ФЗ об объектах культурного наследия: анализ изменений

344
Закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» является основным документом, действие которого направлено на защиту и сохранение культурного наследия РФ

Редакция Федерального закона 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» от 1 января 2016 года утратила силу в марте этого же года. А через год этот документ был принят в новой редакции. Анализ редакций показал, что в некоторые статьи были внесены определенные изменения.

Статья 3.1

В статье 3.1 указывается на то, что данные о границах территории объекта культурного наследия вносятся не в государственный кадастр, а в Единый реестр недвижимости. То же самое касается и сведений об объектах недвижимого имущества, расположенных на  территории объектов наследия.

Если сведения отсутствуют в Едином реестре, то это не может стать причиной невыполнения требований, касающихся ведения любой хозяйственной  деятельности в границах данной территории.

Статья 5.1

В пункте 4 данной статьи изменения коснулись органов, в которые необходимо отправить акт об установлении требований к осуществлению деятельности в границах территории исторического и культурного памятника.

Ранее копия данного документа направлялась в федеральный орган кадастрового учета, после внесения изменений акт отправляется в уполномоченный Правительством РФ орган регистрации прав.

Объяснительная записка по итогам проверки библиотечного фонда

Объяснительная записка по итогам проверки библиотечного фонда
посмотреть/скачать>>

Статья 16.1 Федерального закона 73-ФЗ об объектах культурного наследия

В пункт 2 статьи 16.1, касающийся права заявителя направлять в соответствующий орган заявление о включении в реестр памятника, который обладает признаками ОКН, внесены дополнения.

Если физическим или юридическим лицом будет обнаружено место захоронения жертв массовых репрессий, то в соответствии с Законом №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» органу местного самоуправления необходимо направить заявление о включении данного объекта в Единый реестр.  

К заявлению додаются сведения о местонахождении историко-культурной ценности захоронения.

В пункте 7  «орган кадастрового учета» был заменен на «орган регистрации прав». То же самое относится и к пунктам 8, 11 и 16, а также пункта 8 статьи 18.

Статья 20.2

В пункт 3 подпункт 1.1 добавлена информация о сроках внесения полученных от органа охраны объектов культурного наследия  сведений о его защитной зоне в государственный кадастр недвижимости.

Сегодня эти сведения должны быть внесены на протяжении 15 дней со дня их получения.

Порядок внесения этих данных устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирования в сфере кадастровой деятельности.

Статья 21

С первого января 2017 года утратил свою силу пункт 2 статьи 21, в котором было означено, что паспорт ОКН является обязательным документом.

Статья 28

Статья 28, в которой перечислены цели государственной историко-культурной экспертизы, дополнена заключительным абзацем. Еще одной целью ее осуществления является определение границ защитной зоны объекта культурного наследия в случаях, которые предусмотрены Законом №73-ФЗ об объектах культурного наследия.

Дополнения Закона №73-ФЗ новой статьей

В ФЗ №73 введена новая статья 34.1 о защитных зонах. Она включает шесть пунктов. В первом из них означено, какие территории выполняют роль защитных зон памятников истории и культуры.

Здесь же указывается на то, что в данных зонах запрещено проведение строительных и реконструкционных работ, связанных с изменением параметров объекта. Исключением является только строительство и реконструкция линейных объектов.

Во втором пункте  представлена информация об объектах, для которых защитные зоны не устанавливаются.

Их перечень включает:

  • некрополи и расположенные в их границах захоронения;
  • произведения монументального искусства;
  • памятники и ансамбли, размещающиеся в границах территории достопримечательности.

Законом 73-ФЗ об объектах культурного наследия предусмотрены определенный требования и ограничения по отношению к вышеозначенным объектам.

Также в данной статье устанавливаются параметры границ зон защиты. К примеру, зона для памятника, расположенного в границах населенного пункта, устанавливается на расстоянии ста метров от внешних границ территории этого объекта. Если же памятник располагается вне населенного пункта, то защитная зона располагается в 200 метрах от внешних границ.

Что касается ансамблей, то параметры зон защиты следующие:

  • вне населенного пункта – на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля;
  • в границах населенного пункта – в 150 метрах.

Здесь же указываются параметры границ охранных зон, которые устанавливаются при отсутствии утвержденных границ территории объекта культурного наследия. В данном случае территория зоны располагается на протяжении двухсот метров от линии внешней стены памятника или линии общего контура ансамбля.

Это касается тех объектов, которые находятся в границах населенного пункта. Для расположенных вне населенного пункта  протяжность  зоны составляет 300 метров.

В некоторых случаях допускается изменение вышеуказанных параметров. Это вправе осуществить региональный орган охраны ОКН. Основанием для таких действий может стать заключение историко-культурной экспертизы.

Статья 47.1

Статья 47.1 дополнена информацией  о необходимости государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости ограничений имущественных прав на объект культурного наследия.  

Ограничения различными требованиями касаются:

  1. Права собственности.
  2. Других вещных прав.
  3. Имущественных прав и прочее.

Дополнение статьи 60

Статья 60 Закона №73-ФЗ об объектах культурного наследия  дополнена несколькими пунктами, касающимися градостроительной, хозяйственной и иной деятельности в историческом поселении. 

В одном из пунктов установлен срок  для рассмотрения региональным органом охраны объектов культурного наследия документации, представленной застройщиком.

Данный орган обязан в течение 25 дней ознакомиться с данной документацией и отправить ее застройщику либо техническому заказчику для получения разрешения на строительство. Направление на выдачу разрешения на проведение строительных работ осуществляется на основе межведомственного информационного взаимодействия.

Порядок предоставления проектной документации устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Типовые архитектурные решения ОКН разрабатываются и устанавливаются региональным органом охраны культурных и исторических объектов. Эти нормы касаются отдельных исторических поселений федерального или регионального значения, которые находятся на территории того или иного субъекта Российской Федерации.

В десятидневный срок после их утверждения типовые архитектурные решения должны быть размещены на официальном сайте, а также в сети Интернет. Их разработчик обязан обеспечить полный доступ к данной документации на безоплатной основе.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Некоторые нюансы в законодательстве о сохранении культурного наследия

Все историко-культурные памятки принадлежат государству. Поэтому назначение работ, касающихся обеспечения их сохранности, назначаются только им самим. Существует целый ряд нормативно-правовых актов, предписывающих осуществление подобных работ.

Среди них стоит выделить следующие:

ФЗ об объектах культурного наследия: анализ изменений

Помимо этого, реставрационные, ремонтные и другие работы могут назначаться на основе наблюдения за состоянием и использованием памятника.

Если к примеру, музей, не обеспечивает культурным ценностям должные условия, то они могут быть изъяты госорганами.

Все виды работ, направленные на сохранение ОКН, финансируются за счет средств соответствующего бюджета. Памятник, принадлежащий субъекту РФ, -  из регионального, государству – их федерального и так далее.

Однако для этой цели могут использоваться и дополнительные источники финансирования, например, средства, выделенные меценатами.

В соответствии с законом организатором  работ на историческом и культурном объекте является учреждение культуры. Государственные органы обязаны заключить с ним соглашения, касающееся передачи полномочий госзаказчика. После его подписания культурная организация получает право действовать от имени собственника ОКН.

Существует определенный порядок ведения подготовительных работ, направленных на сохранение ценных культурных объектов:

  • выбор подрядчика;
  • заключение государственного контракта;
  • осуществление проверки банковской гарантии;
  • выплата аванса (по договоренности с подрядчиком).

Что касается размеров аванса, то они не могут превышать те, которые определены постановлением Правительства РФ № 1551:

постановлением Правительства РФ № 1551

Перед проведением сохранных мероприятий подрядная проектная организация разрабатывает проектную документацию. Она же осуществляет и дальнейший контроль за выполнением работ на объекте.

Однако руководящая все же отводится учреждению культуры, которое руководит действия как подрядчика, так и проектной организации.

Схема контроля, обеспечиваемого проектной организацией:

 Схема контроля

Научное руководство осуществляется научным руководителем проекта, который назначается руководителем организации. Его обязанности может выполнять, к примеру, главный архитектор.

Такой вид контроля объясняется несколькими причинами:

  1. Необходимостью сохранения изначального облика ОКН и его подлинных составляющих.
  2. Возможностью осуществления доработки или корректировки проектных решений.

 Авторский надзор – это компетенция авторов и других разработчиков проекта. Его основное предназначение заключается в осуществлении контроля за соответствием выполняемых работ разработанному проекту.

Разработчиками проектной документации, которые имеют лицензию на ведение своей деятельности, выполняется технический надзор. Он необходим для того, чтобы проконтролировать качество сохранных работ и сроки их проведения.

Специалисты, выполняющие технадзор, наблюдают за соответствием проводимых работ техническим регламентам, сметам и проектным решениям.

По завершении сохранных работ на ОКН подрядчик представляет учреждению культуры целый пакет документов, включающий в себя:

  • акты выполненных работ;
  • локальные сметы;
  • исполнительную документацию.

В обязанности руководителя учреждения входит осуществление контроля за правильностью оформления всех необходимых документов проектной организацией и подрядчиком.

При отсутствии каких-либо документов или их неправильном оформлении работа не будет принята соответствующим органом.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×