"Умная москва": что в основе успеха проекта

816
Мандарины, шампанское, микроскопы, гидроксид натрия, Новый Год, конечно же, должен быть научным. По крайней мере так считают авторы проекта "Умная Москва". Интерактивный научный квест может принести не только много-много радости, но и новые знания в самых разных областях науки и культуры.

Научно-популярные мероприятия для детей и научные шоу не первое, что ассоциируется с понятием культурного и социокультурного проектирования. Мероприятия для детей

Тем не менее успех проекта «Умная Москва», созданного всего три года назад, красноречиво свидетельствует о том, что спрос на такие мероприятия стабильно высок — годовой оборот от продажи билетов составляет более 30 миллионов рублей. 

Компания охотно сотрудничает с учреждениями культуры и школами, устраивая выездные шоу и лектории. Создателей компании двое — Михаил Каптюг и Михаил Кнеллер, химик и геолог, оба закончили МГУ им. М. В. Ломоносова, оба выстраиванию научной карьеры предпочли работу в сфере маркетинга и рекламы, но продолжают интересоваться популяризацией науки. 

Сейчас они «административное ядро» команды: первый отвечает за смысловое наполнение, второй — за продвижение и финансы. Вокруг них сформировался широкий круг ученых и медработников — тех, кто создает уникальные программы, придумывает опыты и старается представить науку увлекательной, а сложные темы — доступными даже первокласснику. 

Журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» попросил создателей «Умной Москвы» Михаила Каптюга и Михаила Кнеллера поделиться секретами успеха.

 "Умная москва": что в основе успеха проектаРасскажите, пожалуйста, с чего начинался ваш бизнес?

Михаил Кнеллер: Наши знакомые часто ходили на разнообразные естественно-научные лекции. И мы подумали: раз лекторий такой востребованный продукт, почему бы и нам не создать лекторий своими силами?

Сначала мы проводили только лекции. Потом решили, что надо бы организовать для постоянной аудитории нечто более масштабное. И придумали естественно-научный фестиваль.

Взрослые стали приходить на такие фестивали с детьми, и мы поняли, что пора переориентироваться на детскую аудиторию. Постепенно появились новые форматы мероприятий — квесты и мастер-классы, в том числе выездные.

Михаил Каптюг: Добавлю, что наш стартовый капитал составлял ноль рублей. Мы не инвестировали в дело никаких собственных средств.

 "Умная москва": что в основе успеха проектаКак вы считаете, что помогло вашему проекту добиться успеха?

Михаил Каптюг: В обществе высок интерес к научно-популярным программам и мероприятиям, посещать их стало модным. Мы попали в некий тренд или в какой-то степени поучаствовали в его формировании в Москве.

Второе — у нас были необходимые компетенции, естественно-научное образование. Мы оба довольно долго работали в сфере рекламы и маркетинга, научились находить и привлекать аудиторию, имели некие управленческие навыки.

Дальше — дело техники: мы пробовали разные форматы работы, находили те, которые оказывались более удачными, востребованными, и развивали их.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

 "Умная москва": что в основе успеха проектаКакие форматы имеют больший коммерческий успех?

Михаил Кнеллер: У нас есть научные шоу, научные фестивали, лекции (на самом деле лекции в чистом виде — самое маленькое направление), летние лагеря и новое направление — выездные мероприятия в школах.

Причем и мы приезжаем в школы, и школьные классы приезжают к нам. Научные шоу приносят проекту две трети доходов.

Михаил Каптюг: При этом рентабельность всех программ примерно одинакова. У научных шоу выше оборот, у выездных школьных программ максимальный охват аудитории — в Москве около двух тысяч школ, в них почти 50 тысяч классов.

"Умная москва": что в основе успеха проекта

 "Умная москва": что в основе успеха проектаУчреждения культуры — подходящая площадка для ваших программ?

Михаил Кнеллер: Конечно. Мы, как нам кажется, очень уместный арендатор для учреждений культуры Научно-популярные программы прекрасно вписываются в сетку мероприятий культурного центра, мы занимаемся популяризацией образования, да еще и платим за аренду и являемся якорем для своей аудитории.

Мы часто видим, как после наших занятий в московском культурном центре «Перспектива» родители фотографируют расписание кружков и потом приводят туда своих детей.

Михаил Каптюг: Зачастую на наши программы выходного дня приходит гораздо больше людей, чем в сумме за месяц обычной работы учреждения. Мы не проводим научные шоу в торговых и бизнес-центрах, а такие заказы не редкость.

В Центре творческих инициатив — да, все логично: мы и есть творческая инициатива. Центральная детская библиотека — тоже наши люди. Получается симбиоз проекта и учреждения.

 "Умная москва": что в основе успеха проектаКто решает, какую идею стоит взять в работу, где, когда и в каком формате она будет реализована?

Михаил Кнеллер: У нас есть общий круг тем: физика, химия, биология и медицина, страноведение, литература и искусство. Решить, что следующая тема, например, электричество, очень просто.

Гораздо сложнее придумать, как объяснить ребенку понятие сопротивления. Креатив начинается после того, как тема определена, и нужно понять, как донести информацию до детей, срежиссировать процесс.

 "Умная москва": что в основе успеха проектаСколько человек в вашей команде и как распределены обязанности между вами?

Михаил Кнеллер: У нас четыре творческих команды, которые создают и проводят мероприятия. В них входят люди с научным бэкграундом: выпускники МГУ имени Ломоносова, РНИМУ имени Пирогова (второго мединститута).

Они так или иначе занимаются наукой как основной деятельностью — это либо сотрудники научных лабораторий, либо практикующие врачи. В каждой команде примерно десять человек, в том числе один или два руководителя команды, которые занимаются разработкой программы. Оставшиеся восемь-девять человек проводят все мероприятия.

С членами творческих команд у «Умной Москвы» заключены договоры, они получают вознаграждение за свою работу. Для них это проектная занятость, хотя в некоторых случаях дел хватает на полный рабочий день.

Проектная занятость

Административный персонал включает в себя двух специалистов, которые занимаются закупками и составляют сетку расписания, отдельного сотрудника, который занимается логистикой, а также дизайнера, фотографа и курьеров. Итого примерно восемь человек.

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Закупка для лаборатории или научного шоу — сама по себе творческий процесс. Если для кружка по рисованию можно открыть каталог или зайти в магазин и купить карандаши, кисти и краски, то в нашем случае многие приборы приходится изготавливать на заказ, а какие-то вещи — привозить из других стран.

Михаил Каптюг: Круг лекторов — это 30–40 человек, которых мы считаем своими сотрудниками, хотя они и не сидят у нас в офисе. Хотя за три года примерно 150–200 человек хоть раз что-то у нас делали.

Пусть это прозвучит несколько пафосно, но мы предоставляем нашим ученым возможность спокойно творить, не думая о том, где купить двадцать конденсаторов и обрезок медной трубы.

 "Умная москва": что в основе успеха проектаХорошо, тема мероприятия известна, расходные материалы куплены — можно начинать продавать новую программу?

Михаил Кнеллер: Сначала мы просто обсуждаем концепцию — друг с другом и с ведущими — разработчиками программ. Потом — самый длительный процесс — разработчики придумывают и предлагают нам опыт. После того как опыты придуманы, мы тестируем их в офисе друг на друге. После этого мы устраиваем генеральный прогон.

Есть несколько дружественных классов, которые приезжают к нам и тестируют новую программу бесплатно. Мы наблюдаем за происходящим, записываем огрехи, потом разбираем их с ведущими.

 "Умная москва": что в основе успеха проектаУ вас много конкурентов? Как вы оцениваете свою конкурентоспособность?

Михаил Каптюг: Сложно оценить, кто и в какой степени является нашим конкурентом. Например, выходит новый мультфильм. Это конкурент нашим программам или нет? Получается, да, ведь дети на него пойдут. Или Политехнический музей открывает новую лабораторию. Казалось бы, прямой конкурент лабораториям «Умной Москвы».

Тогда какая конкуренция страшнее: в лабораторию в месяц сходит пятьдесят человек, а в кинотеатр — два миллиона? Можно назвать нашими конкурентами все инициативы, так или иначе связанные с детьми, или все научные и культурные мероприятия.

Михаил Кнеллер: Каждый ребенок из хорошей московской семьи, где родителям не все равно, как он развивается, ходит на тридцать-сорок мероприятий в год. Это могут быть походы в театр, на концерт, в кино…

Мы хотим, чтобы в этот календарь встроились несколько походов на научные мероприятия. В 2014 году через наши научные шоу, лекции и фестивали прошли порядка 20 тысяч человек.

