Услуги в сфере культуры: приводим к единому знаменателю

122
Основным документом, определяющим направление деятельности, порядок и объем финансирования затрат государственных учреждений, является государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг. В нем перечислены основные услуги в сфере культуры.

Услуги в сфере культуры: перечень

Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 252-ФЗ) внесены изменения в ст. 69.2 Бюджетного кодекса.

Все ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ, лежащие в основе госзаданий государственных (муниципальных) учреждений, формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти.

Учредителями составляются проекты государственных заданий подведомственных учреждений на последующие три года, уточняются и утверждаются нормативы финансовых затрат на оказание государственных услуг (выполнение государственных работ), рассчитываются суммы субсидий.

И здесь случается сбой в отлаженном за несколько лет механизме, так как ведомственные перечни услуг, сложившиеся на местах с 2011–2012 гг., оказываются несоответствующими базовым (отраслевым) перечням.

Бюджетный процесс

Причина такого несоответствия в том, что отраслевые и ведомственные перечни услуг субъектов РФ, составлявшиеся ими самостоятельно, вполне закономерно учитывают специфику региона, сложившийся характер деятельности учреждений, предпочтительные направления их работы.

Рекомендации Минфина по реализации закона

Предоставленная субъектам свобода была реализована с учетом Комплексных рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ).

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Рекомендации были направлены письмом Министерства финансов РФ от 16.05.2011 № 12-08-22/1959 и определяли, как и какие перечни услуг следует формировать на местах, при этом каких-либо конкретных указаний не содержали.

Электронный бюджет

В состав отраслевого и ведомственного перечней услуг признавалось целесообразным включать следующие разделы:

  • наименование услуги;
  •  категория потребителей услуги/работы;
  •  единица измерения объема услуги; 
  • показатели, характеризующие качество услуги (рекомендуется определять, но они не являются обязательными); 
  • перечень, категории (группы) учреждений, которые оказывают услугу; 
  • сведения о платности предоставления услуги для потребителя в случаях, если платность услуги в рамках задания установлена федеральными законами.

Также рекомендации содержали совет разделить перечни на две части – услуги и работы.

А при определении наименований услуг (работ) для включения в перечень – четко сформулировать суть услуги (работы), не делать слишком общие формулировки или слишком детальные.

Такой подход к названиям, во-первых, должен был позволить отделить услугу от других аналогичных услуг, во-вторых, обеспечить возможность расчета нормативных затрат на ее оказание.

При формировании перечня работ предписывалось корректно описывать «содержание работы», кратко перечислить в нем все действия, осуществляемые учреждением при ее выполнении.

Как уверяли рекомендации, «тщательно проработанные отраслевые и ведомственные перечни услуг должны существенно упростить работу по формированию и финансовому обеспечению задания для каждого учреждения».

Однако на практике регионы в большинстве своем, формируя услуги в сфере культуры, ограничились графами, которые в рекомендациях были заявлены с достаточной степенью категоричности и определенности, позволившими составить понятные для пользователей таблицы.

Формирование перечня услуг в указанных Комплексных рекомендациях было заявлено как базовое условие реализации положений Закона № 83-ФЗ.

Однако спустя два года Минфин России вынужден был вновь вернуться к раскрытию данной темы.

Нормативная база для перехода к единому перечню услуг

Основной нормативный правовой акт – постановление Правительства РФ от 26.02.2014 № 151, утвердившее: 

  1. Правила формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ.
  2. Правила формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями.
  3. Общие требования к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями).

Введенное Законом № 252-ФЗ требование о соответствии ведомственных перечней услуг базовым разяснили специалисты финансового ведомства.

В Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Закона № 83-ФЗ, направленных письмом Минфина России от 22.10.2013 № 12-08-06/44036, они отметили, что «до недавнего времени на федеральном уровне обязанность формирования перечней государственных услуг и работ была предусмотрена только в отношении федеральных государственных учреждений в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

Как следует из разъяснения Минфина, федеральные органы государственной власти (государственные органы), федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие функции и полномочия учредителя федеральных государственных учреждений, с целью формирования государственных заданий для подведомственных учреждений обязаны утверждать ведомственные перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) подведомственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (далее – ведомственные перечни услуг).

Одновременно данным нормативным правовым актом федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, предоставлено право формирования базовых (отраслевых) перечней государственных услуг (работ) (далее – базовые перечни услуг).

Ведомственные перечни услуг в культуре

При наличии базовых перечней услуг положения ведомственных перечней услуг не должны им противоречить.

Учитывая, что аналогичные требования в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации не были установлены, подход к утверждению перечней услуг и работ в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях различный.

  1. В большинстве публично-правовых образований утверждены только ведомственные перечни услуг.
  2. В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований отсутствуют и базовые, и ведомственные перечни услуг.

Принципы отражения государственных (муниципальных) услуг (работ) в базовых и ведомственных перечнях услуг (уровень детализации, наименование аналогичных услуг и пр.), утвержденных в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, также различны. Например, в одних публично-правовых образованиях количество услуг, содержащихся в перечнях, менее 10, в других – более 500. В отношении одной услуги используется до 10 вариантов ее наименования.

Отсутствие унифицированного подхода к определению аналогичных услуг в конечном счете не позволяет сравнивать их по стоимости и объему, гарантированному государством.

Базовые (отраслевые) и ведомственные перечни формируются и ведутся на портале www.budget.gov.ru (система «Электронный бюджет»).

Вместе с тем, по мнению специалистов Минфина, перечни услуг и работ, сформированные по единому принципу, должны существенно упростить работу по составлению и финансовому обеспечению государственного (муниципального) задания для каждого учреждения и сделать прозрачным подход к определению стоимости государственных (муниципальных) услуг.

Обратите внимание

В целях финансового обеспечения конституционных гарантий по предоставлению гражданам в соответствии с установленными стандартами государственных (муниципальных) услуг независимо от места их оказания требуется сформировать единый подход к определению аналогичных услуг.

Нельзя не признать актуальность проблемы и корректность в ее определении. Достаточно сравнить ведомственные перечни услуг, оказываемые театрально-концертными организациями, сформированные в разных субъектах РФ (табл. 1).

Но широкий спектр названий услуг и работ в сфере культуры во многом объясняется пониманием того разнообразия в использовании материальных ресурсов, трудовых и денежных затрат, которыми отмечены формально одинаковые виды деятельности учреждений.

Определение стоимости услуги на примере театра

Так, единая для всех театров страны работа по созданию новой постановки не может иметь четко и неизменно определяемую стоимость, даже если речь идет о постановках, осуществляемых в одном и том же театре.

Ни название пьесы, ни численный состав артистов и технического персонала, ни размеры планшета и портала сцены не дают однозначного понимания, каковы будут финансовые затраты на выпуск спектакля.

Этот творческий продукт неизменно сохраняет свою уникальность, и до момента премьеры для него не может быть составлена точная смета.

И если Комплексные рекомендации Минфина России 2011 г. допускают для таких работ использование экспертного метода при расчете размера субсидии на обеспечение выполнения государственного задания в указанной части, тем самым признавая самобытность творческого продукта, то услуга, направленная на конкретного потребителя, «типична, иными словами, может быть оказана нескольким потребителям, при этом стоимость услуги от этого не изменится».

Услуги театра в данном случае снова представляются нам ярким примером исключения из означенной концепции.

Обратите внимание

Услуга по показу спектакля, с одной стороны, направлена на конкретного потребителя – зрителя, находящегося в зале, но, с другой стороны, она оказывается вне зависимости от того, сколько человек присутствуют на спектакле.

Несмотря на то что при оценке финансирования данной услуги зачастую применяется нормативно-подушевой подход, хочется отметить, что при показе спектакля продается не кресло в зрительном зале, соответствующее указанному в билете месту, а целый комплекс эмоций, телодвижений, конструкций, децибелов и люксов, который будет воплощен вне зависимости от занятости того или иного кресла в зале.

И всякий раз этот ценностный комплекс имеет разную цену, которая едва ли поддается усреднению. В связи с чем в Санкт-Петербурге до 2014 г. утверждались индивидуальные нормативы на показ спектакля в каждом отдельно взятом театре.

Стоимость билетов на спектакль

Свои особенности есть и учреждений культуры иных типов. И осознание того, что именно может предложить учреждение своему потребителю, влияет на формулировку названий услуг.

Материально-техническая база, квалификация персонала, наличие концепции развития учреждения во многом определяют требования, которые учредитель предъявляет к учреждению, формируя его государственное задание. Какие-то ключевые моменты поэтому выражаются не через набор количественных и качественных показателей, а через наименование услуги (работы).

Примите к сведению

В отраслевом перечне услуг (работ) в сфере культуры Санкт-Петербурга есть и такая работа – «Публичный показ спектаклей/концертных программ – лучших образцов искусства Санкт-Петербурга в Российской Федерации и зарубежных странах». Нетривиальное название услуг является словно разрешением на особый подход к определению объема их финансирования.

Как уже упоминалось, ведомственные, а в ряде субъектов Российской Федерации еще и отраслевые перечни услуг отразили ситуацию, сложившуюся на местах в части направлений и особенностей деятельности местных учреждений культуры.

Где-то наиболее широкий ассортимент услуг представлен по библиотечным системам, где-то максимальную нагрузку по обеспечению досуга населения взяли на себя клубы и дома культуры, где-то краеведческий музей вынужден выступать единственным поставщиком услуг по проведению городских праздников, организации фестивалей, конференций и т. д.

Всей этой специфики регионов, а также сложившейся практики функционирования учреждений, к сожалению, не учел базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ по виду деятельности «Культура, кинематография, архивное дело» (табл. 2).

 Обратите внимание

Конкретная информация об организации работ по предоставлению доступа к компонентам системы «Электронный бюджет» представителей субъекта Российской Федерации и муниципальных образований появилась лишь в письме Минфина России от 21.04.2015 № 21-03-05/22801.

Данное письмо сопровождается графиком направления в орган Федерального казначейства заявок на предоставление доступа к компонентам государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» и заявок о выдаче средств криптографической защиты информации (письмо Минфина России от 30.04.2015 № 21-10-07/25518), в соответствии с которым подключение учредителей на уровне муниципальных образований (последних в очереди заинтересованных участников процесса) должно было осуществляться вплоть до 20 июля 2015 г.

С 17 июля работа в компоненте формирования базовых и ведомственных перечней услуг (работ) вообще приостановлена. Информация о порядке работы для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления будет доведена дополнительно…

Как говорилось ранее, для многих регионов процессу формирования ведомственных перечней услуги в сфере культуры будет предшествовать работа по дополнению или изменению базового (отраслевого) перечня услуг. Ее осуществление также возможно только через систему «Электронный бюджет». Поэтому столь важно беспрепятственное и своевременное подключение к ней.

В то же время, как сообщалось на видеоконференции, проведенной 26 июня с. г. Министерством финансов РФ, из примерно двух тысяч заявок, поступивших по вопросам внесения изменений в базовые (отраслевые) перечни, ни одна не была удовлетворена.

Взаимодействие участников бюджетного процесса

Таблица 1

Примеры наименования услуги по показу спектакля (концертной программы) в разных регионах России

Санкт-Петербург Волгоград Сахалинская область Челябинская область Москва Псковская область Свердловская область Удмуртская Республика
Публичный показ на стационарной сценической площадке драматического спектакля, созданного собственными творческими силами, за исключением мероприятий для детской аудитории Услуга по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ Организация показа спектаклей Услуга по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ профессиональными коллективами Работа по организации показа спектаклей, концертов и концертных программ Показ спектаклей (театральных постановок) (9 вариантов по содержанию и форме оказания услуги) Услуга по показу спектаклей, других публичных представлений Показ спектаклей (3 варианта по содержанию услуги)
Публичный показ на стационарной сценической площадке спектакля театра музыкальной комедии, созданного собственными творческими силами, для детской аудитории Показ спектаклей (театральных постановок) Показ концертов и концертных программ (3 вида по содержанию оказания услуги) Услуга по показу концертов и концертных программ, иных зрелищных мероприятий, в том числе в режиме удаленного доступа Показ концертных программ (2 варианта по содержанию услуги)
Выездное публичное исполнение концертной программы симфонического оркестра/оркестра русских народных инструментов, созданной собственными творческими силами Организация показа концертов и концертных программ
И т. д. – всего 35 наименований Показ концертов и концертных программ

Сравнительный анализ государственных услуг (работ) в части музейной деятельности, представленных в базовом (отраслевом) перечне и отраслевом перечне Санкт-Петербурга

Базовый (отраслевой) перечень Отраслевой перечень государственных услуг (работ) в сфере культуры Санкт-Петербурга Комментарии
Формирование, учет, изучение, обеспечение физического сохранения и безопасности музейных предметов, музейных коллекций  (07017100000000000004100) Управление музейными фондами Управление музейными фондами в данном случае объединяет работы по формированию, учету, изучению и обеспечению физического сохранения музейных предметов и музейных коллекций, указанных на сайте. Обеспечение безопасности музейных предметов и музейных коллекций, включенное в формулировку услуги на сайте, на практике включено в государственное задание по содержанию основного имущества, что вполне логично, так как предполагает обеспечение охраны музейных фондов, в т. ч. техническими средствами
Публичный показ музейных предметов, музейных коллекций  (07016000000000001006100) в стационарных условиях Публичный показ экспозиций и/или выставок музея Предлагаемую Комитетом формулировку в государственном задании следует сохранить вместо указанного на сайте Публичного показа музейных предметов, музейных коллекций  (07016000000000001006100) в стационарных условиях, т. к. публичный показ экспозиций (выставок) в самих учреждениях означает не только показ музейных предметов, но и, например, исторических интерьеров, не входящих в понятие «музейный предмет»
Нет Проведение научно-просветительских мероприятий Научная и просветительная деятельности в соответствии со ст. 27 ФЗ от 26.05.1996 № 54-ФЗ являются основными целями создания музея
Нет Проведение культурно-массовых мероприятий (за исключением фестивалей, конкурсов, выставок, проектов) в музеях Культурно-массовая работа – одно из направлений просветительной деятельности, являющейся в соответствии со ст. 27 ФЗ от 26.05.1996 № 54-ФЗ одним из основных целей создания музея
Нет Создание печатной, видеоаудио-продукции для ознакомления с историческими и культурными ценностями, входящими в экспозицию/выставку музея Этот вид работы, наряду с созданием выставок и экспозиций, является публикацией музейных предметов и музейных коллекций – одна из основных целей создания музея в соответствии со ст. 27 ФЗ от 26.05.1996 № 54-ФЗ
Нет Ведение научной и методической работы в области музееведения Ведение научной и образовательной работы в области музееведения в соответствии с ст. 27 ФЗ от 26.05.1996 № 54-ФЗ является одной из основных целей создания музеев

Статья из журнала "Справочник руководителя учреждения культуры", 2015

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×