. Нормы экскурсионной и лекционной нагрузки распределялись на всех научных сотрудников, методистов, зав. отделами. Лекции читались в рабочее время.

Это позволяло сотрудникам в пределах рабочего графика использовать время для подготовки лекции. Много лекций читалось на заказ. Лекторы выезжали на предприятия, в учреждения. Тематика лекций подбиралась в соответствии с пропагандистскими задачами. ewsmaker>

Формат лекции

Варианты расширения формата лекции разнообразны:

  • лекционный марафон — короткие последовательные выступления лекторов;
  • диалог — попеременные выступления лекторов, напоминающие панельную дискуссию;
  • лекции, комбинированные с маcтер-классом;
  • «научные бои» по актуальным вопросам, в которых лекторы раскрывают тему с противоположных позиций, к примеру с позиций науки и религии;
  • сторителлинг — рассказ лектора о прошлом через историю жизни известного человека;
  • научные фестивали, шоу.

Обязанности сотрудников лектория

Статус лектория в структуре госучреждения определяется масштабом задач, которые перед ним ставятся. Лекторий может быть отделом или сектором в каком-либо отделе. Исходя из статуса его функционирование определяет различный набор документов.

Деятельность отдела регламентируется Положением об отделе и Концепцией. Если лекторий является сектором, то достаточно Концепции, в которой описаны цели и средства их решения. В отдельных случаях, когда организацией лекционной работы руководит один сотрудник, его компетенции и зона ответственности прописываются в должностных обязанностях.

При организации лектория в учреждении следует учитывать, какие ресурсы будут задействованы для этого. Если лекции по уставу являются основным видом деятельности, то их чтение может прописываться в должностных обязанностях сотрудников.

Если лекция читается в нерабочее время и влечет дополнительную нагрузку, сотрудник должен поощряться денежным вознаграждением или предоставлением дополнительного дня отдыха, отгула.

Читайте бесплатно в системе Культура:

Регулирование работы лектория

Лекторий «Курилка Гутенберга» проекта «Образовач» вырос из волонтерского студенческого проекта, прошел период квартирника. Сегодня лекторий по-прежнему не имеет своей площадки и взаимодействует с разными публичными площадками Москвы, в том числе с музеями.

Проведение лекций зафиксировано в уставе Государственного исторического музея. В музее разработаны документы, регулирующие деятельность лектория:

Положение об организации и проведении лекционной работы в Государственном историческом музее, Концепция лекционной работы в Государственном историческом музее.

Организация на базе лектория образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам перспективна, т. к. может дать музею дополнительный доход. Алгоритм такой деятельности описан в приказе Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

По результатам стажировки, практики или других форм образования слушателям выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной программы, удостоверение или диплом. Обучение может проводиться в свойственных лекции формах активности: лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы и т. д.

Однако организовать обучающие программы в лекториях при учреждениях, в частности в музеях, не так просто. Музей должен иметь лицензию на образовательную деятельность, ресурсы для ее организации.

Обратите внимание

Образовательные мероприятия в любых формах, проводимые менее 16 часов без итоговой аттестации и выдачи документа о квалификации, в лицензировании не нуждаются.

Не во всех музеях лекционная услуга совмещена с посещением музея. В ГМИИ им. Пушкина, музеях Кремля, ГТГ слушатель отдельно оплачивает лекцию. Лекция читается в помещении, не связанном с экспозицией. Такая организация позволяет точно учитывать количество посетителей лектория и проданных билетов и, следовательно, затраты на организацию лектория, его бюджет.

Для посетителей Исторического музея лекции читаются бесплатно. Чтобы послушать лекцию, достаточно просто купить билет в музей. При этом слушатель может посмотреть экспозицию и выставки, проходящие в здании, где проводится лекция. Специальный билет покупать не надо.

Тематика лекций

В Историческом музее существует традиция подготовки перспективной тематики лекций, утверждавшейся ученым советом музея. А на основе утвержденной тематики методист лекционной работы формирует различного рода циклы лекций, тематику для различных категорий слушателей, в которые вносятся ежегодные обновления. Ежегодные планы утверждаются проблемным советом по научно-просветительной работе музея.

Разработка тематики, формирование программы ее названия, рекомендации лекторам по работе с целевой аудиторией проводятся методистом, отвечающим за работу лектория. Организация проведения лекции, решение технических вопросов поручается организатору.

Тематика лекционной работы музейного лектория формируется в первую очередь из проблематики, которую разрабатывают сотрудники фондовых или экспозиционных отделов музея.

Это обеспечивает гарантию качества содержания лекций, популяризацию музейного собрания, т. к. темы связаны с коллекциями музея или его экспозицией. Учитываются также и интересы целевой аудитории, которую лекторий определил для себя наиболее желательной, исходя из задач стратегического развития.

И, конечно, важным источником формирования тематики лектория являются внутренние события музея, прежде всего выставки. Совпадение темы выставки с ее презентацией в СМИ повышает вероятность интереса к ней.

Тематика программы формируется с учетом результатов мониторинга лекционных предложений. Он проводится главным образом в интернет-пространстве. Изучаются лекционные предложения других лекториев, предложения в сфере интеллектуального досуга.

Важным источником информации для формирования программы являются публикации в журнальной периодике, новые монографии. Особое внимание следует уделять публикациям сотрудников музея. Статьи и монографии являются показателем завершающего этапа исследования темы, готовым материалом для разработки лекции.

Программа лектория Исторического музея, безусловно, связана не только с основной экспозицией или выставками, но и с музейным собранием. Кроме общеисторических и культурно-исторических тем лекторий освещает и источниковедческие, узкоспециальные темы по истории, теории и практике музейного дела, научно-фондовой и научно-экспозиционной деятельности, музейной педагогике.

Обратите внимание

Лекция не повторяет экскурсию, ориентированную на показ экспонатов, представленных в залах музея. Возможности лекции шире: она позволяет выйти за рамки экспозиции, рассказать и о той проблематике, которая в силу ограниченности выставочного пространства не представлена.

Подбор лекторов

«Лекционные среды в Историческом» (в партнерстве с проектом МВШСЭН «Открытая среда») собрали 250 слушателей. Открытую лекцию проекта НИУ ВШЭ «Лекционные четверги в музеях» посетили 50 человек. В базе лектория аккумулировано 350 контактов близкой музею целевой аудитории. Из них ответили согласием на предложение получать информацию о лекциях лектория «1889» 180 человек. По этим адресам один раз в неделю мы посылали презентацию с информацией о предстоящих лекциях. Для пополнения базы проводятся блицопросы. После разработки программы начинается этап подбора лекторов. 

Спикерами лектория могут быть:

  1. сотрудники музея (в том числе сотрудники фондовых отделов, экспозиционеры, участвовавшие в разработке концепции и подборе экспонатов выставки, методисты и экскурсоводы);
  2. сотрудники лектория (в музеях, где лекторий является отдельной структурой);
  3. деятели культуры, науки, искусства;
  4. лица, влияющие на формирование общественного мнения.

В Историческом музее практикуются прослушивания лекций в виде беседы лектора и методиста, ответственного за работу лектория. Цель беседы такова: методист должен ознакомиться с содержанием лекции для составления стратегии ее продвижения, а лектор — узнать об особенностях целевой аудитории.

Обратите внимание

Изучение интересов потенциальной лекционной аудитории проводятся путем мониторинга, а реальной — анкетирования.

Коммуникация с аудиторией лектория осуществляется через рекламно-информационную деятельность, в частности через графические материалы. Для дизайнера формулируется техническое задание по изготовлению рекламных материалов: иллюстрированных и аннотированных афиш, информационных листовок.

Продвижение лектория

Каналы продвижения лекционного предложения:

  1. Сайт музея или учреждения, к которому относится лекторий.
  2. Тематические сайты и порталы Интернета.
  3. Досуговые информационные порталы;профессиональные сайты.
  4. Социальные сети;печатные и онлайн-журналы.
  5. Сервисы, предназначенные для организации и продвижения мероприятий (например, Time Рad).

Брендирование лектория

В 2013—2014 гг. студенческая группа РЭУ им. Плеханова провела маркетинговое исследование лектория по шести направлениям:

изучение потенциальной и реальной целевой аудитории лектория;подготовка рекомендаций по работе с посетителями;анализ конкурентного окружения лектория для данной целевой аудитории;подготовка рекомендаций по повышению эффективности маркетинга музея;брендирование лектория.

В маркетинговых исследованиях было выяснено, что основная масса слушателей — люди в возрасте 50 и практически отсутствует аудитория 20-40-летних.

Обратите внимание

Формирование аудитории 20-40-летних наиболее перспективно для лектория. Слушатели этого возраста способны обеспечить лекторию стабильный поток посетителей и экономически выгодны, т. к. не имеют льгот на покупку билета.

Чтобы подчеркнуть преемственность лекционной работы музея, начиная с лекционного сезона 2014/15 лекторий Исторического музея носит название «Лекторий „1889“». Бренд усиливает позиционирование продукта на рынке, делает его узнаваемым.

С целью увеличения привлекательности лектория для аудитории 20-40-летних было проведено его брендирование.

Остановимся подробнее на брендинге как эффективном инструменте позиционирования. Перед выпускником РЭУ им. Плеханова Андреем Протопоповым была поставлена задача разработки брендинг-концепции.

В работе он опирался на интервью сотрудников музея, историю музея, историю лекционной работы в музее. Для проведения нейминга, то есть разработки названия, использовалась методика мозгового штурма среди студентов РЭУ им. Плеханова, экспертного отбора и анализа.

В итоге для названия были предложены варианты, которые прошли отбор по семантическому, лексикографическому, фонетическому, ассоциативному и юридическим параметрам. После рассмотрения из трех топовых вариантов было выбрано название «Лекторий „1889“», в котором цифрами обозначен год, зафиксированный в летописи музея как год открытия лекционной аудитории, созданной инженером А. А. Семеновым. Оно и легло основу логотипа.

В бренде «Лекторий „1889“» подчеркнута преемственность традиций чтения публичных лекций в музее. В логотипе заложена идея коммуникации. Он начинается бабблом (от bubble, англ. — «пузырь»), использующимся в качестве графического изображения сообщения во многих электронных устройствах, мобильных телефонах, Интернете и др., а заканчивается рукописным свитком.

Это символ связи времен, прошлого и настоящего, вопрос, заданный современным человеком прошлому. Логотип подчеркивает мобильность лектория, его способность реагировать на самые актуальные запросы.

Лекторий «1889» — не единственный лекторий Исторического музея, хотя и самый большой по числу читаемых лекций и слушателей. В филиале музея, расположенном в Покровском соборе, работает лекторий «Исторические встречи», ориентированный на историю русского Средневековья.

Лекции о боярском быте читаются в филиале музея «Платы бояр Романовых». В феврале в музее начал работу новый лекторий «Исторические субботы», лекции которого будет проходить в выставочном комплексе Исторического музея.

Это совместный проект Исторического музея, РИО и РВИО, идея создания которого принадлежит министру культуры В. Р. Мединскому. Популярные лекции по истории России с древнейших времен до наших дней будут читать известные академические ученые. Лекции бесплатны для слушателей.

Главной целью является популяризация исторического знания среди молодежи, в том числе абитуриентов. Своеобразие тематики лектория позволяет Историческому музею охватить большую целевую аудиторию, сделать каждой категории слушателей именно то предложение, которое она ищет.

Практические советы создателям лекториев

  1. Для эффективной работы лектория необходимо организовать взаимодействие с постоянной аудиторией, использовать стратегию директ-маркетинга. Инструментом этой стратегии является прямая адресная рассылка целевой аудитории. Необходимо формировать клиентской базу. Важно, чтобы предложение соответствовало интересам целевой аудитории.
  2. Набирать базу можно непосредственно на лекциях, через блицанкетирование, в которое включено предложение оставить свой электронный адрес.
  3. Формирование клиентской базы имеет смысл начать с проведения открытой лекции — партнерских лекционных проектов с бесплатным доступом.
  4. Привлекать в партнерские проекты лектории, активно работающие с похожей целевой аудиторией.

Музейные лектории в тренде интеллектуальной жизни столицы, но их возможности далеко не исчерпаны. Перспективным является налаживание коммуникаций между самими лекториями. По результатам исследований маркетологов, часть лекционной аудитории готова откликнуться на похожее предложение в другом музее.

Это открывает простор для обмена ресурсами между лекториями. Возможно, эффективным для развития этого вида деятельности будет создание ассоциации музейных лекториев, проведение семинаров, встреч, обмен опытом.

Автор: Корноухова Ирина, Учёный секретарь ГБУК Музейного объединения "Музей Москвы"

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×