Взаимодействие педагогов и родителей: как действовать при конфликте

193
При поступлении жалобы о допущении педагогом физического или психического насилия над школьником работодателю необходимо провести расследование. Для этого создается специальная комиссия, решение которой является основой для принятия решения по отношению к работнику

В настоящее время конфликты в школе между родителями и педагогами возникают довольно часто. Взаимодействие педагогов и родителей  должно быть урегулировано администрацией образовательной организации. 

Взаимодействие педагогов и родителей: как действовать при конфликтеВзаимодействие педагогов и родителей: как действовать при конфликте

Даже повышение голоса на ребенка в случае прогула или невыполненного задания вызывает у родителей негодование, результатом которого является жалоба в вышестоящие органы и расторжение договора.

Для того чтобы оправдать педагога, необходимо представить веские доказательства его невиновности.  В противном случае может пострадать репутация как самого учреждения, так и его руководителя.

Конфликты в школе: особенности устранения

Чаще всего директор образовательного учреждения узнает о возникновении конфликтной ситуации из жалоб, поступивших от родителей школьника. Также данная информация может быть получена из докладной записки педагогов.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

При первом же сигнале директору необходимо провести служебное расследование. Это даст возможность выяснить причину конфликта и проверить изложенные в документах факты.

Согласно законодательству руководитель имеет 30 дней для того, чтобы дать ответ на поступившую жалобу.

В этот период необходимо:

  • создать комиссию;
  • потребовать письменные объяснения со всех участников конфликтной ситуации;
  • обобщить данные;
  • документально оформить решение.

В состав комиссии, как правило, входит заместитель директора, руководитель структурного подразделения, председатель профсоюза. Во время проведения расследования ведутся беседы со свидетелями конфликта, в качестве которых могут выступать:

  1. Учащиеся.
  2. Их родители.
  3. Коллеги педагога, на которого поступила жалоба.
  4. Эксперты (в случае проведения экспертизы насилия).

На основе полученных сведений комиссия пишет заключение, которое служит основой при оформлении решения. Случается, что жалоба, поступившая от родителей в адрес педагога, не находит подтверждения. Тогда оптимальным выходом из создавшейся ситуации является мирное разрешение конфликта в школе.

В первую очередь стоит пригласить родителей на беседу. При этом необходимо сделать все, чтобы поддержать репутацию учреждения и самого преподавателя. Оптимальным вариантом может стать перевод ребенка в другую группу.

Не менее важным моментом является и разговор с педагогом. Руководитель обязан подойти к этому со всей серьезностью, хорошо продумав каждое свое действие. Это поможет вести беседу так, чтобы преподаватель почувствовал ее важность и смог сделать серьезные выводы.

Во время беседы директору стоит акцентировать внимание на недопущении педагогами необоснованных методов воспитания, даже если это делается из самых лучших побуждений. Если успех юного музыканта будет достигнут с помощью таких методов, это не принесет ему особого удовольствия.

Поскольку психологическое давление может привести только к появлению привычки к унижению достоинства, но никак не к длительному успеху.

В музыкальных школах занятия в основном проводятся индивидуально, поэтому доказать психическое насилие практически невозможно. Однако в любом случае ситуацию лучше предупредить, чем потом разрешить.Взаимодействие педагогов и родителей: как действовать при конфликте

Поэтому при возникновении конфликта в первую очередь необходимо сосредоточить внимание на взаимоотношениях педагога, родителей и ученика. Только такой подход может способствовать взаимопониманию.

Если факты, изложенные в жалобе родителей, подтверждаются, то директор образовательного учреждения обязан применить меры к виновному педагогу. Это может быть дисциплинарное взыскание – замечание  или выговор. В крайних случаях работник может быть уволен.

Что касается увольнения  педагога, допустившего физическое или психологическое насилие по отношению к ученику, то согласно трудовому законодательству, его можно уволить, даже если это был единичный случай.

В уставе любого образовательного учреждения должен быть прописан запрет на насилие над ребенком. И если преподаватель допустил такое нарушение, значит его действия противоречат уставу.

А это может стать причиной для увольнения. Если работник образовательной организации не относится к категории педагогических работников, то его увольнение возможно в случае повторного нарушения устава на протяжении одного года.

Случается, что уволенный работник восстанавливается на должности на основе решения суда. К примеру, директор школы уволил с работы учителя за допущение физического насилия над учениками.

Однако, спустя некоторое время, он снова вышел на свое предыдущее место работы, поскольку  суд признал, что учреждением не были учтены все обстоятельства проступка,  отношение педагога к своим обязанностям и прочее.

Закон №273-ФЗ

Гарантирует защиту ребенка от любых форм насилия: психического, психологического, физического.  В связи с этим, в устав учреждения необходимо включить пункт, позволяющий работодателю расторгнуть трудовой договор с педагогом. Главной причиной в этом случае выступает применение методов воспитания, которые связаны с насилием.

Руководителю необходимо иметь веские основания для увольнения сотрудника. И если они все же есть, то следует обосновать их документально.  Поскольку работник может обратиться в суд, и если у работодателя не будет документов, подтверждающих вину уволенного, то работника восстановят в должности, а руководителю будет указано на формальный подход к делу.

К примеру, суд признал, что расследование конфликтной ситуации носило формальный характер. То есть не проводился опрос участников конфликта  и свидетелей, не были привлечены эксперты.

В результате сотрудник был восстановлен. А образовательному  учреждению присудили выплатить ему компенсацию за вынужденные прогулы, возместить моральный ущерб и судебные расходы.

На сегодняшний день в законодательных актах не раскрываются такие понятия, как психическое и физическое насилие. Как правило, в качестве физического насилия выступают побои.

И лучше всего, если они будут зафиксированы документально. Однако  педагог может позволить себе шлепнуть учащегося, ударить его линейкой или бросить в него тетрадь, и задокументировать такие случаи практически невозможно.

При этом родители считают, что данные действия со стороны учителя имеют признаки насилия. Это может быть снято на видео, выложено в социальных сетях и так далее. Как результат, учреждение теряет свой авторитет в глазах потребителей. Вряд ли это именно то, к чему стремиться работодатель.

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Что касается психического насилия, то  к этой категории относятся угрозы в адрес ребенка, оскорбления, завышенные требования, демонстративное плохое отношение, унижение в присутствии других школьников и прочее. Но иногда педагог может просто назвать ребенка бестолковым и это уже станет причиной для написания жалобы родителями.

В данном случае руководителю стоит разобраться в данной ситуации. Для этого необходимо провести беседу c самим педагогом, родителями, учеником.  Если выясниться, что преподаватель регулярно наносит ребенку оскорбления, то работодатель может принять решение о его увольнении. В первую очередь он должен заручиться объективными жалобами родителей, в которых будут указаны конкретные факты и обстоятельства. При этом существует возможность их доказательства.

В случае уличения преподавателя в аморальном поступке, трудовой договор с ним может быть расторгнут.

За доказанное физическое или психическое насилие ребенка увольнению подлежат даже педагоги-женщины:

  • имеющие детей в возрасте до трех дет;
  • являющиеся одинокими мамами, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет;
  • воспитывающие ребенка-инвалида до 18 лет.

Во избежание судебных разбирательств с уволенным педагогом, в учреждении создается специальная комиссия, занимающаяся урегулированием споров. Однако не все руководители создают такую комиссию, поскольку при разбирательстве приходится привлекать детей.

Но если все же принято решение о ее создании, то в состав включают:

  1. Работников учреждения.
  2. Родителей несовершеннолетних учащихся.
  3. Представителей совершеннолетних учеников.

Принятое комиссией решение должно выполняться всеми участниками конфликта в школе. Для этого необходимо разработать и утвердить положение о работе комиссии, закрепив в нем порядок ее работы, расследования конфликтов и привлечения работников к дисциплинарной ответственности.

Выводы комиссии помогут руководителю образовательной организации принять объективное решение в отношении сотрудника, допустившего нарушение.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль