Велосипедные экскурсии: возможности и проблемы

93
Реализация Программы специальной инфраструктуры велосипедного транспорта в городе, выделение специальных дорожек и полос, разметка, необходимые дорожные знаки, изменения Правил дорожного движения в интересах велосипедистов создали возможность для проектирования и организации в Москве новой разновидности городских экскурсий велосипедных.

Первые велосипедные экскурсии в Москве

Первые велосипедные экскурсии проводились в 2013 году эпизодически, но продемонстрировали организаторам и заинтересованным специалистам большой потенциал востребованности и перспективы развития.

Развитие велосипедной транспортной инфраструктуры в Москве началось в 2010 году. 

Инициаторами этого процесса стали общественные организации (Велотранспортный союз, Веломобильный центр, клуб «Титан») и депутаты Московской городской думы.

В 2011 году с использованием опыта европейских городов была разработана концепция велотранспортного движения, создан Центральный научно-исследовательский и проектный институт велотранспорта, представлена схема размещения объектов инфраструктуры, началась практическая работа по реализации.

В результате системной работы правительства Москвы к началу 2015 года общая протяженность велодорожек в столице составила 146 км, создана сеть пунктов проката велосипедов, обустроены более одной тысячи парковок для велосипедов.

​Планировочная схема размещения объектов велотранспортной инфраструктуры охватила различные районы города: в Москве появилась специальная карта велодорожек. 

Клубы велолюбителей и пункты велопроката создали тематические велоэкскурсии по нескольким маршрутам. Велопрокат «Крути педали» предложил несколько маршрутов: «Сталинские высотки» (35-километровый маршрут, через 7 знаменитых высотных домов занимает 5–6 часов с несколькими остановками); «Советская архитектура» 20–30-х годов (от Воробьевых гор к югу центральной части Москвы); «Архитектура авангарда» (осмотр зданий известных московских архитекторов). 

Велоклуб «Титан» проводил экскурсии «Тропою московских парков», «Ночное приключение», «Набережные Москвы» для неподготовленных участников, продолжительностью 3–4 часа. В число первых организаторов велоэкскурсий вошли компании: «Свежий ветер», «МАО», «Новый акрополь», «Крути педали», «Оливер Байкс». В экскурсионную работу включились общественные активисты, волонтеры, студенты и аспиранты.

Первые музейные велосипедные экскурсии в Москве проводились на территории усадебных парков для показа различных объектов архитектуры и усадебной застройки.

В Музее русской усадебной культуры «Влахернское – Кузьминки» (усадьба князей Голицыных) на прокатных велосипедах специалисты проводят велосипедные экскурсии по внутреннему пространству территории – усадебному парку, представляют архитектурное наследие и историю усадьбы князей Голицыных. 

С позиций методики экскурсионной работы их можно считать разновидностью музейной экскурсии с использованием технических средств.

В августе 2013 года с инициативой первой музейной велосипедной экскурсии на улицах города Москвы выступил музей «Садовое кольцо».

На старте

Два года назад в самом начале июня наш музей проводил пешеходную экскурсию по родному Мещанскому району. «Мы гуляли по Неглинной, заходили на бульвар…» и на Трубной площади буквально наткнулись на велосипедную стоянку. Дюжина новых красных велосипедов с эмблемой спонсора ждала нас в стойле проката компании Velobike.

Это департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы 1 июня 2013 года установил первые городские пункты проката велосипедов.

Всего два месяца спустя музей «Садовое кольцо» при поддержке департамента культуры города Москвы, департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, ОАО «Банк Москвы» провел первую экскурсию с использованием городских пунктов проката велосипедов.

На старте велосипедного экскурсионного маршрута «По реке, которой нет…» собрались москвичи и гости столицы самых разных возрастов, всего около 150 человек. 

Среди них были представители департамента культуры города Москвы, департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, депутаты Московской городской думы, представители велосипедных клубов Москвы, известные блогеры, экскурсоводы.

Освещалось событие большим количеством СМИ: телевизионные программы России и Москвы, зарубежные каналы телевещания, ведущие газетные репортеры, информационные сайты.

Музей на велосипеде

Сотрудникам музея «Садовое кольцо», которые вели первую музейную велосипедную экскурсию, стоило большого труда уговорить всех желающих отправиться по маршруту прийти в другой день, записаться на следующую экскурсию. И тем не менее экскурсионная группа около 80 человек отправилась в путь.

Старт на Трубной, где установлена одна из парковок общественного проката, далее на север – по Цветному бульвару до Садово-Самотечной улицы.

За Садовым кольцом маршрут продолжается по Самотечному и Екатерининскому бульварам до Суворовской площади, затем переходит в Екатерининский парк и после небольшого переезда завершается парком Фестивальным.

Музей на велосипедеВсё это интересные места, охватывающие историю Москвы начиная с XVI века. А поскольку музей накопил за десятилетия своей деятельности достоверный исторический материал, появилась возможность, охватывая довольно большой отрезок территории Москвы, подробно представить все самые интересные исторические объекты. 

Получился своего рода симбиоз велосипедной прогулки и городской музейной экскурсии. Экскурсанты получили уникальную возможность не просто увидеть интересные здания, храмы и памятники, узнать историю их создания, услышать рассказы о людях, с которыми эта история связана, а еще и совершить оздоровительную прогулку, отдохнуть и сделать красивые фотографии для личных коллекций.

Почему был выбран именно этот маршрут?

Мы столкнулись с проблемой неготовности московских улиц и скверов к массовым велосипедным поездкам. Не было тогда велосипедных дорожек в центре Москвы. Да и Правила дорожного движения в 2013 году были не на стороне велосипедистов.

Двигаться на велосипеде мы могли только по проезжей части улиц в крайнем правом ряду, как можно ближе прижавшись к обочине. В Москве днем в центре города? Да это просто невозможно!

Тогда мы решили использовать очень важное для нас преимущество – наличие на территории Мещанского района так называемого Северного паркового луча: системы парков и скверов, которая начинается от Трубной площади и тянется до Третьего транспортного кольца.

Главной темой экскурсии стала история реки Неглинной, убранной в XIX веке под землю, с образованием на пути ее исчезнувшего русла системы скверов и парков. Поэтому этот экскурсионный маршрут и был назван «По реке, которой нет…».

Обратите внимание 

Музейная велосипедная экскурсия – новый музейный продукт, который совмещает сразу несколько видов досуга: образовательный, культурный и спортивный.

Музейный продукт

Почему мы называем наш новый музейный продукт «музейная велосипедная экскурсия»?

Экскурсия – методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Б.В. Емельянов «Экскурсоведение. Учебник»

Во-первых, это экскурсия, как говорят математики, по определению, т. е. показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Во-вторых, это музейная экскурсия, созданная на научной основе коллективом сотрудников музея, по городу как музею под открытым небом. Тематика и содержание велосипедных экскурсий определяются научной концепцией музея, соответствуют общему содержанию культурно-просветительной работы музея.

Объектами экскурсионного показа являются:

  1. Недвижимые объекты культурного наследия. 
  2. Пмятные исторические места. 
  3. Отдельные музейные экспозиции и выставки. 
  4. Ландшафт территории,объекты флоры и фауны. 

Музей разрабатывает и утверждает методические рекомендации на проведение каждого вида велосипедной экскурсии. 

Маршруты экскурсий создаются объединенными усилиями высококвалифицированных специалистов музея, определяющими их содержание, объекты показа, и специалистами (консультантами) по оказанию туристских услуг.

В-третьих, транспортное средство для передвижения по маршруту – велосипед. Методики создания и ведения велосипедных экскурсий имеют свои особенности. О них давайте поговорим.

Обмен опытом

На велосипеде по Берлину. Для развития велосипедного экскурсионного обслуживания в Москве очень важно учитывать и использовать накопленную международную практику. Группа сотрудников музея «Садовое кольцо» по специально разработанной программе изучала опыт организации велосипедных экскурсий в городе Берлине.

Участники программы проехали по велодорожкам Берлина три тематических экскурсионных маршрута, всего более тридцати километров в сопровождении гидов компании Berlin on bike.

В мире существует ассоциированное партнерство компаний, организующих велосипедные туры и прокат велосипедов в различных городах. Специализированные велосипедные туристические компании предлагают своим клиентам различные виды услуг: туры на велосипедах, отдельные познавательные экскурсии, каникулы на велосипедах, индивидуальные велосипедные маршруты и пр.

Созданы разнообразные модели предлагаемых познавательных программ на веломаршрутах, система скидок и бонусов для постоянных участников и клиентов. Компании – организаторы велосипедных экскурсий в различных городах мира представлены на сайте Cykle-cities.com.

Музей «Садовое кольцо» получил приглашение присоединиться к профессиональному международному сообществу организаторов городских велосипедных экскурсий.

В ходе обсуждения практики велосипедных экскурсий в Берлине и Москве между руководителями компании Berlin on bike и музея «Садовое кольцо» достигнута договоренность о заключении договора о сотрудничестве в целях развития велотуризма в Москве и Берлине.

Особенности велосипедных экскурсий

Музейная велосипедная экскурсия – это увлекательное путешествие, познавательное, спортивное, веселое. Как правило, на старте собирается группа экскурсантов, которая отправляется в экспедицию на велосипедах по городу, и город открывается им с совершенной иной стороны.

Скорость велосипеда примерно равна скорости передвижения гужевого транспорта, что позволяет почувствовать городское историческое пространство в скоростных режимах его прошлого. Мы едем по городу примерно также быстро или медленно, как наши предки на лошадиных повозках, каретах, пролетках и пр.

Скорость и способ перемещения по городу определяют архитектуру городского пространства. Пропорции городских расстояний исторического центра Москвы соответствуют велосипедному скоростному режиму.

К тому же только на велосипеде возможно прочувствовать рельеф города: спуски, подъемы, складки местности, русла исчезнувших рек.

Велосипедные экскурсии имеют бесспорные преимущества для исторического центра города (для малых городов).

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Осторожно велосипедист

Велосипедисты старше 14 лет

Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

• по правому краю проезжей части в следующих случаях: 

  1. Отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, либо отсутствует возможность двигаться по ним.
  2. Габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м

Движение велосипедистов осуществляется в колоннах.

По обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.

• по тротуару или пешеходной дорожке в следующих случаях:

  1. Отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине.
  2. Велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

Велосипедисты от 7 до 14 лет 

Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Велосипедисты до 7 лет 

Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80–100 м.

Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

Правила дорожного движения Российской Федерации

Приказ Министерства культуры РФ от 03.05.2011 № 429

Велосипедные экскурсии: преимущества

Экскурсионная группа не стоит в транспортных пробках, передвигается достаточно быстро, при этом все видит на маршруте. Остановки делают в местах, представляющих наибольший интерес для раскрытия тематики экскурсии, для отдыха, удобства и безопасности экскурсантов.

Велосипед дает возможность проехать большое расстояние, многое увидеть и не устать при этом.

Музейная велосипедная экскурсия – динамичная. Здесь все происходит очень быстро: движение, передача информации, новых знаний. Речь экскурсовода информационно насыщенна, при этом лаконична – во время такой экскурсии невозможно говорить сложными длинными предложениями.

Удерживать постоянное внимание группы во время городской музейной велосипедной экскурсии могут только хорошо обученные профессионалы. Как правило, в конце маршрута группа экскурсантов превращается в дружную команду.

Вопросы безопасности

Особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности экскурсантов и экскурсовода на велосипедном маршруте.

В процессе проектирования экскурсии разрабатывается маршрут, безопасный для движения экскурсантов.

Введенные в действие 2014 году Правила дорожного движения являются основным нормативно-правовым актом, определяющим выбор безопасного пути экскурсантов.

Велосипедный маршрут проходит в существующих дорожных условиях нашего города, и это всегда смешанный способ передвижения:

  • по правой полосе движения на проезжей части;
  • по выделенным велосипедным полосам на проезжей части улиц;
  • по пешеходно-велосипедным дорожкам в парках и на бульварах;
  • по тротуарам и пешеходным переходам.

Все участники экскурсии (их всегда не более 15 человек) обеспечиваются средствами индивидуальной защиты:

  1. защитный шлем;
  2. светоотражающий жилет для визуального обозначения участника велосипедной колонны;
  3. плащ от дождя.

Экскурсовод и ассистент экипированы:

  • шлемами и жилетами;
  • микрофонами, трансляторами и преемниками звука для экстренной коммуникации;
  • аптечкой (в рюкзаке ассистента) для оказания первой медицинской помощи.

Обратите внимание 

Перед началом движения на маршруте проводится инструктаж экскурсантов по технике безопасности и правилам ведения городской велосипедной экскурсии. Все экскурсанты получают буклет с Правилами движения для велосипедистов в Москве, разработанными и опубликованными департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

Также участники экскурсии обеспечиваются буклетом с картой маршрута и основными сведениями об экскурсии, трансляторами звука и наушниками.

Во время прохождения велосипедного маршрута экскурсанты движутся в колонне, которую возглавляет экскурсовод, а замыкает колонну ассистент. Рассказ экскурсовода ведется только в местах остановок. Во время движения велосипедистов все внимание сосредоточено на безопасном движении по улицам, бульварам, набережным и паркам города.

Подбор и подготовка специалистов

Подбор, обучение и аттестация экскурсоводов и контроль качества проведения велосипедных экскурсий – одна из важнейших задач, стоящих перед музеем. До 2015 года музейные велосипедные экскурсии проводили только научные сотрудники музея «Садовое кольцо».

Количество велосипедных маршрутов росло, желающих записаться на экскурсию становилось все больше и больше. Небольшой коллектив музея просто не справлялся. Вопрос о велосипедных экскурсоводах стоял необычайно остро!

Профессия городского велосипедного экскурсовода совершенно новая для Москвы. Мы исследовали рынок образовательных услуг, обратились в Международную ассоциацию гидов-переводчиков, экскурсоводов и туристических менеджеров и выяснили, что пока никто из коллег в Москве не занимался ни велосипедными экскурсиями, ни профессиональной подготовкой велоэкскурсоводов.

Пришлось нам решать и этот вопрос. Так в октябре 2014 года в музее «Садовое кольцо» открылась Школа велосипедного экскурсовода.

Продвижение на рынке туристских услуг

Музейные велосипедные экскурсии – продукт культурного туризма, имеющий достаточно высокую себестоимость. Затраты организаторов, например, нашего музея, весьма велики.

Процессы разработки маршрута, технической организации экскурсии, ведения самой экскурсии, а также подготовки кадров весьма трудоемки, требуют высокой квалификации, поэтому и стоимость такой экскурсии для потребителей не может быть низкой. 

На сегодняшний день на маршруте «Бульварное кольцо на велосипеде» цена для одного экскурсанта составляет 750 рублей. И это только в том случае, если экскурсант поедет на своем велосипеде.

Прокат городского велосипеда стоит порядка 700 рублей. Музей же предоставляет пакет экскурсионных услуг с прокатом велосипеда за 1300 руб.

В настоящее время в экскурсионной деятельности музея «Садовое кольцо» используются три велосипедных маршрута, и еще несколько находятся в стадии проектирования.

С мая по сентябрь музей «Садовое кольцо» регулярно, по четвергам и субботам, проводит музейные велосипедные экскурсии для москвичей и гостей столицы. За два с половиной сезона проведено около 100 экскурсий, которые посетили почти тысяча человек.

Экскурсант упал с велосипеда, ​Кто виноват и кто несет ответственность?

Вопросы, связанные с причинением вреда здоровью или имуществу гражданина при оказании ему услуг учреждениями культуры, регулируются гл. 59 Гражданского кодекса РФ и Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». 

Общее правило, которое действует применительно к ситуациям, когда при оказании услуги (вследствие какого-либо ее недостатка) причинен вред здоровью или имуществу гражданина, сводится к следующему: исполнитель услуги несет ответственность за причинение такого вреда вне зависимости от его (исполнителя) вины и наличия заключенного между исполнителем и получателем услуги договора на ее оказание (ст. 1095 ГК РФ).

Термин «недостаток услуги» законом определен очень широко, под ним понимается несоответствие услуги или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых услуга такого рода обычно используется, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении договора. 

Кроме того, при организации велосипедных экскурсий учреждению культуры придется в рамках предоставления информации об оказании услуги обеспечить инструктаж экскурсантов о правилах дорожного движения, ознакомление граждан с технической документацией на предоставляемые велосипеды. 

Учреждение должно обеспечить допуск к участию в экскурсии велосипедистов, чьи транспортные средства являются исправными, детей – при наличии средств индивидуальной защиты от травм при падениях, то есть максимально обеспечить безопасность участников экскурсии при ее оказании, в том числе по аналогии с правилами предоставления подобных услуг (связанных с использованием источников дополнительной опасности) иными организациями (прокат велосипедов, коньков и проч.).

В связи с тем, что получатели услуги, здоровью или имуществу которых был нанесен вред во время оказания услуги, склонны обвинять исполнителя услуги в некачественном ее оказании, что, по их мнению, и явилось причиной наступления вреда, учреждение культуры – исполнитель услуги, чтобы избежать ответственности, которая, как ранее указывалось, наступает и при отсутствии вины исполнителя, вынуждены будут доказывать:

Услуга была предоставлена без недостатков, то есть ее оказание соответствовало всем правилам, стандартам и требованиям, установленным законодательством, потребитель был полностью проинформирован об услуге (именно для этого необходимы вышеописанный инструктаж и осмотр транспортных средств, поверка наличия индивидуальных средств защиты).

В случае с падением экскурсанта с велосипеда при проведении музеем велосипедной экскурсии, маршрут которой проходил по территории, не предназначенной для велосипедных прогулок, доказать безопасность и соблюдение всех правил организации велосипедной экскурсии будет очень сложно.

Вред был причинен вследствие непреодолимой силы, например, внезапное ухудшение погоды, землетрясение, проч. (ч. 5 ст. 14 Закона о защите прав потребителя).

Причинение вреда явилось следствием нарушения потребителем установленных правил оказания услуги: когда посетитель скрыл недостатки используемого им личного транспорта или официально не был допущен к участию в экскурсии (ч. 5 ст. 14 Закона о защите прав потребителя).

Как правило, все спорные ситуации разбираются в суде, где вся сложность в формировании и отстаивании правовой позиции учреждения культуры будет сводиться к выявлению и доказыванию перечисленных факторов, освобождающих исполнителя услуги от ответственности.

Учреждению культуры рекомендуется разработать и утвердить правила проведения велосипедных экскурсий, с которыми ее получатели должны быть ознакомлены под подпись до начала проведения экскурсии.

В целом можно отметить, что в большинстве ситуаций суды встают на сторону граждан, здоровью или имуществу которых был причинен вред в процессе оказания услуги, как того, собственно, и требует законодательство о защите прав потребителей.

С исполнителя услуги – учреждения культуры взыскиваются в пользу пострадавшего гражданина имущественные убытки, связанные с ремонтом имущества или лечением, а в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 1100 Гражданского кодекса РФ), может быть взыскан также и моральный вред. 

Полностью обезопасить учреждение культуры от имущественных рисков, связанных с необходимостью возмещения вреда гражданам, возникшего вследствие недостатков оказываемых услуг, может только добровольное страхование учреждением своей гражданской ответственности.

Резюме

Музей создает качественные туристские продукты – городские велосипедные экскурсионные маршруты, соответствующие государственным стандартам, поскольку имеет для этого научные знания, специализированные научные кадры, информационные ресурсы, музейные фонды, творческий потенциал музейных работников.

Однако перспективы нового продукта во многом зависят от кооперации с партнерами, в частности, в плане развития территории экскурсионных маршрутов, установки велооборудования и информационно-опознавательных знаков на улицах города.

Проблемы, которые предстоит решить в рамках организации велосипедных экскурсий

Организационно-правовые вопросы

Создание инфраструктуры и материально-технической базы

Разработка методической документации

1. Заключение необходимых партнерских договоров о прокате велосипедов, об организации питания, о рекламе велоэкскурсий, привлечение возможных спонсоров для инвестиций в развитие велосипедных дестинаций. 2. Разработка регламента безопасности, порядка хозяйственной эксплуатации и инфраструктуры велосипедных маршрутов (санитарная гигиена экскурсионного оборудования, уборка площадок старта-финиша и отдыха и др.). 3. Подготовка документов финансовой отчетности: путевки для группы, билеты для индивидуалов на велосипедные экскурсии, прейскурант стоимости услуг

1. Создание проектной документации маршрутов, проектирование велосипедных дорожек в соответствии с содержанием экскурсий, объектов показа, нанесение необходимой разметки на велодорожки соответствующих знаков и указателей. Установка велосипедных парковок на протяжении маршрута в случае осмотра экспозиций или объектов внутри помещений. 2. Установление места начала экскурсии, места выдачи инвентаря, продажи экскурсионных билетов и путевок. Размещение правил проведения и безопасности велосипедных экскурсий, страхование экскурсантов на маршруте. 3. Регламентирование порядка использования велосипедов и предоставления их экскурсантам на основе вариантов: возможности создания собственного парка прокатных велосипедов и организации ремонта и обслуживания либо партнерский договор о сотрудничестве с фирмой проката велосипедов. Определение возможности проведения экскурсий на собственных велосипедах экскурсантов. Приобретение и использование звукоусилительной аппаратуры для ведения экскурсий по шумным улицам города. 4. Проведение рекламной кампании велосипедных экскурсий. Ориентируется преимущественно на молодежную аудиторию и приоритетно использует сетевые ресурсы, сайт музея и другие электронные ресурсы рассылки информации. 5. Производство и реализация музейно-информационного материала: наклейки, значки, брелоки, рекламные листовки. 6. Производство и реализация специальных аксессуаров велосипедных экскурсий с брендом музея: рюкзаки, зонты, майки, фляжки для питьевой воды и др.

1. Музей разрабатывает и утверждает регламенты велосипедных экскурсий: карты-схемы, протяженность маршрута, время экскурсии и др. 2. Музей разрабатывает и утверждает в установленном порядке методические рекомендации и контрольный текст на проведение каждого вида велосипедной экскурсии. 3. На основе общих методических рекомендаций экскурсоводы разрабатывают индивидуальные тексты и сдают их методическому совету музея. 4. Методические рекомендации могут дополняться подготовленными заранее раздаточными материалами (карты или схемы маршрутов, тематические задания для экскурсантов, интерактивные программы). 5. Музей может разработать текст индивидуальных экскурсий (аудиогид), а также других информационных контентов для современных гаджетов и организовать возможность их реализации

Статья из журнала "Справочник руководителя учреждения культуры", 2015

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×