Дополнительное образование детей

626
Дополнительное образование детей дополняет основное образование и дает возможность каждому ребенку выбрать занятие, которое отвечает его интересам, стремлениям и способностям. Сегодня система ДОД испытывает целый ряд проблем, которые сдерживают ее развитие

Дополнительное образование является  одним из вариантов, который дает возможность  ребенку выбрать вид деятельности, отвечающий его склонностям и интересам. Оно выступает в качестве дополнения к основному образованию, способствуя расширению и углублению знаний детей в интересных для них формах.

Сегодня система ДО находится на этапе становления.

Отсутствие обязательных для исполнения государственных требований приводит к тому, что она самостоятельно определяет ценности и смысл своей деятельности.

При этом основными ориентирами выступают интересы детей и специфика их свободного времени.

Проблемы дополнительного образования в РФ

По отношению к общей образовательной системе дополнительное образование выступает подсистемой. Но вместе с тем его можно рассматривать и  как самостоятельную систему образования.

Дополнительное образованиеЭто объясняется тем, что ДО обладает целостностью и единством составляющих элементов, а также  взаимосвязанными между собой необходимыми качествами.

Поэтому оно представляет собой целостную и разноуровневую систему, для которой характерны открытость и вариативность. Но несмотря на это, существует большое количество проблем, препятствующих полноценному развитию ДОД.

Прежде всего это касается той поддержки, которая обеспечивается со стороны государства. На сегодняшний день отмечается дефицит такой поддержки.

Поэтому ДО очень трудно подняться на новый качественный уровень, который соответствовал бы требованиям современного общества.

Педагогический процесс в большинстве образовательных организаций по-прежнему держится на энтузиазме людей, которые по-настоящему преданы своему делу.

Однако такой подход вряд ли сможет обеспечить стабильность в данной сфере.

Во многих регионах полным ходом идет оптимизация целого ряда учреждений.  К примеру, закрываются или перепрофилируются станции юных техников и юных натуралистов, Центры  и Дворцы детского творчества, ДШИ и другие. Хотя согласно законодательству это недопустимо.

Причинами некоторых трудностей является и разрозненная ведомственная принадлежность УДОД.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Сегодня такие учреждения находятся в ведении нескольких ведомств:

Кроме этого, в настоящее время наблюдаются и другие негативные моменты, препятствующие развитию системы дополнительного образования.

К ним относятся:

1.

Нехватка квалифицированных специалистов;

2.

Недостаточное материальное стимулирование сотрудников организаций ДОД;

3.

Неразвитость материально-технической базы;

4.

Удаленность сельских общеобразовательных учреждений от организаций дополнительного образования и другие.

​Руководители и педагоги учреждений ДО подтверждают данные проблемы и отмечают кризисность их разрешения.  Прежде всего это касается снижения имиджа УДОД, несовершенства процедур их аттестации, проблем интеграции общего и дополнительного образования и так далее.  

Показатели эффективности деятельности менеджера КДУ

Показатели эффективности деятельности менеджера КДУ
посмотреть/скачать>>

Переход системы дополнительного образования на новый хозяйственный механизм

Одной из наиболее важных проблем, которая не позволяет системе  ДОД достичь необходимого уровня, является недостаточное финансирование со стороны государства. На протяжении нескольких последних лет организациям ДО было выделено на осуществление деятельности от 42 до  82 процентов  от необходимого минимума финансовых средств.

Но вместе с тем и сами органы управления образованием не стремятся обеспечить условия для того, чтобы  учреждениями ДО смогли приобрести опыт освоения дополнительных источников финансирования. И хотя сегодня количество организаций, работающих в новых условиях хозяйствования, увеличилось, развитие данного процесса осуществляется достаточно медленно.

Это объясняется двумя причинами. К примеру, учреждения ДОД, действующие в сельских поселениях, не испытывают необходимости работать в новых условиях. Главная причина такой позиции заключается в том, что их коллективы, как правило, включают в себя всего лишь несколько человек.

В качестве второй причины можно отметить незаинтересованность органов управления образованием в переводе организаций ДО на новый уровень хозяйствования.

Однако на практике доказано, что внедрение нового хозяйственного механизма имеет большую значимость для развития образовательных учреждений. Привлечение дополнительных финансовых источников, дифференциация социальной политики и другие факторы смогут повысить качество содержания деятельности УДОД.

В условиях перехода на новую систему хозяйствования положительное влияние обеспечивают договорные отношения между учредителем и учреждениями дополнительного образования. Поэтому в ближайшее время договор должен стать одним из основных правовых инструментов регулирования различных отношений между органами управления и организациями.

В нем могут быть отрегулированы такие вопросы:

  • объем выполняемых работ как за бюджетные средства, так и за средства из дополнительных источников финансирования;
  • предоставление услуг на платной и безоплатной основе и прочее.

Что касается платности в системе ДОД, то эта проблема должна решаться совместно учредителем и учреждением. В настоящее время частично или полностью оплачивают услуги УДОД более трех процентов родителей.

Опосредованно образовательный процесс оплачивают более 50 процентов. Это объясняется тем, что родителям приходится самостоятельно покупать костюмы, комплектующие, снаряжение и так далее.

По этой причине доступность ДО для многих детей ограничена. Поэтому уже сегодня в таких учреждениях должна вестись дифференцированная социальная политика.

Переход на новый хозяйственный механизм должен касаться и экономики организаций. Современный руководитель обязан хорошо разбираться в вопросах экономики, гражданского права, рентабельности и других.

И это не просто дань моде, а важное требование сегодняшнего дня. Поэтому необходимо уделить особое внимание проведению муниципальных методических занятий и организации региональных курсов повышения квалификации.

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Особенности Концепции развития дополнительного образования

Концепция направлена на то, чтобы обеспечить эффективное  развитие системы дополнительного образования, а также охватить услугами ДО как можно больше детей.

Как известно, дополнительное образование предоставляет большие возможности для развития общей образовательной системы. Что, в свою очередь, позволит обновить ее содержание в соответствии с теми задачами, которые касаются перспективного развития РФ.

Основная цель концепции заключается в следующем:

  • Обеспечить права каждого ребенка на самореализацию, личностное развитие и самоопределение;
  • Предоставить возможности для удовлетворения разносторонних интересов учащихся и их семей с помощью ДО;
  • Развивать инновационный потенциал страны.

Достичь поставленной цели можно только в том случае, если будет  решен целый ряд важных вопросов. В первую очередь необходимо направить все усилия на то, чтобы дополнительное образование стало качественным, и доступ к нему мог получить каждый ребенок.

Также стоит уделить внимание обновлению содержания ДОД. Это даст возможность любому учащемуся выбрать для себя именно то занятие, которое отвечает не только личным интересам, но и потребностям его семьи.  Немаловажное значение имеет и решение задачи, связанной с развитием инфраструктуры ДО.

Помимо этого, стоит отметить и другие, не менее значимые вопросы, решение которых сможет обеспечить достижение поставленной цели:

  • создание оптимальных условий для участия общественных организаций и семьи в управлении развитием системы ДОД;
  • совершенствование законодательной базы;
  • формирование эффективной межведомственной системы управления развитием ДО.

Сегодня Министерство образования и науки  РФ работает над разработкой плана мероприятий, направленных на реализацию Концепции.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль