Система дополнительного образования детей

175
Система дополнительного образования РФ имеет качества, благодаря которым она занимает приоритетное значение в общем образовании. Концепция дополнительного образования детей акцентирует внимание на ценностном статусе системы ДОД

Дополнительное образование детей является одной из важных частей системы общего образования. Его главная особенность заключается в том, что дети обучаются в соответствии с собственными интересами, наклонностями и личными целями.

Особенности системы дополнительного образования детей

Основная цель ДОД состоит в формировании гармонично развитой, полноценной личности, которая полностью реализовала свой профессиональный и творческий потенциал. Тот факт, что дополнительное образование не является принудительным, значительно превозносит его значение в глазах детей и их родителей.

Для достижение вышеозначенной цели необходимо решить целый ряд задач, которые заключаются в следующем:

  • развитии творческих способностей ребенка;
  • воспитании в нем высоких моральных качеств;
  • формировании различных коммуникативных качеств, в том числе и культуры общения;
  • профориентации ребенка с перспективой дальнейшего развития качеств, приобретенных в ходе дополнительного образования;
  • ограждение детей от негативного влияния социальной среды;
  • физическое развитие.

Учитывая цели и задачи ДОД, можно определить основные направления, которые имеют необычайную важность для гармонического развития личности.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

К таким направлениям относятся:

  • социально-педагогическое;
  • художественное;
  • техническое;
  • естественно-научное;
  • туристско-краеведческое;
  • физкультурно-спортивное.

Каждое из них способствует реализации поставленных целей и решению основных задач дополнительного образования детей. Реализация ДОД осуществляется в различных формах:

  1. факультативах;
  2. спортивных секциях;
  3. творческих кружках;
  4. студиях и так далее.

Система дополнительного образования детей обладает качествами, которые  на сегодняшний день имеют приоритетное значение в общем образовании. В первую очередь это касается свободного выбора деятельности, отвечающей интересам ребенка. Также к качествам ДОД стоит отнести возможность индивидуального развития и выбора оптимального варианта образования, организацию мотивирующего пространства и другие.

Большое значение имеет постоянное введение инноваций, которые касаются  как методов, форм и приемов обучения, так и деятельности школьников в целом. Непрерывный технический прогресс способствует появлению новых профессий, а это в свою очередь обязывает систему ДОД пребывать в постоянном развитии, чтобы удовлетворить возрастающие интересы детей.

Какая роль Концепции дополнительного образования

Несколько лет назад была принята Концепция развития дополнительного образования детей, являющаяся основой не только для модернизации ДОД, но и для изменения всей системы российского образования. Ее главное назначение заключается в способствовании общественному признанию ценностного статуса этого вида образования.

Также Концепция направлена на разъяснение общественным массам той миссии, которую выполняет ДОД в модернизации всей образовательной системы. И кроме всего прочего, она обеспечивает содействие реализации мер со стороны государства по отношению к сфере образования.

Этапы

Содержание работы

I этап

2014 — 2017 годы

  • Разработка плана мероприятий, касающихся реализации Концепции;
  • Создание механизмов ее реализации;
  • Внесение  изменений в государственную программу РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы, которая обеспечивает реализацию Концепции;
  • Внесение изменений в законодательство РФ, обеспечивающих предусмотренные Концепцией институциональные изменения;
  • Разработка и реализация в субъектах РФ пилотных проектов по основным направлениям Концепции;
  • Разработка  и реализация в субъектах РФ региональных программ программы развития дополнительного образования детей

II этап

2018 — 2020 годы

  • Продолжение выполнения плана мероприятий по реализации Концепции, региональных программ развития дополнительного образования детей;
  • Осуществление распространения результатов пилотных проектов, а также лучших практик реализации Концепции в субъектах РФ;
  • Модернизация инфраструктуры дополнительного образования

Данный документ носит стратегический характер и выполняет целый ряд различных функций, среди которых стоит выделить:

  • установление направлений и ценностных ориентиров дополнительного образования;
  • определение принципов отбора его технологий;
  • обозначение места ДОД в системе общего образования;
  • определение его роли в развитии человеческого потенциала России;
  • создание механизмов устойчивого развития  ДОД, выявление приоритетных направлений и многое другое.

Какие проблемы дополнительного образования

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Не секрет, что дополнительное образование должно отвечать требованиям сегодняшнего дня, то есть:

  • удовлетворять потребности как отдельной личности, так и общества в целом;
  • быть готовым к новым преобразованиям;
  • обладать высокой конкурентоспособностью.

В России существует огромное количество государственных и негосударственных организаций, предоставляющих услуги в сфере дополнительного образования. И стоит отметить, что буквально несколько лет назад такие услуги обеспечивались только в рамках учреждений ДО. Сегодня же, благодаря интенсивному развитию, данный вид образовательных услуг вышел далеко за стены привычных всем домов творчества, школ искусств и прочих подобных организаций.

В настоящее время услуги дополнительного образования  могут предоставляться музеями, общественными культурно-выставочными площадками, библиотеками, общественными организациями, детскими компьютерными студиями и другими. И это стоит отметить как один из положительных факторов, способствующий удовлетворению индивидуальных интересов, выявлению одаренных детей, организации работы с социально незащищенными категориями населения.

Однако факт акцентирования внимания Концепции на ценностном статусе ДО еще не означает, что внутри данной сферы отсутствуют какие-либо проблемы. Характеристики сегодняшней системы ДОД весьма привлекательны для обучающихся. Но вместе с тем,  не меньший интерес они вызывают и у некоторых субъектов, которые пытаются реализовать образовательные услуги без соблюдения необходимых правил. Или же выдать любую досуговую деятельность как дополнительное образование детей.

Также стоит отметить и другие, не менее важные проблемные зоны, например:

  • отсутствие технологичных методик управления;
  • недоступность ДО;
  • низкое качество данных услуг;
  • непроработанность показателей результативности и эффективности дополнительных общеобразовательных программ;
  • недостаток конкретно предметных областей образования: технического, естественно научного и других профилей;
  • устаревшую материально-техническую базу;
  • дефицит квалифицированных специалистов;
  • несоответствие инфраструктуры ДОД современным требованиям и многие другие.

Перечисленные проблемные зоны являются ярким свидетельством того, что на сегодняшний день дополнительное образование не обеспечивает стопроцентную реализацию своего потенциала в широкой палитре направлений деятельности.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль