Организация контрактной службы

102
Контрактная система в сфере закупок требует привлечения квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. В крупных учреждениях целесообразно организовать отдельную службу

Рассмотрим функции и полномочия отдела контрактной службы на примере ГБУК г. Москвы 

В соответствии с Положением об отделе контрактной службы ГБУК г. Москвы «Московский академический театр сатиры» от 01.07.2014 структура и численность отдела контрактной службы определяется и утверждается директором ГБУК г. Москвы «Московский академический театр сатиры».

Кадровый состав контрактной службы

Назначение на должность и освобождение от должности работника отдела контрактной службы допускается только приказом директора ГБУК г. Москвы «Московский академический театр сатиры».

В состав отдела входит не менее трех человек — сотрудников (должностных лиц) отдела контрактной службы из числа работников театра.

Отдел возглавляет начальник отдела контрактной службы, назначаемый на должность и освобождаемый от должности директором театра. Начальник отдела подчиняется непосредственно заместителю директора по экономическим вопросам.

Примите к сведению

Наличие нескольких контрактных служб у заказчика не предусмотрено. Законом № 44-ФЗ и приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631 установлена обязанность в определенных случаях иметь заказчику только одну контрактную службу.

Работники отдела контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

В отделе контрактной службы не могут работать физические лица, лично заинтересованные в результатах процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также лица, которые уполномочены осуществлять контроль за действиями должностных лиц в сфере закупок.

В случае выявления в составе отдела контрактной службы указанных лиц директор обязан незамедлительно освободить их от занимаемой должности и назначить на вакантную должность лицо, соответствующее требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) и Положения о контрактной службе, разработанном в учреждении культуры.

Функции и полномочия контрактной службы

Должностные лица отдела контрактной службы учреждения культуры обязаны знать и руководствоваться требованиями законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Положения учреждения культуры.

Рассмотрим основные функции и полномочия отдела контрактной службы на примере ГБУК г. Москвы «Московский академический театр сатиры».

Отдел контрактной службы осуществляет:

  1. Разработку плана закупок.
  2. Подготовку изменений для внесения в план закупок.
  3. Размещение в единой информационной системе плана закупок и внесение в него изменений.
  4. Разработку плана-графика.
  5. Подготовку изменений для внесения в план-график.
  6. Размещение в единой информационной системе плана-графика и внесение в него изменений.
  7. Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
  8. Подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об закупках.
  9. Подготовку и размещение в единой информационной системе документации о закупках и проектов контрактов.
  10. Подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
  11. Проведение закупок, в том числе заключение контрактов.
  12. Участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Примите к сведению

Справка об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков не входит в перечень документов, которые вправе требовать заказчик (Чч. 3 и 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

Подготовку материалов для выполнения претензионной работы.

Организацию на стадии планирования закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Обратите внимание

Сотрудники контрактной службы могут участвовать в консультациях с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) для определения конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, а также выбора лучших технологий и оптимальных решений.

Обязанности начальника контрактной службой

  1. Распределяет обязанности между работниками отдела контрактной службы.
  2. Представляет на рассмотрение директора и заместителя директора по экономическим вопросам предложения о назначении на должность и освобождении от должности работников контрактной службы.
  3. Решает в соответствии с настоящим Положением вопросы в пределах компетенции отдела контрактной службы.
  4. Координирует в пределах компетенции отдела контрактной службы работу других структурных подразделений театра.
  5. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные внутренними документами театра.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Обязанности заказчика

  • не допускать разглашения сведений, ставших известными в ходе проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей;
  • не проводить переговоры с участниками закупок до определения поставщика (подрядчика, исполнителя) процедур закупок, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • соблюдать иные обязательства и требования согласно Закону № 44-ФЗ;
  • при необходимости привлекать к своей работе экспертов, экспертные организации в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ и иными нормативными правовыми актами.

При централизации закупок отдел контрактной службы осуществляет функции и полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые не переданы соответствующему органу или учреждению.

