Как правильно заключить авторский договор

1092
Любые правоотношения с автором и учреждением культуры по поводу создания и использования его произведений должны быть оформлены в письменном виде

Права автора на произведение и авторский договор

Прежде чем заключить авторский договор и начать работу с автором, необходимо понять, какие именно права автора подлежат правовой охране.

После создания того или иного произведения, у автора возникают следующие права: личные неимущественные и имущественные.

  1. Неимущественные права автора:
    • охраняемые бессрочно – право автора на имя, право авторства и на неприкосновенность созданного произведения;
    • может быть реализовано однократно – право на обнародование своего произведения.
  2. Особые права автора, близкие к неимущественным:
    • право следования, которое действует в течение всей жизни создателя произведения, а также после его смерти, если у него есть наследники – 70 лет;
    • право на отзыв. Этим правом автор может воспользоваться до того момента, когда произведение фактически обнародовано;
    • право на доступ к созданным произведениям искусства. Не передается и им может воспользоваться только автор лично, и действует пока он жив.

Рассмотренные выше авторские права не имеют возможности передачи третьим лицам, как не могут и отчуждаться, поэтому не могут быть предметом авторского договора или договора об отчуждении авторских прав.

Примеры нарушения данных прав со стороны учреждения культуры:

  • на афише напечатано настоящее имя автора, тогда как он использует псевдоним;
  • указано имя автора, хотя он пожелал остаться анонимным;
  • изменено само произведение;
  • автор не дал согласия на использование произведения с чужими приложениями, комментариями или иллюстрациями и т.д.
  1. Имущественные права автора произведения. Они включают в себя две разновидности прав:
    • права автора пользоваться собственным произведением любым допустимым образом;
    • право автора на получение гонорара за созданное им служебное произведение.

Договор авторского заказа

Договор авторского заказа
посмотреть/скачать>>

В полной мере объем этих прав регулируется ГК РФ.

Эти права названы исключительными, потому что только правообладатель (автор) произведения вправе определять, кто, когда и на каких условиях сможет пользоваться плодами его творчества.

Исключительное право действует как при его жизни, так и в последующие 70 лет после его смерти. При этом не важно, какова цель использования результатами чужого творчества – благотворительная, коммерческая или нет. Если не заключен авторский договор – право автора нарушено.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Как учреждение культуры может использовать произведение автора

Для заключения договора с правообладателем, также важно определить, каким именно способом учреждение культуры желает использовать произведение автора.

Эти способы перечислены в ст. 1270 ГК РФ, но данный перечень может быть дополнен сторонами, поскольку не является закрытым.

Такое условие является важным при заключении авторского договора, поскольку происходит защита прав автора, связанных именно с видами использования произведения, созданного им. Они должны быть оговорены заранее.

Рассмотрим некоторые виды использования авторских учреждений, которые актуальны для учреждений культуры:

  1. Публичное исполнение произведения. Актуально в деятельности различных концертных организаций, театров, клубов и т.д. Показ произведений в этих учреждениях является их основной деятельностью.

О праве на публичное исполнение речь идет и тогда, когда в организации культуры играет музыка (например, в фойе), когда в публичном доступе находится трансляция произведения по компьютеру, телевизору, магнитофону и т.д.

  1. Перевод произведения. Необходимость в переводе возникает, когда учреждению культуры необходимо использовать произведение автора на языке, отличном от оригинала.

Например, если в театре осуществляется постановка пьесы иностранного автора, сначала нужно получить разрешение от него на перевод.

  1. Переработка произведения. Нужна, когда осуществляется аранжировка музыкального произведения, экранизация пьесы и т.д.

Важно понимать, что учреждение культуры не облегчит себе задачу, создавая собственные произведения на основе оригинальных, а только создаст себе дополнительны проблемы, которые могут закончиться судебным разбирательством.

Произведение будет признано переработанным, если сохранено название первоначального, а также присутствует ссылка на его автора.

Получать право на осуществление переработки не нужно, если созданное произведение является самостоятельным – имеет других персонажей, текст, название и т.д.

  1. Сообщение в эфир и по кабелю. Имеет место, когда учреждение культуры желает транслировать свои мероприятия по телевидению, организовывать трансляции концертов, постановок и т.д.
  2. Доведение до всеобщего сведения. Речь идет о распространении произведения в Интернете. Право автора будет нарушено, если в сети будет размещено любое авторское произведение (концерты, музыка, фотографии и текст) без его разрешения.
  3. Воспроизведение. Актуально тогда, когда учреждение культуры использует эскизы других художников в своих целях. В этом случае речь идет об изготовлении собственного экземпляра чужого произведения.

Получить разрешение на воспроизведение нужно и при издании музыки, открыток, книг и т.д.

  1. Распространение. Близкий способ к воспроизведению. Однако, при воспроизведении целью копирования чужих произведений является их продажа или дарение. Без разрешения автора этого делать нельзя.

Авторский договор и его отличия от договора отчуждения

Итак, процедуре заключения договора предшествует выбор авторского произведения, которое будет использоваться, а также способ его использования учреждением культуры.

Далее необходимо соблюсти все установленные законом процедуры для того, чтобы урегулировать с автором правомерное использование произведения.

Передача авторских прав в действующем законодательстве возможна двумя способами, для этого заключается договор отчуждения или авторский договор (лицензионный).

Основания сравнения

Договор отчуждения

Авторский договор

Форма договора

Письменная

Письменная

Стороны договора

Правообладатель и приобретатель

Лицензиар и лицензиат

Объем передаваемых прав

Исключительное право передается в полном объеме

Права предоставляются в предусмотренных договором пределах

Обладатель исключительного права

Меняется

Не меняется

Срок действия договора

Весь срок действия исключительного права на произведение

Не может превышать срок действия исключительного права. Если срок не указан, договор считается заключенным на пять лет

Рассмотрим основные характеристики авторского договора:

  • в соответствии с лицензионным договором автор предоставляет учреждению культуры не все свои права, а только их часть;
  • исключительные права в этом случае не меняются;
  • автор или правообладатель произведения в этом случае именуется лицензиаром, а учреждение культуры, которое желает получить право на использование результатов его творчества – лицензиатом;
  • авторский договор нужно заключить тогда, когда учреждение культуры понимает, какой именно объем прав на произведение ему необходим, этим объем они и ограниваются;
  • если учреждение культуры планирует публично исполнять произведение автора, то для этого нужно разрешение на публичное выступление;
  • нужно четко определить предмет договора, то есть то конкретное произведение, права на которое получает лицензиат.

Авторский договор может предполагать получение лицензиатом исключительной или неисключительной лицензии.

Получение лицензии исключительной означает, что только конкретное учреждение культуры (например, театр), может пользоваться правами на произведение оговоренным способом.

При предоставлении лицензиату неисключительной лицензии за автором сохраняется право использования произведения тем или иным способом, а также передавать это право и другим организациям или частным лицам.

Какие еще условия необходимо учесть при заключении авторского договора:

  • нужно определить способ использования произведения. Способ может быть, как предусмотрен ГК РФ, так и быть иным;
  • формулировки, приведенные в договоре, должны быть ясными и не допускать двойного толкования. Чтобы избежать конфликтных ситуаций, в самом начале договора может содержаться раздел, в котором будут раскрыты все термины, применяемые в нем;
  • в авторском договоре должны содержаться перспективные варианты использования произведения учреждением, разработать возможные способы его использования и привести все в одном документе. Если какое-то право использования, например, музыкальной композиции, в договоре не указано, то оно считается автором не предоставленным;
  • в договоре необходимо указать, имеет ли право учреждение культуры передаст полученное право иным лицам. Например, можно ли ставить театральную постановку на гастролях в других городах. Если это прописать сразу, то в дальнейшем не нужно будет отдельно согласовывать это с автором.

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Ставки и авторские гонорары

Авторский договор обязательно предусматривает объем того вознаграждения, которое учреждение культуры должно будет выплатить автору за использование его произведения.

В постановлении Правительства РФ № 218 от 21.03.1994 года установлены минимальные ставки вознаграждения автору. Многие годы это является предметом юридических споров, поскольку сам факт установления таких ставок противоречит одному из принципов гражданского законодательства – принципу свободы договора.

На практике же часто встречаются ситуации, когда размер ставки, установленной в договоре фактически является ниже минимально установленного.

Подобные договоры действуют, но только до тех пор, пока автор не захочет оспорить его содержание, и в судебном порядке ставки авторского вознаграждения могут скорректированы до минимально утвержденных.

С точки зрения создателя произведения, наиболее выгодной является ситуация, когда он получает за его использования фиксированную выплату. Тогда учреждение культуры берет на себя полную ответственность за выплату этих сумм, учитывая, что экономическая выгода от использования произведения может быть ниже этого вознаграждения.

Например, если на концерт пришло слишком мало зрителей, учреждение культуры все равно должно будет исполнить обязательства по авторскому договору.

Что касается предельной суммы авторского гонорара, о здесь действует основной закон рынка – автор предлагает цену, а лицензиат соглашается на нее или нет.

Таким образом, согласовать приемлемые для сторон условия необходимо в рамках взаимных переговоров.

Учреждение культуры должно учитывать, что на цену авторского гонорара могут повлиять следующие условия, которыми можно оперировать при ведении переговоров:

  • цена билета на показ кинофильма, спектакля, концерта и т.д.;
  • вместимость зала по мероприятие и его заполняемость;
  • частота показов произведения ежемесячно или запланированная;
  • проведение рекламных акций с участие автора;
  • приглашение автора на премьеру показа его произведения и т.д.

Другие условия авторского договора

Помимо выше перечисленных условий, которые должны найти свое отражение в договоре с автором, необходимо подумать и о других важных моментах:

  • срок действия соглашения с автором, т.е. в течение какого периода учреждение культуры может использовать конкретное произведение. Эти сроки могут исчисляться месяцами или годами, быть привязаны наступлению каких-то обстоятельств, а также действовать только до смерти автора;
  • если стороны забыли определить срок использования произведения, то будет считаться, что соглашение действует 5 лет;
  • возможно отсутствие вознаграждения автора, т.е. передача прав от автора к учреждению культуры будет безвозмездной. Запрещено заключать договоры на таких условиях для ИП и коммерческих юридических лиц;
  • договор не будет иметь юридической силы, если в нем отсутствует указание на размер авторских выплат, равно как и способ их расчета. При этом можно указать, что создатель произведения получит свой гонорар в виде периодических платежей, в твердой сумме или в процентах (например, от выручки после проданных билетов);
  • никакой регистрации авторский договор не требует. Главное требование – его письменная форма, в таком случае он сможет обезопасить отношения между сторонами.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль