Механизмы реализации государственной политики в сфере культуры

125
Госпрограмма Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы представляет собой сложный, многоплановый документ, рассматривать который можно с различных позиций. В документе заложены главные принципы государственной политики в сфере культуры на этот период.

Государственная политика в сфере культуры в настоящее время базируется на Государственной программе «Развитие культуры и туризма» на 2013—2020 гг. (далее — ГП), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 317.Программа развития культуры

Документ является основным инструментом реализации государственной политики в сфере культуры, в основу которого положены принципы программно-целевого метода.

Государственная политика в сфере культуры: цели и задачи

Целью программы определена реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства, единства российского общества, а также развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию.

Ранее принятые ФЦП «Культура» России и ФЦП «Развитие туризма» не были отменены, а вошли составной частью в Программу в статусе подпрограмм. Ситуация, когда ранее принятые федеральные целевые программы не отменяются, не перерабатываются, а становятся в неизменном виде частью новой ГП, объясняется в основном желанием сэкономить время и не вмешиваться в работу уже сложившихся механизмов реализации федеральных целевых программ.

Следует уточнить, что в настоящей публикации тема развития туризма рассматриваться не будет. Поэтому подпрограмму «Туризм» и федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» оставим на будущее.

Для того чтобы более ясно представлять, какие «секторы» сферы культуры призваны развивать подпрограммы, перечислим их основные задачи.

Подпрограмма «Наследие»:

  • обеспечение сохранности и использования объектов культурного наследия;
  • реставрация объектов культурного наследия;
  • повышение доступности и качества библиотечных и музейных услуг;
  • обеспечение сохранности, пополнения и использования архивных фондов.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Подпрограмма «Искусство»:

  • создание условий для сохранения и развития исполнительских искусств и поддержки современного изобразительного искусства, кинематографии, традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, поддержки творческих инициатив населения, творческих союзов, выдающихся деятелей и организаций в сфере культуры;
  • создание условий для организации и проведения мероприятий, посвященных значимым событиям российской культуры и развитию культурного сотрудничества в сфере культуры.

Подпрограмма «Обеспечение условий реализации Программы»:

  • обеспечение эффективного управления Программой и развитие отраслевой инфраструктуры;
  • интеграция региональных программ развития сфер культуры и туризма;повышение эффективности фундаментальных и прикладных исследований в сферах культуры и туризма.

Отметим, что задачи Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)» не носят столь явно отраслевого характера и ориентированы содержательно на Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

Важным для понимания роли регионов в реализации ГП является раздел «Приоритеты и цели государственной политики, а также «Общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере культуры и туризма», ключевыми из которых являются:

  1. Раскрытие культурного потенциала регионов России и поддержка региональных инициатив в сферах культуры и туризма.
  2. Преодоление отставания и диспропорций в культурном уровне регионов.

Также ГП предусматривает предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ по развитию учреждений культуры и мероприятий по укреплению материально-технической базы объектов культуры регионов.

Подпрограммой «Обеспечение условий реализации Программы» предполагается предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия.Культурное наследие

На уровне субъектов Российской Федерации государственная политика в сфере культуры и туризма выстраивается в рамках соответствующих государственных программ, в свою очередь госпрограммы субъектов конкретизируют положения и направления развития сфер культуры и туризма с учетом специфики условий и доступных ресурсов соответствующего региона.

Таким образом, определенные в ГП приоритеты являются не жесткими нормами, а направлениями для работы, которые можно уточнять и конкретизировать в зависимости от ситуации на местах.

ГП содержит также раздел «Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации государственной программы», в котором декларируется, что участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий Программы является одним из важнейших условий ее эффективности и осуществляется в рамках собственных полномочий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Описания конкретных мер поддержки со стороны федерального центра развития региональной культуры рассматриваемый раздел не содержит, более того, отмечается, что регионы активно содействуют достижению запланированных значений показателей ГП, но за счет собственных доходов. Меры стимулирования регионов в рамках подпрограммы не конкретизированы.

Объемы бюджетных ассигнований программы

Цели финансирования

Объем ассигнований из средств федерального бюджета, тыс. руб.

На реализацию государственной программы

847 455 436,3

На реализацию подпрограмм и ФЦП:

Подпрограмма 1. Наследие

246 923 399,9

Подпрограмма 2. Искусство

271 037 683,2

Подпрограмма 3. Туризм

3 652 814,5

Подпрограмма 4. Обеспечение условий реализации Программы

104 407 299,6

Федеральная целевая программа «Культура России (2012–2018 годы)»

151 421 463,6

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)»

70 012 775,5

 В целом можно сделать следующие выводы:

ГП предполагает, что в основном государственная политика в сфере культуры в регионах реализуется региональными органами управления самостоятельно, за счет собственных средств. 

Вклад регионов в реализацию ГП значителен, и он проявляется прежде всего в достижении показателей программы, которые учитывают деятельность в сфере культуры на уровне региональных и муниципальных учреждений культуры.

Федерация в тексте ГП декларирует поддержку региональных проектов, но не конкретизирует механизмы данной поддержки.

«Региональный аспект» в тексте ГП содержится и в Перечне ведомственных целевых программ, и основных мероприятий государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы (далее — Перечень ВЦП). Но информации о конкретных ведомственных целевых программах данный раздел не содержит.

По сути, Перечень ВЦП представляет собой обозначение определенной сферы деятельности по отраслевому признаку (охрана объектов культурного наследия, музейное дело и т. д.), описание планируемых результатов в рамках указанной сферы и общее описание механизмов их достижения. Основным механизмом достижения планируемых результатов является оказание работ и услуг в рамках деятельности учреждений культуры, в том числе региональных и муниципальных.

Следовательно, основной смысл Перечня ВЦП заключается в указании конкретных объектов культурного наследия, федеральных государственных учреждений, мероприятий, по которым запланировано финансирование из федерального бюджета, т. е. в своеобразном перечне «защищенных» направлений расходования средств. Однако источники финансирования мероприятий в Перечне ВЦП определены не вполне четко.

Конкретные мероприятия, реализуемые в рамках ГП «Развитие культуры и туризма», обозначены в Плане реализации в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов ГП Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, утвержденном постановлением Правительства РФ от 09.08.2014 № 788.

Указанный план содержит сведения об инвестициях в объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности, общероссийских мероприятиях, мерах поддержки творческих работников, финансируемых из федерального бюджета.

В частности, в план внесены и мероприятия по поддержке сферы культуры муниципальных образований. Так, в 2014 г. вручено 1000 денежных поощрений по 100 тыс. руб. лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, и 1000 денежных поощрений по 50 тыс. руб. лучшим работникам муниципальных учреждений культуры, находящихся на территории сельских поселений. Указанные события предусмотрены также на 2015 и 2016 гг.

Оба мероприятия напрямую регулируются не ГП, а Указом Президента РФ от 28.07.2012 № 1062 «О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников».

Включение указанных мероприятий в План реализации ГП можно объяснить тем, что финансирование на их реализацию осуществляется в рамках общего финансирования, предусмотренного на ГП. Таким образом, ГП становится не механизмом прямого действия, а примерным перечнем направлений расходования средств с указанием их общего объема.

Еще одним механизмом прямого действия в развитие положений ГП выступают нормативные правовые акты Правительства РФ. В развитие этих актов был принят ряд нормативных правовых актов Министерства культуры РФ.

Это позволяет, не меняя текст ГП, более гибко подходить к конкретным мерам поддержки сферы культуры регионов и муниципальных образований и ограничивать их во времени, исходя из возможностей федерального бюджета.

Поддержка культуры регионов

Текст ФЦП содержит целый ряд указаний о необходимости поддержки проектов в сфере культуры в регионах. Конкурсный отбор по региональным проектам различается в случаях поддержки мероприятий и обеспечения оборудованием, и в случае федеральных вложений в объекты капитального строительства.

Механизм конкурсных процедур, связанный с обеспечением учреждений культуры регионов оборудованием содержится в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ по развитию учреждений культуры, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства (приложение № 4 ГП).

Речь в них идет о развитии материальной базы библиотек, музеев, школ искусств, сельских учреждений культуры и т. д. В развитие указанных Правил издан приказ Минкультуры России от 07.06.2013 № 690 «Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по развитию учреждений культуры, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства».

Механизмы софинансирования региональных проектов содержатся в Перечне мероприятий и объемов финансирования Программы (приложение № 6 ГП) и конкретизированы на уровне нормативных правовых актов Министерства культуры Российской Федерации.

План реализации Госпрограммы

Положение об управлении реализацией федеральной целевой программой «Культура России (2012- 2018 годы)» (далее — Положение), утвержденное приказом Минкультуры России от 19.03.2012 № 210, предусматривает ежегодную подготовку Организационно-финансового Плана целевой программы (далее — План), который представляет собой комплекс мер, направленных на достижение целей и решение задач ФЦП.

Он формируется на основе предложений государственных заказчиков программы, как собственных, так и поступивших к ним от других организаций. Для анализа поступивших предложений на участие в целевой программе государственные заказчики в пределах своих полномочий создают экспертные советы (комиссии), иные консультативные органы.

Государственным заказчиком-координатором целевой программы является Министерство культуры Российской Федерации, государственными заказчиками — Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж» и Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации».

Рассмотрим некоторые процедурные моменты, связанные с включением в План

Организационно-финансовый план мероприятий на текущий год включает в себя наименование мероприятия на текущий год и сумму финансирования из средств федерального бюджета.

Заявки на включение в План подаются в Министерство культуры РФ творческими коллективами, организациями профессионального искусства и народного творчества.

То есть учреждения подают заявки самостоятельно, без участия органов управления в сфере культуры.

Отбор заявок осуществляется экспертными комиссиями. Например, приказом Министерства культуры РФ от 23.03.2012 № 224 утверждено Положение об экспертных комиссиях по рассмотрению и отбору проектов по музыкальному искусству, театральному и цирковому искусству, народному творчеству.

Заявки, рассмотренные на заседании соответствующей Комиссии и получившие поддержку большинства ее членов, присутствующих на заседании, рекомендуются Комиссией к включению в Планы мероприятий Минкультуры России по реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)» на соответствующий календарный год.

Организация текущей работы Комиссий осуществляется соответствующими профильными отделами Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества. 

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Участие в мониторинге проектов и мероприятий

Мониторинг проектов и мероприятий на участие в Программе — это электронный сбор и обработка предложений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий ФЦП на следующий год.

Для участия в Мониторинге организации или физическому лицу необходимо пройти регистрацию на сайте http://fcpkultura.ru. После заполнения регистрационных данных участник получает возможность подавать свои предложения на участие в Программе.

Каждое предложение должно сопровождаться пакетом документов. Для изменения перечня предложения или реквизитов участнику Мониторинга необходимо подать официальное письмо с запросом на изменение необходимых данных.

Важно понимать, что включение заявки в организационно-финансовый план не гарантирует, что инициировавшее ее физическое или юридическое лицо в «автоматическом режиме» получает право на реализацию проекта. Отбор исполнителей мероприятий проводится на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.

В то же время на практике заявители имеют существенные преимущества для победы на конкурсе и, как правило, выигрывают право на реализацию заявленных культурных проектов.

В целом к настоящему моменту сформировалась достаточно сложная система софинансирования региональных проектов из федерального бюджета. Часть проектов реализуется посредством механизмов, заложенных в нормативных правовых актах Президента РФ и Правительства РФ, в рамках подпрограмм «Наследие» и «Искусство» ГП.

Более долгосрочные и устойчивые механизмы действуют в рамках исполнения ФЦП. В соответствии с ними основные направления, предельные объемы финансирования, условия и критерии отбора проектов закреплены в ФЦП, являющейся по статусу подпрограммой ГП.

Порядки рассмотрения заявок регулируются нормативными правовыми актами Министерства культуры Российской Федерации.

Основным инструментом для подачи заявок выступает официальный сайт Министерства культуры РФ по Федеральной целевой программе, главными акторами, готовящими и принимающими решения о финансировании той или иной заявки, — соответственно департаменты Минкультуры России и действующие при них экспертные комиссии.

Примите к сведению

Мониторинг предложений проектов и мероприятий на участие в ФЦП «Культура России (2012 — 2018 годы)» на 2016 год проводился с 1 марта до 1 сентября 2015 г. Мониторинг проектов по направлению IV. «Сохранение объектов культурного наследия народов Российской Федерации» (разделу «Реставрация объектов культурного наследия народов российской Федерации») — с 1 марта 2015 г. до 1 июня 2015 г.

Перечень и описание сопроводительной документации к проекту:

Описание мероприятия. Документ в формате MS Word — содержание и обоснование проекта или мероприятия.

Он должен содержать:

  • соответствие представленного Проекта целям и задачам федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы) (далее — Программа);
  • федеральная значимость Проекта;
  • региональная значимость Проекта;
  • ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности от реализации Проекта;
  • соответствие целевым индикаторам и показателям реализации Программы;
  • состав участников Проекта;
  • руководитель Проекта: Ф. И. О., должность, адрес, телефон, факс, e-mail;
  • сроки проведения.

Смета. Документ в формате MS Word или MS Excel — смета на реализацию Проекта.
C момента принятия государственной программы прошло полтора года. Насколько она актуальна сейчас, и как изменилась государственная политика в сфере культуры?

Стала ли она «руководством к действию» для глав министерств, департаментов и управлений культуры в регионах?

Какое значение она имеет для каждого учреждения культуры и его руководителя?

За комментариями мы обратились к официальным лицам и к непосредственным исполнителям пунктов госпрограммы.

Структура госпрограммы

Структура госпрограммы удобна при разработке региональных программ.

Григорий Пирумов,статс-секретарь — заместитель Министра культуры Российской Федерации.

Государственная программа в соответствии с действующим законодательством является документом стратегического планирования, обеспечивающим реализацию мероприятий, направленных на достижение целей задач государственной политики в установленной сфере деятельности.

Поэтому об актуальности государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы как инструмента государственной политики в сфере культуры и туризма речь не идет.

Вместе с тем документ, безусловно, корректируется с учетом целевых ориентиров и приоритетов, определяемым законодательством Российской Федерации, Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации участвуют в реализации мероприятий государственной программы в рамках полномочий, установленных действующим законодательством. И это является одним из важнейших условий ее эффективности.

Финансирование ряда мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых в виде субсидий, например, на развитие региональных учреждений культуры, в том числе укрепление их материально-технической базы, строительство центров культурного развития, туристско-рекреационных кластеров и др., либо в виде субвенций, например, на осуществление полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия.

При этом софинансирование этих мероприятий осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Реализация мероприятий субъектами Российской Федерации вносит значительный вклад в достижение целевых значений показателей (индикаторов) эффективности государственной программы (например, количество посещений организаций культуры, охват населения библиотечным обслуживанием и др.).

Структура государственной программы удобна для использования ее при разработке региональных программ в сфере культуры и туризма, поскольку построена по отраслевому принципу (учитывающему, например, типы объектов — музеи, библиотеки, архивы, театры и т. д.).

В настоящее время далеко не все действующие региональные программы в сфере культуры и туризма учитывают положения государственной программы, что обусловлено спецификой условий и доступных ресурсов соответствующего региона.

Вместе с тем руководители органов управления культуры в субъектах Российской Федерации, осуществляющие подготовку соответствующих региональных программ, все больше руководствуются государственной программой

Как уже отмечалось ранее, государственная программа сформирована по отраслевому принципу.

Подобная структура позволяет отдельным учреждениям культуры «увидеть себя» в структуре государственной программы, в т. ч. через показатели, характеризующие результаты их деятельности на уровне Российской Федерации.

Так, например, показатель «количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года» является целевым ориентиром, который может использоваться для оценки результатов деятельности учреждений.

Формы планирования

Формы планирования и оценки должны быть понятны творческим деятелям

Софья Апфельбаум, директор Российского академического молодежного театра.

Формирование государственной программы — не первая попытка систематизировать и обобщить расходы федерального бюджета на культуру. Государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы пришла на смену ряда других документов, которые готовились Минкультуры России начиная с 2004 г. в ходе реформы, подразумевающей переход к «бюджетированию, ориентированному на результат».

Например, в течение нескольких лет составлялись так называемые Доклады о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНДы), и уже тогда требовалось распределять проводимые мероприятия по целям, задачам, формулировать результат реализации каждого направления, заполнять достаточно громоздкие и, к сожалению, малоинформативные таблицы.

От этого типа отчетности и планирования было решено отказаться. Однако идея того, что все расходы бюджета должны быть выстроены в четкую иерархию целей, задач, а также измеряться конкретными и конечными результатами, получила свое развитие в системе государственных программ.

Государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы объединила уже имеющиеся программы, средства на финансовое обеспечение выполнения государственного задания подведомственных министерству организаций, а также те лимиты, которые на протяжении многих лет выделялись министерству в непрограммной части.

По сути, государственная программа — это своего рода «надстройка» над средствами, отпущенными на культуру до 2018 г. Что принципиально отличает данную программу от федеральных целевых программ «Культура России (2012—2018 гг.)" и «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018)», принятых ранее и целиком вошедших в эту государственную программу.

Именно разделы, сформированные из прежних федеральных целевых программ, оказались наиболее выигрышными в новой системе: мероприятия четко отвечают искомым целям и задачам, а результат их проведения оценивается в довольно понятной системе показателей и индикаторов.

Это неудивительно: данные программы разрабатывались как отдельные, самостоятельные направления, на их реализацию были выделены соответствующие средства, а потому проекты включались в них уже с учетом заявленных приоритетов и имеющихся лимитов.

Накопленный опыт проведения подобных программ позволил разработать показатели, которые соответствуют предъявляемым требованиям и не противоречат логике творческого процесса.

Сложнее оказалось встроить в эту систему мероприятия, которые ранее поддерживались министерством вне программного метода (или говоря официальным языком «в централизованном порядке»).

Это крупные, значимые творческие проекты, зачастую проводимые по специальным поручениям президента и правительства.

Уникальный характер этих мероприятий требует индивидуального подхода к их реализации и оценке: рассчитать эффективность проводимого раз в четыре года Международного конкурса им. П. И. Чайковского или ежегодного Дня славянской письменности и культуры тем инструментарием, что предлагается государственной программой, оказывается, весьма проблематично.

Еще сложнее соотнести с этой системой финансирование подведомственных учреждений. Ведь творческие организации живут в своем ритме и своими циклами, и результат их деятельности не совпадает со сроками отчетности государственной программыw.

В этой связи многие составляющие государственной программы оказываются лишь формальными атрибутами, не имеющими отношения к реальной творческой жизни.

Например, понятие «контрольное событие» в случае исполнительского искусства представляет собой набор традиционных мероприятий с ежегодными сроками их проведения, что само по себе не отражает степень выполнения и эффективность государственной программы.

То есть реализуемые учреждениями культуры проекты становятся частью сложной системы планирования и отчетности в рамках государственной программы, перечнем плановых цифр и отчетных показателей, которые практически не связаны с творческой жизнью страны.

​В этой связи очевидно, что надо отстаивать специфику сферы культуры. Несмотря на требования к унификации государственных программ, следует открыто заявлять о том, что многие их параметры никак не подходят для отрасли культуры.

Осознавая, что в дальнейшем бюджетные средства будут распределяться только на основе программного метода, следует искать альтернативу и предлагать те формы планирования и оценки, которые будут адекватны культурной сфере и понятны творческим деятелям.

 Начальник Управления культуры

Поддержка из федерального бюджета задает уровень для других муниципальных проектов.

Николай Дьяков, начальник Управления культуры и историко-культурного наследия администрации города Вологды.

Основные направления развития сферы культуры города Вологды определены в Стратегии комплексной модернизации городской среды муниципального образования «Город Вологда» на период до 2020 г. «Вологда — комфортный город». В ней обозначено 15 основных направлений, одно из которых «Вологда — культурная столица Русского Севера».

При разработке концепции администрация города Вологды ориентировалась в том числе и на действовавшую тогда в 2011 г. ФЦП «Культура России», которая впоследствии была интегрирована в государственную программу.

Для Вологды интеграция Федеральных целевых программ «Культура России» и «Развитие внутреннего и въездного туризма» в единую государственную программу стало знаковым событием. Проводятся реставрационные работы и работы по сохранению объектов культурного наследия, которых на территории города более 200.

Некоторые из мероприятий получают поддержку на конкурсной основе из федерального бюджета в рамках госпрограммы.

Так, один из важнейших проектов Стратегии развития города и концепции «Вологда — культурная столица Русского Севера» — проект «Насон-город» предполагает совместные усилия по развитию туристического потенциала города, сохранению объектов культурного наследия, развития культурных мероприятий.

Подобные примеры показывают значение комплексного подхода при реализации государственной программы. Руководители учреждений, при подготовке мероприятий и заявок в государственную программу ориентируются на уровень мероприятий, уже получивших поддержку из федерального бюджета.

Тем не менее хотелось бы выразить некоторые пожелания для государственной программы на будущий период. Прежде всего в ней должны быть заложены мероприятия, ориентированные на города численностью от 100 тыс. до 500 тыс. человек. Аналогично мероприятиям, направленным на развитие культуры в малых городах (до 50 тыс. человек).

Еще одним важным пожеланием является создание реальной возможности для проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности. В настоящее время указанный раздел программы ориентирован на реставрацию государственной собственности.

Во многих исторических городах в силу обстоятельств значительное количество объектов культурного наследия оказалось в муниципальной собственности. Возможности муниципальных бюджетов не позволяют проводить на них комплексные реставрационные работы.

Участие государства в проведении таких работ позволило бы задать уровень для проведения реставрационных работ в муниципалитетах, поддержало бы создание качественной городской среды. Конечно, государству необходимо обременить владельцев отреставрированных таким образом объектов условиями по последующему содержанию и использованию.

Реализация мероприятий по поддержке муниципалитетов в деле сохранения объектов культурного наследия позволит государству осуществлять не только карающую функцию в сфере сохранения объектов культурного наследия, но и поддержать муниципалитеты, показать пример частным собственникам объектов культурного наследия.

В заключение хотелось бы отметить стремление разработчиков программы услышать непосредственных исполнителей мероприятий программы, что выражается в форме подачи заявок для участия в программе. Полагаю, что это очень важно для сохранения актуальности программы.

Статья из журнала "Справочник руководителя учреждения культуры", 2015



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль