Муниципальные учреждения дополнительного образования детей: на примере

180
Система дополнительного образования детей в муниципалитете, независимо от формы, занимается решением задач, направленных на обеспечение высокого качества ДО и его доступности для детей от пяти до восемнадцати лет

Дополнительное образование  является единственным видом образования, для которого не устанавливаются госстандарты. Оно представляет собой сферу, в которой возможен выбор оптимального варианта образования. Именно ДО обеспечивает развитие личности в соответствии с ее индивидуальными потребностями, интересами и способностями.

Особенности развития муниципальной системы дополнительного образования детей

Сегодня перед  государственными и муниципальными учреждениями ДОД стоит  задача, заключающаяся в модернизации и повышении качества услуг, а также обеспечении  благоприятных условий для всестороннего развития подрастающего поколения.

Согласно Указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» основой муниципальной системы ДОД выступает:

  1. сохранение и развитие инфраструктуры дополнительного образования;
  2. обеспечение его качества и доступности;
  3. увеличение обхвата  дополнительным образованием детей  5-18 лет.

На сегодняшний день ДО является одной из наиболее важных составляющих системы общего образования, которая объединяет в себе воспитание и обучение личности ребенка, а также развитие его творческого потенциала.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Образовательные услуги предоставляются такими государственными и муниципальными учреждениями ДОД, как студии, клубы, дворцы, дома и центры творчества, станции, школы и другие. Осуществляются они на основе  целого ряда принципов:

  • свободного выбора детьми образовательных учреждений;
  • разнообразия и преемственности дополнительных образовательных программ;
  • непрерывности дополнительного образования;
  • психолого-педагогической поддержки индивидуального развития ребенка и сохранении его физического и психического здоровья;
  • творческого сотрудничества педагогических работников и детей.

Пример деятельности муниципальных учреждений ДО

Ярким примером деятельности муниципальных учреждений ДОД является деятельность  образовательных организаций  Тамбовского района.

В контексте Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года в данном районе была разработана Концепция развития системы дополнительного образования на 2015-2020 годы.

Ее главная цель заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для удовлетворения потребностей личности в развитии, самоопределении  и самореализации.  Основным средством достижения этой  цели  выступает предоставление качественных и доступных услуг в данной образовательной сфере.

Система ДО в муниципалитете  действует в двух формах: сетевой и межведомственной. Сетевая направлена на обеспечение возможности освоения дополнительных общеобразовательных программ с помощью ресурсов общеобразовательных учреждений и организаций ДО.

Моделями сетевого взаимодействия данных муниципальных организаций являются:

  • «Школа-социокультурный комплекс»;
  • «Школа - учреждение дополнительного образования детей»;
  • «Школа агробизнес-образования»;
  • «Школа в режиме полного дня».

Реализацией программ дополнительного образования в Тамбовском районе занимается 4 организации ДОД, 3 дошкольных учреждения, 8 базовых школ и 23 филиала.

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

В качестве базового центра дополнительного образования выступает МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества». Выполняя роль основополагающей площадки для взаимодействия межведомственной и сетевой систем ДО, он занимается решением важных задач:

  • способствует повышению качества и обеспечению доступности дополнительного образования;
  • обеспечивает обмен практическим опытом и совместную реализацию социально значимых проектов с другими учреждениями;
  • способствует расширению возможностей для профессионального диалога между специалистами, работающими в учреждениях ДО;
  • объединяет образовательные ресурсы всех муниципальных образовательных учреждений с целью создания общего программно-методического пространства и других.

Основой содержания деятельности Центра является изучение образовательных потребностей детей и родителей всего района. Обновление системы ДО в данном муниципальном учреждении дополнительного образования детей происходит за счет его включения в инновационную деятельность, которая выполняет роль доминирующего показателя его качества.

На сегодняшний день в районе действует около двадцати инновационных и базовых площадок по различным направлениям ДОД, среди которых особое место занимают следующие:

  • «Создание инновационной среды образовательного учреждения по формированию художественно-эстетического образования в условиях межведомственного взаимодействия»;
  • «Создание инновационной среды образовательного учреждения по формированию художественно-эстетического образования в условиях межведомственного взаимодействия» и прочее.

Стоит отметить инновационную деятельность муниципального учреждения – школы агробизнес-образования, включающей как дошкольную подготовку, так и подготовку учащихся старшей ступени. Интеграция агробизнес-образования с элементами общего образования дает возможность выпускникам приобрести дополнительные компетенции путем получения рабочих профессий: «Мастер растениеводства» и «Тракторист».

ДОД в Тамбовском районе характеризуется высоким качеством и успешной реализацией образовательных программ. Такие успехи были достигнуты за счет создания оптимальных условий и наличия развитой инфраструктуры ДО. Сегодня здесь на базе образовательных учреждений  действуют:

  • Центры духовно-нравственного и патриотического воспитания и развития;
  • учебно-исследовательские лаборатории;
  • поисково-краеведческие клубы;
  • медиацентры;
  • центры инклюзивного образования и другие.

Подход к дополнительному образованию детей, который обеспечивается в означенных муниципальных учреждениях, дает возможность каждому ребенку с раннего возраста развиваться в соответствии с личными интересами, способностями, внутренним потенциалом.

Таким образом, решить проблему качественного ДОД можно только путем интеграции образовательного, методического и ресурсного потенциала всех субъектов муниципальной системы образования. Наиболее действенным способами ее осуществления являются:

  • охват одаренных детей;
  • взаимодействие общеобразовательных школ и учреждений ДО в процессе реализации инновационных технологий и дистанционных проектов;
  • создание виртуального методического кабинета и так далее.

Использование данных способов позволяет обеспечить мобильность системы муниципального дополнительного образования, доступность услуг и обновление программного содержания с учетом социального заказа.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×