❅ ЗАМОРАЖИВАЕМ ЦЕНЫ ДО 20%! Подписаться »

Справочник руководителя учреждения культуры

Инновационные образовательные технологии: этапы внедрения

  • 18 февраля 2017
  • 150

Инновационные образовательные технологии являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, поскольку позволяют значительно повысить качество обучения и способствуют развитию личности каждого отдельного учащегося

Процесс становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство, влечет за собой значительные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Главная задача современной школы заключается в раскрытии потенциала всех участников педагогического процесса, создании оптимальных условий для проявления их творческих способностей.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Устав бюджетного УДОД, Форма № 1-ДО. Сведения об УДОД

Одним из инструментов, способствующих  ее решению, являются инновационные образовательные технологии. Их основная цель заключается в формировании активной, творческой, конкурентоспособной личности, которая может самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.

В чем суть инновационных образовательных технологий

Еще несколько лет назад в качестве главных ориентиров образования выступали знания, навыки, социальные и информационные умения, которые были направлены на обеспечение готовности личности к жизни. Сегодня же образование все больше ориентируется на технологии и способы влияния на личность, обеспечивающие ее саморазвитие и готовность к происходящим в обществе изменениям.

Инновационная деятельность направляет учебный процесс таким образом, чтобы каждый учащийся смог самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, нешаблонно мыслить, максимально раскрывать свои природные способности и применять их на практике.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Культура».
Активировать доступ


В настоящее время потребность в такой деятельности обусловливается целым рядом обстоятельств, например:

  • социально-экономическими изменениями в обществе, которые ведут к обновлениям во всех сферах, включая образование;
  • обновлениями в образовательной системе, касающимися изменения количества уроков, объема информации, физической нагрузки и требующими внедрения инноваций в учебном процессе;
  • потребностью в изменениях отношений педагогических работников к применению рекомендуемых инновационных технологий и так далее.

Сегодня информационно-объяснительное обучение заменяется инновационно-действенным, имеющем тесную связь с использованием таких технологий, как:

  • информационные;
  • игровые;
  • интерактивные;
  • личностно-ориентированные;
  • проектные и так далее.

Применение данных инноваций в образовательном процессе позволяет ускорить процесс получения более качественного результата.  Их разнообразие способствует повышению у школьников интереса к учебно-познавательной деятельности, повышает мотивацию. Это оказывает неоценимую помощь в решении задач, связанных с обучением и воспитанием.

Кроме того, стоит отметить и другие положительные стороны внедрения инновационных технологий:

  • создание более комфортного психологического климата для каждого отдельного учащегося, включая снятие напряжения при общении с учителем;
  • открытие творческого пространства, которое способствует увеличению количества интересных и качественных работ;
  • повышение производительности труда и информационной культуры учителя, а также многое другое.

Применение информационно-коммуникационных технологий

Любая инновационная образовательная технология  обладает большими возможностями, благодаря которым, активизируется и интенсифицируется деятельность учащихся. Не является исключением и ИКТ, применение которых оказывает положительное влияние как на учащегося, так и на педагога.

В зависимости от области методического назначения  информационно-коммуникационные технологии делятся на несколько групп:

  • обучающие;
  • тренажеры;
  • информационно-справочные;
  • демонстрационные;
  • имитационные;
  • лабораторные;
  • моделирующие;
  • расчетные;
  • учебно-игровые.

Информационно-коммуникационные технологии

Практический опыт показывает, что применение данной технологии имеет множество преимуществ:

  • повышает мотивацию учащихся к изучению предметных дисциплин, особенно в случае использования метода проектов;
  • обеспечивает большие возможности для осуществления дифференцированного подхода к обучению;
  • способствует формированию навыков исследовательской деятельности;
  • значительно увеличивает возможности самостоятельной деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам: электронным справочникам, библиотекам, энциклопедиям и так далее.

Если говорить непосредственно о педагоге, то при использовании информационно-коммуникационных технологий существенно повышается производительность его труда  и уровень общей информационной культуры.

Однако вместе с преимуществами необходимо отметить и некоторые негативные воздействия данных технологий, в том числе и на физиологическое состояние и здоровье учащегося. В число наиболее часто отмечаемых преимуществ ИКТ входит индивидуализация обучения.

Но вместе с тем тотальная индивидуализация значительное сокращает живое диалогическое общение участников образовательного процесса. А без  практики такого общения не может как следует развиваться и самостоятельное мышление. Также часто учащие, чтобы не тратить собственные силы на подготовку заданий, заимствуют из Интернета готовые работы: рефераты, проекты, сочинения и другое. А это, как известно, никак не может привести к высокой эффективности обучения.

Личностно-ориентированный подход в образовании

Активируйте доступ к журналу «Справочник руководителя учреждения культуры» и читайте проверенные экспертами статьи:

При использовании личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе внимание педагога концентрируется на целостной личности каждого отдельного ребенка. Вместе  с развитием интеллекта и гражданского чувства ответственности на первое место выдвигается забота о его эмоциональных, эстетических и творческих задатках.

Данный подход предполагает создание оптимальных условий для полноценного развития таких функций, как:

  • формирование собственного «Я»;
  • творчество;
  • способность к осуществлению выбора;
  • умение рефлексировать, оценивать и так далее.

Сравнительная характеристика технологий обучения

Сравниваемые

показатели

Технология обучения

традиционная

личностно-ориентированная

1

2

3

Цель

Формирование личности с заранее заданными свойствами

Развитие личности как субъекта жизнедеятельности и человека культуры

Положение учащегося

Объект процесса обучения

Субъект процесса обучения

Основные дидактические средства

Монолог, знания, умения, навыки

Диалог, полилог, сотрудничество, творческая учебно-познавательная          деятельность

Аксиологическая основа

Потребность общества и производства

Потребности и интересы личности

Роль преподавателя

Источник и контролер знаний

Координатор, консультант, помощник, организатор (менеджер)

Основные результаты

Уровень обученности и социализированности

Уровень личностного развития, учебная самостоятельность,            самоопределение и самоорганизация

В личностно-ориентированном образовании главная роль отводится учащемуся. Педагог в данном случае выступает в роли помощника и диагноста развития его личности. Обучение, воспитание и развитие при таком подходе осуществляется с учетом индивидуальных особенностей, к которым стоит отнести:

  • возрастные;
  • физиологические;
  • интеллектуальные;
  • психологические.

Также к ряду индивидуальных особенностей относятся образовательные потребности, сориентированные на тот уровень сложности программного материала, который является доступным учащемуся.

Использование проектной технологии в образовательном процессе

На сегодняшний день проектная технология является одной из приоритетных инновационных технологий. Ее использование направлено на решение целого ряда задач, среди которых стоит выделить следующие:

  • развитие критического мышления;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • интегрирование знаний из разных областей наук и прочее.

Как правило, метод проектов предполагает самостоятельную деятельность учащихся, которая осуществляется в индивидуальной, парной или групповой форме за определенный промежуток времени – от нескольких минут до нескольких месяцев.

Выполнение проектной работы начинается с постановки проблемы, решение которой требует интеграции знаний из разных областей и проведения исследования. Также оно включает в себя самостоятельную деятельность учащихся, направленную на поиск решения поставленной проблемы.

Использование проектной технологии в процессе образования требует от педагога определенных знаний и умений, например:

  • владения полным набором поисковых и исследовательских методов;
  • умения организовать исследовательскую работу учащихся;
  • умения направлять учеников на поиск решения проблемы, которая представлена в проекте и так далее.

Этапы работы над проектом:

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный этап

а) выбор темы и целей проекта

б) определение количества участников проекта, состава группы

Обсуждение темы  с учителем и получение (при необходимости) дополнительной информации. Установка цели.

Знакомство с сутью проектной технологии и мотивирование учащихся. Оказание помощи в постановке целей

Планирование работы

а) определение источников информации

б) планирование способов сбора и анализа информации

в) планирование итогового продукта

Продукт:                                          – отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов)  – издание сборника, фильма, макета – организация конференции и прочее                                                г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов                              д) распределение обязанностей среди членов команды

Разработка  плана действий

Формулировка задачи

Предложение вариантов

идеи,  определение сроков работы по этапах

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и прочее.

Проведение исследования, решение промежуточных задач

Наблюдение, косвенное руководство деятельностью, организация и координация отдельных этапов проекта ( при необходимости)

Результаты или выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата

Анализ информации. Оформление результатов

Наблюдение, координация

Представление готового продукта

Представление разнообразных форм результата работы.

Отчет, отстаивание своей точки зрения, окончательные выводы

Выступление в роли рядового участника

Оценка процесса и результатов работы

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценка работы учащихся,  креативности мышления, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению, качества отчета

Проектная технология является личностно-ориентированной. Она позволяет каждому участнику проекта видеть результат своего труда, предоставляет возможность раскрыть свой внутренний потенциал.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен только для работников культуры!


Материалы для cultmanager.ru готовят лучшие эксперты. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты.

Подтвердите ваш статус - регистрация займет одну минуту.

Номер журнала «Справочник руководителя учреждения культуры» (pdf)
в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен только для работников культуры!


Материалы для cultmanager.ru готовят лучшие эксперты. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты.

Подтвердите ваш статус - регистрация займет одну минуту.

Получите в подарок журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» (pdf)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, бесплатные книги по  по управлению

учреждением культуры для Вас:



Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Справочник руководителя учреждения культуры»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для работников культуры
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.