Охрана музеев в новых реалиях

159
Охрана музеев осуществляется частными охранными предприятиями и тревожными кнопками. Предполагается, что сигналы опасности будут поступать на пульты вневедомственной охраны, и на них будут реагировать ближайшие патрульные машины.

Охрана музеев по новым правилам

Полиция прекратит охранять музеи федерального значения с 1 ноября. Сокращение численности сотрудников МВД в основном касается вневедомственной охраны. Поскольку музеи уже не входят в число критически важных объектов, они должны сами заботиться о своей безопасности.Музеи и безопасность

Охранные предприятия, не имеющие таких полномочий, как полиция, тревожная кнопка или мобильное патрулирование, по мнению многих руководителей музеев, не могут обеспечить адекватную защиту.

Следует учесть, что треть учреждений культуры находится за пределами городов. Именно музеи-усадьбы, лишившиеся защиты, могут стать легкой добычей для злоумышленников. Прибывшему патрулю будет уже нечего защищать.

Союз музеев России даже предложил учреждениям культуры провести учения по охране экспонатов без участия МВД.

Исполнительный директор Союза музеев России Борис Аракчеев рассказал журналу «Справочник руководителя учреждения культуры», что в связи с озабоченностью музеев, получивших извещение МВД о расторжении договоров ведомственной и вневедомственной охраны, Союз музеев России (Президент Союза М. Б. Пиотровский) направил обращения в Правительство РФ с просьбой найти возможность сохранить существующий в настоящее время порядок охраны полицией зданий и хранилищ федеральных музеев (музеев-заповедников).

Порядок охраны музеев, пояснил Аракчеев, определяется директорами, по согласованию с Учредителем, исходя из наличия бюджетных средств и местных условий. В музеях хранится Государственный фонд культурного наследия России, зарегистрированный в Государственном каталоге.

Поэтому решаться этот вопрос должен Правительством (Министерством культуры и МВД) исходя из возможностей бюджета. Так, например, во времена перестройки было разрешено государственным музеям пользоваться услугами частных охранных предприятий, когда это допустимо.

Уроки самообороны

Особенности осуществления охраны музеев

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от  10.12.2013 №  2324-р «Об изменениях, которые вносятся в перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией» государственной охране полицией подлежат здания и хранилища федеральных государственных музеев (музеев-заповедников), а музеи, учредителями которых являются субъекты РФ и муниципальные образования, несмотря на то, что могут хранить музейные предметы и коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, с 1 января 2014 г. обязательной государственной охране не подлежат.

Таким образом, охрана музеев полностью осуществляется силами частных охранных структур.

Обратите внимание

Собственником имущества структурных подразделений вневедомственной охраны, создаваемых в управлениях МВД России, предоставляющих соответствующие услуги по обязательной охране объектов и зданий полицией, является Российская Федерация (ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ). Указанные подразделения действуют в типе казенных учреждений, а это означает, что собственник имущества при недостаточности денежных средств казенного учреждения будет нести субсидиарную ответственность (ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ).

Конечно, правильно говорить о том, что ущерб в полном объеме будет скорее взыскан с федерального казенного учреждения, чем с частного охранного предприятия. Федеральному бюджету всегда есть чем отвечать по своим обязательствам.

Но обязанность по доказыванию, что утрата или повреждение музейных предметов или коллекций произошла в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения отделом вневедомственной охраны (ОВО) или частным охранным предприятием (ЧОП) обязательств, включенных в договор, в любом случае будет лежать на музее.

Обратите внимание

Типовые формы договоров охраны предусматривают освобождение от ответственности ОВО в случае, если ущерб нанесен «Заказчику» от грабежа, разбойного нападения или пожара. Поэтому при заключении договора на оказание охранных услуг и с частными, и с государственными организациями важно внимательно читать условия договора.

Кроме того, самостоятельным вопросом на этапе, предшествующем заключению договора или решаемым в рамках заключаемого договора, должно являться определение размера возможного ущерба в условиях, когда балансовой стоимости музейные предметы и коллекции не имеют.

Вследствие установления более высоких цен на услуги ОВО, чем цены на аналогичные услуги ЧОП, Правительством РФ был сделан вывод о бюджетной «состоятельности» на покрытие указанных расходов по «государственным» расценкам только у федерального бюджета.

Комплекс безопасности музея (далее — Комплекс безопасности) формируется с учетом множественных угроз для музейных зданий и коллекций. Такой комплекс должен быть увязан со сложной организационной структурой учреждения, в т. ч. с межведомственным взаимодействием музея со службами МЧС и МВД.

Обратите внимание

Основные угрозы для музейных зданий и коллекций можно подразделить на три группы:

  • природные (пожары, наводнения, землетрясения);
  • криминогенные (кражи и грабежи, акты вандализма, утрата коллекций в результате террористических и военных действий);
  • техногенные (радиационные, химические и иные загрязнения, связанные с авариями и катастрофами техногенного характера).

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Примите к сведению

Дополнительные гарантии и повышенные обязательства возмещения вреда, возможного к причинению, не готовы брать на себя ни ОВО, ни ЧОП. Таким образом, логика внесения изменения в распоряжение Правительства РФ от  02.11.2009 №  1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией» в части исключения региональных и муниципальных музеев из объектов, подлежащих государственной охране, не связана с ценностью хранимых музеем музейных предметов и коллекций (включая оружие и изделия, содержащие драгметаллы).Региональные и муниципальные музеи

Важнейшими угрозами являются пожары, хулиганство и вандализм, хищения, терроризм, наводнения и затопления, метеорологические явления и критические изменения микроклимата, неудовлетворительное техническое состояние и неисправность средств и систем, вызывающие нарушения в подаче электроэнергии, тепло- и водоснабжении.

Основой для формирования задач и определения структуры музейной Службы безопасности (далее — Службы безопасности) является детальный анализ наиболее вероятных угроз и уязвимых мест с учетом специфических условий каждого конкретного объекта. Поэтому создание Комплекса безопасности крайне актуально для музеев и выставочных комплексов в части сохранения музейных коллекций.

Основные тактические задачи этой службы определяют порядок охраны для всего музейного комплекса при следующих режимах работы:

  1. Объект открыт для посещения экспозиции в рабочие дни недели.
  2. Объект открыт для посещения экспозиции в воскресные и праздничные дни, когда все служебные кабинеты и фондохранилища закрыты и находятся под охраной.
  3. Объект закрыт для посещения экспозиций, но открыт для сотрудников и посетителей, приходящих по служебным делам.

Сотрудники находятся на рабочих местах проведение мероприятий (лекции, концерты, праздничные вечера и т. д.) в вечернее время для ограниченного круга лиц с проходом в экспозиционные залы объект полностью закрыт для сотрудников (кроме дежурной смены) и посетителей (в ночное время, выходные дни) — нерабочее время.

Исходя из функциональных особенностей объекта, с учетом опыта создания систем музейной безопасности в музее и управления ими, можно составить примерную структуру Службы безопасности. В ней стоит указать названия отделов и основные задачи каждого из них.

Уроки самообороны

Зачастую функции Службы безопасности сводятся только к физической охране. Организационно-административные мероприятия не рассматриваются как приоритеты музейной безопасности.

Например, из-за отсутствия комплекта инструкций и положений не определена ответственность за внутриобъектовый и  контрольно-пропускной режим, за ведение ключевого хозяйства, следовательно, не налажены контроль перемещения предметов коллекции и учет контроля доступа в музейные помещения.

В результате Служба безопасности не работает должным образом, ее существование становится проформой. Но даже неэффективное подразделение продолжает оттягивать на себя часть бюджета учреждений.

Музей-заповедник «Дивногорье» довольно давно сотрудничает с ЧОПами по охране территории и объектов культурного значения. Мы всегда работали на смешанной основе: главный пост охранялся силами МВД, а остальные — охранными предприятиями.

С 2014 года, в соответствии с постановлением МВД, региональные музеи лишены возможности пользоваться услугами полиции, но нам удалось сохранить так называемую «тревожную кнопку».

В течение двух последних лет мы сотрудничаем с одним и тем же частным охранным предприятием, которым осуществляется охрана музеев. Ему удается выигрывать конкурс.

Сотрудники ЧОПа обслуживают 8 постов. 4 из них — круглосуточные и круглогодичные, 3 — сезонные, с меняющимся рабочим графиком и группой быстрого реагирования на автомобиле. Ее задачей является поддержание порядка на 1100 гектарах заповедной территории, где нельзя ставить палатки, разводить костры, рвать растения.

Все сотрудники ЧОПа, работающие на нашей территории, — местные жители в возрасте от 28 до 60 лет. И в этом большое преимущество. В условиях высокой безработицы в регионе они дорожат своей работой и вносят в нее много личного, ведь они не случайные люди, это их земля.

Обратимся к проведению торгов на получение услуги по охране. Здесь неожиданность может подстерегать каждый музей. По закону о конкуренции любое частное охранное предприятие может принять участие в конкурсе.

К сожалению, самый главный аргумент для победы в нем — снижение цены. Иногда, опустив ее на 50–80%, конкурс выигрывает фирма из другого региона (по закону она может быть зарегистрирована хоть в Находке, а предлагать свои услуги в Воронеже). Да, лицензия у нее имеется, но принципы функционирования непонятны и непрозрачны.

Выяснить что-либо о репутации таких «гастарбайтеров» часто бывает непросто.

На общем собрании Союза музеев было высказано предложение сделать торги закрытыми и основным критерием победы в них установить не низкую цену оказываемой услуги, а качество и количество личного состава, его профессионализм, техническое оснащение ЧОПа.

Важно понимать, что отсутствие в музее или галерее собственной Службы безопасности резко снижает уровень защищенности материальных и культурных ценностей от разного рода внутренних и внешних посягательств и угроз.

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Возмещение причиненного ущерба

Федеральный музей

Вследствие некачественного оказания охранных услуг возмещение вреда, причиненного собственнику (Российской Федерации), в порядке, установленном гражданским законодательством, будет происходить за счет средств федерального бюджета.

То есть имуществу РФ уже нанесен невосполнимый вред (утрачены культурные ценности), еще и появятся дополнительные расходы федерального бюджета, необходимые для возмещения причиненного вреда музею.

Утрата или повреждение может произойти и при качественно организованой охране (т. е. с соблюдением всех сроков и условий, установленных договором на оказание охранных услуг), тогда музей окажется либо втянутым в судебные разбирательства, либо поставленным перед необходимостью поднимать вопрос о компенсации утрат страховыми выплатами (при наличии договора страхования и наступлении указанного в нем страхового случая).

Региональный музей

В этом случае действия администрации музея будут также связаны с возмещением причиненного музею вреда. Но в отношении музейных предметов и коллекций, относящихся к региональной собственности, в судебном порядке иск будет подаваться к федеральной казне (учреждению (ОВО), которое оказало некачественную охранную услугу).

В отношении федеральных музейных предметов и коллекций, переданных по договору бессрочного безвозмездного пользования, форма которого утверждена приказом Минкультуры России от 05.05.2009 № 226 «Об утверждении формы договора о передаче в безвозмездное бессрочное пользование или пользование на определенный срок музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в федеральной собственности», собственником которых является Минкультуры, федеральная казна будет возмещать ущерб сама себе. 

Первые частные охранные предприятия появились в США в  80-е годы XX века, а затем этот опыт переняла и Западная Европа. Правительство многих зарубежных стран отдает в частные руки охранные функции, раньше считавшиеся прерогативой государства.

В Израиле частные охранные компании оснащены оружием так же, как и полиция. Им доверена охрана мест массового скопления граждан, например, аэропортов, автовокзалов и даже государственных объектов.

Великобритания, Франция, Венгрия привлекают ЧОПы для охраны важнейших государственных органов и диппредставительств ЕС. В Брюсселе — административной столице ЕС — свыше 1,5 тыс. сотрудников частной британской фирмы «G4S» охраняют дипслужбы ЕС, Еврокомиссии, Совета ЕС и Европарламента.

Создание службы безопасности в музее

Напомним, что в целях эффективного и профессионального решения всех вопросов обеспечения безопасности, комплексной охраны и защиты культурных ценностей и объекта в целом, профессиональной координации и взаимодействия с государственными охранными структурами как одной из организационных мер обеспечения безопасности руководителям музейных учреждений письмом Министерства культуры РФ от  16.02.1995 № 01–32/16–25 «О направлении рекомендаций к разработке положений о службе безопасности музеев и библиотек» рекомендовано создать и ввести в штатную структуру учреждения собственную службу безопасности.

Создание служб безопасности, а также должности сотрудников службы безопасности в структуре музейных учреждений в обязательном порядке вводятся только лишь в крупнейших музеях, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, что предусмотрено положениями о данных музеях.

Перечень музеев утверждает Министерство культуры РФ (п. 3 Положения об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от  30.11.1992 № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации»).

В других музейных учреждениях решение вопроса об организации и структуре службы безопасности зависит от инициативы первого руководителя (директора) и при поддержке вышестоящей организации (учредителя, собственника), с соответствующим утверждением штатного расписания, финансирования и т. д.

Формирование структуры службы безопасности является ответственной задачей руководства (директора) музея, поскольку от того, насколько оптимальной является ее организация и подобран кадровый состав, во многом зависит успешность функционирования музейного учреждения.

Как правило, общее руководство всей существующей в музее системой безопасности осуществляет первый руководитель (директор, генеральный директор), по инициативе которого и создается служба безопасности.

Обратите внимание

Данное обстоятельство объективно обусловлено, т. к. только директор может обеспечить координацию усилий всех структурных подразделений в целях выполнения задач обеспечения охраны и безопасности с использованием материально-финансовых средств и людских ресурсов.

Служба безопасности как самостоятельное структурное подразделение может возглавляться заместителем директора по безопасности или начальником отдела.

Должности заместителя директора по безопасности, начальника отдела обеспечения безопасности и отдела обеспечения безопасности с необходимым количеством штатных единиц вводятся в штатную структуру следующих музеев:

  • включенных в свод особо ценных объектов культурного наследия;
  • музеев-заповедников;
  • музеев с количеством штатных сотрудников свыше 100 человек;
  • музеев с наличием в фондах свыше 50 000 музейных предметов.

Введение должности заместителя директора по безопасности на уровне второго заместителя (первый заместитель — главный хранитель) целесообразно именно потому, что базовым условием собственно существования музея является сохранность культурных ценностей.

Обратите внимание

Полномочия заместителя директора по безопасности должны быть гораздо шире, чем у других заместителей, поскольку охватывают все сферы, в которых может возникнуть или существует угроза безопасности, в том числе охрана музеев.

В тоже время осуществление всех функций и мероприятий по защите безопасности не является прерогативой только службы безопасности, а прямо или косвенно входит в должностные обязанности всех сотрудников музея.

Начальник службы безопасности осуществляет реализацию Концепции безопасности музея — конкретных мероприятий по обеспечению безопасности всех аспектов деятельности музея: культурных, материальных, финансовых и иных ценностей, а также защиты персонала.

В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» (приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от  30.03.2011 № 251н, п. 3.2 «Должности специалистов») в штат службы безопасности могут быть включены следующие должности: специалист службы безопасности, специалист по организации безопасности музейных предметов, инженер по безопасности музейных предметов, в должностные обязанности которых включены все вопросы обеспечения безопасности музейного учреждения.

Примите к сведению Дополнительные гарантии и повышенные обязательства возмещения вреда, возможного к причинению, не готовы брать на себя ни ОВО, ни ЧОП.

Таким образом, логика внесения изменения в распоряжение Правительства РФ от  02.11.2009 №  1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией» в части исключения региональных и муниципальных музеев из объектов, подлежащих государственной охране, не связана с ценностью хранимых музеем музейных предметов и коллекций (включая оружие и изделия, содержащие драгметаллы).

Уроки самообороныВыбор партнеров 

Алла Хатюхина,директор Ярославского художественного музея.

Мы сотрудничаем с частным охранным предприятием уже третий год. С 1 января 2013 года в соответствии с договором все ценности Ярославского художественного музея охраняют сотрудники ЧОПа, относящегося к группе компаний «Дельта».

Это большая структура, ее отделения зарегистрированы и в Москве, и в Санкт-Петербурге, а работа организована практически так же, как во вневедомственной охране. К тому же в Ярославле большое количество кадров перешло на службу в «Дельту» из полиции.

Поскольку музей – автономное учреждение, мы, к счастью, имеем право заключать договоры без участия в тендере и выбирали партнеров сами на основе конкурса документов.

Мы смотрели, как организовано предприятие, сколько у него машин быстрого реагирования, каково время срабатывания, есть ли централизованный пульт управления и лицензии у охранников. «Дельта» оказалась единственной организацией, которая соответствовала всем необходимым критериям.

К тому же было известно, что уже несколько лет эта организация охраняет некоторые банки в Ярославле, включая Центробанк. У «Дельты» стабильный коллектив, очень хорошо разработаны инструктивные документы. Все это для нас было очень важно.

При ведении предварительных переговоров мы увидели большое количество преимуществ, в т. ч. и в вопросах цены. Расценки, выставляемые государственными предприятиями, в настоящее время значительно снизились из-за роста конкуренции. Но и теперь мы платим на 22% меньше, чем платили бы вневедомственной охране.

И еще два «плюса»: высокая скорость реагирования при срабатывании тревожной кнопки на централизованном пульте охраны (при наличии большего количества автомобилей они приезжают быстрее) и бесплатное предоставление патрульной машины, которая охраняет объект с момента срабатывания кнопки до прибытия представителя музея и урегулирования всех технических вопросов. Государственная охрана выставляла нам за эту услугу счет.

Конечно, все не так однозначно. В Ярославле есть «Дельта», а в Ростове Ярославской области – ее уже нет. И я сомневаюсь, что найдется еще одно частное охранное предприятие, которое сможет оказывать музеям услуги с таким же профессионализмом при очень выгодном соотношении цена-качество.

И все же – наш музей охраняет ЧОП, и мы ни разу об этом не пожалели. Объективная ситуация сложилась в нашу пользу.

Статья из журнала "Справочник руководителя учреждения культуры", 2015

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...



      Рассылка




      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×