Вектор развития концертной деятельности в области академической музыки

60
Давно ожидаемая профессиональным сообществом Концепция развития концертной деятельности принята. О содержании и значении документа размышляет руководитель рабочей группы по его подготовке Е. Л. Игнатьева, принимавшая участие и в разработке концепций развития для других областей исполнительских искусств.

В 2011—2012 гг. были приняты концепции развития театрального и циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 г.

И вот наконец распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 2395-р Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 г. получила статус официального документа.

Таким образом, на сегодняшний день разработаны концепции развития для всех областей исполнительских искусств. Концепция подготовлена рабочей группой по заказу и при непосредственном участии сотрудников отдела музыкального искусства, входящего в состав Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России.

Концепция модернизации и перспективного развития

Концепция модернизации и перспективного развития
посмотреть/скачать>>

Ее разработка была необходима для создания новой системы организации концертной деятельности в области академической музыки, отвечающей современным социально-экономическим реалиям.

Специфика разработки и согласования Концепции

Документ представляет собой именно концепцию развития концертной деятельности в области академической музыки, а не концепцию развития академической музыки как вида искусства.

Обратите внимание

Ключевую роль в развитии академической музыки призваны играть композиторы. Основные субъекты концертной деятельности в области академической музыки — это концертные организации, самостоятельные творческие коллективы, концертные залы и музыкальные агенты (агентства)

Отметим специфику разработки и согласования «концертного» документа по сравнению с концепциями развития других областей исполнительских искусств. Дополнительная сложность его разработки была вызвана тем, что в стране нет научной структуры, которая бы комплексно занималась изучением проблем развития концертной деятельности в области академической музыки.

Соответственно, при подготовке документа не было возможности опереться на результаты научных исследований. Это повлекло за собой увеличение сроков работы над Концепцией, которая продолжалась несколько лет. Отсутствие полноценной научной базы компенсировалось широким обсуждением проблем филармонической концертной деятельности с профессиональным сообществом.

На всех стадиях подготовки документа разработчики учитывали замечания и предложения Союза концертных организаций России, отдельных филармоний и концертных коллективов.

При согласовании проекта документа к традиционному набору ведомств (Минфин России, Минэкономразвития России, Минобрнауки России) добавились еще Росстат и Минтруд России.

Число мест в концертном зале - Факты в числах

Значение Концепции

С конца 80-х годов ХХ в. в стране практически не принималось нормативных документов в области концертного дела, что повышает ценность Концепции, предусматривающей разумную регламентацию ряда сторон концертной деятельности в области академической музыки.

Значение Концепции в трех аспектах

  • На федеральном уровне намечены приоритетные направления системной государственной поддержки концертной деятельности, рассчитанные на краткосрочную и долгосрочную перспективу, обоснованы новые подходы к организации концертной деятельности, определены функции всех участников концертной деятельности, принципы их взаимодействия и взаимоотношений с государством.
  •  К проблемам концертной деятельности в области академической музыки привлечено внимание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Им рекомендовано руководствоваться положениями Концепции при решении задач развития концертной деятельности в области академической музыки, разработке и утверждении региональных программ развития культуры.

  • В документе сформулированы основные понятия, которые до этого не были закреплены ни в одном из действующих нормативных актов.

Так, даны определения: академической музыки, концертной организации, филармонии, концертной деятельности в области академической музыки, концерта, концертной программы, филармонического концертного зала, исполнителя (артиста), агента (агентства), организатора и др.

Опыт реализации Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 г. свидетельствует, что принятие подобных документов федеральными органами государственной власти активизирует деятельность регионов в соответствующей области исполнительского искусства.

Цель, задачи и ожидаемый результат реализации Концепции

Концепция направлена на сохранение и развитие традиций отечественного академического музыкального исполнительского искусства.

Целью Концепции является создание в России организационно-творческих, экономических и правовых условий для эффективного осуществления концертной деятельности в области академической музыки.

Количество концертных организаций и коллективов - Факты в цифрах

Для достижения поставленной цели намечены следующие задачи:

  • поддержка создания высокохудожественного продукта в сфере академической музыки, расширения репертуарного предложения, развития новых форм художественной выразительности, творческой деятельности композиторов и исполнителей современной музыки, в том числе молодых музыкальных деятелей;
  • формирование и развитие общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве, расширение аудитории концертов академической музыки за счет различных слоев, категорий и групп населения;
  • формирование эффективного менеджмента в области академической музыки;
  • обеспечение единого концертного пространства в области академического музыкального искусства в Российской Федерации;
  • интеграция России в мировой музыкальный рынок, использование ее творческого потенциала для укрепления положительного образа страны на международном уровне.

Результатом реализации Концепции должно стать преодоление имеющихся сегодня негативных тенденций, связанных с сокращением спроса на академические жанры, а также формирование в России условий для реализации музыкантов, которые бы отвечали мировым стандартам в этой области.

Основные положения Концепции

Система распространения музыкального продукта

Ключевое направление решения поставленных в Концепции задач связано с созданием современной системы распространения музыкального продукта, построенной на соблюдении баланса между государственным регулированием и использованием рыночных механизмов.

Изучение зарубежного опыта показывает, что реализуемые концертными организациями функции, как правило, разграничены: исполнители и их агенты отделены от организаторов мероприятий и концертных залов, выступающих посредниками между ними и зрителями.

С учетом зарубежного опыта и исторически сложившихся в России форм организации концертной деятельности в Концепции предусмотрены две модели, в рамках которых может происходить разделение ответственности за выполнение указанных функций:

  1. Врамках одной организации путем их разграничения с помощью правовых и экономических инструментов и налаживания эффективной системы внутреннего взаимодействия;
  2. Путем распределения всех (или отдельных) функций между разными юридическими лицами.

Переход на новую систему распространения музыкального продукта предполагает выбор каждым регионом одной из моделей организации концертной деятельности:

  • модернизация существующих филармоний, выполняющих все вышеперечисленные функции;
  • выделение одной или ряда функций для передачи другим юридическим лицам.

Первая модель

В первой модели предусматривается развитие филармонии как универсального комплекса, имеющего в своем составе симфонический оркестр и другие творческие коллективы, необходимые для исполнения всех жанров академической музыки, орган, концертные залы (большой и малый), достаточные репетиционные площади.

Деятельность филармонии в современных условиях предполагает активное использование технологий и инструментов менеджмента, для чего в ее структуре должны быть созданы отделы творческого и экономического планирования, информации и рекламы, маркетинговый (или PR) отдел и др.

Вторая модель

При второй модели в составе филармонии предполагается сохранение лишь крупных профессиональных коллективов (прежде всего базового коллектива, роль которого обычно выполняет симфонический оркестр) или полное отделение от филармонии всех творческих сил, вступающих в договорные отношения с музыкальными агентами (агентствами).

Эта модель базируется на усилении и выделении в качестве основной функции концертного зала с резидентными творческими коллективами.

Внедрение и распространение данной модели направлено на создание многоуровневой сети концертных залов — от многофункциональных театрально-концертных залов в малых городах до специализированных крупных филармонических залов, соответствующих международным стандартам.

Переход на вторую модель развития предполагает наличие определенных предпосылок, в первую очередь создание сети независимых музыкальных агентств. Наряду с государственными структурами они будут обеспечивать взаимодействие артистов и концертных площадок страны.

Выбор и последовательная реализация той или иной модели должны быть обусловлены спецификой деятельности конкретной организации, социокультурными особенностями и экономическим положением региона.

Однако филармонии, на долю которых сейчас приходится около 60% всех концертов в области академической музыки, по-прежнему остаются центральным звеном в организации концертной деятельности в стране.

Разграничение субъектов концертной деятельности по выполняемым функциям (агента, организатора и концертного зала) нашло отражение в подходах к формированию государственного (муниципального) задания и определению величины бюджетного финансирования концертных организаций и коллективов.

Другие направления развития концертной деятельности

В Концепции обоснованы основные формы поддержки создания и продвижения произведений современных отечественных композиторов.

Документ устанавливает государственные приоритеты в сфере музыкальных конкурсов и музыкальных фестивалей.

В Концепции намечены пути совершенствования системы организации гастролей, расширения поддержки гастрольной деятельности ведущих отечественных творческих коллективов на территории Российской Федерации.

Важной составляющей Концепции является определение комплекса мероприятий, направленных на общественное продвижение академической музыки с использованием разнообразных форм и инновационных методов музыкального просветительства, включая возможности сети Интернет.

Большое внимание в документе уделено вопросам социальной поддержки творческих работников, модернизации материально-технической базы, укрепления кадрового потенциала, внедрения механизмов многоканального финансирования, совершенствования нормативно-правового обеспечения концертной деятельности.

В качестве важнейшего направления, без которого невозможно решение поставленных в Концепции задач, выделено совершенствование системы управления, создание условий для формирования в сфере академической музыки современных менеджерских кадров.

План мероприятий по реализации Концепции

Утвержденный План мероприятий по реализации Концепции подразделяется на пять логических блоков.

Внесение изменений в действующие нормативные правовые акты

В первый блок входит комплекс мер по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты. Так, предусмотрено внесение изменений в Положение о государственных наградах Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации».

С одной стороны, непривлекательные условия оплаты труда музыкантов в России, а с другой — их востребованность на мировом художественном рынке служат причинами продолжающегося отъезда отечественных исполнителей за рубеж.

Количество концертных мероприятий РФ

На фоне ограниченных возможностей материального стимулирования артистов увеличивается значение других форм поощрения, прежде всего присвоения почетных званий.

Действующий порядок присвоения почетных званий не учитывает специфику исполнения академической музыки.

Его качество определяется не столько стажем работы, сколько мерой таланта артиста. Почетные звания «Заслуженный артист Российской Федерации» и «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» присваиваются, как правило, не ранее чем через 20 лет с начала осуществления творческой деятельности.

Таким образом, артисты часто получают звания незадолго до ухода на пенсию. Исполнителям академической музыки следует присваивать почетные звания в момент их творческого взлета. Особенно это касается лауреатов различных музыкальных конкурсов, работающих в художественных коллективах.

Обратите внимание

Необходимо сокращение установленных сроков для присвоения почетных званий. Это создаст дополнительный стимул к повышению уровня академического музыкального исполнительства

Намечено внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства».

В настоящее время авторское вознаграждение выплачивается на основе сбора за весь концерт (концертную программу), то есть за использование не только охраняемых музыкальных произведений, но и произведений, перешедших в общественное достояние.

Сложившийся подход противоречит нормам гражданского законодательства и приводит к необоснованному увеличению расходов концертных организаций и коллективов.

Обратите внимание

Необходимо уточнение размеров ставок авторского вознаграждения за исполнение произведений академической музыки на основе нового подхода к порядку его выплаты

Предполагается внесение изменений в приказ Росстата от 08.10.2015 № 464 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством культуры Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений культуры».

В рамках совершенствования формы федерального статистического наблюдения 12-НК следует:

  • исключить устаревшие и излишние показатели;
  • сохранить и уточнить необходимые;
  • добавить новые показатели о деятельности творческих коллективов, входящих в структуру концертной организации.

В проекте Плана мероприятий по реализации Концепции предусматривалось также внесение изменений в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Приглашение признанных мастеров из других стран является необходимым условием развития концертной деятельности.

Это позволяет российским художественным коллективам повышать свой профессиональный уровень, внедрять передовые практики и оставаться в общемировом контексте музыкального исполнительства.

Однако действующий порядок привлечения иностранных специалистов довольно сложен, что во многом препятствует, а зачастую делает невозможным приглашение «звезд» мирового исполнительского искусства, творческие графики которых расписаны на несколько лет вперед.

Необходимо упростить порядок привлечения ведущих иностранных специалистов для работы в концертно-филармонической сфере.

На этапе согласования документа подготовка предложений для упрощения этого порядка была исключена из плана, поскольку подобный законопроект уже разрабатывается для всех видов организаций исполнительских искусств, организаций кинематографии и музеев.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Принятие новых нормативных актов

Второй блок включает меры по принятию новых нормативных актов, устанавливающих единые требования к ведению концертной деятельности в области академической музыки в масштабах страны.

В этих целях предусматривается разработка:

  1. Положений о концертных коллективах различных составов.
  2. Стандартов филармонических концертных залов, обеспечивающих максимальную доступность для посещения всеми группами слушателей, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения.
  3. Нормативов оснащенности творческих коллективов музыкальными инструментами.

Модернизация материально-технической базы

Третий блок мер связан с комплексной модернизацией материально-технической базы.

Для ее осуществления запланированы:

  • изучение и анализ наличия, состояния, акустической пригодности и технической оснащенности концертных площадок для ведения концертной деятельности в области академической музыки;
  • разработка предложений по строительству новых (в том числе вместимостью более 800 мест) и реконструкции действующих филармонических концертных залов для их включения в федеральную адресную инвестиционную программу.

Совершенствование подготовки и переподготовки кадров

Четвертый блок содержит меры по совершенствованию профессиональной подготовки и переподготовки кадров для филармонической концертной деятельности.

К ним относятся:

  1. актуализация или (в случае необходимости) разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования в области музыкального искусства с учетом потребностей современных концертных организаций и опыта зарубежных стран;
  2. разработка и реализация образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников концертных организаций и коллективов.

Информационно-методические обеспечение

И, наконец, пятый блок состоит из мер информационно-аналитического и методического характера:

  1. Проведение Всероссийского мониторинга деятельности концертных организаций и самостоятельных концертных коллективов.
  2. Подготовка методических рекомендаций по разработке концепций (программ) развития концертной деятельности в области академической музыки в регионах.
  3. Разработка методических рекомендаций по формированию государственных (муниципальных) заданий концертным организациям и их финансовому обеспечению в регионах.

На Минкультуры России возложена обязанность по проведению регулярного мониторинга хода реализации Концепции и ежегодному предоставлению соответствующего доклада в Правительство Российской Федерации.

Итак, этап разработки, согласования и принятия документа пройден, наступило время его использования на практике. Эффективность следующего этапа будет зависеть от заинтересованности и согласованности действий всех субъектов реализации Концепции.

Алексей Шалашов - генеральный директор Московской филармонии, Президент Союза концертных организаций России, заслуженный деятель культурыПринципиальная важность Концепции — в масштабности и своевременности

Алексей Шалашов, генеральный директор Московской филармонии, Президент Союза концертных организаций России, заслуженный деятель культуры

Отечественная академическая музыка играет ведущую роль в мировой музыкальной культуре, составляет национальную славу и гордость России.

Цель концепции — создание условий для сохранения и развития достигнутого уровня отечественного музыкального академического искусства, в том числе за счет формирования эффективной системы распространения художественного продукта в области академической музыки, обеспечивающей востребованность этого искусства у широких слоев населения в России и создание конкурентных мировых условий оплаты для музыкантов.

«Концепция развития концертной деятельности» — это документ не только чрезвычайно важный для всех организаций, занимающихся академической музыки, но и основополагающий.

В нем впервые в таком объеме и глубине анализируется эта сфера, вводится общий понятийный аппарат и формулируется программа ее развития. Принципиальная важность Концепции — в масштабности и своевременности, в системности подхода и анализа, а также предлагаемых мерах по развитию академической музыки.

Концепция затрагивает все направления деятельности академической музыки — экономические, правовые, творческие и рассматривает взаимоотношения между всеми участниками этого процесса.

Евгений Дуков - заведующий сектором зрелищно-развлекательной культуры Государственного института искусствознания, главный экспертХотелось бы выразить огромную благодарность Министерству культуры и всем, кто принимал участие в разработке этого важного документа.

Необходимо сделать многое, чтобы Концепция не осталась на бумаге.

Евгений Дуков,

заведующий сектором зрелищно-развлекательной культуры Государственного института искусствознания, главный эксперт Союза концертных организаций России, профессор, доктор философских наук, кандидат искусствоведения

Концепция устанавливает внутри самой филармонии неравенство коллективов. Это очень важный новый пункт. Среди коллективов выделяется базовый — обычно симфонический оркестр, которому концертная организация обязана выделить не меньше полмесячной афиши в зале.

Действительно, и об этом я писал неоднократно, что в некоторых филармониях зал либо сдается, либо используется для проката эстрадных коллективов. Филармонические жанры выдавлены в небольшое пространство, а афиша зала составляется под давлением импресарио, прокатывающих жанры неакадемической музыки.

В этом отношении появление обязательной нормы филармонической нагрузки в филармоническом зале ново и очень важно.