Какое-то количество человек сходило в «Экспериментаниум» и Политех. Но всего таких «человеко-выходов» в Москве десятки миллионов, и наши 20 тысяч — просто песчинка в этом море.

"Умная москва": что в основе успеха проекта Ваши лекции и шоу — все-таки образование или развлечение?

Михаил Кнеллер: Безусловно, дети выносят какие-то знания с наших шоу. Но это не систематические знания — мы не претендуем на фундаментальность.

Михаил Каптюг: Мы не говорим, что «образовываем» детей. «Умная Москва» предлагает научное развлечение. Наша задача не объяснить ребенку суть уравнения Максвелла, а сделать так, чтобы ему стало интересно разобраться в этой теме, чтобы он понял, что физика — это не скучно, а здорово.

У желающих принять участие в наших мероприятиях можно выделить два мотива: развлечься, потому что это действительно захватывает, и получить знания.

"Умная москва": что в основе успеха проектаНа сайте «Умной Москвы» подчеркнуто, что на ваших программах не будет непонятных опытов и вызывания каждого к доске для ответа. Это так важно?

Михаил Кнеллер: Эти условия в первую очередь относятся к предложению для школ. Школьные программы, конкретно научные шоу, — это очень насыщенный рынок. Есть крупные компании, которые работают по франшизе.

Иногда шоу в школах устраивают не ученые, не аспиранты и даже не пятикурсники, а аниматоры. Они обычно приезжают в школу с маленьким чемоданчиком, в котором не поместится макет или лабораторные приборы для каждого ребенка.

Опыты демонстрируются ведущим, который подзывает маленьких зрителей по одному. Упор делается на визуальных эффектах: пошел пар, что-то взорвалось. У нас дети не наблюдают за процессом, они задействованы в нем.

Нам важно, чтобы каждый ребенок понял, почему взорвалось и почему пошел пар. Для этого мы привозим с собой несколько больших ящиков с оборудованием и реагентами.

 "Умная москва": что в основе успеха проектаКак вы обеспечиваете безопасность на занятиях?

Михаил Кнеллер: Небезопасные опыты мы отсеиваем на стадии обсуждения… что не отменяет в дальнейшем соблюдения техники безопасности в виде халатов, очков, обязательного рассказа о мерах предосторожности при работе в лаборатории. Это тот случай, когда лучше перестраховаться.

Михаил Каптюг: В стоп-листе открытое пламя, кислоты, щелочи и яды. Есть очень красивые опыты с солями бария. Но барий — тяжелый металл, его соли ядовиты. Такой опыт будет проводить только ведущий. Мы работаем только с низкими токами. Самое высокое напряжение — 9 вольт.

Опасность удариться об угол, выходя из лаборатории, более реальна, чем риск пострадать от опытов на научном шоу.

 "Умная москва": что в основе успеха проектаКак быть с рекламой и продвижением своих услуг?

Михаил Кнеллер: Маркетинговый бюджет «Умной Москвы» минимален. Наш первоначальный и основной маркетинговый ресурс — это сарафанное радио. Проводимость сарафанного радио в родительской среде максимальна. Мамы активно обсуждают друг с другом, куда ходят их дети.

Наш подход — создать хороший продукт, чтобы он сам о себе рассказывал. Мы платим за контекстную рекламу в социальных сетях — и это все расходы нашего рекламного бюджета.

 "Умная москва": что в основе успеха проектаКаков, на ваш взгляд, самый главный эффект от деятельности «Умной Москвы»?

Михаил Кнеллер: Для нас, как для предпринимателей, самый главный эффект от деятельности — это получение прибыли. Другое дело, что мы занимаемся социальным предпринимательством, у нашей деятельности есть социальный эффект: благодаря участию в программах у многих детей просыпается интерес к наукам.

Правда, иногда мы слышим истории о том, как после нашего шоу ребенок купил реагенты, пробирки и устроил на кухне взрыв…

Михаил Каптюг: А кто-то выращивает плесень на куске хлеба и часами рассматривает ее в микроскоп…

Статья из журнала "Справочник руководителя учреждения культуры", 2015

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×