Московские мастера культпросвета

103
Дефицит молодых специалистов, отрыв образовательных программ в профильных вузах от реальной деятельности культурной институции, недостаток программ повышения квалификации или переквалификации приводят к тому, что практически каждый специалист высокого уровня выращен внутри учреждения силами других сотрудников

Культпросвет - конкурс профессионального мастерства

Конкурс профессионального мастерства «Московские мастера культпросвета» проводится с 1998 года по инициативе столичных профсоюзов и отраслевых департаментов. Продавцы, повара, машинисты, участковые уполномоченные полиции, воспитатели детских садов, работники культуры – участниками становятся представители почти сотни профессий.

Традиционно конкурс проводится в два этапа: окружной отборочный и городской финал. Номинация для сотрудников клубов, домов культуры и парков – «Лучший культурно-просветительский работник».

Основная задача не только выбрать лучшего культпросветчика, но и продемонстрировать стандарты профессионального мастерства. Кроме того, в процессе соревнования происходит обмен опытом, знакомство с различными проектами, новыми подходами и методами работы.Конкурсы проффесионального мастерства

В конкурсе может принять участие любой сотрудник Дома культуры, клуба, ТКС или парка. Причем количество претендентов от одного учреждения не ограничено: главное, чтобы заявку на участие подписал руководитель.

Таким образом, окружной тур можно предварить внутренним конкурсом в учреждении или использовать направление на конкурс как поощрение конкретному сотруднику за успешную работу и достигнутые результаты.

Конкурсы профессионального мастерства становятся одновременно инструментом для повышения квалификации и неплохим мотивационным подспорьем для сотрудников: они повышают престиж профессии и самих учреждений, позволяют конкурсантам занять более статусную позицию среди коллег. 
Руководителю участие сотрудников в подобных конкурсах дает возможность дополнительного продвижения и позиционирования своего учреждения культуры, а также работает на поддержание корпоративного духа и формирование корпоративной культуры.

По словам многих директоров, в процессе подготовки и участия в конкурсе они открывали в своих сотрудниках новые качества и компетенции, которые потом успешно использовали в текущей деятельности.
Кроме того, руководитель, посылая на конкурс сотрудника, получает возможность с выгодной стороны показать, как его учреждение работает с кадрами, готовит специалистов-практиков и насколько успешно вписывается в культурный ландшафт города.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Культпросвет

Номинация «Лучший культурно-просветительский работник», как и некоторые другие творческие специальности, кажется несколько обособленной, так как не имеет фиксированных количественных показателей. Невозможно соревноваться в скорости, и статистика не поможет вычислить лучшего. 

В связи с этим появляется блок вопросов: «Что именно следует оценивать?», «Какие критерии при этом применять?», «Какими качествами должен обладать массовик-затейник и должен ли он быть этим самым массовиком-затейником?». Вопросы сложные, спорные, неоднозначные. Их проработкой занимаются оргкомитет конкурса и судейская коллегия.

Оргкомитет формируется из представителей нескольких ДК, которым Департамент культуры поручает подготовку и проведение конкурса. Так, в 2014 и 2015 гг. оператором конкурса был ЦКИ «Меридиан», а в команду организаторов вошли работники ДК «Зодчие» и КЦ «ЗИЛ». Культпросвет

В жюри приглашаются специалисты культурно-досуговой сферы, которые не являются сотрудниками бюджетных учреждений культуры. Это условие принципиально и зафиксировано в Положении о конкурсе.

С начала нулевых годов номинанты делали акцент на шоу-составляющую своей работы: умение вести себя на сцене, создание ярких мероприятий, привлечение к работе команды. Дополнительно оценивались искусство импровизации, ораторское мастерство и эрудиция. Это было время заказа на шоу и шоуменов, и культпросветчики ему соответствовали.

Однако задачи, приоритеты, требования менялись, и актуальные тенденции 2003-го к 2014-му потеряли свежесть и начали активно отставать от темпа жизни. Изменения произошли не случайно и, скорее, были вызваны ростом предложений на рынке свободного времени, где учреждения культуры соперничают со СМИ, телевидением, спортивными комплексами, другими структурами культурно-развлекательного характера. 

Конкуренция с частными компаниями, предлагающими клиентам различные культурно-досуговые продукты, необходимость привлечения новой аудитории, острая задача развития внебюджета – все это вывело на первый план именно специалиста-управленца, который возможно ни разу не выходил на сцену и не в состоянии правильно взять ни одной ноты, но при этом может разработать и реализовать проект, решающий конкретные задачи, стоящие перед его учреждением.

В 2014 г. учреждения культуры получили обновленное положение конкурса «Лучший культурно-просветительский работник города Москвы». Формат конкурса кардинально поменялся: шоумены уступили место проектным менеджерам.

Ошибки в презентациях, которые мешают побеждать

  1. Многословие. Презентация – лаконичный жанр. К тому же чем меньше слов, тем крупнее можно использовать шрифт, что удобно при защите.
  2. Неграмотность. Конкурсные презентации к большому удивлению членов жюри содержат и орфографические, и пунктуационные ошибки.
  3. Некачественный иллюстративный материал. Фото недостаточного размера, плохо сделанные снимки, картинки, не соответствующие текстовой информации, – все это критично снижает конкурентоспособность презентации. Хороший культпросвет должен быть красочным и привлекательным.
  4. Отсутствие логики. Хотя презентация кажется жанром формальным, все же и у нее должен быть сюжет.
  5. Непродуманный дизайн слайдов. Он может испортить впечатление жюри даже от самой содержательной презентации, а это обязательно скажется на итоговой оценке.

Принципиально изменились требования к участникам. Если раньше конкурсантам необходимо было разработать несколько сценариев, различных программ, постановок и показать их на сцене, то с 2014 г. акцент сделан на умение представить свою профессиональную деятельность без использования сценических жанров. 

Культпросветчиков попросили разработать презентации и защитить их. Такой подход изменил состав участников конкурса. Для многих задание оказалось сложным, далеко не все учреждения решились выдвинуть кандидата. 

С другой стороны, изменение условий позволило принять участие в конкурсе тем сотрудникам ДК и клубов, которые готовы были поделиться своим опытом организации мероприятий с позиции менеджера.

Конкурсные тонкости

Заданием окружного этапа в 2015 г. стало создание презентации, в которой участники должны были лаконично и четко (не более 15 слайдов) отразить процесс своего становления как специалиста, свои достижения, а также деятельность, направленную на модернизацию и повышение уровня культурного продукта. 

Кроме того, обязательно обозначить проекты (или проект), реализованные конкурсантом. Такое задание потребовало от культпросветчика новых компетенций.

Презентация – самостоятельный жанр с собственными правилами и требованиями. С одной стороны, это удобная и лаконичная возможность рассказать обо всех важных моментах профессиональной деятельности. 

Кратко описать свой предыдущий опыт работы, представить текущие проекты, сформулировать собственное представление о целях и задачах культпросветчика – все это с успехом можно изложить в пятнадцати слайдах. Но с другой стороны, подготовка презентации скрывает массу подводных камней. Поэтому участникам не удалось избежать и ошибок.

В дополнение к презентации конкурсанты подавали в оргкомитет заявку-анкету, где подробно перечисляли все проекты и мероприятия, прошедшие с их участием, и рекомендации от двух специалистов культурной сферы, но не работающих в том же учреждении, что и конкурсант.

Кроме того, было требование о минимальном стаже – к участию допускались те, кто работал в культуре не менее трех лет. При этом нельзя сказать, что среди участников конкурса оказались специалисты со схожей профессиональной судьбой. 

Одни всю жизнь проработали в культурно-досуговых учреждениях, а другие пришли в клубы и Дома культуры сравнительно недавно, потому и проектный багаж у конкурсантов был разный не только количественно, но и тематически. 

В финал 2015 г. вышли 8 работников культпросвета. Отбор был очень жестким, к сожалению, многие соискатели даже не попали в конкурентное сражение только из-за несоблюдения формальных требований. 

Номинация большого конкурса «Московские мастера» для культпросветчиков оказалась непохожей на другие еще и потому, что конкурентами оказались специалисты разных должностей и специализаций: кружководы, методисты, заведующие отделами.

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Оценивая конкурсантов, жюри выставляло баллы от 1 до 5 по следующим критериям:

  • вклад участника в развитие деятельности учреждения культуры, которое выдвигает его на конкурс (фестивали, акции, наполнение традиционных форм новым материалом);
  • вклад участника в развитие культуры округа, города (общегородские акции, инициатива по созданию мероприятий);
  • профессионализм участника (образование, дополнительные курсы, семинары, практикумы);
  • инновационность и актуальность проекта участника (свежая идея, отвечающая запросам потребителя).

Самые высокие оценки получали конкурсанты, понимающие целевую аудиторию проектов и мероприятий, умеющие сформулировать цели своей деятельности и, пожалуй, главное – сумевшие достойно представить свою работу за 8 минут.

А решающим, конечно, было соответствие формулировок представленных в презентациях реальных проектов.

Готовимся к следующему конкурсу

Подготовка к любому конкурсу требует огромных временных затрат и отрывает от текущей работы не только самого претендента, но и его коллег, помогающих на подготовительном этапе. Однако эти затраты работают на пользу всему учреждению, а не только самому участнику.

Как минимум по формальному признаку – наличие в штате победителя или призера конкурса профессионального мастерства повышает престиж учреждения.

Портрет лучшего культпросвет работника

  1. Способен думать масштабно, но в пределах реальных возможностей, творчески и креативно.
  2. В состоянии спланировать бюджет, составить адекватное техническое задание для PR-отдела и привлечь конкретных людей под конкретную задачу.
  3. Находится в постоянном поиске, обрастает контактами, навыками и знаниями.
  4. Является подобием движка, который запускается, когда есть необходимость, и запускает остальных в правильном направлении.

Другой немаловажный момент – мотивационный.

  1. Возможность принять участие в конкурсной схватке, выйти за границы учреждения, показать себя на фоне коллег и на них посмотреть значительно повышает мотивацию профессиональной деятельности в государственном учреждении для молодого специалиста.
  2. Новые требования, сформулированные в Положении, способствуют стремлению сотрудников, явно им не соответствующих, к повышению квалификации, овладению новыми формами и форматами работы, личностному росту.
  3. Финалисты, занявшие первые три места, награждаются денежными призами, остальные участники получают дипломы и памятные подарки.

Вообще, конкурсные новшества вызвали разные чувства у коллег. Кто-то веяния времени уловил давно и целенаправленно перестраивает свою работу, другие пока находятся в стадии интереса. Третьи застыли в периоде непонимания и отрицания.

Первые и вторые не вызывают опасения: люди стараются двигаться вперед, пробуют, ошибаются, учатся. С последними работать сложно: они демонстративно не принимают условия, а значит, стоят на месте.

Опыт проведения конкурса по новым правилам показал, что многие клубы и Дома культуры уже имеют в своем распоряжении специалистов, чей уровень компетенций соответствует современным задачам, стоящим перед учреждениями.

Однако число менеджеров невелико, особенно за пределами крупных городов. Клубы в небольших населенных пунктах продолжают работать по старинке и культпросвет в них давно неактуален.

Для них Департамент культуры проводит образовательные семинары, курсы, встречи как с отечественными специалистами нового формата, так и с зарубежными коллегами.

Статья из журнала "Справочник руководителя учреждения культуры", 2015

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×