Деятельность театра: особенности госзакупок

161
Учитывая творческую специфику в сфере культуры, законодатель последовательно проводит политику расширения перечня случаев размещения заказов без проведения торгов для бюджетных учреждений. Разберемся, как это происходит теперь.

Основным источником регулирования отношений, возникающих в сфере контрактной системы, является Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44- ФЗ), который сменил действовавший до него в течение 8 лет Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ). Поскольку деятельность театра немыслима без проведения госзакупок, закон актуален и для него.

Размещение заказов без проведения торгов

В период действия Закона № 94-ФЗ контрактная система подвергалась постоянной критике со стороны театральных деятелей в связи с тем, что она не учитывала творческую специфику при проведении заказчиками конкурсных процедур.Проведение торгов

Неоднократно предпринимались попытки доказать законодателю непригодность контрактной системы в сфере театральной деятельности, внести изменения в законодательство.

Со временем затраченные усилия увенчались успехом.

Неприменения Закона № 44-ФЗ в полном объеме для закупок в театральной деятельности добиться не удалось, но в 2007 г. в Закон № 94-ФЗ были внесены изменения, предоставившие бюджетным учреждениям возможность размещать заказы без проведения торгов (у единственного поставщика) для реализации ими театральной деятельности при условии, что цена сделки не превышает 100 000 руб. в квартал; в 2008 г. – возможность размещения заказа без проведения торгов на создание произведений литературы, искусства и исполнения; в 2011 г. – возможность размещения заказа без проведения торгов для реализации ими театральной деятельности при условии, что цена сделки не превышает 400 000 руб. в квартал; в 2011 г. – возможность размещения заказов без проведения торгов на изготовление и поставку декораций, сценических мебели, костюмов (в т. ч. головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений.

Рассматриваемыми примерами случаи размещения заказов без проведения торгов (у единственного поставщика) не ограничиваются.

С 1 января 2014 г. вступил в силу Закон № 44-ФЗ. Он сохранил возможность размещения заказа без проведения торгов в случаях, которые рассматривались выше. Однако, несмотря на это, Закон № 44-ФЗ также критиковался театральными деятелями.

Критика нового закона объяснялась усложнением процедуры закупки, включая проведение мониторинга, необходимостью обоснования начальной цены контракта, необходимостью размещения заказа у единственного поставщика. Все эти процедуры негативным образом влияют на деятельность театра.

Закупки для реализации театральной деятельности в рамках контрактной системы чаще всего осуществляются бюджетными учреждениями. Автономное учреждение может быть заказчиком контрактной системы в случае использования предоставленных бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности (п. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Что касается негосударственных театров, то им предоставлено право быть только участниками закупок, но не заказчиками (п.п. 4, 7 абз. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Определение поставщика

В соответствии с Законом № 44-ФЗ контрактная система предусматривает осуществление закупок в отношении товаров, работ, услуг всеми бюджетными учреждениями. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Закон № 44-ФЗ предусматривает использование таких способов их определения, как:

  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • аукционы (аукцион в электронной форме (далее – «электронный аукцион»), закрытый аукцион);
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

По сравнению с Законом № 94-ФЗ Закон № 44-ФЗ значительно расширил перечень способов определения поставщиков. Добавились конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытый конкурс с ограниченным участием и закрытый двухэтапный конкурс.

Однако, несмотря на расширение способов определения поставщиков, в театральной деятельности превалирующей формой среди конкурентных способов определения поставщика по-прежнему остается электронный аукцион. Из неконкурентных способов определения поставщика – закупка у единственного поставщика.

Использование указанных форм определения поставщика бюджетными учреждениями является первой особенностью закупок, которые необходимы для того, чтобы поддерживать деятельность театра.Определение поствщика

Размещение заказов у единственного поставщика можно объяснить несколькими причинами. Первая заключается в том, что «театры до 80% своих закупок совершают объемами менее 50 тыс. руб., т. е. это малые закупки».

Второй причиной является желание заказчика заключить контракт с проверенным поставщиком, в отношении которого у заказчика имеется определенная уверенность, включая случаи, когда поставщик обладает положительной репутацией на рынке.

Что касается использования такого конкурентного способа определения поставщика, как электронный аукцион, то его использование можно объяснить ограничениями, которые установлены в Законе № 44- ФЗ для размещения заказа у единственного поставщика.

Если бы указанного ограничения не было, то, принимая во внимание отношение театральных деятелей к Закону № 44-ФЗ, можно предположить, что закупки для реализации театральной деятельности осуществлялись бы исключительно у единственного поставщика.

Среди особенностей размещения заказов для реализации театральной деятельности также следует отметить театральную специфику предмета размещаемых заказов, которая не учитывается Законом № 44-ФЗ.

Для контрактной системы основным показателем для определения поставщика является наиболее выгодная (наименьшая) цена. Такой критерий совершенно не гарантирует заказчику, что поставщик, предложивший наименьшую цену, разбирается, например, в исторических нюансах костюма, обладает опытом общения с актерами на примерках, понимает особенности заказа и пр.

Подобная ситуация, с точки зрения Закона № 44-ФЗ, могла бы быть решена посредством детального определения предмета закупки, включая использование конкретных показателей в документации, эскизов и т. д.

Однако на практике подобное решение проблемы вызывает у заказчиков определенные сложности, поскольку в учреждениях чаще всего отсутствуют специалисты по работе в сфере контрактной системы, а функции таких специалистов выполняют другие работники.

Определение цены контракта

Другой особенностью размещения заказов является цена контракта, определяемая по результатам закупочных процедур, а также связанные с этим последствия.

Наименьшая цена как основной показатель для определения поставщика, с одной стороны, свидетельствует об экономии бюджетных средств, однако, с другой стороны, низкая цена заставляет задуматься о качестве декораций, костюмов, реквизита, которое сможет обеспечить для заказчика победитель торгов.

Анализ закупок за последние 3 года на размещение заказов до 1 млн руб. в Санкт-Петербурге для реализации театральной деятельности показывает, что по результатам электронных аукционов в осенне-весенний период наблюдается снижение стартовой цены лота более чем на 50 процентов, в летний период – более чем на 35 процентов.

При сравнении средней себестоимости, например костюма с предложенной ценой, становится ясно, что костюм не может быть изготовлен качественно в соответствии с требованиями заказчика. Это невозможно. Ведь есть показатели, которые не зависят от поставщика, например, стоимость материалов, которые закупаются по существующим ценам.

Можно, конечно, предположить, что поставщик изготавливает материалы сам, поэтому может снизить закупочную цену, однако анализ результатов аукционов показывает, что это не так.

В рассматриваемой ситуации действующее законодательство устанавливает механизм антидемпинговой защиты, который предусматривает в случае снижения цены более чем на 25% предоставление поставщиком повышенного обеспечения исполнения контракта либо информации, свидетельствующей о добросовестности поставщика (ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Защита от ненадлежащего исполнения контракта

Однако подобный механизм не исключает возможности заключения контракта ниже себестоимости закупки, следовательно, не защищает заказчика в полной мере от ненадлежащего исполнения контракта.

Конечно, действующее законодательство предоставляет заказчику право требовать надлежащего исполнения контракта (включая условие о качестве) даже при таком снижении цены, которое рассматривалось выше, однако без обращения в суд добиться такого результата в порядке добровольного исполнения вряд ли возможно.Отсутствие судебной практики

И здесь мы сталкиваемся с еще одной особенностью – отсутствием обширной судебной практики в сфере закупок театрально-зрелищными организациями. Данный факт позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемой ситуации бюджетные учреждения судебную защиту не используют (исключением являются театры Москвы, например Большой театр, Российский академический молодежный театр, «Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Н.И. Сац и др.).

Кроме того, анализ реестра недобросовестных поставщиков также демонстрирует практически полное отсутствие сведений об организациях, ненадлежащим образом исполнявших свои обязательства перед театрально-зрелищными организациями (исключение опять же составляют театры Москвы: заказы на размещение заказов на техническое оборудование и ремонтные работы, уклонение от заключения контракта и расторжение контракта).

Получается, что и этим предоставленным им правом заказчики чаще всего не пользуются.

В случае значительного снижения цены из-за «погони» поставщика за получением контракта и, как следствие, – некачественного выполнения контракта, заказчики чаще всего используют свое право на односторонний отказ от договора, требуют уплаты поставщиком штрафных санкций (статьи 95, 96 Закона № 44-ФЗ).

В случае если цена, определяемая по результатам конкурентных закупочных процедур, явно ниже себестоимости предмета закупки, заказчикам следует рассматривать возможность отказа победителю торгов по формальным основаниям: еще раз проверить представленные им документы на предмет соответствия общим требованиям, предъявляемым к участникам торгов, аукционной документации, а также наличия информации и документов, которые должны быть представлены поставщиком в соответствии с требованиями законодательства (статьи 31, 66 Закона № 44-ФЗ).

Если предлагаемый вариант не может быть реализован, заказчику следует требовать надлежащего исполнения контракта, при необходимости использовать судебную защиту, вносить сведения о недобросовестном поставщике в реестр.

Весьма вероятно, что если заказчики будут использовать предложенные способы защиты своих прав, поставщики, зная о последствиях в случае снижения цены ниже себестоимости предмета закупки, будут действовать добросовестно, и ситуацию удастся изменить в лучшую сторону.

Внимание, ситуация

Театр хочет привлечь конкретного актера для исполнения роли
При размещении заказа театр должен обосновать невозможность (нецелесообразность) использования иных способов.

Чаще всего в указанном случае театры обосновывают заключение контракта с единственным исполнителем следующими основаниями: распоряжение (решение) художественного руководителя (режиссера) театра, «творческая необходимость».

Ведь другие основания использовать в данной ситуации затруднительно.
Однако подобные обоснования еще не были предметом административного или судебного разбирательства, поэтому вопрос о том, соответствует ли такие формулировка требованиям законодательства, остается открытым.

Выходом из рассматриваемой ситуации могли  стать изменения в Законе № 44-ФЗ, избавляющие заказчика обосновывать от необходимости невозможность (нецелесообразность) использования иных способов размещения заказа, кроме размещения заказа у единственного поставщика.

Обоснование цены контракта

Еще одна особенность, которой характеризуется деятельность театра в сфере государственнных закупок  – это обоснование цены контракта с исполнителем роли.

Статья 22 Закона № 44-ФЗ требует, чтобы начальная (максимальная) цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, была определена и обоснована с использованием следующих методов:

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).
  2. Нормативный метод.
  3. Тарифный метод.
  4. Проектно-сметный метод.
  5. Атратный метод.

При этом метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным (пункт 6 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

При использовании метода сопоставимых рыночных цен театры сравнивают цены контрактов, заключенных театром с артистами в определенном календарном периоде (например, Большой драматической театр им. Г.А. Товстоногова), либо определяют среднерыночную цену по данным сайта www.zakupki.gov.ru.

Казалось бы, никаких проблем здесь не возникает, но из приведенных примеров видно, что цена, определенная подобным методом, не учитывает в полной мере ни специфику работы артиста в конкретной роли, ни стоимость услуг определенного артиста на рынке.

Выходом из рассматриваемой ситуации могли быть стать изменения в Законе № 44-ФЗ, предоставляющие заказчику большую свободу при определении цены контракта.

Наконец, последняя особенность, которую бы хотелось рассмотреть в рамках настоящей статьи, – это обоснование невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика в случае заключения контракта на исполнение роли с актером (п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Несмотря на то что законодательство не учитывает в полной мере особенностей закупок для реализации театральной деятельности, проблем, связанных с документацией по закупке, заказчики могли бы избежать при условии наличия в организации специалиста по работе в сфере контрактной системы (использование аутсорсинга).

В ситуации, когда функции специалистов выполняют другие работники (совмещение должностей), документация по закупке, как правило, составляется плохо, а заказчик не имеет возможности в полной мере воспользоваться всем арсеналом средств, предоставленных ему действующим законодательством.

Поскольку процесс эволюции законодательства в сфере государственного заказа в настоящее время еще не завершен, хочется надеяться, что рассмотренные в настоящей статье особенности закупок для осуществления театральной деятельности будут учтены законодателем в целях эффективного правового регулирования.

Статья из журнала "Справочник руководителя учреждения культуры", 2015

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...



      Рассылка




      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×