Нормативно-правовая база

В целях совершенствования закупочной деятельности подведомственных Департаменту культуры г. Москвы учреждений приняты законодательные документы, регулирующие работу контрактной службы театра:

приказ Департамента культуры города Москвы от 07.09.2015 № 812 «Об утверждении положений о закупках товаров, работ, услуг для нужд государственных бюджетных учреждений и признании утратившим силу приказа Департамента культуры города Москвы от 10.02.2014 № 103»,

Примите к сведению

44-ФЗ предлагает три модели контрактной службы:

  1. контрактная служба со специальным структурным подразделением;
  2. контрактная служба без специального структурного подразделения;
  3. назначение контрактного управляющего.

Ч. 25 ст. 112 Закона № 44-ФЗ,ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ),письмо Главного контрольного управления города Москвы от 21.07.2015 № 01-14-1035/5,Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд государственного бюджетного учреждения (утверждено постановлением правительства Москвы от 24.02.2012 № 67-ПП «О системе закупок города Москвы»).

ГБУК г. Москвы «Московский академический театр сатиры» утвержден в перечне театров, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, имеющих возможность осуществлять закупки товаров, работ, услуг за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Соответственно, с 2014 г. ГБУК г. Москвы «Московский академический театр сатиры» осуществляет закупки товаров, работ, услуг как по Закону № 44-ФЗ, так и в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ /a>.

Планирование закупок

Планирование закупок товаров (выполнение работ / оказание услуг) государственными и муниципальными учреждениями регламентируется основными целями Закона № 44-ФЗ и направлено на:

  • повышение эффективности использования финансовых средств;
  • повышение результативности закупок;
  • обеспечение гласности и прозрачности всех процедур;
  • предотвращение коррупции;
  • других злоупотреблений.

В соответствии со ст. 17 Закона № 44-ФЗ предусматривается обязанность заказчиков формировать планы закупок. Это положение вступило в силу с 1 января 2015 г., то есть заказчики обязаны составить план закупок на 2016—2018 гг.

В рамках ч. 5 ст. 17 Закона № 44-ФЗ Правительством РФ определены требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также форма такого плана (постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043).

С учетом установленных требований в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании должны быть приняты нормативные правовые акты, определяющие свой, характерный только для указанного публично-правового образования порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок.

Федеральные государственные заказчики, а также федеральные бюджетные учреждения при формировании плана закупок должны будут руководствоваться порядком, установленным Правительством РФ, вне зависимости от места своего фактического нахождения.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона № 44-ФЗ планы закупок должны включать в себя:

  • идентификационный код закупки;
  • цель осуществления закупки;
  • наименование объекта и (или) наименования объектов закупки;
  • объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
  • сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;обоснование закупки;
  • информацию о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также информацию о том, что планируемые к закупке товары, работы, услуги предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе для архитектурно-строительного проектирования);
  • информацию об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги.

Заказчику проблематично будет составить план закупок и указать в нем всю требуемую Законом № 44-ФЗ и принятыми в развитие данного закона подзаконными нормативными правовыми актами информацию, особенно принимая во внимание тот факт, что планы закупок подлежат составлению на 3 года. Действительно, такие опасения имеют под собой основание.

Обратите внимание

При наличии обоснованной потребности в утвержденные и размещенные в ЕИС планы закупок могут вноситься изменения.

Исчерпывающий перечень оснований для внесения изменений в утвержденные планы закупок определяется порядком его ведения.

Требования к срокам и порядку формирования плана закупок

Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 (далее — Постановление № 1043) установлены отдельные требования к срокам и порядку формирования плана закупок. Эти требования распространяются только на формирование плана закупок для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд.

Составление плана графика

Форма плана графика закупок на примере
посмотреть/скачать>>

Аналогичные требования к формированию плана закупок для федеральных нужд определены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее — Постановление № 552).

Согласно Постановлению № 1043, государственные и муниципальные заказчики формируют планы закупок в сроки, определенные главными распорядителями средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета). Исключение составляют случаи, когда высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями) установлены иные сроки.

Планы заказчики представляют главным распорядителям средств бюджета субъекта РФ не позднее 1 июля текущего года (не позднее 1 августа — главным распорядителям средств местного бюджета) для формирования обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок.

Составление планов закупок на 2016—2018 гг. должно было осуществляться заказчиками еще в начале 2015 г. Утвержденные планы закупок будут определять размер финансирования конкретного заказчика.

Размещению в ЕИС планы закупок будут подлежать не позднее 10 рабочих дней со дня доведения до заказчика соответствующего финансирования. Если заказчик не планирует осуществлять закупки товаров, работ, услуг в течение календарного года, следует заполнить форму, приведенную в Приложении 2.)

План график размещения заказов

Образец формы графика размещения заказов на поставку товаров
посмотреть/скачать>>

Обоснование закупки

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона № 44-ФЗ обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок и плана-графика.

В частности, обоснованием закупки являются:

  • реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования РФ), государственными программами субъектов РФ (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов РФ), муниципальными программами;
  • исполнение международных обязательств РФ, реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация;
  • выполнение функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Примите к сведению

В рамках отношений, регулируемых Законом № 44-ФЗ, понятия «контракт» и «гражданско-правовой договор» являются тождественными.

Помимо этого, планируемая закупка должна соответствовать законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки.

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

При формировании плана-графика обоснованию подлежат:

  1. НМЦК (обосновывается в порядке, предусмотренном ст. 22 Закона № 44-ФЗ);
  2.  способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с гл. 3 Закона № 44-ФЗ, в том числе дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований), установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Необходимо отметить, что согласно Постановлениям Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 и 1044 обоснование закупок при формировании плана закупок и плана-графика осуществляется путем составления соответствующих приложений к плану закупок и плану-графику (по каждому объекту закупки), в которых такое обоснование должно содержаться.

Форма приложения, а также порядок ее заполнения отдельно определена Постановлением № 552. которое вступило в силу с 1 января 2016 г. И уже понятно, что процесс планирования закупок для заказчиков стал более трудоемким, чем раньше.

Константин Зайнулин - Директор департамента кадровой политики и правового обеспеченияКак определяется профессионализм контрактного управляющего

Константин Зайнулин, директор департамента кадровой политики и правового обеспечения, контрактный управляющий муниципального автономного учреждения культуры «Сочинское концертно-филармоническое объединение»

Профессионализм заказчика определен статьей 9 действующей редакции Федерального закона от 05.042013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) как один из принципов контрактной системы.

В соответствии с этим принципом контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Там же установлено, что заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Указанный подход находит свое отражение и в письме Минэкономразвития России от 29.09.2013 № Д28и-1070.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ) дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (ч. 4 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ч. 5 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 76 Закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

  • лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (ч. 15 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).

Образовательная организация, осуществляющая обучение по дополнительным профессиональным программам, в установленном Законом № 273-ФЗ порядке должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Совместным письмом Минэкономразвития России от 12.03.2015 № 5593-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки России от 12.03.2015 № АК-552/06 в адрес образовательных организаций высшего образования и образовательных организаций дополнительного профессионального образования направлены Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок.

Методическими рекомендациями, в частности, установлен рекомендуемый срок освоения дополнительных профессиональных программ в сфере закупок вне зависимости от используемых технологий обучения в объеме не менее 108 часов.

Для руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения может быть снижен до 40 часов. Методическими рекомендациями также установлено минимально необходимое содержание (дисциплины) таких программ обучения.

Вместе с тем согласно ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ до 1 января 2017 г. работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (Закон № 94-ФЗ).

Таким образом, с точки зрения действующего законодательства для исполнения своих функций контрактному управляющему достаточно иметь дополнительное профессиональное образование в сфере закупок в форме повышения квалификации.

При этом обязанностью заказчика является принятие мер по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок на профессиональной основе, в первую очередь контрактного управляющего.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×