Мероприятия по краеведению в библиотеке

3718
Одним из направлений деятельности современной библиотеки является краеведческая работа.

Занимаясь краеведческой работой, библиотека привлекает внимание партнеров, а ее имидж значительно возрастает в глазах потребителей.

Базовые компоненты краеведческой работы библиотеки

название мероприятия по краеведению в библиотекеРаботая над созданием комфортной информационной среды по краеведению, в обязательном порядке нужно учитывать такие факторы, как особенности региона, наличие образовательных учреждений на его территории, а также библиотечный фонд.

Кроме этого, немаловажное значение имеет уровень подготовки персонала учреждения, информационные потребности и возрастные особенности посетителей.

Если говорить об идеальной модели данной информационной среды, то ее базовыми компонентами являются:

  • краеведческий фонд;
  • рекомендательную краеведческую картотеку для посетителей;
  • клуб или кружок по краеведению;
  • цикл информационных тематических выставок, включающий список литературы;
  • библиографическое ориентирование;
  • цикл лекций по истории и культуре населенного пункта;
  • библиографические обзоры;
  • тематические папки-досье;
  • стендовую информацию;
  • викторины и другие.

Проблемы комплектования книжного фонда по краеведению

Огромное значение для успешной краеведческой работы  имеет наличие хорошо укомплектованного библиотечного фонда на краеведческую тематику и развернутого справочно-библиографического аппарата.

Однако стоит заметить, что для многих библиотек комплектование краеведческого фонда  является проблематичным.

Как правило, данная проблема состоит в следующем:

Проблема Пути решения Плюсы и/или минусы решения

Отсутствие необходимых краеведческих изданий для детей

  1. Работники библиотеки используют информацию, предназначенную для взрослых.
Такая информация не всегда написана понятным и интересным для детей языком.
  1. Некоторые детские библиотеки работают над созданием рукописных изданий краеведческого характера. 

Трудоемко. Приобретение же книг и журналов, в которых представлена информация по краеведению, не представляется возможным из-за их высокой стоимости.

Поэтому детские библиотеки не имеют возможности пополнить ими свой фонд, что значительно снижает интерес к данным учреждениям культуры.

  1. Детские библиотеки организуют проведение книжных ярмарок продукции местных издательств. 

В результате таких мероприятий учреждениям удается наладить связи с новыми партнерами.

Благодаря этому, библиотечные фонды пополняются новыми книжными комплектами, а сами издания включают в свои планы издание необходимой краеведческой литературы для детской аудитории.

Использование информационных краеведческих ресурсов

Для обеспечения успешной краеведческой деятельности каждая детская библиотека в первую очередь использует традиционные информационные ресурсы краеведческого характера, которые разделяются на несколько видов:

  1. рекомендательные библиографические пособия, посвященные краю в целом;
  2. тематические издания;
  3. библиографические;
  4. персональные.

Тематические пособия

Огромным спросом среди читателей пользуются тематические пособия, к которым относятся:

  • памятки по творчеству известных людей;
  • буклеты о достопримечательностях;
  • путеводители по уголкам родного края;
  • книжные закладки и так далее.

Информационные стенды

Для ознакомления читателей с информацией библиографического характера чаще всего используют информационные стенды. На них могут быть представлены:

  • различные издания по краеведению;
  • списки литературы по той или иной теме;
  • списки литературы, которой недавно был пополнен книжный фонд.

Кроме этого, на стендах размещают:

  • рисунки юных художников;
  • детские сочинения;
  • информацию о проведении в библиотеке различных краеведческих мероприятий.

Картотека-дезидерат

Важной составляющей информационной среды, которая имеет большое значение как для читателей, так и для работников библиотеки, является картотека-дезидерат.

Она представляет собой картотеку изданий, которых нет в наличии в данном учреждении, но они есть в фонде других библиотек.

  • Такая картотека  используется в качестве источника информации, необходимого для того, чтобы докомплектовать библиотечный фонд.
  • Также ее можно использовать с целью информирования читателей об изданиях, которые могут быть им необходимы.

Выставки по краеведению в библиотеке

Немаловажную роль играют и такие средства краеведческого фонда, как:

  • книжные экспозиции;
  • электронные выставки;
  • презентации;
  • тематические просмотры и другие.

В случае, если библиотечный фонд  насчитывает «скромное» число единиц, уместной является организация выставки-премьеры или выставки-презентации одной книги.  

Проект библиотечного обслуживания пожилых людей

Проект библиотечного обслуживания пожилых людей
посмотреть/скачать>>

При выборе книги стоит учесть интерес, который проявляют к ней различные группы посетителей, а также ее внешнее оформление и содержание.

Большое значение при организации выставки имеет ее название.

Лучше всего, если оно будет емким и неординарным, например, «Незаслуженно забытые книги», «Твой след», «Следуйте за мной», «Знаменитые тезки»  и другие.

Изучении запросов читателей и соответствие краеведческого фонда

Чтобы тема вызывала интерес читателей, работникам библиотеки необходимо:

  1. регулярно изучать запросы читателей;
  2. анализировать, насколько краеведческий фонд учреждения соответствует этим запросам.

Получение данных о потребностях различных целевых аудиторий в краеведческой литературе и получении дополнительных знаний в ходе библиотечных мероприятий способствуют обоснованно спланировать работу по краеведению.

Поэтому в первую очередь необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  1. какая информация о своем крае интересует читателей;
  2. что бы они хотели узнать о его растительном и животном мире;
  3. имеют ли они понятие о народных промыслах родного края;
  4. что им известно о памятных местах и прочее.

Примером может стать следующие анкеты.

Анкетирование читателей

Номер анкеты Содержание анкеты
  1. Интересна ли тебе история   населенного пункта, области, края?
  2. Кто или что помогает тебе получить знания о родном крае? 

(отметь нужный вариант)

  • школа, учителя
  • книги, библиотека                                 
  • друзья
  • родители
  • радио, телевидение, интернет
  • свой вариант
  1. Какое историческое событие родного края интересует тебя больше всего?
  2. О ком из земляков тебе хотелось  бы узнать как можно больше?
  3. Какие краеведческие мероприятия, проведённые библиотекой тебе понравились и запомнились?
  1. Интересуют ли тебя книги по экологии или истории родного края?
  2. Какие книги тебе хотелось бы видеть в нашей библиотеке?
  3. Какие краеведческие книги тебе приходилось читать?
  4. Какие факты в истории родного края вызывают особый интерес и заставляют тебя задуматься?
  5. С какой целью ты интересуешься литературой по краеведению?
  6. Какая из книжных выставок на краеведческую тематику  тебе понравилась больше всего?
  1. Что тебе известно об истории создания памятника или достопримечательности родного края?
  2. Какие на твой взгляд здания, памятники или другие достопримечательности в нашем населенном пункте являются уникальными?
  3. Существует ли в нашем городе место или уголок, в  котором бы тебе хотелось бывать чаще всего?
  4. Известны ли тебе легенды нашего края?
  5. Что или кто побуждает тебя заняться изучением истории родного края?
  6. Считаешь ли ты, что изучение  истории родного края является обязательным для каждого человека?

Способы развития интереса к краеведческой литературе

Развитие интереса к литературе краеведческого характера – дело непростое, имеющее свои особенности.

Тип аудитории Мероприятия
Дети дошкольного возраста

Дошкольники больше всего любят рассматривать картинки в книгах о родном крае, а также слушать чтение вслух.

Поэтому при работе с данной целевой аудиторией стоит уделить особое внимание таким мероприятиям, как:

  • громкие чтения сказок и других литературных произведений краеведческого характера;
  • беседы на литературные и исторические темы с демонстрацией иллюстративного материала;
  • просмотры слайдов и видеофильмов и прочее.
Дети младшего школьного возраста

проявляют интерес к научно-познавательной литературе.  Изучая такие предметы, как «Чтение», «Природоведение» или «Изобразительное искусство», ученики младших классов получают первоначальные знания  по краеведению.

Развивать эти знания помогают библиотеки.

Для этого проводятся различные мероприятия, в которых школьники, как правило, принимают активное участие, например:

  • игры-путешествия;
  • краеведческие викторины;
  • дни краеведческой сказки;
  • творческие конкурсы, посвящённые истории родного края;
  • краеведческие чтения и прочее.

В процессе проведения мероприятий по краеведению в библиотеке у ребят развивается межличностное читательское общение, что является очень важным для детей читателей такого возраста.

Подростки

Для них главной формой общения являются игровые формы. Краеведческая игра имеет обучающий характер. Она имитирует:

  • познавательную ситуацию;
  • создает положительную установку;
  • способствует активному творчеству.

Участие подростков в таких играх способствует:

  • получению дополнительных знаний;
  • расширению кругозора;
  • помогает им раскрыть свой творческий потенциал;
  • познать самого себя.

Читайте бесплатно в системе Культура:

Визуальный ряд очень важен как для дошкольников, так и детей младшего школьного возраста. Поскольку это помогает им легче воспринимать и запоминать предоставленную информацию, библиотекарям нужно сопровождать свой рассказ:

  • демонстрацией фотографий;
  • открыток;
  • иллюстраций;
  • рисунков.

Особенности проведения краеведческой игры

название мероприятия по краеведению в библиотекеКраеведческая игра является одним из способов пробуждения у подрастающего поколения интереса к истории и культуре родного края. Ее подготовка и проведение имеет свои особенности.

С самого начала необходимо выбрать произведение краеведческого характера, которое будет использоваться в качестве справочного издания и настольной книги. В случае отсутствия подходящего издания, можно подобрать другой материал, сочетающийся с краеведческой тематикой, идеей и содержанием.

В обязательном порядке при подготовке игры нужно учитывать возраст целевой аудитории. Как правило, наиболее активными участниками игры, являются дети от семи до тринадцати лет. Они не только любят участвовать в игре, но и самостоятельно к ней готовиться.

Что касается подростков старше 13 лет, то они чаще всего предпочитают смотреть, как играют другие. Также необходимо уделить внимание  и таким характеристикам, как уровень общей подготовки школьников и знание краеведческого материала.

Игра «Путешествие по родному краю»

Ярким примером является игра «Путешествие по родному краю», которая пользуется среди школьников большой популярностью.

Проводится данная игра в несколько этапов:

  1. Первый этап
 Выбор темы и разработка маршрута путешествия.
  1. Второй этап
Предоставление библиотекой необходимой литературы, привлечение участников игры, проведение информационных мероприятий – викторин, конкурсов, обзоров, составление планов чтения.
  1. Третий этап
Организация выступления участников игры со своими рассказами о путешествии, книжных или фотовыставок и так далее.

Названия мероприятий по краеведению в библиотеке

Работа библиотеки по краеведческому направлению включает в себя проведение различных мероприятий, формы и названия которых представлены в таблице:

Форма проведения

Название

  1. Краеведческий вечер-познание

«Город …. : люди, события, факты»

  1. Игра-путешествие в историю родного края

«Люби и знай родной свой край»

  1. Литературно -краеведческий час

 «Дорогой сердцу уголок»

  1. День писателей области

«Литературная жизнь нашего края»

  1. Цикл исторических бесед

«На перекрестке двух столетий»

  1. День поэзии

«Стихи о малой родине»

  1. Устный журнал

«Страницы казачьей славы»

  1. Краеведческий конкурс

«Таланты родной земли»

  1. Час занимательной экологии

«Загадки природы родного края»

  1. Краеведческое «рандеву»

«Эти встречи нам дарованы судьбой»

  1. Виртуальное путешествие

«Дорогами родной земли»

  1. Вечер отдыха

«Играй, гармонь!»

  1. Беседа-диалог

«Как дорог мне мой край родной»

  1. Видеосалон

«Гордость нашего края»

  1. Час краеведения

«Здесь я живу»

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×