Дмитрий Бертман: «Я теперь для строителей свой»

43
Беседе с художественным руководителем Геликон-оперы Дмитрием Бертманом предшествовала экскурсия по новому зданию театра. Масштаб преобразований поразил. Зрительный зал с оригинальным архитектурным и дизайнерским решением, сцена, оборудованная по последнему слову техники, наполненные солнцем атриумы, просторные холлы.

Дмитрий Бертман: «Я теперь для строителей свой»Прежде всего поздравляю Вас с долгожданным новосельем!

Дмитрий Бертман: Это буквально второе рождение театра. Все 25 лет своего существования театр работал, как говорится, вопреки. Сначала на Большой Никитской — в неоснащенном зале без оркестровой ямы, с крошечной сценой, на которой громоздились 6 колонн. А мы ставили и «Онегина», и «Аиду», и «Травиату».

Время было тяжёлое, но интересное в творческом плане. Потом мы уехали на Новый Арбат и попали в кошмар: не было ни репетиционных классов, ни музыкальных инструментов, спектакли шли в бывшем конференц-зале. Акустика была чудовищная, и некоторые критики ее нам же ставили в вину!

Мы проработали там 8 лет и, несмотря ни на что, выпустили много спектаклей, ездили на гастроли.

К счастью, мы переезжаем в фантастическое новое здание. Здесь есть все условия, чтобы работать, делать новые спектакли. Вся труппа находится на эмоциональном подъеме, в ожидании самых светлых событий.

О новом здании театра

Дмитрий Бертман: «Я теперь для строителей свой»Новое здание действительно впечатляет. Как Вам удалось достичь таких результатов?

Самое важное — жить делом. Строители должны понимать, что я разбираюсь в процессе, понимаю, что такое, например, буросекущие сваи.

В этом году на День строителя я получил много поздравлений от самих строителей. Я теперь свой. Вообще очень важно, чтобы все относились к делу с душой, чтобы не было казенщины. Иногда в  каком-нибудь российском театре видишь инвентарный номер, грубо написанный на мебели, покрашенные масляной краской стены — и понимаешь, что это не от бедности, а от безразличия.Геликон - опера

А у нас в зале потрясающая акустика, и это потому, что мы тщательно изучали объекты с отличной акустикой за рубежом, провели некоторые эксклюзивные виды работ.

Например, полы сделаны по технологии 19-го века: между лагами и полом есть расстояние для реверберации низких частот. На сцене применена специальная штукатурка, рецепт тоже из  19-го века, называется «шуба». Она улучшает акустический эффект.

Стены в зале сделаны из массива дуба, а в яме — из массива сосны. Нам ведь сначала обили яму другим деревом, она была полностью готова. Главный дирижер Владимир Александрович Понькин посмотрел и сказал, что это не годится, его поддержал акустик Анатолий Лившиц.

Руководителям организации, которая делала яму, тоже было не всё равно, они понимали, что хорошим результатом работы заработают себе реноме, и пошли на дополнительные расходы. Яму переделали за 3 дня!

Говорят, чтобы правильно рассчитать смету строительства, нужно предполагаемые расходы удвоить… Но если ты строишь себе дом, то сам регулируешь процесс, решаешь, на что потратить больше, где перехватить недостающие деньги. Вы же тратили деньги правительства Москвы…

Мы сами деньги не брали. Когда начинается стройка, первым делом выясняется, кто заказчик, куда приходят бюджетные деньги и кто приглашает подрядчиков. Обычно для этого создается Дирекция единого заказчика, и мне советовали сделать именно так, чтобы контролировать расходы. Но я сразу отказался. Пусть департамент сам будет заказчиком. Мне не нужно знать, сколько потрачено денег. Я знаю, что был выделен лимит, в который нужно было уложиться. Для этого мы, конечно, что-то делали: меняли материалы, корректировали проект…

Творческий процесс и отношение к театру

Дмитрий Бертман: «Я теперь для строителей свой»Кто Вы по отношению к своему детищу? Отец? Руководитель?

Дмитрий Бертман: Я об этом не задумывался. Это просто мой мир, и люди, которые здесь со мной, — моя семья, а не партнеры и сотрудники. Все они мне очень близки. В театре по-другому невозможно. Я работаю во многих театрах мира и знаю, что успех приходит туда, где существует что-то надконтрактное.

 В расписании «Геликона» невозможно найти свободного дня; выходных, так называемых окон, практически нет. В то же время во многих театрах страны спектакли идут максимум 3–4 раза в неделю. Как Вам удается так организовать свое дело?

Творческий человек должен постоянно трудиться. Когда я прихожу и говорю, что появился новый проект, то команда, с которой я работаю, воспринимает это не как «ой, ну опять лишнюю работу принес», а начинается творческий процесс, нацеленный на новую победу. Это очень важно.

Хоть время сейчас и сложное, но любой творческий коллектив имеет огромное количество невыработанных ресурсов. Почти во всех театрах есть очень занятые и незанятые актеры.

