Сценарий экскурсии в библиотеке для старших классов

1194
Библиотечная экскурсия является одним из методов групповой работы, носящей просветительский характер и способствующей формированию информационной культуры каждого пользователя

В центре внимания сотрудников библиотеки во время экскурсий должно быть не то, что исследуется или изучается, а тот, кто хочет узнать что-то новое, то есть – экскурсанты.  Экскурсионное мероприятие проводится именно для них. 

Поэтому расширение их кругозора, информационное просвещение, а также развитие и воспитания является главной целью библиотечной экскурсии.


Все нюансы эффективного контракта в учреждении культуры
Можно ли установить стимулирующие выплаты за возраст работников, чтобы поощрять молодежь
Можно ли установить требования к соискателям выше, чем в профстандарте

Об особенностях экскурсии в библиотеке

Занимаясь планированием данного мероприятия необходимо максимально учитывать уровень информированности и общей культуры экскурсантов.

Для этого в первую очередь стоит проконсультироваться   представителями каждой из групп и только после этого сосредоточить свое внимание на выборе правильных, ориентированных на коллективное восприятие элементах:

  • общедоступном уровне сложности демонстрируемого и объясняемого материала;
  • интонации и других.

Одной из особенностей библиотечной экскурсии является ее эффективное эмоциональное воздействие на посетителя, чему способствует наглядный характер мероприятия.

Ее основными задачами являются:

  1. максимальное удовлетворение интеллектуальной потребности экскурсантов;
  2. их посвящение в содержание и смысл библиотечного дела;
  3. предоставление максимальных возможностей приобщения к знаниям через библиотеку.

Планируя работу по данному направлению, необходимо  позаботиться о том, чтобы и план, и наглядные пособия, которые используются во время экскурсии, способствовали  серьезному ознакомлению с самим учреждением культуры, его структурными подразделениями, составом фондов, услугами и так далее.

Библиотечная экскурсия в первую очередь должна выступать в качестве способа изучения возможностей библиотеки как действующей социальной среды. Именно в этой среде экскурсанты могут почувствовать себя настоящими пользователями   и воспринять информацию, которую передает им экскурсовод.

Главное преимущество экскурсионного мероприятия состоит в том, что посетитель, желающий понять в чем суть библиотечных технологий, имеет возможность по-настоящему почувствовать и понять это, ознакомившись со сложным механизмом учреждения:

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Об экскурсиях в библиотеке для старшеклассников

Экскурсии по библиотеке делятся на несколько групп:

  1. в зависимости от содержания – комплексные и тематические;
  2. в зависимости от состава экскурсантов – детские, юношеские и взрослые;
  3. в зависимости от формы проведения – реальные и виртуальные.

Если говорить об экскурсиях по библиотеке для старшеклассников (сценарий которых можно найти и на нашем сайте), то стоит заметить, что в данном случае наибольшее внимание стоит уделить осуществлению дифференцированного подхода к образовательной подготовке.

Ведь юношеский возраст является однородным. В этот жизненный период разница в 2-3 года практически не  имеет значения.

В 16-18 лет молодежь еще не прониклась духом определенной профессии, она не имеет отточенных навыков, а ее отношение к окружающему миру находится на стадии становления.

Восприятие знаний данной аудиторией происходит широко и жадно, безотносительно к утилитарным соображениям. Разница в большей степени заключается именно в образовательном уровне.

Экскурсии для старшеклассников и студентов вызывают наибольший интерес  и имеют весомое значение. Объясняется это тем, что исторически подобные экскурсионные мероприятия сложились первыми, поэтому существует проверенная, хорошо отработанная методика их проведения.

Кроме того, практически каждому сотруднику библиотеки приходилось не раз проводить именно этот вид экскурсии.

Как известно, современные школьники  при подготовке к занятиям все больше пользуются интернет-ресурсами.

Однако, несмотря на это,  библиотеки как были, так и остаются настоящей сокровищницей знаний и мудрости, которые можно получить как при работе использовании книжного фонда, так и во время экскурсионных мероприятий.

Примерные названия познавательных экскурсий представлены в таблице:

Форма проведения

Название

Экскурсия-знакомство

 «Тихий шелест страниц слышим мы сквозь века»

Экскурсия-познание

«Библиотека – окно в мир знаний»

Экскурсия-приглашение

«Добро пожаловать в сокровищницу мудрости»

Медиа-экскурсия

«Библиотека в реале и виртуале»

Экскурсия-диалог

«Этот волшебный мир  книги»

Экскурсия-презентация

«На библиотечной волне»

Сценарий библиотечного урока-экскурсии

Тема. Информационные ресурсы общества: прошлое и настоящее

Цель урока: расширение знаний об истории создания основных источников информации; развитие интереса к получению новых знаний

                                                      Ход урока-экскурсии

Вступительное слово библиотекаря.

Ребята, мы рады приветствовать вас в нашей библиотеке. Сегодняшняя молодежь предпочитает больше работать в Интернете. Поэтому нам очень приятно видеть вас в нашем храме знаний и мудрости. Ведь библиотека  это  именно то место, где царит особая, присущая только ей, атмосфера. И сегодня вы сможете с головой окунуться в нее, узнать много интересного и полезного.

Во время нашей экскурсии вы узнаете интересные факты  о прошлом и настоящем различных информационных ресурсов. Я предлагаю вам пройти в читальный зал и познакомиться с полезной информацией.

(старшеклассники проходят в читальный зал, где оформлен уголок «Информационное бюро»)

Я хочу предоставить слово представителям нашего информационного бюро.

Выступление учащихся- информаторов.

Сегодня книги и другие источники информации тесно вошли в жизнь каждого человека и уже давно стали его постоянными спутниками. Если кто-то захочет узнать побольше всего интересного, в первую очередь ему стоит  обратиться в библиотеку и стать ее читателем. Сейчас это так просто. Каждому из нас наверное трудно представить, что когда-то когда книга была большой редкостью.

В “Толковом словаре” В. И. Даля дается следующее описание: “Книга – произведение печати в виде сброшюрованных, переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом”. Такой, какой мы видим ее сегодня, книга стала не сразу. За много столетий у нее было большое количество разновидностей и предшественников.

С давних времен человеческая память представляла собой единственное средство сохранения и передачи информации о событиях и людях. До того, как изобрести письменность,  люди хранили свои знания и законы не на книжных полках, а в своей памяти.

Путешественники рассказывают о древних племенах, где старейшины примерно один раз в год уводили подросших юношей в джунгли или в пустыню и там из уст в уста передавали им опыт племени, который должен быть ими усвоен.

Период «устной книги» в истории человечества занимает значительное место. Многие народы, прежде чем записать информацию, передавали ее от одного поколения к другому устно. Некоторые литературные произведения появились гораздо раньше, чем человек придумал письменность.

Древние певцы, которых называли сказателями, пели наизусть отрывки из литературных произведений. Первобытные сказители для запоминания больших текстов использовали ленточки или узелки. Это помогало им запоминать текст.

Каменные книги – являются одной из первых форм записи информации. Необходимость делиться между собою знаниями у древних людей привела к тому, что они стали делать небольшие рисунки на скалах, что получило название – каменные книги.  На рисунках изображалось именно то, что нужно сообщить - охота, военные походы, праздники.

Проходили века, люди совершенствовали передачу информации, появилось рисуночное письмо – пиктография.  До сих пор ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного человека, отражавшие его впечатления от окружающего мира, природы.

У кочевых племен было широко распространено узелковое письмо.  Для него требовалась толстая веревка и разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке шнурок особым способом. Сложная система узлов передавала содержание дипломатических речей и договоров. Чем ближе к началу веревки узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь.

Значение цветов:

  • желтый узел – золото;
  • белый узел – серебро или мир;
  • черный узел – смерть;
  • зеленый узел – хлеб;
  • если узел не окрашен – число.

Прочитать такое письмо было очень трудно. Ведь при его чтении требовалось обращать внимание на самые мелкие детали: толщину шнурка, способ вязания узла, размещение соседних узлов. Поэтому обучение чтению узелкового письма проходило по несколько лет. Со временем возникло более простое письмо – буквенное, появился алфавит. Сначала буквы писались на камне, а потом перешли на другие материалы.

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Продолжение экскурсии. Посещение выставки «Книги из прошлого»

Библиотекарь. Ребята, наша экскурсия продолжается. И мы переходим в другой зал, где вы можете ознакомиться с образцами древних книг.

(в следующем зале представлена выставка «Книги из прошлого», библиотекарь предлагает рассмотреть книги. При этом экскурсанты могут задавать интересующие их вопросы. Идет диалог между библиотекарем и учениками).

  • Просмотр учебного кинофильма «Из истории русской письменности».
  • Подведение итогов урока-экскурсии.
  • Рефлексия. «Неоконченное предложение»

- Во время библиотечной экскурсии …

- Больше всего мне понравилось …

- Раньше мы не знали, а теперь знаем …

- Мне бы хотелось …

Библиотекарь. Экскурсия наша подошла к концу. Думаю, что свое время вы потратили не напрасно. И очень надеюсь увидеть в нашей библиотеке много-много раз.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×