Принципиально важным для концепции является разведение создания концертного продукта и собственно его сценической жизни. В нашей практике термин «репетиция» долгое время был придатком к концерту. В концепции едва ли не впервые репетиция и концерт стали не только терминологически, но и экономически разными феноменами.

В важных местах документа авторы используют терминологию системного подхода. Это касается и репертуарной политики, программ фестивалей, гастрольных потоков, нормативов и т. д. Важно также, чтобы все филармонические залы были приведены акустически в соответствие с законами жанра, были разработаны положения о коллективах разных жанров, государственная форма отчетности 12-НК должна быть приведена в соответствие потребностям современного управления и т. п.

Предполагается, что реализация Концепции будет проходить в 2 этапа.

На первом этапе (2015—2019 гг.) предусматривается создание правовых, организационных и методических условий, анализ наличия, состояния и акустики концертных площадок, пригодных для ведения концертной деятельности в области академической музыки, проведение Всероссийского мониторинга деятельности и т. п.

На втором этапе (2020—2025 гг.) предполагается формирование федеральной и региональных программ поддержки концертной деятельности в области академической музыки, строительства новых (реконструкции действующих) филармонических концертных залов.

Галина Соколова, директор ГАУК «Рязанская областная филармония», член Президиума Союза концертных организаций РоссииФилармоническому сообществу был нужен такой концептуальный документГалина Соколова, директор ГАУК «Рязанская областная филармония», член Президиума Союза концертных организаций России

Любая концепция — документ стратегический, и на данный момент в нашей стране создана масса разного рода концепций и стратегий — от масштабных (например, «Стратегия 2030») до локальных (развитие той или иной отрасли или отдельно взятого учреждения).

Вопрос в том, как они работают и работают ли вообще в условиях слабого кадрового менеджмента и отсутствия системы контроля за исполнением документов. И здесь нельзя не вспомнить о пресловутой «российской специфике»: политическая, экономическая, правовая ситуация в России меняется быстрее, чем в глобальном окружении, поэтому многие стратегические, тем более концептуальные документы теряют актуальность уже на начальном этапе реализации.

На данном этапе развития экономики в корне изменились формы взаимодействия участников в области концертного дела.

На мой взгляд, в советский период в деятельности в сфере культуры (а это одна из самых «несчитаемых» областей экономики) самым положительным фактом было наличие понятной системы показателей. Были регламентированы концертные ставки, нормы выработки артистов, категории учреждений и коллективов, от которых напрямую зависел объем финансирования, и многое другое.

Современные экономические условия диктуют необходимость по-новому взглянуть на функции участников, понятийный аппарат, определить формы государственной поддержки.

На вопрос «Нужен ли был концептуальный документ для филармонического сообщества на данном этапе?» я без тени сомнения отвечу утвердительно: «Нужен!»

Во-первых, определены приоритетные направления государственной поддержки концертной деятельности. Прежде всего должны быть разработаны нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимоотношения как с коллективами/артистами (по вопросам уровня профессионального мастерства, концертных норм, репертуарной политики), так и с учредителями (вопросы количества и качества творческих коллективов, их штатной численности, объемов финансирования и т. д.).

К таким документам я могу отнести Положения о творческих коллективах разных составов и Нормативы оснащенности творческих коллективов музыкальными инструментами.

Одним из важнейших будущих документов считаю Стандарт филармонических залов, который наконец-то поставит на первое место среди всех прочих параметров акустические данные наших концертных площадок.

В понятийном аппарате Концепции филармонический концертный зал определен как «специальная площадка, отвечающая акустическим стандартам исполнения академической музыки», а не просто концертная площадка для проведения массовых социально значимых мероприятий.

Также будут разработаны региональные концепции (программы) развития концертной деятельности, закрепляющие в бюджетах регионов расходные обязательства по реализации программных мероприятий.

Станет ли Концепция мощным инструментом развития концертной деятельности в руках менеджеров, во многом зависит от нас — концертных организаций. Мы в первую очередь заинтересованы в реализации целей и задач, определенных Концепцией.

Очень многое необходимо сделать, чтобы Концепция стала настоящим двигателем нашего концертного дела. А это дело не только работников концертных организаций, но и министерств, ведомств и, конечно, слушателей.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×