Незанятый человек — это самое страшное: он обижен, теряет форму, опускается… Нужно придумать для них что-то. Многие мои коллеги из регионов жалуются, что в труппе много стариков, которые почти не работают.

Но ведь старые артисты когда-то были молоды и усиленно работали. Может, многие и  форму-то от этого потеряли! Нельзя пытаться любыми способами избавляться от них. Задача художественного руководителя придумать им творческую работу, например драматический спектакль со вставными музыкальными номерами. Вполне возможно, что такой проект будет иметь успех у публики.

Ведь когда-то Анатолий Васильев поставил во МХАТе знаменитый спектакль «Соло для часов с боем», где занял актеров старшего поколения! Вся Москва бежала на него, теперь это золотая страница театра.

Дмитрий Бертман: «Я теперь для строителей свой»А как пройти по тонкой линии, делая коммерческие спектакли и не опуская при этом эстетическую и художественную планку?

Мне кажется, в словах «коммерческий спектакль» ничего плохого нет. Театр начинался на площадях. Когда говорят про элитарный спектакль, куда приходят 20 человек, потому что остальные ничего не понимают, я не радуюсь. Не может работать огромный театральный механизм на 20 зрителей!

Если спектакль успешный, это совсем неплохо. А вот совесть постановщика никак не регламентируется. Чем можно привлечь в театр? Это вопрос нравственности художника, принципов, воспитания. И дело зрителя — выбирать, куда прийти. Никаких запретов в искусстве быть не может.

Главным критерием должна быть эмоция. Если её нет, спектакль умрёт или не станет коммерческим.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Театр и власть

Первое: театр должен максимально выйти из стен того здания, где находится. В Москве это сделать сложнее, здесь огромное количество театров, и такое желание есть не только у нас. А в небольших городах театр часто бывает только один, и если он является проблемой бюджета города и руководители города — не его фанаты, нужно пробудить к себе интерес.

Необходимо, чтобы театр выходил к людям, чтобы его знали, чтобы певцы или артисты этого театра были желанными гостями на разных мероприятиях. Театр не может работать засекречено.

И второе: люди, от которых зависит благосостояние театра, должны понимать, во что они вкладывают деньги, государственные или частные, должны видеть результат. Театр, особенно оперный, — убыточное дело: очень дорогое производство, большая труппа, многочисленные службы…

Отдавать мы можем только душу. Эта отдача должна быть максимальной. И этот посыл должен дойти до чиновников и спонсоров, они должны знать репертуар, артистов. Тогда возникнет любовь.

 Дмитрий Бертман: «Я теперь для строителей свой»Всё, чего Вы достигли, не случайно. У Вас есть какие-то рецепты работы с людьми во власти?

Решение о строительстве нового театра было принято в 2002 году, когда мэром был Ю. М. Лужков. Затем мы пережили довольно болезненно смену власти, когда пришли неизвестные нам люди. Казалось, что судьба бросает вызов. Встала задача увлечь их нашим делом, помочь почувствовать себя комфортно в нашем театре, полюбить его. И я должен был в них влюбиться, что тоже важно…

И у нас все получилось. Я благодарен и лично мэру Москвы С. С. Собянину, и его дружной команде за профессиональную и плодотворную работу и за теплые человеческие отношения.

«Нет» почти никогда не бывает окончательным. Нужно стараться, чтобы сказали «да». Для этого у каждого человека есть масса ресурсов. Важно понимать, где необходимо настаивать, а где можно и согласиться. Нужно работать, общаться. Сидя в кресле в уютном кабинете, ничего сделать нельзя. Сейчас к работе готов весь театр, а мой кабинет только начали отделывать. Он будет сдан в последнюю очередь.

 Вы не жадный художественный руководитель…

Теперь нет. Те условия, в которых мы работали раньше, мало кто из приглашенных режиссеров мог вынести. Поэтому на Новом Арбате спектакли ставили только я и наш штатный режиссер Илья Ильин. Теперь все будет по-другому…

Дмитрий Бертман: «Я теперь для строителей свой»Каких премьер нам ожидать на новой сцене?

После грандиозного гала-открытия новой сцены состоится премьера оперы «Садко» Римского-Корсакова, затем — реконструкция спектакля «Евгений Онегин», который в 1922 году поставил Станиславский. Этот легендарный спектакль несколько десятилетий шел в Москве.

Я уже дважды возобновлял его: один раз со студентами, другой — в Эстонии со шведским составом исполнителей. За ними последует опера молодого московского композитора Алексея Сергунина «Доктор Гааз» по роману Л. Улицкой. Ее поставит молодой, но уже известный режиссер Денис Азаров. Будет такой молодежный проект. А потом — «Паяцы» Леонкавалло в постановке победителя нашего конкурса «Нано-опера» Дмитрия Белянушкина.

 Бурных аплодисментов Вам! Беседовали Валентина Иванова и Дмитрий Бертман

Статья из журнала "Справочник руководителя учреждения культуры", 2015

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×