Встреча с писателем на территории библиотеки

151
Библиотека сегодня уже не ограничивает себя книговыдачей, в том числе изданий, посвященных творчеству. Она сама становится местом литературного творчества. Одним из мероприятий, набирающим популярность, является встреча с писателем в библиотеке.

Библиотеки как центры общения и творчества

Эта статья, прежде всего, вызвана желанием задуматься над тем, изменил ли объявленный Год литературы деятельность отечественных библиотек.

Второе соображение обусловлено недавно возникшей в мире тенденцией перехода от модели библиотеки — хранилища книг к библиотеке — центру сообщества.Хранилище книг

Она сама становится местом такого творчества (или стремится им стать в перспективе).

Происходящие процессы культурного развития побуждают библиотеку смещаться в сторону литературного процесса, стремясь быть интересной не только читателям, но и писателям.

Библиотека в современных моделях выступает не столько центром потребления информации, сколько пространством для рождения идей, смыслов, образов и, безусловно, текстов.

Встреча с писателем или писательские резиденции, как одна из библиотечных услуг распространены в Канаде, США, Великобритании, Швейцарии, Нидерландах и Прибалтике. Опираясь на идею литературоцентричности отечественной культуры, в которой литераторы не столько творцы, сколько идеологи и властители дум, можно утверждать, что работа с литературным сообществом в библиотеке, безусловно, актуальна и для нас.

В наши дни программа поддержки литературного творчества успешно реализуется в Коломне в музее-резиденции«Арт-коммуналка. Ерофеев и другие», где в рамках ежегодного конкурса определяются художники и писатели. Прошедшие отбор писатели могут пожить в доме, где ранее жил Венечка Ерофеев и «воспеть» жизнь местного коломенского сообщества.

Недавно такая резиденция открылась в помещении одной из вологодских библиотек, но, увы, закрытой из-за отсутствия посетителей. Так что говорить о том, что подобная услуга в библиотеках распространена и востребована, пока рано.

Встреча с писателем на территории библиотекиЧто такое писательская резиденция?

Нельзя сказать, что библиотеки не работают с писателями. Книги обсуждаются в библиотеках, куда приглашаются издатели и филологи, переводчики и литературоведы. Распространен и жанр «Встреча с писателем».

Действительно, библиотека уже не рассматривается только как хранилище информации, энциклопедическое собрание всего обо всем. Все чаще сама библиотека, окружающая ее среда и сообщество рассматриваются как потенциал для развития.

Меняется и модель субъекта библиотечной услуги. Из абстрактного потребителя читатель превращается в члена местного творческого сообщества, заинтересованное лицо — соучастника событий. Посетители в данной модели выступают в роли такого же ресурса библиотеки, как книги из ее собрания.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

При приглашении автора поработать или даже пожить в библиотеке, мы имеем дело с лабораторией литературного творчества. Она вовлекает автора в жизнь местного сообщества, а сообщество имеет возможность окунуться в «творческую кухню» писателя.

Появление таких программ объясняется тем, что города и районы все более нуждаются в новом взгляде на историю, имеющую местные корни. Территории, не занимающиеся такой работой, — выпадают из процессов творчества. Они начинают восприниматься культурной провинцией.

Встреча с писателем на территории библиотекиВ чем притягательность пребывания в резиденции для писателя?

Идея писательской резиденции в библиотеке, когда автор на определенное время «прописывается» в ней с целью обеспечения доступа к ее ресурсам и облегчения условий для творчества, уже получила широкое распространение за рубежом.

Писательская резиденция в библиотеке, как правило, тесно связана с творческими партнерствами и творческими организациями. Иногда в библиотеку-резиденцию приглашается более одного автора, или автор, сотрудничает с художником, работающим в различной художественной манере. Такая резиденция превращается в литературно-художественную колонию-коммуну.

Деятельность писательской резиденции осуществляется на основе договора, который в общих чертах согласует ожидания и требования хозяина, что является важным элементом успешной резиденции. Он позволяет и автору, и библиотеке согласовать свои цели и ожидания, оговорить заранее время и ресурсы, оговорить правила, по которым будет проходить встреча с писателем.

Стипендии и индивидуальная финансовая поддержка авторов в форме специальных грантов позволяют им, использовать свое время исключительно для творчества. Стабильность гарантируется заключением долгосрочных договоров на пребывание в резиденции (на 1–3 года).

В резиденции обеспечиваются новые возможности для того, чтобы заняться специфическим приведением в порядок сделанных ранее набросков или конкретизировать контекст, связанный со специфической группой людей, удовлетворить свой специфический интерес, например, к определенному историческому периоду, книги по которому есть в библиотеке, или развить давно интересующую тему, используя библиотечные фонды.

Немаловажным привлекательным для писателя фактором, с одной стороны, является сама местность, ее способность разнообразить прогулки и пробудить вдохновение, включить в творческий процесс людей и их истории, которые непременно украсят будущие тексты.

С другой стороны, писатель, изучая определенные сообщества, может сформировать новую аудиторию. Пребывание в резиденции позволяет автору создать для своей будущей книги новых читателей. Работа в резиденции поднимает значимость писателя, что чрезвычайно важно при издании и продвижении книги. Участие автора в местных событиях, его связь с общественностью, журналистами, профессиональным сообществом становятся частью маркетинговой кампании.

Такие сессии формируют творческую среду, здесь говорят о литературе, искусстве, истории, слушают приглашенных авторов книг, развивают вкус к литературному творчеству, учатся высказывать и отстаивать свое мнение. Писатели в свою очередь приобретают коммуникативный опыт, проводя семинары для читателей, начинающих авторов.

Варианты писательских резиденций за рубежом

Одним из примеров резиденции писателя в библиотеке может служить город Эдмонтон (Канада), в публичной библиотеке которого в течение 2015 года творит Элизабет Уитни, писатель, журналист и сотрудница «Эдмонтонского журнала». Библиотека на время стала и ее домом, и рабочим местом, где она оказывает определенные услуги посетителям, как местным начинающим литераторам, так и сложившимся авторам.

Ее услуги включают:

  • индивидуальные консультации по присланным заранее рукописям;
  • общественные чтения и переговоры;предоставление информации о том, как организовать публикацию;
  • советы по обеспечению связей с пишущим сообществом;прием гостей на ежемесячных встречах в различных филиалах Эдмонтонской публичной библиотеки.

Популярная канадская поэтесса Ди Брандт была отобрана в качестве писателя в резиденции для Публичной библиотеки Виннипега на 2014–2015 год. Ее произведения отмечены престижными литературными премиями. Она известна также как эссеист и литературный критик. У нее есть опыт сотрудничества с многочисленными авторами, переводчиками, художниками и композиторами.

Брандт преподает творческое письмо в нескольких университетах (Манитобы, Виннипега, Альберте, Виндзора и Брандоне). Она много путешествовала и участвовала в чтениях, семинарах и лекциях в Северной Америке, Европе, на Ближнем Востоке, в Южной Америке и Японии.

Около полугода Ди Брандт работала в писательской резиденции с начинающими авторами, проводя индивидуальные консультации и групповые семинары в свободное от собственного творчества время. Поэтесса определила свою роль библиотечного резидента как наставника: «Моя философия наставничества очень проста: я пытаюсь „услышать“ то, что автор пытается сообщить и создать в произведении, над которым работает, и помочь ему (или ей) достичь этого в блестящей, оживленной, привлекательной форме».

Посетителей канадской писательской резиденции, безусловно, привлечет то, что многие из ее прежних студентов и учеников выбрали карьеру на литературном поприще и уже опубликованы.

По сути дела, программа «Писатель в резиденции» позволяет создать динамичную, разнообразную, мобильную литературную студию, среду интеллектуальной кооперации.

Писательскую комнату организовали в Городской публичной библиотеке Торонто (рис. 1). Здесь можно использовать место ограниченное число времени: только 4 часа в день (можно и дольше, если нет других претендентов) или в течение 3 месяцев по предварительной заявке.

Рис. 1. Писательская комната в Городской публичной библиотеке Торонто

Встреча писателей

В комнате естественное освещение, Wi Fi, возможна аренда ноутбуков. Кроме того, в помещении установлен небольшой диван, где писатели могут пообщаться друг с другом, поделиться своими идеями и сопереживать творческим неудачам.

Швейцарский Дом литературы — это подлинный приют вдохновения и уникальная среда для творчества. Само сооружение представляет собою лес колонн, к которым на тросах могут крепиться капсулы для писателей.

Книги сосредоточены в ярусном пространстве галереи, а по бокам размещены кабинеты для работы и обсуждений. Вне основного здания размещены два типа писательских резиденции: стационарный и подвесной (рис. 2 и 3).

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Авторами этого рая для литераторов стали австралийские архитекторы, много работающие с оригинальными по концепции жилыми домами, в которых определяющим фактором выступает дизайн.

Рис. 2. Висящий писательский модуль

Рис. 3. Внешний вид модуля

Внешний вид модуля

Более традиционным является пример городской публичной библиотеки в пригороде Дублина Дан Лири (Ирландия). Здесь писателю выделен отдельный кабинет. Район Дан Лири — это порт, где швартуются круизные лайнеры, поэтому вполне естественно, что образное решение библиотеки напоминает пароход, это вытянутое в плане сооружение с театром, кафе и комфортабельными местами для чтения и комнатой писателя на третьем этаже. Немудрено, что это здание многими жителями рассматривается как флагман, маяк местного развития.

Встреча с писателем на территории библиотекиВ чем привлекательность пребывания в резиденции писателя для библиотеки?

Прежде всего, приглашая к себе писателя, библиотека становится организацией, пропагандирующей литературное творчество. Писатель, работающий над своим произведением в библиотеке, олицетворяет одновременно и Начало творчества и его Завершение, и Процесс и Продукт, и Автора и Читателя.

Эти контрастные стороны оппозиций представляются публике в качестве равноправных, как органические составляющие целого.

Кроме того, пребывание писателя в библиотеке сопровождается встречами с авторами, публичными чтениями вслух, обсуждением текстов, реконструкциями событий, описанных в книгах, возрождая таким образом исторические формы бытования книги в обществе, в интеллигентных семьях, литературных салонах.

Встреча с писателем позволяет ему самому на время стать библиотекарем, отвечающим за творческие встречи в сети библиотек города.

Таким образом, библиотека становится пространством интеллектуальной коммуникации, определяющей нормы и образцы форм существования местной элиты. Благодаря этому библиотека становится влиятельным и соответственно более инвестиционно привлекательным социокультурным институтом.

В некоторых резиденциях писатели обсуждают тему взаимодействия библиотеки и местного сообщества, задавая стратегические направления развития учреждения культуры.

Писатель помогает библиотеке лучше понять своего потребителя, выступает в роли маркетолога чтения. Важно, кроме того, что писатель в резиденции, взаимодействующий с местным сообществом, — это эффективный инструмент привлечения к библиотеке читателей, инвесторов и волонтеров.

Привлечение в библиотеку волонтеров особо важно при сокращении бюджетного финансирования.

Создавая условия для работы писателя в пространстве библиотеки, дирекция вынуждена улучшать условия пребывания и обслуживания посетителей библиотеки.

Итак, писательские резиденции стали во всем мире весьма популярными программами усиления творческого начала на конкретной территории. Пребывание писателя в библиотеке или сотрудничество с ней в течение длительного времени приводит к интенсификации деятельности библиотеки и, как следствие, к увеличению посещаемости.

Кроме того, она становится писательской лабораторией, площадкой креативной индустрии, фабрикой смыслов и, как следствие, центром культурной жизни населенного пункта.

Библиотека должна расширить свои границы…Алексей Лисицкий, заведующий библиотекой им. Ф. М. Достоевского, канд. культурологииГотов поддержать автора в том, что в нашей стране подобные резиденции могли бы стать одной из важных новых «специализаций» современной библиотеки.

Действительно, различные проекты в этом жанре могут помочь и библиотеке выйти из тени, подняв собственный престиж и став действительно важным «игроком» в местном сообществе.
Хотелось бы также обратить внимание, что современная библиотека работает не только с текстом «литературным», но и с различными видами современных медиа-текстов, т. е. в пространстве «культурного» текста.

Так что плодотворной представляется также идея расширения «границ» библиотеки от литературных и писательских резиденций до арт-резиденций в библиотеке, но с сохранением в центре именно литературы и писательского творчества. В такой резиденции могли бы создаваться, например, сценарии фильмов, «творить» рассказчики («сторителлеры»), видео-художники, аниматоры и т. д., соединяя визуальный и традиционный литературный текст.

​Говоря о возможной реализации, очень важно учитывать особенности места, конкретного учреждения и личность писателя при реализации подобных проектов. Не всякая библиотека может предложить, например, уединенное место или кабинет для подобной работы.

Где-то, как, например, в нашей библиотеке, по окончании рабочего дня помещение сдается под охрану и невозможно организовать ночное пребывание кого бы то ни было. Кому-то из писателей необходимо уединение в глухой сельской местности, а кто-то хочет набраться новых впечатлений, «окунувшись» в гущу жизни современного мегаполиса.

Кроме этого, в случае длительных резиденций, а также стипендий и грантов потребуется крупный институциональный партнер или спонсор, способный потянуть такую «крупную» культурную инициативу.

И стать точкой «входа в литературу»Александра Вахрушева, директор ГБУК «Библиотека-читальня им. И. С. Тургенева»Сегодня среди посетителей библиотеки мы замечаем новые запросы, отталкивающиеся от сформировавшейся потребности в обсуждении современной литературы, личности писателя в социуме, освоении навыков писательского мастерства.

Просматривая результаты мониторинга опроса удовлетворенности библиотечными услугами, не раз наталкивались на просьбы создать в библиотеке литературные клубы или кружки, даже пожелание организовать библиотечный кружок для молодежи.

Библиотека является неотъемлемой частью единого книжного пространства города, если она хочет быть актуальной и востребованной, то она должна занять свое место и в современном литературном процессе. Стать той точкой «входа в литературу» для современного человека.

Начиная с 10 февраля 2015 года в Библиотеке-читальне им. И. С. Тургенева писатели, критики и журналисты говорили о литературном мастерстве и о том, как отличить настоящий текст от поделки. О современной и классической литературе; о новом звучании писательского слова на фоне слова политического и журналистского; о современной России и том, что с ней происходит.

О подвижничестве и стремлении к успеху. О русском языке. Получился цикл из пяти встреч «Серьезный разговор» — это была возможность услышать мнения известных писателей, критиков и журналистов об актуальных событиях в современном мире.

Это свободный разговор, и заявленная тема — только старт для первого обмена репликами, возможность запустить дискуссию, которая касалась всего, что интересно участникам диалога.
Этот проект сформировал целый тренд в развитии Тургеневки в 2015 году.

Вслед за ним у нас открылись летние писательские мастерские, а сейчас продолжается сезон писательской школы CWS.

Это значит, что главные авторы страны снова будут передавать свое мастерство писателям будущего в стенах нашей библиотеки. Майя Кучерская, Дмитрий Быков, Галина Юзефович, Екатерина Лямина, Анна Старобинец и Андрей Рубанов — формируют новую русскую литературу с 8 октября до 17 декабря 2015 года. Открыла осенний сезон CWS Людмила Улицкая лекцией о том, как писатель работает с документальными источниками.

Шесть писателей — шесть мастерских, шесть подходов к различным литературным жанрам. Библиотека меняется, когда в нее приходят учиться писать тексты, формулировать свои мысли на бумаге, создается уникальная атмосфера интеллектуального труда. Это возможно только здесь рядом с книгами.

По сути, проект писательских мастерских перекликается с еще одним трендом развития Тургеневки как «общественного рабочего кабинета» — формулировка нашего постоянного посетителя.

Мы уже неоднократно замечаем, что нам не хватает мест в читальном зале библиотеки, потому что нам удалось создать ту рабочую атмосферу и комфортность среды для работы с книгами, текстами, компьютером или гаджетом. Как раз синергия «общественного рабочего кабинета» и «писательского дома» — это и есть ближайшее будущее современной библиотеки.

Статья из журнала "Справочник руководителя учреждения культуры", 2015



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль